Психолого-педагогические исследования
2009. Том 1. № 2
ISSN: 2587-6139 (online)
Особенности вопросительной активности дошкольников и младших школьников
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: старший дошкольный возраст, дошкольный возраст, поисковая деятельность
Рубрика издания: Психология развития
Для цитаты: Баранова Э.А. Особенности вопросительной активности дошкольников и младших школьников [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2009. Том 1. № 2. URL: https://psyjournals.ru/journals/psyedu/archive/2009_n2/Baranova2 (дата обращения: 02.12.2023)
Фрагмент статьи
Вопросительная активность ребенка, особенно на ранних этапах онтогенеза, привлекает внимание многих ученых. В имеющихся исследованиях выявлены основные тенденции развития детской вопросительности, прослежена количественная и качественная динамика детских вопросов (в плане их направленности, глубины и других характеристик). Большая часть работ имеет отношение к дошкольному детству.
Пласт исследований, посвященных анализу детской вопросительности, условно можно подразделить на две группы. Изыскания первой группы основаны на изучении спонтан-ных вопросов, задаваемых ребенком в детстве - Н. Бабич [1], Ж. Пиаже [2], К.М. Рамоно-ва [3], П.Г. Сирбиладзе [4], А.И. Сорокина [5], А.Н. Юшков [7] и др. Ко второй группе можно отнести лишь отдельные работы, в которых изучалось своеобразие задаваемых вопросов в ситуации необходимости произвольного их формулирования, иными словами, "спровоцированных" вопросов. Среди последних заметное место, на наш взгляд, занимает исследование, выполненное Н.Б.Шумаковой [6].
В ряде перечисленных работ были сделаны попытки дифференцировать детские вопросы на отдельные категории. В частности, в отечественной психологии широко известны типологии вопросов А.И. Сорокиной, Н. Бабич, Н.Б. Шумаковой (авторы названы в порядке хронологии создания классификаций).
Вместе с тем мы полагаем, что проблему детских вопросов, их анализа и классифи-кации нельзя признать исчерпывающе разработанной, особенно в области изучения во-просов, произвольно формулируемых ребенком в ситуации постановки перед ним специальной задачи. Впервые разбор вопросов в таком ключе был произведен Н.Б. Шумако-вой [6]. Диагностическое обследование экспериментатором проводилось в форме игры "Вопрошайка". При этом использовались картинки, на которых изображен завершаю-щий этап происходивших ранее и потому неизвестных ребенку событий, например, на одной из картинок ("Кот-рыболов") кот держит в лапах удочку, перед ним - пустая бу-тылка, кот улыбается; на заднем плане виднеется мордочка мышки, которая высовывается из-под пола. Как видим, в этом случае в качестве стимульного использовался образный материал.
В то же время представляет особый интерес то, как проявляется познавательно-вопросительная активность дошкольника в условиях поиска объекта, скрытого от его непосредственного взора, т.е. в ситуации отсутствия опоры на какой-либо визуальный материал. Этот аспект и стал предметом изучения в одном из циклов нашего исследова-ния.
Литература
- Бабич Н. Развитие вопросов у дошкольников //Вопросы психологии. – 1984. – № 3.
- Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. – М., 1994.
- Рамонова К.М. О психологических особенностях любознательности детей дошкольного возраста. – Орджоникидзе, 1961.
- Сирбиладзе П.Г. Познавательные интересы дошкольников (от 3-х до 7-ми лет): Автореф. дис...канд. пед. наук. – Тбилиси, 1966.
- Сорокина А.И. Мотивы вопросов ребенка дошкольного возраста: Дис...канд. пед. наук. – Л., 1945.
- Шумакова Н.Б. Вопрос в структуре познавательной активности: Дис. …канд. психол. наук. – М., 1985.
- Юшков А.Н. Психологические особенности становления детской вопросительности на уроках-диалогах в начальной школе: Дис. …канд. психол. наук. – Красноярск, 1997.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 2730
В прошлом месяце: 8
В текущем месяце: 0
Скачиваний
Всего: 2712
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 0