Феноменология рефлексии и ее изучение в современной зарубежной психологии

Аннотация

Одной из современных областей зарубежной психологии является изучение рефлексии. Поскольку результаты большинства исследований феноменологии и механизмов рефлексии публикуются в англо-язычной научной литературе, то в данной обзорно-аналитической статье выделяются и характеризуются основные направления англо-американских изысканий в области психологии рефлексии. При этом впервые анализируется этимологическая пропедевтика и характер взаимодействия отечественных и зарубежных исследований рефлексии, а также характеризуется их сходство и различие в предмете и методах ее теоретико-экспериментального изучения.

Общая информация

Ключевые слова: рефлексия, феноменология, современная психология

Рубрика издания: Специальная тема выпуска

Для цитаты: Семенов И.Н., Дударева В.Ю. Феноменология рефлексии и ее изучение в современной зарубежной психологии // Психология. 2008. Том 5. № 1. С. 101–120.

Литература

  1. Алексеев Н.Г. Проектный подход к формированию рефлексивного мышления в образовании и управлении // Рефлексивно-организационные проблемы формирования мышления и личности в образовании и управлении / Под ред. И.Н. Семенова, Т.Г. Болдиной. М.: ИРПТиГО МАГО, 2003.
  2. Алексеев Н.Г., Зарецкий В.К., Семе$ нов И.Н. Когнитивизм как общепсихологическая концепция познавательных процессов и научения // Вопросы психологии. 1979. № 2. С. 164-169.
  3. Аникина В.Г., Коваль Н.А., Семенов И.Н. Исследование экзистенциальной рефлексии в проблемно-конфликтных ситуациях. Тамбов: Изд-во ТГУ, 2002.
  4. Выготский Л.С. Собр. соч. В 6 т. М.: Педагогика, 1984. Т. 4.
  5. Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении. М.: Педагогическое общество России, 2000.
    Дёрнер Д. Логика неудачи. Стратегическое мышление в сложных ситуациях. М.: Смысл, 1997.
  6. Джемс У. Психология. СПб., 1911.
  7. Дьюи Д. Психология и педагогика мышления. СПб., 1916.
  8. Кайдановская И.А. Экспериментально-генетический анализ осознания в трудах Ж. Пиаже // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. 1984. № 3. С. 36-40.
  9. Карпов А.В. Рефлексивность как психическое свойство и методика ее диагностики // Психологический журнал. 2003. Tом 24. № 5. C. 45-57.
  10. Карпов А.В. Психология рефлексивных механизмов деятельности. М.: Изд-во ИП РАН, 2004.
  11. Карпов А.В., Скитяева И.М. Психология рефлексии. М.-Ярославль: Аверс Пресс, 2004.
  12. Лазарев Н. Феноменология сознания. Сочи: НОЦ РАО, 2004.
  13. Пономарев Я.А., Семенов И.Н. и др. Исследование проблем психологии творчества. М.: Наука, 1983.
  14. Пономарев Я.А., Семенов И.Н., Степанов С.Ю. Рефлексия в развитии творческого мышления // Психологический журнал. 1986. № 6. С. 158-159.
  15. Романова И.А. Основные направления исследования самопонимания в зарубежной психологии // Психологический журнал. 2001. № 1. С. 102-112.
  16. Лефевр В.А. Рефлексия. М.: Когито-Центр, 2003.
  17. Семенов И.Н. Вюрцбургская школа. Душа. Кюльпе Освальд // Большая советская энциклопедия. М.: СЭ, 1972-1973.
  18. Семенов И.Н. Проблемы психологии рефлексии в научном творчестве С.Л. Рубинштейна // Психологический журнал. 1989. Т. 10. № 4. С. 67-74.
  19. Семенов И.Н. Тенденции развития психологии мышления, рефлексии и по. знавательной активности. М.-Воронеж: МПСИ, 2000.
  20. Семенов И.Н. Концепция Н.Г. Алексеева на фоне развития рефлексивно-методологического подхода // Кентавр. Альманах. 2004. № 34. С. 35-38.
  21. Семенов И.Н. Роль творческой индивидуальности В.А. Лефевра в научном познании и становлении рефлексивной психологии // Рефлексивные процессы и управление. 2006. № 1. С. 44-49.
  22. Семенов И.Н. Развитие проблематики рефлексии и ее изучение на факультете психологии Высшей школы экономики // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2007. Т. 4. № 3. С. 108-126.
  23. Семенов И.Н. Этимология рефлексии // Рефлексивные процессы и управление. 2004. Т. 4. № 2. С. 72-77.
  24. Сергиенко Е.А. Раннее когнитивное развитие: Новый взгляд. М.: Изд-во ИП РАН, 2006.
  25. Тульвисте Т. Происхождение рефлексии в мышлении: обзор исследований по детской и межкультурной психологии. Тарту: ТГУ, 1984.
  26. Халперн Д. Психология критического мышления. М.-Харьков-Минск: Питер, 2000.
  27. Хант Г. О природе сознания: с когни. тивной, феноменологической и трансперсональной точек зрения. М.: Институт трансперсональной психологии, 2004.
  28. Шадриков В.Д. Ментальное развитие человека. М.: Аспект-пресс, 2007.
  29. Щедровицкий Г.П. Мышление. Понимание. Рефлексия. М.: Наследие ММК, 2006.
  30. Эмбри Л. Рефлексивный анализ. Первоначальное введение в феноменологию. М.: Три квадрата, 2005.
  31. Allen J.R., Bennett S., Kearns L. Psychological mindedness: A neglected developmental line in permissions to think // Transactional Analysis Journal. 2004. 34 (1). 3-9.
  32. Astington J.W. Theory of mind, Humpty Dumpty, and the icebox // Human Development. 1998. 41. 30-39.
  33. Bargh J.A., Chartrand T.L. Nonconscious motivations: their activation, operation, and consequences // A. Tesser, D.A. Stapel, J.V. Wood (eds.). Self and Motivation: Emerging psychological perspectives. American psychological association, Washington, DC, 2002. Р. 13-41
  34. Bargh J.A. Bypassing the will: toward demystifying the nonconscious control of social behavior // R.R. Hassin, J.S. Ule. man, J.A. Bargh (eds.). The New Uncon. scious. Oxford university press, New York, 2005. P. 37-60.
  35. Beitel M., Ferrer E., Cecero J.J. Psychological mindedness and awareness of self and others // Journal of Clinical Psychology. 2005. 61 (6). 739-750.
  36. Beitel M., Ferrer E., Cecero J.J. Psychological mindedness and cognitive style // Journal of Clinical Psychology. 2004. 60 (6). 567-582.
  37. Boroto D.R. The development of an expectancy measure of psychological mindedness // DissertationьAbstractsьInternational. 1972. 33 (6-B). 2803-2804.
  38. Boylan M.B. Psychological mindedness as a predictor of treatment outcome with depressed adolescents // Dissertation Abstracts International: Section B: The Sciences and Engineering. 2006. 67 (6-B). 3479.
  39. Brown A.L. Knowing when, where, and how to remember: A problem of metacognition // R. Glaser (ed.). Advances in instructional psychology. 1978. 1.
  40. Conte H.R., Ratto R. Self-report measures of psychological mindedness // W.E. Piper, M. McCallum (eds.). Psychological mindedness: A contemporary understand. ing. Mahwah, NJ, US: Lawrence Erlbaum Associates Publishers, 1997. P. 105-131
  41. Estes D. Young children's awareness of their mental activity: The case of mental rotation // Child Development. 1998. 69. №5. 1345-1360.
  42. Farber B.A. Psychological mindedness in psychotherapists // V. Golden, W.E. Piper, M. McCallum (eds.). Psychological mindedness: A contemporary understanding. Mahwah, NJ, US: Lawrence Erlbaum Associates Publishers, 1997. P. 211-235.
  43. Farber B.A. Psychological mindedness: Can there be too much of a good thing? // Psychotherapy: Theory, Research, Practice, Training, 1989. 26 (2). 210-217.
  44. Fenigstein A. Self-consciousness and its relation to psychological mindedness // W.E. Piper, M. McCallum (eds.). Psychological mindedness: A contemporary understanding. Mahwah, NJ, US: Lawrence Erlbaum Associates Publishers, 1997. P. 105-131.
  45. Flavell J.H. Metacognition and cognitive monitoring: a new area of cognitive developmental inquiry // American Psychologist. 1979. 34. 906-911.
  46. Flavell J.H. Development of childern's knowledge about the mental world // International Journal of Behavioral Development. 2000. 24 (1). 15-23.
  47. Flavell J.H., Green F.L., Flavell E.R. The development of children's knowledge about attentional focus // Developmental Psychology. 1995. 31. 706-712.
  48. Grant A.M. Rethinking psychological mindedness: Metacognition, self-reflection, and insight // Behaviour Change. 2001. 18 (1). 8-17.
  49. Hall J.A. Psychological mindedness: A conceptual model // American Journal of Psychotherapy. 1992. 46 (1). 131-140.
  50. Hassin R.R. Nonconscious control and implicit working memory // R.R. Hassin, J.S. Uleman, J.A. Bargh (eds.). The New Unconscious. Oxford university press, New York, 2005. P. 196-224.
  51. Hua W., Beitel M., Schuman-Olivier Z., Barry D. Psychometric properties of a Chinese version of the Psychological Mindedness Scale // Journal of the American Psychoanalytic Association. 2007. 55 (1). 300-305.
  52. Huebner D.A. Assessing psychological mindedness: The T.A.T. self-interpretation technique // Dissertation Abstracts International. 1988. 48 (11-B). 3416.
  53. Journal of Social and Biological Structures. Academic Press, England. 1987. 10.
  54. Joyce A.S., McCallum M. Assessing patient capacities for therapy: Psychological mindedness and quality of object relations // D.P. Charman (ed.). Core processes in brief psychodynamic psychotherapy: Advancing effective practice. Mahwah, NJ, US: Lawrence Erlbaum Associates Publishers, 2004. P. 69-100.
  55. Kihlstrom J.F. The cognitive unconscious // Science. 1987. 237. 1445-1452.
  56. Kolchakian M.R. Therapist predictors of the ability to perform helping skills // Dissertation Abstracts International: Section B: The Sciences and Engineering, 2004. 64 (11-B). 5788.
  57. Langer E.J. Rethinking the role of thought in social interaction // J.H. Harvey, W.J. Ickes, R.F. Kidd (eds.). New directions in attribution research. Hillsdale, N.J.: Erlbaum, 1978. 2. 36-58.
  58. Leslie A.M. Pretense and representation: The origins of «theory of mind» // Psychological Review. 1987. 94. 412-426.
  59. Malle B.F. Folk theory of mind: conceptual foundations of human social cognition // R.R. Hassin, J.S. Uleman, J.A. Bargh (eds.). The New Unconscious. Oxford university press, New York, 2005. P. 225-255.
  60. Moses L.J., Chandler M.J. Traveler's guide to children's theories of mind // Psychological Inquiry. 1992. 3. 3. 286-301.
  61. Nelson K., Plesa D., Henseler S. Childrens theory of mind: an experiential interpretation // Human Development. 1998. 41. 7-29.
  62. Otani H., Widner R.L. Metacognition: new issues and approaches (Guest editors introduction) // The journal of general psychology/ 2005. 132 (4). 329-334.
    Oxford dictionary of psychology / A.M. Colman (ed.). Oxford university press inc., New York, 2003.
  63. Perner J. Understanding the representational mind. Cambridge, MA: MIT Press, 1991.
  64. Premack D., Woodruff G. Does the chimpanzee have a theory of mind? // Behavioral and Brain Sciences. 1978. 1. 515-526.
  65. Shon D.A. The reflective practitioner. N.Y.: Basic Books, 1983.
  66. Semionov I.N. Creative role of reflection in the self-development of personality // Y.A. Ponomarev, P. Saarinen (eds.). Proceedings of the First Finnish Soviet Simposium on Creativity. Helsinki, 1985. P. 23-30.
  67. Semyonov I.N. Philosophy of Humanization of Education and Reflexiveness of dialog // Reflexive Processes and Control. 2001. 1.
  68. Veenman M.V.J., Van Hout-Wolters B.H.A.M., Afflerbach P. Metacognition and learning: conceptual and methodological considerations // Metacognition and Learning. 2006. 1. 3-14.
  69. Wegner D.M. Who is the controller of controlled processes? // R.R. Hassin, J.S. Uleman, J.A. Bargh (eds.). The New Unconscious. Oxford university press, New York, 2005. P. 19-36.
  70. Wellman H.M., Liu D. Scaling of theory of mind tasks // Child Development. 2004. 75. 2. 523-541.
  71. The Growth of Reflection in Children / S.R. Yussen (ed.). Orlando, FL: Аkademic Press, 1985.
    http://en.wikipedia.org/wiki/Reflection
    http://en.wikipedia.org/wiki/Reflexive

Информация об авторах

Семенов Игорь Никитович, доктор психологических наук, профессор департамента психологии Института педагогики и психологии, ГАОУ ВО города Москвы «Московский городской педагогический университет» (ГАОУ ВО города Москвы МГПУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5823-2918, e-mail: i_samenov@mail.ru

Дударева Вероника Ю., научные сотрудники, Института содержания образования государственного университета "Высшая школа экономики", Москва, Россия, e-mail: mvu38@inbox.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2530
В прошлом месяце: 12
В текущем месяце: 0