Исследование готовности учителя к реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования

1321

Аннотация

В статье представлен развернутый анализ документа, определяющего направления модернизации и перспективы развития системы образования страны, –национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», концептуальных и стратегических положений Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО). Описаны особенности эффективного и поэтапного введения ФГОС НОО в системе московского образования, представлены итоги мониторинга результатов повышения квалификации учителей начальных классов по определению их готовности к реализации ФГОС НОО. Выделена проблема исследования и определения актуального уровня знания учителями федеральных образовательных стандартов. Показан разрыв между представлениями учителей о собственной готовности к реализации ФГОС НОО и реальным результатом освоения ими понятийного аппарата ФГОС, его содержания и сущности. Обоснована необходимость разработки новой компетентностной модели деятельности учителя начальных классов, модели дополнительного профессионального образования, основанной на деятельностном подходе.

Общая информация

Ключевые слова: национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», профессиональный стандарт, системно-деятельностный подход, универсальные учебные действия, метапредметные результаты образовательной деятельности, читательская компетентность, готовность учителя к реализации ФГОС НОО

Рубрика издания: Психология образования

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Лебедева М.В., Лебедева М.В. Исследование готовности учителя к реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2011. Том 3. № 3. URL: https://psyjournals.ru/journals/psyedu/archive/2011_n3/47425 (дата обращения: 12.12.2024)

Полный текст

 

Ключевым стратегическим документом, определяющим вектор развития российской системы образования, является национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». Этот программный документ определил направления совершенствования нормативно-правовой базы для более четкой регламентации деятельности образовательных учреждений всех видов и типов с учетом актуальных запросов населения и базовых институтов, обеспечивающих образование сегодня:

развитие дошкольных образовательных учреждений (федеральные государственные образовательные требования) и пересмотр существующих САНПиНов;

развитие образовательных учреждений, реализующих программы начального, среднего и полного образования (федеральные государственные образовательные стандарты);

развитие образовательных учреждений, реализующих программы высшего профессионального образования, и переход к «болонской» системе образования;

развитие образовательных учреждений, реализующих программы специального образования;

развитие системы переподготовки и повышения квалификации с целью реализации моделей и задач непрерывного образования.

Таким образом, можно утверждать, что ранее декларировавшиеся реформы в области образования в настоящий момент перешли в констатирующий формат: изменения затрагивают и структурно-организационный компонент системы (новые организационно-правовые формы образовательных учреждений), и экономико-финансовый (новая система оплаты труда), и кадровый (новая система аттестации), и содержательный (ФГОС). Необходимо также понимать, что кроме «глубины» и «детализации» изменений, большую роль играет фактор «скорости» изменений - на этапе внедрения ФГОС в начальной школе этот фактор не так очевиден, поскольку касается лишь 9% педагогического сообщества (учителя начальных классов, заместители директора по начальной школе). В перспективе эта цифра увеличится на порядок через три года, а к 2015 г. должна составить 100%.

Сущность происходящих изменений можно, вкратце, представить следующим образом.

Новая школа - это институт, соответствующий целям опережающего развития. Школа, которая должна отвечать интересам будущего, школа, формирующая активного гражданина путем вовлечения в исследовательские проекты и творческие занятия, чтобы научить изобретать, понимать и осваивать новое, выражать собственные мысли, принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности. Таким образом, новая школа ориентирована на способность к применению знаний в будущем.

Новая школа - это школа для всех. Девиз РОИИ «Перспектива» - «Дети должны учиться вместе» находит свое воплощение в этом положении. Развитие инклюзивного образования не только в России, но и в мире показывает нам, что ориентирование на «количество знаний» или «образовательный ценз» означает исключение детей с особыми образовательными потребностями из среды их «обычно развивающихся» сверстников. Особая образовательная потребность как раз и заключается в формировании «умения жить», т.е. в терминах ФГОС - жизненных компетенций.

Новая школа - это новые учителя. Центральное место в современных квалификационных требованиях и квалификационных характеристиках учителей [2] занимают профессиональные педагогические компетентности.

Новая школа - это современная инфраструктура. Школа должна стать центром творчества и информации, насыщенной интеллектуальной и спортивной жизни. В каждом образовательном учреждении должна быть создана универсальная безбарьерная среда, архитектура школьного пространства должна позволять эффективно организовывать проектную деятельность, занятия в малых группах, самые разные формы работы с детьми. Цель подобных изменений носит не столько эстетический, сколько практико ориентированный характер. Учащиеся должны применять знания в практической деятельности, а школьная инфраструктура должна стать развивающей средой.

Новая школа - это современная система оценки качества образования. Для этого в образовательных учреждениях вводится мониторинг и комплексная оценка академических достижений ученика, его компетенций и способностей. Программы обучения старшеклассников будут связаны с дальнейшим выбором специальности [3].

Анализируя базисные положения образовательной инициативы, можно резюмировать: «Школа будущего - школа компетентностей». Школа компетентностей родительских, ученических и, прежде всего, педагогических.

Массовое внедрение ФГОС, основанного на системно-деятельностном подходе, в педагогическую практику общеобразовательных школ требует пересмотра традиционных методов обучения и воспитания.

Овладение теми или иными учебными действиями зависит от насыщенности среды (действительности), в которой обучается ребенок. Однако одним из важнейших факторов среды, не считая материально-технического оснащения и условий, является фактор профессиональной компетентности самого педагога. Учебная деятельность (а на самом деле мы имеем в виду «деятельность по учению») как деятельность по организации учебного процесса должна иметь четкую цель, определенную требованиями Стандарта к результатам освоения программ. Цель может быть сформулирована только на основании не просто фактического знания, а и понимания ФГОС, его требований и знания терминологического аппарата. Например, «читательская компетентность» включает в себя чтение и понимание простых и сложных текстов, брошюр, листовок, карт и диаграмм, соотнесение их между собой. При этом в настоящее время под «чтением» большинство педагогов подразумевают только произношение и понимание письменного текста [5].

Таким образом, внедрение образовательных стандартов нового поколения напрямую зависит от знания и понимания учителем концептуальных и стратегических положений ФГОС [4]. По мнению Майкла Барбера и Моны Муршед, качество системы образования основывается на качестве работающих в ней учителей [1]. Понимание педагогами содержания текста ФГОС стало предметом нашего пилотного исследования.

В исследовании приняли участие заместители директора и учителя первых классов начальной школы, которые с целью эффективного и поэтапного введения ФГОС НОО в мае-июне 2010 г. прошли обучение по программе повышения квалификации «ИКТ-компетентность учителя начальной школы» (НО-86, 87 МИОО) в объеме 144 ч, специально разработанной для массовой подготовки учителей в области приобретения ими ИКТ-компетентности, соответствующей требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (366 человек, из них 122 заместителя директора и 244 учителя начальных классов школ ЦОУО).

По завершении курса для качественной организации межкурсовой подготовки и индивидуальной работы с учителем по реализации ФГОС НОО Окружным методическим центром ЦОУО был проведен ряд мониторинговых исследований по изучению:

1)      самооценки результатов повышения квалификации учителей начальных классов;

2)      запросов к методической службе;

3)      готовности учителей к реализации ФГОС НОО.

Анализ мониторинга результатов повышения квалификации учителей начальных классов показал следующее:

знаниями об особенностях стандарта нового поколения владеют 97, 54 % педагогов;

могут реализовать деятельностный подход 94,8 % педагогов;

владеют предметным содержанием I класса 98,36 % педагогов,

умеют выделять и контролировать элементы содержания 92, 34% педагогов;

владеют различными педагогическими технологиями 95, 08% педагогов;

обладают опытом проведения групповой и парной работы в классе 94,8 % педагогов;

умеют взаимодействовать с родителями 100 % педагогов.

Таким образом, 95% учителей начальных классов, по их мнению, готовы к реализации ФГОС НОО.

Анализ мониторинга запросов учителей к методической службе позволил сделать следующие выводы:

4)       0% учителей нуждаются в методической помощи в разработке уроков и основной образовательной программы в соответствии с требованиями ФГОС НОО;

5)      ,2% учителей заинтересованы в продолжении повышения квалификации в области информационно-коммуникационных технологий;

6)       мощь в организации учебно-воспитательного процесса нужна 21,03% опрошенных учителей;

методическая поддержка в организации различных форм деятельности учащихся требуется 42,07% учителей.

Мониторинг готовности учителей к работе в рамках реализации нового стандарта (анкета) проводился с целью определить актуальный уровень знания и понимания учителем концептуальных и стратегических положений ФГОС для дальнейшего методического сопровождения педагогов.

Каждый вопрос анкеты относился либо к понятийной области (вопросы №№ 2,3,5,6,8,9), либо к области фактологических знаний образовательных стандартов (вопросы №№ 1, 4, 7, 10). Порядок выставления баллов за вопрос был таков: 1 балл - ответ верный (или полное перечисление всех элементов); 0,5 балла - перечисленные варианты правильные, но недостаточные (пропущены один или несколько верных ответов); 0,25 балла - перечислены и правильные, и неправильные варианты; 0 баллов - неправильный ответ или большая часть вариантов неправильны. Соответственно, чем выше сумма баллов, тем точнее знания педагога.

АНКЕТА

Инструкция:  «Уважаемые участники! Вам предлагается ответить на 10 вопросов, непосредственно связанных с проблемой внедрения федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС). Основная задача тестирования заключается в выявлении актуального уровня знания некоторых ключевых положений и терминов Стандарта. Участие в тестировании анонимное. Ваши ответы помогут сориентироваться специалистам ОМЦ в содержании разрабатываемых курсов и их объеме. Пожалуйста, в ходе работы внимательно читайте вопросы, количество требуемых ответов и предлагаемые варианты. Отметьте в таблице после каждого вопроса верный(е) ответ(ы). Вторая часть вопросов расположена на обратной стороне листа. Спасибо!»

1. Универсальными учебными действиями, согласно новому Стандарту, являются (отметьте все верные):

 
 

2.Выберите одно правильное определение ЗОНЫ БЛИЖАЙШЕГО РАЗВИТИЯ:

7.Отметьте одно определение, которое в большей степени соответствует значению термина «продуктивное мышление»:

8. К какому виду универсальных учебных действий, согласно Стандарту, относятся «целеполагание», «планирование», «прогнозирование», «контроль», «коррекция», «оценка» (отметьте один вид):

9.Выберите все верные способы актуализации познавательной активности, мыслительной деятельности у учащихся на уроке:

 

10.             Выберите одну основную задачу социометрических методик:

Выберите одно правильное определение термина «компетентность»:

12.                    Выберите одно правильное определение «игры»:

13.                    Отметьте все верные формы материалов, понимание которых, согласно

международным исследованиям, относится к «читательской компетентности»:

 

14.             Метапредметные результаты образовательной деятельности - это (отметьте одно верное) ...

Спасибо за участие! Ваши ответы помогут нам в дальнейшей работе.

В таблице представлены результаты мониторинга готовности учителей к работе в рамках реализации ФГОС НОО.

Вопрос

Область

вопросов

Количество правильно ответивших , %*

1. Универсальными учебными действиями, согласно новому Стандарту, являются ...

Ф

56,01

2. Выберите одно правильное определение ЗОНЫ БЛИЖАЙШЕГО РАЗВИТИЯ.

П

68,03

3. Отметьте одно определение, которое в большей степени соответствует значению термина «продуктивное мышление».

П

15,02

4. К какому виду универсальных учебных действий, согласно Стандарту,        относятся       «целеполагание»,        «планирование»,

«прогнозирование», «контроль», «коррекция», «оценка»?

Ф

49,18

5. Выберите все верные способы актуализации познавательной активности, мыслительной деятельности учащихся на уроке.

П

50

6. Выберите одну основную задачу социометрических методик.

 

18,03

7.       Выберите       одно        правильное       определение       термина

«компетентность».

Ф

54,09

8. Выберите одно правильное определение термина «игра».

П

25,13

9. Отметьте все верные формы материалов, понимание которых, согласно       международным       исследованиям,       относится      к

«читательской компетентности».

П

1,9

10. Метапредметные результаты образовательной деятельности - это.

Ф

53

 

Примечание: П - область понятийная, Ф - область фактологических знаний;

* - процент опрошенных учителей, набравших баллы за каждый ответ в диапазоне от 0,25 до 1.

Наибольшие затруднения вызвали вопросы №№ 3,6,8,9, относящиеся к понятийной области (П), вопросы №№ 1,2,5,7 вызвали меньшие затруднения. Количество учителей, правильно ответивших на вопрос № 4, который относится к области фактологических знаний (Ф), составило менее 50 %. Особо отметим сложность для учителей начальных классов вопроса № 9 о читательской компетентности - частично правильно на него ответили всего 7 человек.

В ходе обработки ответов 366 участников исследования на 10 вопросов анкеты в соответствии с порядком выставления баллов был зафиксирован максимальный результат - 4 балла, минимальный результат - 0 баллов.

Результаты данного исследования позволяют сделать следующие выводы:

1.    Понимание особенностей новых образовательных стандартов не достигнуто большинством педагогов.

2.                 Не сформирован необходимый понятийный аппарат.

3.    Наблюдается существенный разрыв между представлениями учителей о собственной готовности к реализации ФГОС НОО и реальным результатом освоения ими понятийного аппарата ФГОС, его содержания и сущности.

Данные сведения дают нам возможность предположить, что у учителей не сформирована читательская компетентность, которая является одной из базовых психолого-педагогических компетентностей учителя. «Уровень грамотности учителя, измеряемый, в том числе, его словарным запасом влияет на успехи учеников сильнее, чем любые другие поддающиеся измерению навыки и характеристики учителя» [1].

Мы считаем необходимой разработку новой компетентностной модели деятельности учителя начальных классов, способствующей реализации ФГОС НОО. Необходимо также разработать модель дополнительного профессионального образования, основанную на деятельностном подходе, формирующую и развивающую компетентности учителя начальных классов для реализации ФГОС НОО.

Литература

  1. Барбер М., Муршед М. Как добиться стабильно высокого качества обучения в школах : Отчет 2007 г. / Пер. редакции «МакКензи»// https://www.hse.ru
  2. Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих: Приложение к Приказу Министерства здравоохранения и социального развития РФ № 593 от 14 сентября 2009 г.
  3. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (Утверждена Президентом Российской Федерации Д.А.Медведевым  4 февраля 2010 г., Пр-271) / http://mon.gov.ru/dok/akt/6591/
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 373 от  06 октября 2009).
  5. PISA. Программа международной оценки обучающихся: Мониторинг знаний и умений в новом тысячелетии. 2009// http://www.centeroko.ru

Информация об авторах

Лебедева Марианна Владимировна, директор ГОУ ДПО Окружного методического центра ЦОУО Департамента образования города Москвы, Москва, Россия, e-mail: lemarianna@yandex.ru

Лебедева М.В., Нижегородский Государственный Лингвистический Университет им. Н. А. Добролюбова, Нижний Новгород, Россия

Метрики

Просмотров

Всего: 3174
В прошлом месяце: 9
В текущем месяце: 6

Скачиваний

Всего: 1321
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 0