Ценности культуры, экономические установки и отношение к инновациям в России

Аннотация

В статье представлены теоретические подходы и результаты эмпирических исследований взаимосвязи ценностей культуры, экономических установок и отношений к инновациям в России. Согласно результатам исследования, экономическому развитию в России способствует важность ценностей Интеллектуальной и Аффективной Автономии и Мастерства, т. е. ценностей независимости и активности индивида, а препятствуют - ценности Принадлежности и Иерархии, которые поддерживают установки экономического патернализма и негативно связаны с уровнем психологического благополучия личности. Выявлены универсальные культурные факторы, способствующие и препятствующие продуктивным инновативным установкам россиян вне зависимости от возраста и этнической принадлежности: ценности Интеллектуальной Автономии и Мастерства способствуют, а ценности Иерархии препятствуют инновативным диспозициям личности.

Общая информация

Рубрика издания: Специальная тема выпуска

Для цитаты: Лебедева Н.М. Ценности культуры, экономические установки и отношение к инновациям в России // Психология. 2008. Том 5. № 2. С. 68–88.

Литература

  1. Журавлев А.Л., Журавлева Н.А. Программа социально-психологического исследования экономического сознания личности // Современная психология: Состояние и перспективы исследований. Ч. 5 Программы и методики психологического исследования личности и группы / Отв. ред. А.Л. Журавлев. М.: Изд-во ИП РАН, 2002. С. 11-42.
  2. Журавлев А.Л., Журавлева Н.А. Культура имеет значение. Каким образом ценности способствуют общественному прогрессу / Под ред. Л. Харрисона и С. Хантингтона. М.: Изд-во Московской школы политических исследований, 2002.
  3. Лебедева Н.М. Базовые ценности русской культуры на рубеже ХХI века. // Психологический журнал. 2000. Т. 21. №3. С. 73-87.
  4. Лебедева Н.М. Ценностно-мотивационная структура личности в русской культуре. // Психологический журнал. 2001. Т. 22. № 3. С. 26-36.
  5. Лебедева Н.М., Татарко А.Н. Ценности культуры и развитие общества. М.: Изд-во ГУ ВШЭ, 2007.Парсонс Т. О структуре социального действия. М., 2000.
  6. Сен А. Развитие как свобода. М.: Новое издательство, 2004.
  7. Чеснокова. В.Ф. Тесным путем: Процесс воцерковления населения России в конце ХХ века. М.: Академический проект, 2005.
  8. Ясин Е.Г. Новая эпоха - старые тревоги: экономическая политика. М. 2004.
  9. Diener Е., Suh Е. (еds.) Culture and subjective well-being / London, 2000.Dollinger S.J., Burke Ph.A., Gump N.W. Creativity and Values (in press).
  10. Georgas J., Berry J., Van de Vijver F., Kagitcibasi G., Poortinga Y. Families Across Cultures: A 30-Nation Psychological Study, CUP, 2006.
  11. Hofstede G. Culture's consequences: Comparing values, behaviors, institutions, and organizations across nations. Beverly Hills CA: Sage, 2001.
  12. Inglehart R. Modernization and Post-modernization: Cultural, Economic and Political Change in 43 Societies. Princeton: Princeton University Press, 1997.
  13. Inglehart R. Culture and democracy // L.E. Harrison, S.P. Huntington (eds.). Culture matters: How values shape human progress. New York: Basic Books, 2000. Р. 80-97.
  14. Inglehart R., Baker W.E. Modernization, cultural change and the persistence of traditional values // American Sociological Review. 2000. 65. 19-51.
  15. Leung K., Bond M.H. Social axioms: A model for social beliefs in multicultural perspective // Advances in Experimental Social Psychology. 2004. 36. 119-197.
  16. Ryff C.D. Psychological well-being in adult life // Current Directions in Psychological Science. 1995. 4. 99-104.
  17. Schwartz S.H., Bardi A. Influences of adaptation to communist rule on value priorities in Eastern Europe // Political Psychology. 1997. 18. 385-410.
  18. Schwartz S.H. Mapping and interpreting cultural differences around the world //Vinken H., Soeters J., Ester P. (eds.). Comparing Cultures: Dimensions of Culture in a Comparative Perspective. Brill: 2004. Р. 43-73.
  19. Shane S. Why do some societies invent more than others? // Journal of Business Venturing. 1992. 7. 29-46.
  20. Shane S., Venkatarman S., Mac*Millan I. Cultural differences in Innovation Strategies // Journal of Management. 1995. 21. 5. 931-952.
  21. Triandis H.C. Culture and Social Behavior. New York: McGraw.Hill, Inc.,1994.

Информация об авторах

Лебедева Надежда Михайловна, доктор психологических наук, директор Центра социокультурных исследований, Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики (НИУ ВШЭ), сотрудник, Институт психологии Российской академии наук (ФГБУ ИП РАН), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2046-4529, e-mail: lebedhope@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1122
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 0