Особенности вопросительной активности дошкольников и младших школьников

2712

Аннотация

Работа отражает результаты изучения психологических особенностей вопросительной активности детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет) и первоклассников. Основные задачи предполагали разработку типологии вопросов, задаваемых детьми в ситуации необходимости их произвольного формулирования; установление в соответствии с ней соотношения групп детских вопросов; выявление типических и вариативных особенностей построения испытуемыми процесса поиска неизвестного объекта. Реализация задач осуществлялась с помощью разработанной автором методики, предусматривающей обнаружение с помощью вопросов объекта, скрытого от непосредственного взора ребенка. В ходе исследования выявлено соотношение вопросов разного типа у детей трех возрастов – 5-6, 6-7 и 7-8 лет; получены данные о потенциале детей в организации поисковой деятельности в целях достижения поставленной задачи. Результаты исследования свидетельствуют о некоторой позитивной динамике в развитии способности осуществлять поиск посредством вопросов, однако одновременно говорят о нереализованных потенциях, что в перспективе ставит вопрос об оптимизации психолого-педагогических условий совершенствования у детей умения осуществлять поисковую деятельность в форме вопросительной активности.

Общая информация

Ключевые слова: старший дошкольный возраст, дошкольный возраст, поисковая деятельность

Рубрика издания: Психология развития

Для цитаты: Баранова Э.А. Особенности вопросительной активности дошкольников и младших школьников [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2009. Том 1. № 2. URL: https://psyjournals.ru/journals/psyedu/archive/2009_n2/Baranova2 (дата обращения: 02.12.2023)

Фрагмент статьи

Вопросительная активность ребенка, особенно на ранних этапах онтогенеза, привлекает внимание многих ученых. В имеющихся исследованиях выявлены основные тенденции развития детской вопросительности, прослежена количественная и качественная динамика детских вопросов (в плане их направленности, глубины и других характеристик). Большая часть работ имеет отношение к дошкольному детству.

Пласт исследований, посвященных анализу детской вопросительности, условно можно подразделить на две группы. Изыскания первой группы основаны на изучении спонтан-ных вопросов, задаваемых ребенком в детстве - Н. Бабич [1], Ж. Пиаже [2], К.М. Рамоно-ва [3], П.Г. Сирбиладзе [4], А.И. Сорокина [5], А.Н. Юшков [7] и др. Ко второй группе можно отнести лишь отдельные работы, в которых изучалось своеобразие задаваемых вопросов в ситуации необходимости произвольного их формулирования, иными словами, "спровоцированных" вопросов. Среди последних заметное место, на наш взгляд, занимает исследование, выполненное Н.Б.Шумаковой [6].

В ряде перечисленных работ были сделаны попытки дифференцировать детские вопросы на отдельные категории. В частности, в отечественной психологии широко известны типологии вопросов А.И. Сорокиной, Н. Бабич, Н.Б. Шумаковой (авторы названы в порядке хронологии создания классификаций).

Вместе с тем мы полагаем, что проблему детских вопросов, их анализа и классифи-кации нельзя признать исчерпывающе разработанной, особенно в области изучения во-просов, произвольно формулируемых ребенком в ситуации постановки перед ним специальной задачи. Впервые разбор вопросов в таком ключе был произведен Н.Б. Шумако-вой [6]. Диагностическое обследование экспериментатором проводилось в форме игры "Вопрошайка". При этом использовались картинки, на которых изображен завершаю-щий этап происходивших ранее и потому неизвестных ребенку событий, например, на одной из картинок ("Кот-рыболов") кот держит в лапах удочку, перед ним - пустая бу-тылка, кот улыбается; на заднем плане виднеется мордочка мышки, которая высовывается из-под пола. Как видим, в этом случае в качестве стимульного использовался образный материал.

В то же время представляет особый интерес то, как проявляется познавательно-вопросительная активность дошкольника в условиях поиска объекта, скрытого от его непосредственного взора, т.е. в ситуации отсутствия опоры на какой-либо визуальный материал. Этот аспект и стал предметом изучения в одном из циклов нашего исследова-ния.

Литература

  1. Бабич Н. Развитие вопросов у дошкольников //Вопросы психологии. – 1984. – № 3.
  2. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. – М., 1994.
  3. Рамонова К.М. О психологических особенностях любознательности детей дошкольного возраста. –  Орджоникидзе, 1961.
  4. Сирбиладзе П.Г.  Познавательные интересы дошкольников (от 3-х до 7-ми лет): Автореф. дис...канд. пед. наук. –  Тбилиси, 1966.
  5. Сорокина А.И. Мотивы вопросов ребенка дошкольного возраста: Дис...канд. пед. наук. –  Л., 1945.
  6. Шумакова Н.Б. Вопрос в структуре познавательной активности: Дис. …канд. психол. наук. – М., 1985.
  7. Юшков А.Н. Психологические особенности становления детской вопросительности на уроках-диалогах в начальной школе: Дис. …канд. психол. наук. – Красноярск, 1997.

Информация об авторах

Баранова Эльвира Авксентьевна, доктор психологических наук, заведующая кафедрой возрастной и специальной психологии Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева, Чебоксары, Россия, e-mail: baranova-ea@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2730
В прошлом месяце: 8
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 2712
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 0