Психология
2008. Том 5. № 2. С. 68–88
Ценности культуры, экономические установки и отношение к инновациям в России
Аннотация
В статье представлены теоретические подходы и результаты эмпирических исследований взаимосвязи ценностей культуры, экономических установок и отношений к инновациям в России. Согласно результатам исследования, экономическому развитию в России способствует важность ценностей Интеллектуальной и Аффективной Автономии и Мастерства, т. е. ценностей независимости и активности индивида, а препятствуют - ценности Принадлежности и Иерархии, которые поддерживают установки экономического патернализма и негативно связаны с уровнем психологического благополучия личности. Выявлены универсальные культурные факторы, способствующие и препятствующие продуктивным инновативным установкам россиян вне зависимости от возраста и этнической принадлежности: ценности Интеллектуальной Автономии и Мастерства способствуют, а ценности Иерархии препятствуют инновативным диспозициям личности.
Общая информация
Рубрика издания: Специальная тема выпуска
Для цитаты: Лебедева Н.М. Ценности культуры, экономические установки и отношение к инновациям в России // Психология. 2008. Том 5. № 2. С. 68–88.
Литература
- Журавлев А.Л., Журавлева Н.А. Программа социально-психологического исследования экономического сознания личности // Современная психология: Состояние и перспективы исследований. Ч. 5 Программы и методики психологического исследования личности и группы / Отв. ред. А.Л. Журавлев. М.: Изд-во ИП РАН, 2002. С. 11-42.
- Журавлев А.Л., Журавлева Н.А. Культура имеет значение. Каким образом ценности способствуют общественному прогрессу / Под ред. Л. Харрисона и С. Хантингтона. М.: Изд-во Московской школы политических исследований, 2002.
- Лебедева Н.М. Базовые ценности русской культуры на рубеже ХХI века. // Психологический журнал. 2000. Т. 21. №3. С. 73-87.
- Лебедева Н.М. Ценностно-мотивационная структура личности в русской культуре. // Психологический журнал. 2001. Т. 22. № 3. С. 26-36.
- Лебедева Н.М., Татарко А.Н. Ценности культуры и развитие общества. М.: Изд-во ГУ ВШЭ, 2007.Парсонс Т. О структуре социального действия. М., 2000.
- Сен А. Развитие как свобода. М.: Новое издательство, 2004.
- Чеснокова. В.Ф. Тесным путем: Процесс воцерковления населения России в конце ХХ века. М.: Академический проект, 2005.
- Ясин Е.Г. Новая эпоха - старые тревоги: экономическая политика. М. 2004.
- Diener Е., Suh Е. (еds.) Culture and subjective well-being / London, 2000.Dollinger S.J., Burke Ph.A., Gump N.W. Creativity and Values (in press).
- Georgas J., Berry J., Van de Vijver F., Kagitcibasi G., Poortinga Y. Families Across Cultures: A 30-Nation Psychological Study, CUP, 2006.
- Hofstede G. Culture's consequences: Comparing values, behaviors, institutions, and organizations across nations. Beverly Hills CA: Sage, 2001.
- Inglehart R. Modernization and Post-modernization: Cultural, Economic and Political Change in 43 Societies. Princeton: Princeton University Press, 1997.
- Inglehart R. Culture and democracy // L.E. Harrison, S.P. Huntington (eds.). Culture matters: How values shape human progress. New York: Basic Books, 2000. Р. 80-97.
- Inglehart R., Baker W.E. Modernization, cultural change and the persistence of traditional values // American Sociological Review. 2000. 65. 19-51.
- Leung K., Bond M.H. Social axioms: A model for social beliefs in multicultural perspective // Advances in Experimental Social Psychology. 2004. 36. 119-197.
- Ryff C.D. Psychological well-being in adult life // Current Directions in Psychological Science. 1995. 4. 99-104.
- Schwartz S.H., Bardi A. Influences of adaptation to communist rule on value priorities in Eastern Europe // Political Psychology. 1997. 18. 385-410.
- Schwartz S.H. Mapping and interpreting cultural differences around the world //Vinken H., Soeters J., Ester P. (eds.). Comparing Cultures: Dimensions of Culture in a Comparative Perspective. Brill: 2004. Р. 43-73.
- Shane S. Why do some societies invent more than others? // Journal of Business Venturing. 1992. 7. 29-46.
- Shane S., Venkatarman S., Mac*Millan I. Cultural differences in Innovation Strategies // Journal of Management. 1995. 21. 5. 931-952.
- Triandis H.C. Culture and Social Behavior. New York: McGraw.Hill, Inc.,1994.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 1138
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 3