Гендерные различия в личностных качествах, определяющих дезадаптацию младших подростков*

1187

Аннотация

В статье представлено экспериментальное исследование взаимосвязи личностных психологических особенностей и дезадаптации школьников 9–12 лет. Это переходный период из начальной школы в среднее звено, вызывающий наибольшие трудности в адаптации. Для психодиагностики использовался 12-факторный опросник Р.Б. Кеттелла и «Тест незаконченных предложений» В. Михала. Результаты психодиагностики учащихся по этим двум методикам совместно обрабатывались при помощи факторного анализа. Выявлялись основные психологические факторы, влияющие на дезадаптацию мальчиков и девочек III–V классов. Обнаружено, например, что все типы дезадаптации (семейная, межличностная, школьная, внутриличностная) у мальчиков прямо связаны с самоконтролем поведения. У девочек дезадаптация дифференцирована. Таким образом, выделялись основные гендерные особенности дезадаптации младших подростков. Совокупность психологических качеств, отвечающих за дезадаптацию школьников 9–12 лет, определяется как «дезадаптационный синдром пятого класса».

Общая информация

* Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ «РК 2010 Волжские земли: Чувашская Республика», проект № 10-06-22606а/В.

Ключевые слова: дезадаптация, эмоционально-волевые свойства, динамика развития, факторный анализ, гендерные особенности, школьники 9–12 лет

Рубрика издания: Психология развития

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Славутская Е.В. Гендерные различия в личностных качествах, определяющих дезадаптацию младших подростков [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2011. Том 3. № 3. URL: https://psyjournals.ru/journals/psyedu/archive/2011_n3/47077 (дата обращения: 02.12.2024)

Полный текст

Социально-психологическая дезадаптация характеризует круг нарушений, которые могут возникнуть у ребенка под влиянием сложных социальных условий, обстоятельств его жизни и развития. Сегодня в психолого-педагогической практике широко распространено понятие «школьная дезадаптация» («школьная неприспособленность»). Это понятие определяет любые затруднения, нарушения, отклонения, возникающие у ребенка в его школьной жизни. Школьной дезадаптацией называют нарушение и трудности нормального школьного обучения в результате низких адаптивных способностей к новым условиям учебной деятельности и как следствие – нарушение успеваемости, поведения, межличностных отношений [5].

Изучая адаптацию детей, А.Л. Венгер вводит понятие «психологический синдром». Психологический синдром возникает, в основном, в кризисные возрастные периоды и связан преимущественно с той сферой, которая является ведущей в данный период. Один раз возникнув, синдром часто оказывается очень устойчивым и окрашивает собой все последующее развитие ребенка. Вследствие этого не происходит (или запаздывает) переход к следующему виду ведущей деятельности [1].

Как составную часть школьной дезадаптации выделяют психогенную форму школьной дезадаптации (ПШД). Понятие «психогенные формы школьной дезадаптации» включает в себя психогенные реакции, психогенные заболевания и психогенные формирования личности ребенка, нарушающие его субъективный статус в школе, семье и затрудняющие учебно-воспитательный процесс [3].

Сущность школьной дезадаптации трактуется исследователями по-разному.  Объединяющим для многих из них является то, что под школьной дезадаптацией подразумевается некоторая совокупность признаков и свойств, свидетельствующих о несоответст­вии социопсихического и психофизиологического статуса ребенка требованиям школьного обучения, овладение которой по ряду причин становится затруднительным или невозможным.

При переходе из начальной школы в среднее звено трудности в адаптации школьников традиционно связывают с изменением социальной ситуации развития. Новая социальная ситуация ужесточает условия жизни ребенка и выступает для него стрессогенной [8]. Переход из начальной школы в среднее звено сам по себе является сложным для всех детей. Это время – определенный рубеж в ведущей деятельности ребенка. Трудности в адаптации пятиклассников связаны как с внешней социальной ситуацией развития и названы «проблемой пятого класса» [4], так и с психологическими особенностями школьников, внутренними факторами, которые еще недостаточно изучены. Таким образом, факторы, влияющие на возникновение дезадаптации у пятиклассников можно разделить на две большие группы – внешние, зависящие от внешней среды, и внутренние, связанные с индивидуальными особенностями самого школьника.

Внутренние, психологические факторы школьной дезадаптации пятиклассников определяются началом предпубертатных изменений, на которые накладывает отпечаток смена ведущей деятельности. К концу младшего школьного возраста развиваются отвлеченное словесно-логическое мышление, возникновение которого существенно перестраивает другие познавательные процессы детей, рефлексия и произвольность психических процессов. Младший школьный возраст завершается кризисом 11–12 лет, за которым следует подростковый возраст с другим ведущим видом деятельности – «общение». Следовательно, большие трудности в адаптации будут испытывать школьники с недостатками в формировании словесно-логического мышления, произвольности и самоконтроля эмоций и поведения (эмоционально-волевая сфера), неразвитыми коммуникативными качествами. К этим факторам можно отнести и отсутствие учебной мотивации, сниженную потребность познавательных мотивов. К данной категории относятся индивидуальные и психофизические особенности ребенка, определяющие вместе с общим состоянием здоровья комплекс адаптивных способностей человека – тип нервной системы и особенности темперамента, тип латерализации, стиль эмоционального реагирования и т.д.

Известно, что гендерные различия во многом определяют адаптивные возможности школьников. Например, у детей разного пола наблюдается различный стиль поведения на уроке. Девочки чувствуют себя более эмоционально комфортно, если имеется положительный психологический настрой на учителя. Поэтому на уроке девочки слушают и смотрят в глаза учителю, так как им нужен контакт с ним. У мальчиков адаптация проходит лучше, если в урок включены нестандартные задания, проводятся проблемные уроки, на которых они сами могут находить решения и выдвигать новые идеи. В этом случае они лучше усваивают пройденный материал, им интересно и психологически комфортно. Период врабатываемости у детей также зависит от пола. У девочек максимальная работоспособность на уроке наблюдается уже через 15 мин. после его начала. У мальчиков врабатываемость происходит дольше, следовательно, максимальная работоспособность наступает позже [2].

 Нами был проведен эксперимент по выявлению факторов, влияющих на адаптацию пятиклассников. Психодиагностика проводилась с помощью 12-факторного опросника Р.Б. Кеттелла и Р.В. Коана CPQ (Childrens Personality Questionnaire) для детей 8–12 лет. Он предназначен для исследования личностных особенностей школьников и содержит 12 шкал для измерения степени выраженности черт личности, которые Р.Б. Кеттелл называет конституциональными. Всего было обследовано 227 учащихся в III–V классах. Анализировались как результаты по отдельным группам учащихся III–V классов в начале-конце учебного года, так и динамика интеллектуальных и эмоционально-волевых качеств в целом с учетом гендерных различий. Для выявления видов дезадаптации использовался «Тест незаконченных предложений» В. Михала для детей 7–12 лет в адаптации Д.В. Лубовского, который представляет собой модифицированный тест Сакса и Леви. Его диагностическая направленность –   изучение отношения ребенка к разным лицам и разным проблемам во всех сферах межличностных отношений (семья, сверстники, школа). Для обработки полученных результатов психодиагностики использовался корреляционный и факторный анализ. Для факторного анализа  – программный пакет STATISTICA с применением наиболее распространенного в факторном анализе метода главных компонент с вращением результирующей нормированной матрицы факторных нагрузок методом Varimax. По результатам факторного анализа психологических качеств учащихся мы выделили четыре основных фактора, суммарный вклад которых составлял в разных случаях от 50 до 65%. Результаты факторного анализа мы рассмотрели для мальчиков и девочек отдельно. При этом вместе анализировались личностные качества и различные виды дезадаптации.

В таблице  в качестве примера приведены факторные нагрузки по основным четырем факторам отдельно для мальчиков и девочек в начале V класса.

Т а б л и ц а

Результаты факторного анализа личностных качеств и видов дезадаптации девочек и мальчиков V класса

Начало V класса

Девочки

 

Мальчики

 

Ф1

Ф2

Ф3

Ф4

 

Ф1

Ф2

Ф3

Ф4

A

0,14

0,22

0,58

0,19

 

0,10

0,76

-0,07

0,47

B

-0,02

0,71

0,09

0,03

 

-0,08

0,04

0,03

-0,66

C

0,10

0,82

0,08

-0,27

 

0,09

0,86

0,04

-0,19

D

0,61

0,07

-0,59

0,09

 

0,54

-0,57

-0,35

-0,20

E

0,56

-0,17

-0,62

-0,21

 

0,76

0,10

-0,17

0,04

F

0,79

-0,16

-0,02

-0,12

 

0,76

-0,04

0,25

-0,14

G

-0,23

0,33

0,66

-0,01

 

-0,46

0,12

0,45

-0,07

H

-0,06

0,18

0,19

0,75

 

0,02

0,32

0,57

0,13

I

-0,28

0,09

0,15

-0,53

 

-0,29

-0,37

0,21

0,59

O

-0,19

-0,39

-0,78

0,07

 

0,10

-0,85

-0,05

0,15

Q3

0,09

-0,32

0,84

0,06

 

-0,35

0,26

0,57

-0,13

Q4

0,48

-0,04

-0,76

-0,11

 

0,69

0,07

-0,03

0,40

Д1

-0,09

0,69

0,13

0,37

 

0,19

0,11

0,44

0,59

Д2

-0,24

-0,08

0,15

0,66

 

-0,33

0,05

0,66

0,26

Д3

0,64

0,12

0,14

-0,17

 

0,14

-0,27

0,63

-0,35

Д4

0,61

0,06

-0,08

0,25

 

0,10

-0,20

0,73

0,24

S,%

16

14

22

11

 

16

18

17

12

Примечание. Личностные качества по Р.Б.Кетеллу: A(1) –  общительность-замкнутость; B(2) – абстрактное-конкретное мышление; C(3) – эмоциональная стабильность-неустойчивость; D(4) – возбудимость-уравновешенность; E(5) – независимость-покорность; F(6) – беспечность-озабоченность; G(7) – высокая-низкая дисциплинированность; H(8) – смелость-робость; I(9) – мягкость-твердость; O(10) – тревожность-спокойствие; Q3(11) – высокий-низкий самоконтроль; Q4(12) – напряженность-расслабленность. Д1, Д2, Д3, Д4 – соответственно семейная, межличностная, школьная, внутриличностная дезадаптация; S – процентный вклад каждого фактора в общую дисперсию.

Cформулируем некоторые основные результаты экспериментального изучения гендерных особенностей дезадаптации пятиклассников:

1. Дезадаптация в предпубертатном возрасте имеет социально-психологическую природу и определяется совокупностью факторов (качеств), имеющих гендерные различия. У девочек она выражена ярче и включает в себя: социальную инфантильность и эмоциональную незрелость; высокую доминантность и реактивность; низкое соблюдение нормативности поведения и тревожность; низкий самоконтроль и фрустрацию. У мальчиков она определяется: самодостаточностью; тревожностью и эмоциональной неустойчивостью; низкой доминантностью и открытостью межличностным контактам; изнеженной атмосферой в семье.

2. Наполнение факторных столбцов позволяет сделать анализ гендерных различий в дезадаптации детей и установить связи между различными видами дезадаптации и качествами личности учащихся по 12-факторному опроснику Р. Б. Кеттелла и Р.В. Коана.  Все типы дезадаптации у мальчиков прямо связаны с самоконтролем поведения. У девочек дезадаптация дифференцирована.

3. У мальчиков все исследуемые виды дезадаптации (семейная, межличностная, школьная, внутриличностная) выделились в один фактор. Это может говорить о том, что для мальчиков этого возраста важны все составляющие части социальной сферы,  с которыми связан и внутренний психологический комфорт. Дисбаланс в одной из сфер может привести к разбалансировке, неблагополучию и в других. Наибольший вклад в факторную нагрузку дает именно внутриличностная дезадаптация, а наименьший – семейная. Семейная дезадаптация у мальчиков прямо связана в одном факторе с изнеженностью, мягкостью воспитания и обратно связана с показателями интеллекта. Например, большую дезадаптацию испытывают мальчики этого возраста из семей с либеральным, потакающим типом воспитания, причем это дети именно с низкими показателями интеллекта.

4. У девочек дезадаптация дифференцирована, т.е. находится в разных факторах с разными качествами личности (кроме внутриличностной и школьной). Это может свидетельствовать о том, что у девочек разделены практически все социальные и внутриличностная сферы их жизни, в отличие от мальчиков. Дезадаптация в одной необязательно приведет к возникновению дискомфорта в другой. В одном факторе у девочек V класса все же находятся внутриличностная и школьная дезадаптация. Это можно интерпретировать как то, что большей дезадаптации в школе подвержены девочки с внутриличностными проблемами. Или: имеющийся внутриличностный дискомфорт девочек влияет на адаптацию к школе в этом возрасте. Оба вышеуказанных вида дезадаптации у пятиклассниц прямо связаны с беспечностью и высокой возбудимостью, беспокойством. Таким образом, девочки с внутриличностной и школьной дезадаптацией импульсивны, сверхреактивны, у них недостаточная концентрация внимания и бурные эмоциональные реакции. При этом они беспечны в общении, легкомысленны [6]. Семейная дезадаптация у девочек связана с эмоциональными и интеллектуальными качествами, межличностная – с желанием быть на виду, стремлением к риску, смелостью в контактах.

5. У мальчиков в конце каждого учебного года (III–V классы) наблюдается связь в одном факторе общительности и смелости в контактах. У девочек в конце учебного года выявлена в одном факторе связь доминантности с тревожностью, которая названа нами «агрессивной тревожностью».

Совокупность психологических качеств, отвечающих за дезадаптацию школьников 9–12 лет, можно определить как «дезадаптационный синдром пятого класса» [7]. Таким образом, полученные результаты позволяют определить гендерные различия в личностных качествах и адаптации детей в исследуемый возрастной период и, соответственно, разработать подходы к профилактике дезадаптации пятиклассников.

Литература

  1. Венгер А.Л. Структура психологического синдрома // Вопросы психологии. 1994.  №4.
  2. Еремеева В.Д., Хризман Т.П. Мальчики и девочки – два разных мира. М., 1998.
  3. Каган В.Е. Психогенные формы школьной дезадаптации // Вопросы психологии. 1984. №4.
  4. Краковский А.В. Трудный возраст. М., 1966.
  5. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. М., 1996.
  6. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога : Учеб. пособие : В 2 кн. Кн. 1. М., 1999.
  7. Славутская Е.В. Факторный анализ психологических качеств, определяющих «дезадаптационный синдром пятого класса» // Психология обучения. 2008.  № 12.
  8. Славутска Е. За някои психологически особености на диференцираното обучение  // България. Педагогика.  1999. № 8–9.

Информация об авторах

Славутская Елена Владимировна, доктор психологических наук, доцент, профессор кафедры психологии и социальной педагогики, Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева, Чебоксары, Россия, e-mail: slavutskayaev@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 4192
В прошлом месяце: 19
В текущем месяце: 3

Скачиваний

Всего: 1187
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 0