Психолого-педагогические исследования
2011. Том 3. № 3
ISSN: 2587-6139 (online)
Гендерные различия в личностных качествах, определяющих дезадаптацию младших подростков*
Аннотация
Общая информация
* Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ «РК 2010 Волжские земли: Чувашская Республика», проект № 10-06-22606а/В.
Ключевые слова: дезадаптация, эмоционально-волевые свойства, динамика развития, факторный анализ, гендерные особенности, школьники 9–12 лет
Рубрика издания: Психология развития
Тип материала: научная статья
Для цитаты: Славутская Е.В. Гендерные различия в личностных качествах, определяющих дезадаптацию младших подростков [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2011. Том 3. № 3. URL: https://psyjournals.ru/journals/psyedu/archive/2011_n3/47077 (дата обращения: 02.12.2024)
Полный текст
Социально-психологическая дезадаптация характеризует круг нарушений, которые могут возникнуть у ребенка под влиянием сложных социальных условий, обстоятельств его жизни и развития. Сегодня в психолого-педагогической практике широко распространено понятие «школьная дезадаптация» («школьная неприспособленность»). Это понятие определяет любые затруднения, нарушения, отклонения, возникающие у ребенка в его школьной жизни. Школьной дезадаптацией называют нарушение и трудности нормального школьного обучения в результате низких адаптивных способностей к новым условиям учебной деятельности и как следствие – нарушение успеваемости, поведения, межличностных отношений [5].
Изучая адаптацию детей, А.Л. Венгер вводит понятие «психологический синдром». Психологический синдром возникает, в основном, в кризисные возрастные периоды и связан преимущественно с той сферой, которая является ведущей в данный период. Один раз возникнув, синдром часто оказывается очень устойчивым и окрашивает собой все последующее развитие ребенка. Вследствие этого не происходит (или запаздывает) переход к следующему виду ведущей деятельности [1].
Как составную часть школьной дезадаптации выделяют психогенную форму школьной дезадаптации (ПШД). Понятие «психогенные формы школьной дезадаптации» включает в себя психогенные реакции, психогенные заболевания и психогенные формирования личности ребенка, нарушающие его субъективный статус в школе, семье и затрудняющие учебно-воспитательный процесс [3].
Сущность школьной дезадаптации трактуется исследователями по-разному. Объединяющим для многих из них является то, что под школьной дезадаптацией подразумевается некоторая совокупность признаков и свойств, свидетельствующих о несоответствии социопсихического и психофизиологического статуса ребенка требованиям школьного обучения, овладение которой по ряду причин становится затруднительным или невозможным.
При переходе из начальной школы в среднее звено трудности в адаптации школьников традиционно связывают с изменением социальной ситуации развития. Новая социальная ситуация ужесточает условия жизни ребенка и выступает для него стрессогенной [8]. Переход из начальной школы в среднее звено сам по себе является сложным для всех детей. Это время – определенный рубеж в ведущей деятельности ребенка. Трудности в адаптации пятиклассников связаны как с внешней социальной ситуацией развития и названы «проблемой пятого класса» [4], так и с психологическими особенностями школьников, внутренними факторами, которые еще недостаточно изучены. Таким образом, факторы, влияющие на возникновение дезадаптации у пятиклассников можно разделить на две большие группы – внешние, зависящие от внешней среды, и внутренние, связанные с индивидуальными особенностями самого школьника.
Внутренние, психологические факторы школьной дезадаптации пятиклассников определяются началом предпубертатных изменений, на которые накладывает отпечаток смена ведущей деятельности. К концу младшего школьного возраста развиваются отвлеченное словесно-логическое мышление, возникновение которого существенно перестраивает другие познавательные процессы детей, рефлексия и произвольность психических процессов. Младший школьный возраст завершается кризисом 11–12 лет, за которым следует подростковый возраст с другим ведущим видом деятельности – «общение». Следовательно, большие трудности в адаптации будут испытывать школьники с недостатками в формировании словесно-логического мышления, произвольности и самоконтроля эмоций и поведения (эмоционально-волевая сфера), неразвитыми коммуникативными качествами. К этим факторам можно отнести и отсутствие учебной мотивации, сниженную потребность познавательных мотивов. К данной категории относятся индивидуальные и психофизические особенности ребенка, определяющие вместе с общим состоянием здоровья комплекс адаптивных способностей человека – тип нервной системы и особенности темперамента, тип латерализации, стиль эмоционального реагирования и т.д.
Известно, что гендерные различия во многом определяют адаптивные возможности школьников. Например, у детей разного пола наблюдается различный стиль поведения на уроке. Девочки чувствуют себя более эмоционально комфортно, если имеется положительный психологический настрой на учителя. Поэтому на уроке девочки слушают и смотрят в глаза учителю, так как им нужен контакт с ним. У мальчиков адаптация проходит лучше, если в урок включены нестандартные задания, проводятся проблемные уроки, на которых они сами могут находить решения и выдвигать новые идеи. В этом случае они лучше усваивают пройденный материал, им интересно и психологически комфортно. Период врабатываемости у детей также зависит от пола. У девочек максимальная работоспособность на уроке наблюдается уже через 15 мин. после его начала. У мальчиков врабатываемость происходит дольше, следовательно, максимальная работоспособность наступает позже [2].
Нами был проведен эксперимент по выявлению факторов, влияющих на адаптацию пятиклассников. Психодиагностика проводилась с помощью 12-факторного опросника Р.Б. Кеттелла и Р.В. Коана CPQ (Childrens Personality Questionnaire) для детей 8–12 лет. Он предназначен для исследования личностных особенностей школьников и содержит 12 шкал для измерения степени выраженности черт личности, которые Р.Б. Кеттелл называет конституциональными. Всего было обследовано 227 учащихся в III–V классах. Анализировались как результаты по отдельным группам учащихся III–V классов в начале-конце учебного года, так и динамика интеллектуальных и эмоционально-волевых качеств в целом с учетом гендерных различий. Для выявления видов дезадаптации использовался «Тест незаконченных предложений» В. Михала для детей 7–12 лет в адаптации Д.В. Лубовского, который представляет собой модифицированный тест Сакса и Леви. Его диагностическая направленность – изучение отношения ребенка к разным лицам и разным проблемам во всех сферах межличностных отношений (семья, сверстники, школа). Для обработки полученных результатов психодиагностики использовался корреляционный и факторный анализ. Для факторного анализа – программный пакет STATISTICA с применением наиболее распространенного в факторном анализе метода главных компонент с вращением результирующей нормированной матрицы факторных нагрузок методом Varimax. По результатам факторного анализа психологических качеств учащихся мы выделили четыре основных фактора, суммарный вклад которых составлял в разных случаях от 50 до 65%. Результаты факторного анализа мы рассмотрели для мальчиков и девочек отдельно. При этом вместе анализировались личностные качества и различные виды дезадаптации.
В таблице в качестве примера приведены факторные нагрузки по основным четырем факторам отдельно для мальчиков и девочек в начале V класса.
Т а б л и ц а
Результаты факторного анализа личностных качеств и видов дезадаптации девочек и мальчиков V класса
Начало V класса |
||||||||||
Девочки |
|
Мальчики |
||||||||
|
Ф1 |
Ф2 |
Ф3 |
Ф4 |
|
Ф1 |
Ф2 |
Ф3 |
Ф4 |
|
A |
0,14 |
0,22 |
0,58 |
0,19 |
|
0,10 |
0,76 |
-0,07 |
0,47 |
|
B |
-0,02 |
0,71 |
0,09 |
0,03 |
|
-0,08 |
0,04 |
0,03 |
-0,66 |
|
C |
0,10 |
0,82 |
0,08 |
-0,27 |
|
0,09 |
0,86 |
0,04 |
-0,19 |
|
D |
0,61 |
0,07 |
-0,59 |
0,09 |
|
0,54 |
-0,57 |
-0,35 |
-0,20 |
|
E |
0,56 |
-0,17 |
-0,62 |
-0,21 |
|
0,76 |
0,10 |
-0,17 |
0,04 |
|
F |
0,79 |
-0,16 |
-0,02 |
-0,12 |
|
0,76 |
-0,04 |
0,25 |
-0,14 |
|
G |
-0,23 |
0,33 |
0,66 |
-0,01 |
|
-0,46 |
0,12 |
0,45 |
-0,07 |
|
H |
-0,06 |
0,18 |
0,19 |
0,75 |
|
0,02 |
0,32 |
0,57 |
0,13 |
|
I |
-0,28 |
0,09 |
0,15 |
-0,53 |
|
-0,29 |
-0,37 |
0,21 |
0,59 |
|
O |
-0,19 |
-0,39 |
-0,78 |
0,07 |
|
0,10 |
-0,85 |
-0,05 |
0,15 |
|
Q3 |
0,09 |
-0,32 |
0,84 |
0,06 |
|
-0,35 |
0,26 |
0,57 |
-0,13 |
|
Q4 |
0,48 |
-0,04 |
-0,76 |
-0,11 |
|
0,69 |
0,07 |
-0,03 |
0,40 |
|
Д1 |
-0,09 |
0,69 |
0,13 |
0,37 |
|
0,19 |
0,11 |
0,44 |
0,59 |
|
Д2 |
-0,24 |
-0,08 |
0,15 |
0,66 |
|
-0,33 |
0,05 |
0,66 |
0,26 |
|
Д3 |
0,64 |
0,12 |
0,14 |
-0,17 |
|
0,14 |
-0,27 |
0,63 |
-0,35 |
|
Д4 |
0,61 |
0,06 |
-0,08 |
0,25 |
|
0,10 |
-0,20 |
0,73 |
0,24 |
|
S,% |
16 |
14 |
22 |
11 |
|
16 |
18 |
17 |
12 |
Примечание. Личностные качества по Р.Б.Кетеллу: A(1) – общительность-замкнутость; B(2) – абстрактное-конкретное мышление; C(3) – эмоциональная стабильность-неустойчивость; D(4) – возбудимость-уравновешенность; E(5) – независимость-покорность; F(6) – беспечность-озабоченность; G(7) – высокая-низкая дисциплинированность; H(8) – смелость-робость; I(9) – мягкость-твердость; O(10) – тревожность-спокойствие; Q3(11) – высокий-низкий самоконтроль; Q4(12) – напряженность-расслабленность. Д1, Д2, Д3, Д4 – соответственно семейная, межличностная, школьная, внутриличностная дезадаптация; S – процентный вклад каждого фактора в общую дисперсию.
Cформулируем некоторые основные результаты экспериментального изучения гендерных особенностей дезадаптации пятиклассников:
1. Дезадаптация в предпубертатном возрасте имеет социально-психологическую природу и определяется совокупностью факторов (качеств), имеющих гендерные различия. У девочек она выражена ярче и включает в себя: социальную инфантильность и эмоциональную незрелость; высокую доминантность и реактивность; низкое соблюдение нормативности поведения и тревожность; низкий самоконтроль и фрустрацию. У мальчиков она определяется: самодостаточностью; тревожностью и эмоциональной неустойчивостью; низкой доминантностью и открытостью межличностным контактам; изнеженной атмосферой в семье.
2. Наполнение факторных столбцов позволяет сделать анализ гендерных различий в дезадаптации детей и установить связи между различными видами дезадаптации и качествами личности учащихся по 12-факторному опроснику Р. Б. Кеттелла и Р.В. Коана. Все типы дезадаптации у мальчиков прямо связаны с самоконтролем поведения. У девочек дезадаптация дифференцирована.
3. У мальчиков все исследуемые виды дезадаптации (семейная, межличностная, школьная, внутриличностная) выделились в один фактор. Это может говорить о том, что для мальчиков этого возраста важны все составляющие части социальной сферы, с которыми связан и внутренний психологический комфорт. Дисбаланс в одной из сфер может привести к разбалансировке, неблагополучию и в других. Наибольший вклад в факторную нагрузку дает именно внутриличностная дезадаптация, а наименьший – семейная. Семейная дезадаптация у мальчиков прямо связана в одном факторе с изнеженностью, мягкостью воспитания и обратно связана с показателями интеллекта. Например, большую дезадаптацию испытывают мальчики этого возраста из семей с либеральным, потакающим типом воспитания, причем это дети именно с низкими показателями интеллекта.
4. У девочек дезадаптация дифференцирована, т.е. находится в разных факторах с разными качествами личности (кроме внутриличностной и школьной). Это может свидетельствовать о том, что у девочек разделены практически все социальные и внутриличностная сферы их жизни, в отличие от мальчиков. Дезадаптация в одной необязательно приведет к возникновению дискомфорта в другой. В одном факторе у девочек V класса все же находятся внутриличностная и школьная дезадаптация. Это можно интерпретировать как то, что большей дезадаптации в школе подвержены девочки с внутриличностными проблемами. Или: имеющийся внутриличностный дискомфорт девочек влияет на адаптацию к школе в этом возрасте. Оба вышеуказанных вида дезадаптации у пятиклассниц прямо связаны с беспечностью и высокой возбудимостью, беспокойством. Таким образом, девочки с внутриличностной и школьной дезадаптацией импульсивны, сверхреактивны, у них недостаточная концентрация внимания и бурные эмоциональные реакции. При этом они беспечны в общении, легкомысленны [6]. Семейная дезадаптация у девочек связана с эмоциональными и интеллектуальными качествами, межличностная – с желанием быть на виду, стремлением к риску, смелостью в контактах.
5. У мальчиков в конце каждого учебного года (III–V классы) наблюдается связь в одном факторе общительности и смелости в контактах. У девочек в конце учебного года выявлена в одном факторе связь доминантности с тревожностью, которая названа нами «агрессивной тревожностью».
Совокупность психологических качеств, отвечающих за дезадаптацию школьников 9–12 лет, можно определить как «дезадаптационный синдром пятого класса» [7]. Таким образом, полученные результаты позволяют определить гендерные различия в личностных качествах и адаптации детей в исследуемый возрастной период и, соответственно, разработать подходы к профилактике дезадаптации пятиклассников.
Литература
- Венгер А.Л. Структура психологического синдрома // Вопросы психологии. 1994. №4.
- Еремеева В.Д., Хризман Т.П. Мальчики и девочки – два разных мира. М., 1998.
- Каган В.Е. Психогенные формы школьной дезадаптации // Вопросы психологии. 1984. №4.
- Краковский А.В. Трудный возраст. М., 1966.
- Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. М., 1996.
- Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога : Учеб. пособие : В 2 кн. Кн. 1. М., 1999.
- Славутская Е.В. Факторный анализ психологических качеств, определяющих «дезадаптационный синдром пятого класса» // Психология обучения. 2008. № 12.
- Славутска Е. За някои психологически особености на диференцираното обучение // България. Педагогика. 1999. № 8–9.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 4192
В прошлом месяце: 19
В текущем месяце: 3
Скачиваний
Всего: 1187
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 0