Противодействие обучению конкурента и «троянское» обучение в экономическом поведении

Аннотация

В практике обучения наряду с помощью и кооперацией имеет место также и нечестное соперничество: помехи чужому обучению, использование ситуа¬ций обучения для нанесения ущерба. Удар по способности учиться, по процес¬сам овладения новыми видами деятельности является одним из наиболее эффективных, чтобы сделать конкурента несостоятельным в меняющемся мире. С точки зрения экономики, построенной на знаниях, противодействие обучению конкурента или же обучение его тому, что для него невыгодно,— это закономерная работа по снижению роста данного вида человеческого капитала (потенциала) у соперника. В статье представлены теоретические подходы к данной проблеме и результаты ее эмпирических исследований

Общая информация

Рубрика издания: Специальная тема выпуска

Для цитаты: Поддьяков А.Н. Противодействие обучению конкурента и «троянское» обучение в экономическом поведении // Психология. 2004. Том 1. № 3. С. 65–82.

Литература

  1. Агеев В.С. Психология межгрупповых отношений. М.: Изд-во МГУ, 1983.
  2. Анцыферова Л.И. Способность личности к преодолению деформаций своего разви­тия // Психол. журн. 1999. № 1. С. 6–19.
  3. Беккер Г. Человеческое поведение: эко­номический подход. М.: ГУ-ВШЭ, 2003.
  4. Белянин А. Дэниел Канеман и Вернон Смит: экономический анализ человече­ского поведения (Нобелевская премия за чувство реальности) // Вопр. эконом. 2003. № 1. С. 4–23.
  5. Булгакова Н. Каждому по способно­стям. Интервью с В.Д. Шадриковым // Поиск. 2001. № 45 (651). 9 ноября. С. 10.
  6. Булгакова Н. Деформации и реформы // Поиск. 2004. № 15 (777). 16 апреля. С. 5.
  7. Вуколова П.М. Помощь и противодей­ствие в обучении как психолого-педагоги­ческая проблема: Дипломная работа. М.: Ф-т психологии МГУ, 2000.
  8. Климов Е.А. О предполагаемых путях развития психологического образования в стране // Развивающаяся психология — основа гуманизации образования: Материалы I Всероссийской научно-мето­дической конференции. Москва, 19–21 марта 1998 г. Т. 2. С. 8–14.
  9. Коновалова И., Коновалов Б. Все на про­дажу // Вечерняя Москва. 1998. № 28 (22313). 5 февраля. С. 6.
  10. Кузьминов Я.И. Доклад на V Между­народной научной конференции «Конку­рентоспособность и модернизация эко­номики». Москва, ГУ ВШЭ. 6–8 апреля 2004 г.
  11. Лефевр В.А. Конфликтующие струк­туры. М.: Ин-т психологии РАН, 2000. Электр. версия: [WWW Document] URL http://www.procept.ru/biblio/lefevr_con-flict_structure.htm.
  12. Любимов Л.Л. Выступление перед сту­дентами и преподавателями факультета
  13. психологии Государственного универси­тета — Высшей школы экономики. М., 17 сентября 2003 г.
  14. Малюк А. А., Погожин Н. С., Толс­той А. И. Обучение вопросам компьютер­ной безопасности специалистов-профессио­налов и персонала, связанного с противодействием компьютерным атакам. Доклад на российско-американском семина­ре по проблемам компьютерного террориз­ма. 18 марта 2003 г., Президиум РАН, Москва. [WWW Document] URL http:// www.crypto-graphy.ru/db/msg.html?mid= 1169316.
  15. Михайлов Ф.Т. Аксиомы педагогики // Филос. исслед. 1998. № 4. С. 5–39.
  16. Набоков В.В. Собрание сочинений аме­риканского периода. В 5 т. СПб.: Симпозиум, 1999. Т. 5.
  17. Нартова-Бочавер С.К. «Coping beha-vior» в системе понятий психологии лич­ности // Психол. журн. 1997. Т. 18. № 5. С. 20–30.
  18. Новиков А.М. Российское образова­ние: парадоксы наследия, векторы разви­тия. М.: Эгвес,2000.
  19. Поддьяков А.Н. Педагогика сотрудни­чества и педагогика противодействия // Психол. наука и образование. 1998. № 3–4. С. 5–12. Электр. версия: http://psye-du.ru/view.php?id=229.
  20. Поддьяков А.Н. Исследовательское поведение: стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт. М.: Ф-т психологии МГУ, 2000. Электр. версия: http://www.researcher.ru/methodics.
  21. Поддьяков А.Н. Ориентировочная и дезориентирующая основы деятельности: иерархии целей обучения в конфликтую­щих системах // Вопр. психол. 2002. № 5. С. 79–89.
  22. Поддьяков А.Н. Противодействие обучению и развитию другого субъекта // Психол. журн. 2004. № 3. С. 61–70.
  23. Подласый И.П. Педагогика. Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. М.: ВЛАДОС, 2000.
  24. Радаев В.В. Социология рынков: к фор­мированию нового направления. М.: ГУ ВШЭ, 2000.
  25. Субботин Е. В. Оценочные суждения // Когнитивная психология / Под ред. В.Н. Дружинина, Д.В. Ушакова. М.: ПЕР СЭ, 2002. С. 315–332.
  26. Тавобов А. Царский стрелец // Вечерняя Москва,2001. № 243 (23314). 27 декабря. С. 1.
  27. Фельдштейн Д.И. Приоритетные направления развития психологических исследований в области образования и самообразования современного человека // Вопр. психол. 2003. № 6. С. 7–16.
  28. Юдкевич М.М., Подколзина Е.А., Рябинина А.Ю. Основы теории контрак­тов: модели и задачи. М.: ГУ ВШЭ, 2002.
  29. Юридический казус // Поиск. 2000. № 44 (598). 3 ноября. С. 12.
  30. Compas B.E. An agenda for coping res­earch and theory: basic and applied develop­mental issues // Intern. J. of behav. devel. 1998. V. 22 (2). P. 231–237.
  31. Jonas E., Frey D. Information search and presentation in advisorclient interactions // Organizational Behav. and Human Decision Processes. 2003. 91 (2). P. 154–168.
  32. Poddiakov A. N. Counteraction as a cru­cial factor of learning, education and deve­lopment: opposition to help // Forum: Qualitative Social Research / Forum: Qualitative Social Research [On-line Journal]. 2001. V. 2(3). http://www.qualitativere-search.net/fqs-texte/3–01/3–01poddia-kove.htm.
  33. Poddiakov A. N. The space of responsi­bility of cultural psychology. Review essay on the book: Benson, C. The cultural psycholo­gy of self: place, morality and art in human worlds. London and New York: Routledge, Taylor and Francis Group, 2001 // Culture and psychology. 2002. 8(3). P. 327–336.
  34. Poddiakov A.N. The philosophy of edu­cation: the problem of counteraction // J. of Russian and East European Psychol. 2003. 41(6). P. 37–52.
  35. Scharmer C. O. Every institution is a li­ving system. Conversation with Arie de Geus. L., 1999 / September 22. [WWW Document] URL http://www.dialogonleadership.org/ deGeus-1999.html.
  36. Tversky A., Kahneman D. Judgment of and by representativeness // Kahneman D., Slovic P., Tversky A. (eds.) Judgment under Uncertainty: Heursitics and Biases. N. Y.: Cambridge University Press, 1982.
  37. Valsiner J. Culture and human develop­ment. L.: Sage, 2000

Информация об авторах

Поддьяков Александр Николаевич, доктор психологических наук, профессор факультета психологии, ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (ФГАОУ ВО НИУ ВШЭ), Член Международного общества исследований развития поведения (ISSBD), Член редколлегий журналов: «Психология. Журнал Высшей школы экономики», «Исследователь/Researcher», «Culture and psychology», «Mathematical thinking and learning», «International journal of idiographic science», Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-6793-9985, e-mail: alpod@gol.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1156
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 3