Психолого-педагогические исследования
2011. Том 3. № 3
ISSN: 2587-6139 (online)
Исследование готовности учителя к реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», профессиональный стандарт, системно-деятельностный подход, универсальные учебные действия, метапредметные результаты образовательной деятельности, читательская компетентность, готовность учителя к реализации ФГОС НОО
Рубрика издания: Психология образования
Тип материала: научная статья
Для цитаты: Лебедева М.В., Лебедева М.В. Исследование готовности учителя к реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2011. Том 3. № 3. URL: https://psyjournals.ru/journals/psyedu/archive/2011_n3/47425 (дата обращения: 06.10.2024)
Полный текст
Ключевым стратегическим документом, определяющим вектор развития российской системы образования, является национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». Этот программный документ определил направления совершенствования нормативно-правовой базы для более четкой регламентации деятельности образовательных учреждений всех видов и типов с учетом актуальных запросов населения и базовых институтов, обеспечивающих образование сегодня:
развитие дошкольных образовательных учреждений (федеральные государственные образовательные требования) и пересмотр существующих САНПиНов;
развитие образовательных учреждений, реализующих программы начального, среднего и полного образования (федеральные государственные образовательные стандарты);
развитие образовательных учреждений, реализующих программы высшего профессионального образования, и переход к «болонской» системе образования;
развитие образовательных учреждений, реализующих программы специального образования;
развитие системы переподготовки и повышения квалификации с целью реализации моделей и задач непрерывного образования.
Таким образом, можно утверждать, что ранее декларировавшиеся реформы в области образования в настоящий момент перешли в констатирующий формат: изменения затрагивают и структурно-организационный компонент системы (новые организационно-правовые формы образовательных учреждений), и экономико-финансовый (новая система оплаты труда), и кадровый (новая система аттестации), и содержательный (ФГОС). Необходимо также понимать, что кроме «глубины» и «детализации» изменений, большую роль играет фактор «скорости» изменений - на этапе внедрения ФГОС в начальной школе этот фактор не так очевиден, поскольку касается лишь 9% педагогического сообщества (учителя начальных классов, заместители директора по начальной школе). В перспективе эта цифра увеличится на порядок через три года, а к 2015 г. должна составить 100%.
Сущность происходящих изменений можно, вкратце, представить следующим образом.
Новая школа - это институт, соответствующий целям опережающего развития. Школа, которая должна отвечать интересам будущего, школа, формирующая активного гражданина путем вовлечения в исследовательские проекты и творческие занятия, чтобы научить изобретать, понимать и осваивать новое, выражать собственные мысли, принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности. Таким образом, новая школа ориентирована на способность к применению знаний в будущем.
Новая школа - это школа для всех. Девиз РОИИ «Перспектива» - «Дети должны учиться вместе» находит свое воплощение в этом положении. Развитие инклюзивного образования не только в России, но и в мире показывает нам, что ориентирование на «количество знаний» или «образовательный ценз» означает исключение детей с особыми образовательными потребностями из среды их «обычно развивающихся» сверстников. Особая образовательная потребность как раз и заключается в формировании «умения жить», т.е. в терминах ФГОС - жизненных компетенций.
Новая школа - это новые учителя. Центральное место в современных квалификационных требованиях и квалификационных характеристиках учителей [2] занимают профессиональные педагогические компетентности.
Новая школа - это современная инфраструктура. Школа должна стать центром творчества и информации, насыщенной интеллектуальной и спортивной жизни. В каждом образовательном учреждении должна быть создана универсальная безбарьерная среда, архитектура школьного пространства должна позволять эффективно организовывать проектную деятельность, занятия в малых группах, самые разные формы работы с детьми. Цель подобных изменений носит не столько эстетический, сколько практико ориентированный характер. Учащиеся должны применять знания в практической деятельности, а школьная инфраструктура должна стать развивающей средой.
Новая школа - это современная система оценки качества образования. Для этого в образовательных учреждениях вводится мониторинг и комплексная оценка академических достижений ученика, его компетенций и способностей. Программы обучения старшеклассников будут связаны с дальнейшим выбором специальности [3].
Анализируя базисные положения образовательной инициативы, можно резюмировать: «Школа будущего - школа компетентностей». Школа компетентностей родительских, ученических и, прежде всего, педагогических.
Массовое внедрение ФГОС, основанного на системно-деятельностном подходе, в педагогическую практику общеобразовательных школ требует пересмотра традиционных методов обучения и воспитания.
Овладение теми или иными учебными действиями зависит от насыщенности среды (действительности), в которой обучается ребенок. Однако одним из важнейших факторов среды, не считая материально-технического оснащения и условий, является фактор профессиональной компетентности самого педагога. Учебная деятельность (а на самом деле мы имеем в виду «деятельность по учению») как деятельность по организации учебного процесса должна иметь четкую цель, определенную требованиями Стандарта к результатам освоения программ. Цель может быть сформулирована только на основании не просто фактического знания, а и понимания ФГОС, его требований и знания терминологического аппарата. Например, «читательская компетентность» включает в себя чтение и понимание простых и сложных текстов, брошюр, листовок, карт и диаграмм, соотнесение их между собой. При этом в настоящее время под «чтением» большинство педагогов подразумевают только произношение и понимание письменного текста [5].
Таким образом, внедрение образовательных стандартов нового поколения напрямую зависит от знания и понимания учителем концептуальных и стратегических положений ФГОС [4]. По мнению Майкла Барбера и Моны Муршед, качество системы образования основывается на качестве работающих в ней учителей [1]. Понимание педагогами содержания текста ФГОС стало предметом нашего пилотного исследования.
В исследовании приняли участие заместители директора и учителя первых классов начальной школы, которые с целью эффективного и поэтапного введения ФГОС НОО в мае-июне 2010 г. прошли обучение по программе повышения квалификации «ИКТ-компетентность учителя начальной школы» (НО-86, 87 МИОО) в объеме 144 ч, специально разработанной для массовой подготовки учителей в области приобретения ими ИКТ-компетентности, соответствующей требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (366 человек, из них 122 заместителя директора и 244 учителя начальных классов школ ЦОУО).
По завершении курса для качественной организации межкурсовой подготовки и индивидуальной работы с учителем по реализации ФГОС НОО Окружным методическим центром ЦОУО был проведен ряд мониторинговых исследований по изучению:
1) самооценки результатов повышения квалификации учителей начальных классов;
2) запросов к методической службе;
3) готовности учителей к реализации ФГОС НОО.
Анализ мониторинга результатов повышения квалификации учителей начальных классов показал следующее:
знаниями об особенностях стандарта нового поколения владеют 97, 54 % педагогов;
могут реализовать деятельностный подход 94,8 % педагогов;
владеют предметным содержанием I класса 98,36 % педагогов,
умеют выделять и контролировать элементы содержания 92, 34% педагогов;
владеют различными педагогическими технологиями 95, 08% педагогов;
обладают опытом проведения групповой и парной работы в классе 94,8 % педагогов;
умеют взаимодействовать с родителями 100 % педагогов.
Таким образом, 95% учителей начальных классов, по их мнению, готовы к реализации ФГОС НОО.
Анализ мониторинга запросов учителей к методической службе позволил сделать следующие выводы:
4) 0% учителей нуждаются в методической помощи в разработке уроков и основной образовательной программы в соответствии с требованиями ФГОС НОО;
5) ,2% учителей заинтересованы в продолжении повышения квалификации в области информационно-коммуникационных технологий;
6) мощь в организации учебно-воспитательного процесса нужна 21,03% опрошенных учителей;
методическая поддержка в организации различных форм деятельности учащихся требуется 42,07% учителей.
Мониторинг готовности учителей к работе в рамках реализации нового стандарта (анкета) проводился с целью определить актуальный уровень знания и понимания учителем концептуальных и стратегических положений ФГОС для дальнейшего методического сопровождения педагогов.
Каждый вопрос анкеты относился либо к понятийной области (вопросы №№ 2,3,5,6,8,9), либо к области фактологических знаний образовательных стандартов (вопросы №№ 1, 4, 7, 10). Порядок выставления баллов за вопрос был таков: 1 балл - ответ верный (или полное перечисление всех элементов); 0,5 балла - перечисленные варианты правильные, но недостаточные (пропущены один или несколько верных ответов); 0,25 балла - перечислены и правильные, и неправильные варианты; 0 баллов - неправильный ответ или большая часть вариантов неправильны. Соответственно, чем выше сумма баллов, тем точнее знания педагога.
АНКЕТА
Инструкция: «Уважаемые участники! Вам предлагается ответить на 10 вопросов, непосредственно связанных с проблемой внедрения федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС). Основная задача тестирования заключается в выявлении актуального уровня знания некоторых ключевых положений и терминов Стандарта. Участие в тестировании анонимное. Ваши ответы помогут сориентироваться специалистам ОМЦ в содержании разрабатываемых курсов и их объеме. Пожалуйста, в ходе работы внимательно читайте вопросы, количество требуемых ответов и предлагаемые варианты. Отметьте в таблице после каждого вопроса верный(е) ответ(ы). Вторая часть вопросов расположена на обратной стороне листа. Спасибо!»
1. Универсальными учебными действиями, согласно новому Стандарту, являются (отметьте все верные):
2.Выберите одно правильное определение ЗОНЫ БЛИЖАЙШЕГО РАЗВИТИЯ:
7.Отметьте одно определение, которое в большей степени соответствует значению термина «продуктивное мышление»:
8. К какому виду универсальных учебных действий, согласно Стандарту, относятся «целеполагание», «планирование», «прогнозирование», «контроль», «коррекция», «оценка» (отметьте один вид):
9.Выберите все верные способы актуализации познавательной активности, мыслительной деятельности у учащихся на уроке:
10. Выберите одну основную задачу социометрических методик:
Выберите одно правильное определение термина «компетентность»:
12. Выберите одно правильное определение «игры»:
13. Отметьте все верные формы материалов, понимание которых, согласно
международным исследованиям, относится к «читательской компетентности»:
14. Метапредметные результаты образовательной деятельности - это (отметьте одно верное) ...
Спасибо за участие! Ваши ответы помогут нам в дальнейшей работе.
В таблице представлены результаты мониторинга готовности учителей к работе в рамках реализации ФГОС НОО.
Вопрос |
Область вопросов |
Количество правильно ответивших , %* |
1. Универсальными учебными действиями, согласно новому Стандарту, являются ... |
Ф |
56,01 |
2. Выберите одно правильное определение ЗОНЫ БЛИЖАЙШЕГО РАЗВИТИЯ. |
П |
68,03 |
3. Отметьте одно определение, которое в большей степени соответствует значению термина «продуктивное мышление». |
П |
15,02 |
4. К какому виду универсальных учебных действий, согласно Стандарту, относятся «целеполагание», «планирование», «прогнозирование», «контроль», «коррекция», «оценка»? |
Ф |
49,18 |
5. Выберите все верные способы актуализации познавательной активности, мыслительной деятельности учащихся на уроке. |
П |
50 |
6. Выберите одну основную задачу социометрических методик. |
|
18,03 |
7. Выберите одно правильное определение термина «компетентность». |
Ф |
54,09 |
8. Выберите одно правильное определение термина «игра». |
П |
25,13 |
9. Отметьте все верные формы материалов, понимание которых, согласно международным исследованиям, относится к «читательской компетентности». |
П |
1,9 |
10. Метапредметные результаты образовательной деятельности - это. |
Ф |
53 |
Примечание: П - область понятийная, Ф - область фактологических знаний;
* - процент опрошенных учителей, набравших баллы за каждый ответ в диапазоне от 0,25 до 1.
Наибольшие затруднения вызвали вопросы №№ 3,6,8,9, относящиеся к понятийной области (П), вопросы №№ 1,2,5,7 вызвали меньшие затруднения. Количество учителей, правильно ответивших на вопрос № 4, который относится к области фактологических знаний (Ф), составило менее 50 %. Особо отметим сложность для учителей начальных классов вопроса № 9 о читательской компетентности - частично правильно на него ответили всего 7 человек.
В ходе обработки ответов 366 участников исследования на 10 вопросов анкеты в соответствии с порядком выставления баллов был зафиксирован максимальный результат - 4 балла, минимальный результат - 0 баллов.
Результаты данного исследования позволяют сделать следующие выводы:
1. Понимание особенностей новых образовательных стандартов не достигнуто большинством педагогов.
2. Не сформирован необходимый понятийный аппарат.
3. Наблюдается существенный разрыв между представлениями учителей о собственной готовности к реализации ФГОС НОО и реальным результатом освоения ими понятийного аппарата ФГОС, его содержания и сущности.
Данные сведения дают нам возможность предположить, что у учителей не сформирована читательская компетентность, которая является одной из базовых психолого-педагогических компетентностей учителя. «Уровень грамотности учителя, измеряемый, в том числе, его словарным запасом влияет на успехи учеников сильнее, чем любые другие поддающиеся измерению навыки и характеристики учителя» [1].
Мы считаем необходимой разработку новой компетентностной модели деятельности учителя начальных классов, способствующей реализации ФГОС НОО. Необходимо также разработать модель дополнительного профессионального образования, основанную на деятельностном подходе, формирующую и развивающую компетентности учителя начальных классов для реализации ФГОС НОО.
Литература
- Барбер М., Муршед М. Как добиться стабильно высокого качества обучения в школах : Отчет 2007 г. / Пер. редакции «МакКензи»// https://www.hse.ru
- Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих: Приложение к Приказу Министерства здравоохранения и социального развития РФ № 593 от 14 сентября 2009 г.
- Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (Утверждена Президентом Российской Федерации Д.А.Медведевым 4 февраля 2010 г., Пр-271) / http://mon.gov.ru/dok/akt/6591/
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 373 от 06 октября 2009).
- PISA. Программа международной оценки обучающихся: Мониторинг знаний и умений в новом тысячелетии. 2009// http://www.centeroko.ru
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 3156
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 0
Скачиваний
Всего: 1318
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 0