Психология
2004. Том 1. № 3. С. 65–82
Противодействие обучению конкурента и «троянское» обучение в экономическом поведении
Аннотация
В практике обучения наряду с помощью и кооперацией имеет место также и нечестное соперничество: помехи чужому обучению, использование ситуа¬ций обучения для нанесения ущерба. Удар по способности учиться, по процес¬сам овладения новыми видами деятельности является одним из наиболее эффективных, чтобы сделать конкурента несостоятельным в меняющемся мире. С точки зрения экономики, построенной на знаниях, противодействие обучению конкурента или же обучение его тому, что для него невыгодно,— это закономерная работа по снижению роста данного вида человеческого капитала (потенциала) у соперника. В статье представлены теоретические подходы к данной проблеме и результаты ее эмпирических исследований
Общая информация
Рубрика издания: Специальная тема выпуска
Для цитаты: Поддьяков А.Н. Противодействие обучению конкурента и «троянское» обучение в экономическом поведении // Психология. 2004. Том 1. № 3. С. 65–82.
Литература
- Агеев В.С. Психология межгрупповых отношений. М.: Изд-во МГУ, 1983.
- Анцыферова Л.И. Способность личности к преодолению деформаций своего развития // Психол. журн. 1999. № 1. С. 6–19.
- Беккер Г. Человеческое поведение: экономический подход. М.: ГУ-ВШЭ, 2003.
- Белянин А. Дэниел Канеман и Вернон Смит: экономический анализ человеческого поведения (Нобелевская премия за чувство реальности) // Вопр. эконом. 2003. № 1. С. 4–23.
- Булгакова Н. Каждому по способностям. Интервью с В.Д. Шадриковым // Поиск. 2001. № 45 (651). 9 ноября. С. 10.
- Булгакова Н. Деформации и реформы // Поиск. 2004. № 15 (777). 16 апреля. С. 5.
- Вуколова П.М. Помощь и противодействие в обучении как психолого-педагогическая проблема: Дипломная работа. М.: Ф-т психологии МГУ, 2000.
- Климов Е.А. О предполагаемых путях развития психологического образования в стране // Развивающаяся психология — основа гуманизации образования: Материалы I Всероссийской научно-методической конференции. Москва, 19–21 марта 1998 г. Т. 2. С. 8–14.
- Коновалова И., Коновалов Б. Все на продажу // Вечерняя Москва. 1998. № 28 (22313). 5 февраля. С. 6.
- Кузьминов Я.И. Доклад на V Международной научной конференции «Конкурентоспособность и модернизация экономики». Москва, ГУ ВШЭ. 6–8 апреля 2004 г.
- Лефевр В.А. Конфликтующие структуры. М.: Ин-т психологии РАН, 2000. Электр. версия: [WWW Document] URL http://www.procept.ru/biblio/lefevr_con-flict_structure.htm.
- Любимов Л.Л. Выступление перед студентами и преподавателями факультета
- психологии Государственного университета — Высшей школы экономики. М., 17 сентября 2003 г.
- Малюк А. А., Погожин Н. С., Толстой А. И. Обучение вопросам компьютерной безопасности специалистов-профессионалов и персонала, связанного с противодействием компьютерным атакам. Доклад на российско-американском семинаре по проблемам компьютерного терроризма. 18 марта 2003 г., Президиум РАН, Москва. [WWW Document] URL http:// www.crypto-graphy.ru/db/msg.html?mid= 1169316.
- Михайлов Ф.Т. Аксиомы педагогики // Филос. исслед. 1998. № 4. С. 5–39.
- Набоков В.В. Собрание сочинений американского периода. В 5 т. СПб.: Симпозиум, 1999. Т. 5.
- Нартова-Бочавер С.К. «Coping beha-vior» в системе понятий психологии личности // Психол. журн. 1997. Т. 18. № 5. С. 20–30.
- Новиков А.М. Российское образование: парадоксы наследия, векторы развития. М.: Эгвес,2000.
- Поддьяков А.Н. Педагогика сотрудничества и педагогика противодействия // Психол. наука и образование. 1998. № 3–4. С. 5–12. Электр. версия: http://psye-du.ru/view.php?id=229.
- Поддьяков А.Н. Исследовательское поведение: стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт. М.: Ф-т психологии МГУ, 2000. Электр. версия: http://www.researcher.ru/methodics.
- Поддьяков А.Н. Ориентировочная и дезориентирующая основы деятельности: иерархии целей обучения в конфликтующих системах // Вопр. психол. 2002. № 5. С. 79–89.
- Поддьяков А.Н. Противодействие обучению и развитию другого субъекта // Психол. журн. 2004. № 3. С. 61–70.
- Подласый И.П. Педагогика. Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. М.: ВЛАДОС, 2000.
- Радаев В.В. Социология рынков: к формированию нового направления. М.: ГУ ВШЭ, 2000.
- Субботин Е. В. Оценочные суждения // Когнитивная психология / Под ред. В.Н. Дружинина, Д.В. Ушакова. М.: ПЕР СЭ, 2002. С. 315–332.
- Тавобов А. Царский стрелец // Вечерняя Москва,2001. № 243 (23314). 27 декабря. С. 1.
- Фельдштейн Д.И. Приоритетные направления развития психологических исследований в области образования и самообразования современного человека // Вопр. психол. 2003. № 6. С. 7–16.
- Юдкевич М.М., Подколзина Е.А., Рябинина А.Ю. Основы теории контрактов: модели и задачи. М.: ГУ ВШЭ, 2002.
- Юридический казус // Поиск. 2000. № 44 (598). 3 ноября. С. 12.
- Compas B.E. An agenda for coping research and theory: basic and applied developmental issues // Intern. J. of behav. devel. 1998. V. 22 (2). P. 231–237.
- Jonas E., Frey D. Information search and presentation in advisorclient interactions // Organizational Behav. and Human Decision Processes. 2003. 91 (2). P. 154–168.
- Poddiakov A. N. Counteraction as a crucial factor of learning, education and development: opposition to help // Forum: Qualitative Social Research / Forum: Qualitative Social Research [On-line Journal]. 2001. V. 2(3). http://www.qualitativere-search.net/fqs-texte/3–01/3–01poddia-kove.htm.
- Poddiakov A. N. The space of responsibility of cultural psychology. Review essay on the book: Benson, C. The cultural psychology of self: place, morality and art in human worlds. London and New York: Routledge, Taylor and Francis Group, 2001 // Culture and psychology. 2002. 8(3). P. 327–336.
- Poddiakov A.N. The philosophy of education: the problem of counteraction // J. of Russian and East European Psychol. 2003. 41(6). P. 37–52.
- Scharmer C. O. Every institution is a living system. Conversation with Arie de Geus. L., 1999 / September 22. [WWW Document] URL http://www.dialogonleadership.org/ deGeus-1999.html.
- Tversky A., Kahneman D. Judgment of and by representativeness // Kahneman D., Slovic P., Tversky A. (eds.) Judgment under Uncertainty: Heursitics and Biases. N. Y.: Cambridge University Press, 1982.
- Valsiner J. Culture and human development. L.: Sage, 2000
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 1156
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 3