Образная сфера в живописи и литературе. Визуальные аналоги литературных тропов

Аннотация

Настоящая статья посвящена исследованию визуальной семантики. Проводится аналогия между различными формами метафоризации, используемыми в риторике и филологии (так называемыми тропами: метафорой, метонимией, гиперболой, литотой, оксюмороном и т.п.) и визуальными формами образного материала, так же, на наш взгляд, позволяющими возможность метафоризации. Исследование проводится на материале живописи. Утверждается, что функция метафоризации заключается не только, как принято считать в филологии и риторике, в украшении речи, но, с точки зрения психологической науки, выступает как средство трансформации сознания творца и зрителя, порождения и трансформации смысла визуального образа. Ставится проблема энергетического (магического) потенциала образа.

Общая информация

Ключевые слова: метафора, смысл

Рубрика издания: Факты и размышления

Для цитаты: Петренко В.Ф., Коротченко Е.А. Образная сфера в живописи и литературе. Визуальные аналоги литературных тропов // Психология. 2008. Том 5. № 4. С. 19–40.

Литература

  1. Аксенова Е. Гипербола // Словарь ли. тературных терминов. М.: Просвещение, 1974а.
  2. Аксенова Е. Олицетворение // Сло. варь литературных терминов. М.: Про. свещение, 1974б.
  3. Аксенова Е. Оксюморон // Словарь литературных терминов. М.: Просвеще. ние, 1974в.
  4. Аксенова Е. Перифраз // Словарь ли. тературных терминов. М.: Просвещение, 1974г.
  5. Александров Д.Н. Риторика: Учеб. по. собие для вузов. М.: Юнити.Дана, 1999.
  6. Аллахвердов В.М. Психология искус. ства: Эссе о тайне эмоционального воз. действия художественных произведе. ний. СПб.: ДНК, 2001.
  7. Апресян Ю.Д. Лексическая семантика // Апресян Ю.Д. Избранные труды. М.: Школа «Языки русской культуры», 1995а. Т. 1.
  8. Апресян Ю.Д. Интегральное описание языка и системная лексикография. // Апресян Ю.Д. Избранные труды. М.: Школа «Языки русской культуры», 1995б. Т. 2.
  9. Арабов Ю.Н. Кинематограф и теория восприятия. М.: ВГИК, 2003. Арнхейм Р. Визуальное мышление // Зрительные образы: Феноменология и эксперимент. Душанбе, 1973.
  10. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М.: Прогресс, 1974.
  11. Арнхейм Р. Новые очерки по психоло. гии искусства. М.: Прометей, 1994.
  12. Арнхейм Р. Визуальное мышление. 2004. URL: http://www.philosophy.ru/lib. rary/katr/arnheim1.html.
  13. Арутюнова Н.Д. Лингвистика и поэ. тика. М.: Просвещение, 1979.
  14. Арутюнова Н.Д. Метафора и дискурс // Теория метафоры. М., 1990.
  15. Аксенова Е. Гипербола // Словарь литературных терминов. М.: Просвещение, 1974а.
  16. Аксенова Е. Олицетворение // Словарь литературных терминов. М.: Просвещение, 1974б.
  17. Аксенова Е. Оксюморон // Словарь литературных терминов. М.: Просвещение, 1974в.
  18. Аксенова Е. Перифраз // Словарь литературных терминов. М.: Просвещение, 1974г.
  19. Александров Д.Н. Риторика: Учеб. пособие для вузов. М.: Юнити-Дана, 1999.
  20. Аллахвердов В.М. Психология искусства: Эссе о тайне эмоционального воздействия художественных произведений. СПб.: ДНК, 2001.
  21. Апресян Ю.Д. Лексическая семантика // Апресян Ю.Д. Избранные труды. М.: Школа «Языки русской культуры», 1995а. Т. 1.
  22. Апресян Ю.Д. Интегральное описание языка и системная лексикография. //
    Апресян Ю.Д. Избранные труды. М.: Школа «Языки русской культуры», 1995б. Т. 2.
  23. Арабов Ю.Н. Кинематограф и теория восприятия. М.: ВГИК, 2003.
  24. Арнхейм Р. Визуальное мышление // Зрительные образы: Феноменология и эксперимент. Душанбе, 1973.
  25. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М.: Прогресс, 1974.
  26. Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства. М.: Прометей, 1994.
  27. Арнхейм Р. Визуальное мышление. 2004. URL: http://www.philosophy.ru/library/katr/arnheim1.html.
  28. Арутюнова Н.Д. Лингвистика и поэтика. М.: Просвещение, 1979.
  29. Арутюнова Н.Д. Метафора и дискурс // Теория метафоры. М., 1990.
  30. Барабанщиков В.А. Динамика зрительного восприятия. М.: Наука, 1990.
  31. Барабанщиков В.А. Окуломоторные структуры восприятия. М.: Изд-во ИП РАН, 1997.
  32. Басин Ф.В., Прангишвили А.С., Шерозия А.Е. О проявлении активности бессознательного в художественном творчестве // Вопросы психологии. 1978. № 2.
  33. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М., 1965.
  34. Бахтин М.М. К методологии гуманитарных наук // Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1986.
  35. Бендлер Р., Гриндер Д. Рефрейминг: Ориентация личности с помощью речевых стратегий. Воронеж: НПО «Модек», 1995. Большой энциклопедический словарь: Языкознание. М.: БСЭ, 2000.
  36. Величковский Б.М. Когнитивная наука: Основы психологии познания: В 2 т. М.: Академия; Смысл, 2006.
  37. Герцен А.И. // Русские писатели о литературном труде (XVIII-XX вв.): Т. 1 / Под ред. Б. Мейлаха и др. Л.: Сов. писатель, 1955
  38. Гибсон Дж. Экологический подход к зрительному восприятию. М.: Прогресс, 1988.
  39. Гумилев Н. Стихи. Письма о русской поэзии. М.: Худ. лит., 1990.
  40. Годфруа Дж. Что такое психология. М.: Мир., 1992. Т. 1.
  41. Гостев А.А. Дорога из зазеркалья: Психология развития образной сферы человека. М.: Изд.во ИП РАН, 1998.
  42. Гриндер Д., Бендлер Р. Структура магии. М.: КААС, 1995.
  43. Диброва Е.И., Косаткин Л.Л., Щеболева И.И. Современный русский язык. Теория. Анализ языковых единиц. Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. Ч. I.
  44. Кассирер Э. Сила метафоры // Теория метафоры / Сост. Н.Д. Арутюнова. М.: Прогресс, 1990.
  45. Зарецкая Е.Н. Риторика. Теория и практика речевой коммуникации. М.: Дело, 2002.
  46. Зинченко В.П. Мышление и язык. М., 2001.
  47. Зинченко В.П. Загадка творческого понимания: (К 100-летию Д.Б. Эльконина) // Вопросы психологии. 2005.
  48. Знаков В.В. Понимание в познании и общении. М.: Изд-во ИП РАН, 1994.
  49. Знаков В.В. Психология понимания. М.: Изд-во ИП РАН, 2005.
  50. Иванов В.В. Фильм в фильме // Труды по знаковым системам. Тарту, 1973. Вып. 6; Тарту, 1981. Вып. 14.
  51. Иванов Вяч. Вс. Нечет и чет: Избранные труды по семиотике и истории культуры. М.: Языки славянской культуры, 1998. Т. 1.
  52. Ингарден Р. Исследования по эстетике. М.: Изд-во иностранной литературы, 1962.
  53. Кастанеда К. Путешествие в Икстлан: Фолио, 2006.
  54. Крупчанов Л. Аллегория // Словарь литературных терминов. М.: Просвещение, 1974а.
  55. Крупчанов Л. Антитеза // Словарь литературных терминов. М.: Просвещение, 1974б.
  56. Лакофф Дж., Джонсон М. Метафоры, которыми мы живем // Язык и моделирование социального взаимодействия: Сб. М.: Прогресс, 1987.
  57. Леонтьев А.А. Психолингвистика. Л.: Наука, 1967. Лингвистический энциклопедический словарь / Под ред. В.Н. Ярцевой. М., 1990.
  58. Лихачев Д.С. Смех в Древней Руси. Л.: Наука, 1984.
  59. Ломоносов М.В. Полн. собр. соч. М.Л.: Изд-во АН СССР, 1952. Т. 7.
  60. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М.: Политиздат, 1991.
  61. Лосев А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. М.: Искусство, 1995.
  62. Лотман Ю.М. Семиотика кино и проблемы киноэстетики. Таллин: Ээсти Раамат, 1973.
  63. Ю.М. Лотман и тартуско.московская семиотическая школа. М., 1994.
  64. Лурия А.Р. Лекции по общей психологии. СПб.: Питер, 2004.
  65. Мельчук И.А. Опыт теории лингвистических моделей «смысл.текст»». М.: Наука, 1974.
  66. Моль А. Теория информации и эстетическое восприятие. М., 1966.
  67. Наер В.Л. Конспект лекций по стилистике английского языка. М., 1976.
  68. Петренко В.Ф. К вопросу о семантическом анализе чувственного образа // Восприятие и деятельность / Под. ред. А.Н. Леонтьева. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976. С. 268-293.
  69. Петренко В.Ф. Психосемантика сознания. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1988.
  70. Петренко В.Ф. Лекции по психосемантике. Самара: СамГПУ, 1997
  71. Петренко В.Ф. Основы психосемантики. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2005.
  72. Петренко В.Ф., Коротченко Е.А. Категориальная структура восприятия живописи // Современная психофизика / Под ред. В.А. Барабанщикова. М.: Изд-во ИП РАН, 2009 (в печати).
  73. Поперечный И. Игры разума Сальвадора Дали. Новосибирск, 2005.
  74. Потебня А.А. Теоретическая поэтика. М., 1990.
  75. Прибрам К. Языки мозга. М.: Прогресс, 1980.
  76. Раппопорт С.Х. От художника к зри. телю. М., 1978.
  77. Реформатский А.А. Введение в язы. кознание. М.: Аспект пресс, 1999.
  78. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов: Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1976.
  79. Руубер Г. О закономерностях художественного визуального восприятия. Таллин: Валгус, 1985.
  80. Сандомирский С. Искусство прочтения живописи. Взгляд // Русский глобус. Интернет-журнал: http://www.russian-gIobe.com/N59/Sandomirsky.Kustodiev.Bolshevik.htm. 2007. № 1. Январь.
  81. Талбот М. Голографическая Вселенная. М.: София, 2008.
  82. Тимофеев А.И., Тураев С.В. Краткий словарь литературоведческих терминов. М.: Просвещение, 1978.
  83. Трофимов И. Литота // Словарь литературных терминов. М.: Просвещение, 1974.
  84. Ушакова Т.Н. Психолингвистика. M.: ПЕР СЭ, 2006.
  85. Флоренский П.А. Обратная перспектива // Иконостас. Избранные труды по искусству. М.: Русская книга, 1993.
  86. Флоренский П.А. Иконостас // Соч.: В 4 т. М.: Мысль, 1996. Т. 2.
  87. Хачатуров С. Бумажные ангелы // Время. 2002. № 90. 23 мая (URL: http:// www.vremya.ru/print/23313.html).
  88. Чернец Л.В. «Ночевала тучка золотая...» (О метафоре) // Русская словесность. 2000а. № 6.
  89. Чернец Л.В. «...Плыло облако, похожее на рояль» (О сравнении) // Русская словесность. 2000б. № 2.
  90. Шкловский В.Б. Избранное: В 2 т. М.: Художественная литература, 1983. Т. 1.
  91. Шульц В.Л., Любимова Т.М. Язык как метареальность и прогностическая структура // Вопросы философии. 2008. № 7. С. 38-50.
  92. Эйзенштейн С.М. Монтаж. М.: ВГИК, 1998.
  93. Ярбус А.Л. Роль движений глаз в процессе зрения. М.: 1965.
  94. Carroll N. A Note on Film Metaphor // Journal of Pragmatics. 1996. 26 (6). 809-22.
  95. Etherington(Smith M. The Persistence of Memory: A Biography of Dali. Westminster, Maryland: Random House Inc, 1993.
  96. Forceville C. Pictorial Metaphor in Advertisements // Metaphor and Symbolic Activity. 1994. 9 (1). 1-29.
  97. Forceville C. IBM is a Tuning Fork: Degrees of Freedom in the Interpretation of Pictorial Metaphors // Poetics. 1995. 23. 189-218.
  98. Forceville C. Pictorial Metaphor in Advertising. London: Routledge, 1996.
  99. Refaie E. Understanding visual metaphor: The example of newspaper cartoons // Visual Communication. 2003. 2. 75.
  100. Riesel E., Schendels E. Deutsche Stilistik. Moskau, 1975
  101. Zeri F. Dali, The persistence of memory. Nde Publishing, 1999.

Информация об авторах

Петренко Виктор Федорович, доктор психологических наук, Профессор, Заведующий лабораторией факультета Психологии, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, член-корреспондент Российской Академии наук, Москва, Россия, e-mail: victor-petrenko@mail.ru

Коротченко Евгения Александровна, аспирант, Психологический институт РАО, Москва, Россия

Метрики

Просмотров

Всего: 2263
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 1