Особенности фрустрации и стратегий преодоления у студентов с трудностями в учебе

1331

Аннотация

В статье представлены результаты исследования уровня фрустрации, стратегий преодо-ления и их взаимосвязь с чертами личности у успешных и неуспешных в учебе студентов. На выборке, состоящей из 290 студентов первого курса, выявлено, что уровень фрустрации положительно коррелирует с тревожностью, ригидностью, агрессивностью, напряжением, консерватизмом и отрицательно коррелирует с общительностью, уровнем самооценки, эмоциональной стабильностью, самоконтролем, нормативностью поведения, радикализмом, уровнем интернальности и профессиональной направленности. После зимней сессии установлено, что чем выше был уровень фрустрации у студентов в пред-шествующий межсессионный период, тем ниже оказался у них средний балл успеваемости. В этой связи особое внимание уделено внутренним и внешним фрустраторам – пре-пятствиям, затрудняющим успешную учебу, а также необходимости развития качеств личности, обеспечивающих успешное преодоление возникающих трудностей.

Общая информация

Ключевые слова: фрустрация, стратегии преодоления, трудности в учебе, профессиональная направленность

Рубрика издания: Психология образования

Для цитаты: Дубовицкая Т.Д., Эрбегеева А.Р. Особенности фрустрации и стратегий преодоления у студентов с трудностями в учебе [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2010. Том 2. № 1. URL: https://psyjournals.ru/journals/psyedu/archive/2010_n1/26550 (дата обращения: 13.12.2024)

Полный текст

В отличие от неуспевающих школьников, неуспевающие студенты практически не являются объектом психологических исследований. И это вполне объяснимо. Студенты, не сдавшие сессию в отведенное для этого время, как правило, отчисляются за неуспеваемость, попадая лишь в статистическую отчетность. Считается, что если абитуриент смог выдержать вступительные экзамены, то он способен учиться в вузе хотя бы на «удовлетворительно». Для этого ему нужно быть прежде всего дисциплинированным, добросовестным и ответственным; методическое и техническое оснащение современных вузов обеспечивает доступ к любой учебной информации. К тому же качество подготовки специалиста связывается с уровнем требований, предъявляемых к нему во время обучения в вузе. Считается, что чем выше требования к студенту, тем выше уровень его подготовки к профессии.
Высокий процент отчислений из вуза, приходящийся на первые курсы обучения, не может оставаться без внимания. Происходящие в последние годы изменения в образовании выдвигают на первый план проблему как обеспечения, так и сохранения контингента студентов, при условии выполнения ими предъявляемых к качеству их подготовки требований. Но это условие, судя по успеваемости, выполняется в ряде случаев с трудом.
Частично решение проблемы успеваемости в вузе осуществляется в ходе проведения исследований по обеспечению психологической адаптации студентов-первокурсников. Для более комплексного решения данной проблемы необходимо, на наш взгляд, ответить на следующие вопросы: 1) какими отличительными психологическими особенностями характеризуются студенты, испытывающие трудности в учебе? 2) с какими именно трудностями в учебе они сталкиваются? 3) каковы особенности преодолении этих трудностей? 4) что можно предпринять для повышения успеваемости студентов, не снижая уровень предъявляемых к ним требований?
Ответы на данные вопросы были отражены в нашем исследовании. В качестве испытуемых выступили студенты первого курса технолого-экономического факультета Стерлитамакской государственной педагогической академии, обучающиеся по специальности «технология и предпринимательство», «менеджмент организации», «управление персоналом». Всего 290 студентов.
Исследование было проведено в середине первого семестра (до первой зимней сессии) с использованием следующих методик: тест психических состояний (Г. Айзенк); 16факторный личностный опросник Кеттела; тест-опросник для определения уровня профессиональной мотивации (УПМ) студентов (Т. Д. Дубовицкая); методика для определения уровня субъективного контроля (Дж. Роттер). По итогам зимней сессии студенты были разделены на «успевающих» и «неуспевающих». В качестве последних выступили те, кто получил «неудовлетворительно» хотя бы по одному предмету и вынужден был «идти на пересдачу».
Мы сравнили результаты исследования «успевающих» и «неуспевающих» студентов. Для этого использовались коэффициент линейной корреляции Пирсона и t-критерий Стьюдента.
В ходе обработки результатов установлено следующее: неуспевающие студенты по сравнению с успевающими до зимней сессии были более фрустрированы (р<0,02), ригидны (р<0,03), имели более низкий уровень профессиональной направленности (р<0,01) и ин-тернальности (УСК) (р<0,01); у них также оказались ниже значения по шкалам G «низкая нормативность поведения - высокая нормативность поведения» (р<0,01), I «жесткость- чувствительность» (р<0,05), Q1 «консерватизм - радикализм» (р<0,04), в то же время более высокие показатели по шкале Q2 «конформизм-нонконформизм» (р<0,04). То есть неуспевающие студенты имели ряд отличительных психологических особенностей, учет которых может служить основой для разработки мероприятий по обеспечению их психологической поддержки в период обучения (таблица в приложении).
Уровень фрустрации (Ф) у студентов значимо коррелировал с четырнадцатью исследованными показателями. В частности, уровень фрустрации (Ф) у студентов имел высокую положительную связь с ригидностью (Р) (р 0,01), агрессией (Аг) (р 0,01), тревожностью (Т) (р 0,01), факторами О «спокойствие-тревожность» (р 0,01), Q4 «расслабленность-напряженность» (р 0,05). Фрустрация отрицательно связана со средним баллом успеваемости (Сб), факторами А «замкнутость - общительность» (р 0,05), MD «адекватность самооценки» (р 0,01), С «эмоциональная нестабильность-эмоциональная стабильность» (р 0,01), Q3 «низкий самоконтроль-высокий самоконтроль» (р 0,01), G «низкая нормативность поведения - высокая нормативность поведения» (р 0,01), Q1 «консерватизм- радикализм» (р 0,01), уровнем субъективного контроля (УСК) (р 0,01) и профессиональной направленности (ПН) (р 0,01). Не выявлено связи с уровнем интеллекта и некоторыми другими особенностями личности. Средний балл успеваемости (Сб) коррелирует с фактором G «низкая нормативность поведения - высокая нормативность поведения» (р 0,05), Q1 «консерватизм-радикализм» (р 0,05), ПН (мотивацией профессиональной направленности) (р 0,01), фактором I (р 0,05), с уровнем субъективного контроля (Инт); соответственно, отрицательно связан с уровнем фрустрации (рисунок в приложении).
То есть чем выше был уровень фрустрации у студентов, тем выше тревожность, ригидность, агрессия, напряжение, консерватизм и тем ниже средний балл успеваемости, общительность, самооценка, эмоциональная стабильность, самоконтроль, нормативность поведения, радикализм, уровень интернальности и профессиональная направленность.
Проведенное исследование поставило вопрос о фрустраторах-факторах и условиях, воспринимаемых студентами как непреодолимые препятствия, затрудняющие успешное обучение. В этой связи нами был разработан опросник для выявления уровня учебной фрустрированности студентов, включающий 20 суждений, отражающих различные внешние и внутренние фрустраторы. Студенты должны были с использованием трехбалльной системы (0; 1; 2) оценить, насколько трудными для них являются представленные в нижеследующем списке ситуации, из которых первые десять являлись внешними фрустраторами, а последние десять - внутренними.
 
Внешние фрустраторы:
 
взаимоотношения с однокурсниками;
отношения с администрацией;
негативное отношение преподавателей;
плохие условия учебы (неудобное расписание, плохое материально-техническое обеспечение);
плохие условия проживания (много времени на дорогу, хозяйственные проблемы);
взаимоотношения с родителями (недостаток моральной/ материальной поддержки);
взаимоотношения с друзьями и другими значимыми людьми;
плохая школьная подготовка;
отсутствие возможности приобрести необходимую учебную, методическую литературу;
разноплановость требований преподавателей.
 
Внутренние фрустраторы:
 
собственная лень, неорганизованность;
излишняя эмоциональность, волнение при ответах;
трудности понимания изучаемого материала / учебных предметов;
недостаток необходимых способностей;
страх неудачи, неверие в свой успех;
плохое здоровье, быстрое переутомление;
нежелание учиться;
неуверенность в себе;
переживание разлуки с родителями, близкими;
разноплановость собственных интересов и трудности их совмещения с учебой.
 
Проведенное исследование показало (см. табл.1), что уровень выраженности (суммарный балл) внутренних фрустраторов у обеих групп студентов выше, чем внешних. Уровень фрустрации у неуспевающих студентов оказался выше, чем у успевающих. У неуспевающих значимо выше оказалось влияние следующих фрустраторов: собственная лень и неорганизованность; излишняя эмоциональность, волнение при ответах; недостаток необходимых способностей; трудности понимания изучаемого материала; нежелание учиться. То есть все преобладающие у них фрустраторы носили внутренний характер, что еще раз свидетельствует о значимости психологической поддержки в работе с такими студентами.
 
Таблица 1. Уровень выраженности фрустраторов у успевающих и неуспевающих студентов

№ п/п

Фрустраторы

Успевающие студенты

Неуспевающие студенты

Уровень значимости различий

1

Взаимоотношения с однокурсниками

0,29

0,36

0,52

2

Отношения с администрацией (деканатом, куратором)

0,14

0,32

0,13

3

Негативное отношение, отсутствие поддержки со стороны преподавателя

1,00

1,10

0,8

4

Условия учебы (неудобное расписание, отсутствие в библиотеке необходимой литературы)

1,17

1,10

0,7

5

Условия проживания (много времени на дорогу, плохие бытовые условия)

0,64

0,6

0,81

6

Взаимоотношения с родителями (недостаток материальной и моральной поддержки)

0,14

0,25

0,29

7

Взаимоотношения с друзьями и другими значимыми людьми

0,17

0,19

0,81

8

Плохая предыдущая школьная подготовка

0,48

0,75

0,05*

9

Отсутствие возможности приобрести соответствующую учебную и методическую литературу

0,60

0,68

0,58

10

Разноплановость требований преподавателей

1,00

1,09

0,5

11

Собственная лень и неорганизованность

0,86

1,4

0,001**

12

Излишняя эмоциональность, волнение при ответах

0,74

1,02

0,01**

13

Трудности понимания изучаемого

0,90

1,15

0,04*

 

материала / учебных предметов

 

 

 

14

Недостаток необходимых способностей

0,62

0,92

0,03*

15

Страх неудачи, неверие в свой успех

0,43

0,51

0,38

16

Плохое здоровье, быстрое переутомление

0,67

0,57

0,58

17

Нежелание учиться, заниматься учебой

0,57

0,87

0,04*

18

Неуверенность в собственных силах

0,48

0,58

0,40

19

Смена места жительства в связи с переездом, разлука с близкими

0,50

0,35

0,35

20

Разноплановость собственных интересов и трудности их совмещения с учебой

0,69

0,65

0,80

 
В связи с этим нас заинтересовали различия в стратегиях преодоления трудностей у успевающих и неуспевающих студентов. Как известно, эти стратегии могут быть адаптивными / конструктивными и дезадаптивными / деструктивными.
Для этого использовались: 1) опросник С. С. Гончаровой [1]; 2) тест С. Хобфолла [3]. Проведенное исследование показало (табл. 2), что у неуспевающих студентов преобладают дезадаптивные стратегии. Так, у неуспевающих студентов по сравнению с успевающими оказались более выраженными избегание, асоциальные действия, агрессивные действия, поиск виновных и ниже оказался анализ проблемы. С таким набором стратегий преодоления оказалось трудно достичь успехов в учебной деятельности.
 
Таблица 2. Стратегии преодоления у успевающих и неуспевающих студентов
 

Вид стратегии

Успевающие студенты

Неуспевающие студенты

Уровень значимости различий

Стратегии преодоления (С. Хобфолл)

Активная

21,5

21,8

0,58

Просоциальная (вступление в социальный контакт)

23,2

23,6

0,54

Просоциальная (поиск социальной поддержки)

24,1

23,1

0,2

Пассивная (осторожные действия)

21,5

22,2

0,4

Прямая (импульсивные действия)

19,5

18,8

0,33

Пассивная (избегание)

16,6

17,9

0,03*

Непрямая (манипу-

21,0

21,5

0,26

лятивные действия)

 

 

 

Асоциальная (асоциальные действия)

18,6

20,6

0,01**

Асоциальная (агрессивные действия)

19,7

21,7

0,01**

Стратегии преодоления (С. С. Гончарова)

Потребность в поддержке

9,7

10,1

0,69

Повышение самооценки

17,5

17,4

0,9

Самообвинение

8,1

9,1

0,27

Анализ проблемы

13,3

12,0

0,04*

Поиск виновных

6,8

7,5

0,03*

 
Таким образом, возникает проблема обеспечения психологической поддержки неуспевающих студентов, направленной на снижение у них уровня фрустрации и развитие конструктивных форм преодоления трудностей. Исходя из результатов представленного исследования, повышение успеваемости и снижение уровня фрустрации может быть обеспечено за счет развития следующих качеств личности: гибкость, профессиональная направленность, нормативность поведения, коммуникабельность, эмоциональная стабильность, адекватность самооценки, самоконтроль, а также за счет снижения уровня выраженности таких особенностей, как тревожность, ригидность, агрессия, напряжение, консерватизм.
Следует отметить, что некоторые идеи по обеспечению психолого-педагогической поддержки и преодолению фрустрации были высказаны еще Н. Д. Левитовым. В частности, он отмечал, что у учащихся необходимо предупреждать состояния фрустрации; при возникновении - регулировать; избегать в учебно-воспитательном воздействии фрустраторов, провоцирующих нежелательные реакции; развивать правильное понимание трудностей, чтобы они не принимали вполне преодолимые трудности за барьеры; уделять внимание воспитанию выносливости и самообладания; воспитывать эти черты у педагога, чтобы он не давал студентам дурных примеров и своей фрустрацией не терял авторитета в глазах учеников [2].
В то же время, известно, что избежать фрустрации и фрустраторов полностью невозможно, да и не так уж необходимо. Человек должен иметь опыт столкновения с фрустраторами и переживания фрустрации, для того чтобы лучше познать себя в разных ситуациях, видеть направления своего развития, быть готовым к встрече с трудностями и их конструктивному преодолению. Умеренное переживание фрустрации обеспечивает фокусирование внимания индивида на проблеме и ее решение; человек ищет пути преодоления или обхода препятствия; прибегает к компенсирующим действиям.
В этой связи в работе со студентами, испытывающими трудности в учебе, актуальным, на наш взгляд, является осуществление мероприятий, направленных на развитие конструктивных стратегий преодоления фрустрации и личностных качеств, положительно коррелирующих с успеваемостью. Проделанная нами в последующем работа по обеспечению информационной, личностно-развивающей и учебно-методической поддержке студентов с трудностями в учебе показала значительные позитивные изменения, как в личностных качествах, так и в успеваемости.

Приложение

Таблица 1. Сравнительный анализ индивидуальных особенностей успевающих и неуспевающих студентов

Сравниваемые параметры

Успевающие студенты

Неуспевающие студенты

Уровень значимости различий

СБ

3,5

1,94

0,02 *

Т

7,7

7,33

0,58

F

7,3

8,79

0,02*

Аг

11,9

12,2

0,72

Р

9,58

11,0

0,03 *

MD

7

7,0

0,98

A

8,1

7,5

0,10

B

5,1

4,6

0,05

C

7,5

7,4

0,82

E

6,4

5,7

0,05

F

6,0

5,7

0,37

G

8,9

7,6

0,01 **

H

7,6

7,0

0,07

I

7,0

6,0

0,05

L

5,4

5,3

0,86

M

6,1

5,5

0,08

N

5,6

5,2

0,31

O

6,4

6,2

0,63

Q1

6,6

5,9

0,04 *

Q2

4,9

5,7

0,04 *

Q3

7,6

7,3

0,41

Q4

5,4

6,1

0,08

ПМ

13,0

10,3

0,01**

Инт

17,0

14,8

0,01**

** - р 0,01, * - р 0,05

Рис. 1. Общий фактор корреляционных взаимосвязей фрустрации успеваемости и других личностных качеств.

Литература

  1. Гончарова С. С. Опросник «Способы преодоления негативных ситуаций» − метод диагностики психологического преодоления в раннем юношеском возрасте // Практический психолог. 2006. № 6. 
  2. Левитов Н. Д. Фрустрация как один из видов психических состояний // Вопросы психологии. 1967. № 6.
  3. Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности: учеб. Пособие / Под ред. Г. С. Никифорова, М. А. Дмитриевой, В. М. Снеткова. СПб.: Речь, 2003.
  4. Роббер М.-А., Тильман Ф. Психология индивида и группы. М., 1988.

Информация об авторах

Дубовицкая Татьяна Дмитриевна, доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой психологии и дефектологии, Сочинский государственный университет (ФГБОУ ВО СГУ), Сочи, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9604-2672, e-mail: tatdm@mail.ru

Эрбегеева А.Р., ассистент кафедры психологии Стерлитамакской государственной педагоги-ческой академии

Метрики

Просмотров

Всего: 3536
В прошлом месяце: 22
В текущем месяце: 18

Скачиваний

Всего: 1331
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 4