Образовательная среда вуза как профессионально и личностно стимулирующий фактор

5852

Аннотация

В статье приводятся исторические аспекты и краткая характеристика современного состояния разработанности проблемы образовательной среды высшего учебного заведения. С учетом достижений психолого-педагогической науки, результатов исследования инновационного опыта и традиций вузовской практики обосновывается совокупность теоретических и прикладных положений, составляющих методологические основания для создания профессионально и личностно стимулирующей среды в вузе. На основе разработанной методологии выделяются и анализируются перечень и содержание требований, реализация которых способствует повышению личной активности обучающихся в собственном профессиональном развитии и саморазвитии. С позиций системно-деятельностного подхода раскрываются структура и отдельные компоненты профессионально и личностно стимулирующей среды в высшем учебном заведении, а также предлагается целостная организационно-педагогическая технология ее поэтапного формирования в вузе.

Общая информация

Ключевые слова: образовательное пространство, образовательная среда, профессионально и личностно стимулирующая среда вуза, технология создания профессионально и личностно стимулирующей среды

Рубрика издания: Психология образования

Для цитаты: Новиков В.Н. Образовательная среда вуза как профессионально и личностно стимулирующий фактор [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2012. Том 4. № 1. URL: https://psyjournals.ru/journals/psyedu/archive/2012_n1/50761 (дата обращения: 30.05.2024)

Полный текст

 

 

Переход российской высшей школы на двухуровневую структуру образования существенно повышает требования к самостоятельной работе студентов, которая осуществляется в соответствующей образовательной среде вуза и образовательном пространстве социума в целом. Внешние факторы, обладая определенной автономностью, оказывают постоянное, зачастую противоречивое, воздействие на субъектов образовательного процесса, способствуя или затрудняя их позитивное профессионально­личностное развитие. Данное обстоятельство определяет важность создания в вузе такой образовательной среды, которая бы не только обеспечивала эффективный процесс овладения общенаучными и профессиональными компетенциями, но и стимулировала собственную активность обучающихся в их профессиональном и личностном развитии и саморазвитии.

Проблема учета и организации влияния средовых факторов в образовании молодежи своими корнями уходит в эпоху российского просвещения. Из истории отечественной педагогической мысли известно, что к идее среды в воспитании молодежи впервые обратилась в XVIII в. российская императрица Екатерина II. Она предлагала готовить «новую породу людей» в закрытых учебных заведениях, оградив, таким образом, молодое поколение от «тлетворного влияния общества» [3].

С научных позиций к изучению и организации среды в первой половине прошлого века подходили известные российские педагоги С.Т.Шацкий («педагогика среды») П.П.Блонский («общественная среда ребенка»), А.С.Макаренко («окружающая среда»). По их мнению, воздействия педагога должны быть направлены не на обучающегося, а на условия:            внешние (среда, окружение, межличностные отношения, деятельность) и внутренние (эмоциональное состояние ребенка, его жизненный опыт, установки).

Позже к проблеме развивающей образовательной среды обращались выдающиеся отечественные психологи Л.С.Выготский, П.Я.Гальперин, В.В.Давыдов, Л.В.Занков, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин и др. Под развивающей средой они понимали определенным образом упорядоченное образовательное пространство, в котором осуществляется развивающее обучение [12; 13].

В современных условиях идея развивающей образовательной среды активно разрабатывается в исследованиях В.В.Рубцова, В.И.Слободчикова, В.А.Ясвина, С.Д.Дерябо, В.А.Козырева, О.Ф.Латыпова, К.Г.Кречетникова, Е.В.Лапочкина и др. [1; 4; 5; 6; 7; 10; 12; 14].

Несмотря на повышенное внимание ученых к проблеме образовательной среды единого понимания сущности и содержания данного понятия не сложилось. Нет единого подхода и в выделении ее структурного состава. Также отсутствует целостная технология создания профессионально и личностно стимулирующей среды в вузе. В условиях недостаточности и неоднозначности терминологии, используемой применительно к средовой проблематике, сформируем совокупность положений, которые составят методологические основания для    формирования технологических основ создания

профессионально и личностно стимулирующей среды в вузе. Первое методологическое основание - это определение профессионально и личностно стимулирующей среды как совокупности                              материальных, педагогических и психологических факторов вузовской действительности,                   побуждающих субъектов образовательного процесса к профессионально-личностному развитию и саморазвитию. Подобная формулировка отличается высокой степенью обобщенности, что позволяет рассматривать в качестве фактора любой элемент вузовской среды (объект, предмет, субъект, процесс), оказывающий влияние на активность студентов и работников.

Второе методологическое основание - онтологическое положение о том, что все объекты,                          предметы и явления материального мира обладают множеством различных свойств (качеств), которые рассматриваются человеком как возможности [2]. То есть человека привлекают не сами предметы и явления, а возможности использования их свойств (качеств), которые выступают как факторы активности в достижении актуальных целей. Данное положение ориентирует на осуществление целенаправленной деятельности по проектированию элементов образовательной среды с заданными свойствами (качествами).

В качестве третьего методологического основания выступает психологический механизм процесса стимулирования. Он раскрывается через понятие «стимул», которое определяется как одно из средств, помогающих заинтересовать, побудить к деятельности, к инициативе, вызвать активность у субъекта деятельности или членов коллектива [9]. В качестве стимулов могут выступать свойства объектов или явлений (цвет, запах, звук, форма, движение, анимация и пр.), воздействующие на органы чувств человека. Применительно к среде представляется особенно важным рассмотрение вербальных и невербальных стимулов.

Четвертое методологическое основание отражает центральное положение концепции личностно ориентированного образования - понятие о «личностно ориентированной педагогической ситуации» [11, с.75]. Именно в ситуации одновременно проявляются объективные и субъективные факторы, определяющие взаимодействие субъектов образовательного процесса, а сам процесс разворачивается как непрерывная цепь целенаправленно проектируемых и реализуемых педагогических ситуаций. Иными словами, личностно ориентированная педагогическая ситуация выступает и как средство стимулирования, и как средство профессионально-личностного развития и саморазвития ее участников.

Исходя из методологических положений и учитывая научно-прикладное знание, разработанное применительно к средовой проблематике, определим технологию создания профессионально и личностно стимулирующей среды вуза как совокупность средств и способов совместной деятельности субъектов образовательного процесса по проектированию и внедрению элементов, побуждающих студентов и преподавателей к проявлению активности в развитии и саморазвитии своих профессионально-личностных качеств.

Как свидетельствует вузовская практика, создание (преобразование) образовательной среды вуза - это сложная, многогранная, масштабная проблема. Ее решение требует всестороннего ресурсного, прежде всего научного, обеспечения. Поэтому абсолютно правильно поступают те вузы, которые решают подобные задачи в формате научных проектов или комплексных научно-исследовательских работ (КНИР).

С учетом научной составляющей рассмотрим основные этапы технологии создания профессионально и личностно стимулирующей среды в вузе.

Первый этап (организационно-подготовительный) предусматривает решение комплекса следующих основных задач:

>    формирование временного научного коллектива (рабочей группы) и назначение руководителя проекта (КНИР);

>    определение общих и частных целей деятельности по созданию профессионально и личностно стимулирующей среды в вузе и формулировка ожидаемых результатов;

>    формирование требований, предъявляемых к профессионально и личностно стимулирующей среде;

>    разработка необходимой документации (технические задания, планы проведения работ и мероприятий, программы экспериментов и т.д.);

>    доведение регламента и порядка взаимодействия (периодичность, время и место проведения рабочих совещаний, содержание докладов исполнителей о выполнении работ и мероприятий и др.);

>    обучение участников работ по вопросам теории и практики профессионально и личностно стимулирующей среды и методологии деятельности по ее созданию.

Второй этап предполагает решение следующих преимущественно проектировочных задач:

> трансформация государственных (общественно значимых) целей образования в конкретные педагогические цели профессионально-личностного развития субъектов образовательного процесса;

>    моделирование условий, возможностей и ситуаций, побуждающих студентов и преподавателей к проявлению активности в профессионально-личностном развитии и саморазвитии;

>    экспериментальная проверка (отработка) предлагаемых идей, моделей и предложений, отбор оптимальных вариантов и их экспертная оценка;

>     конструирование           элементов образовательной среды с необходимыми

свойствами и характеристиками, удовлетворяющими заданным требованиям;

>    разработка проектной документации (чертежи, эскизы, модели, алгоритмы, методики и технологии деятельности, пояснительные записки по вопросам психолого-педагогического и технического обоснования принятых решений, ресурсное обеспечение).

На третьем этапе (организационно-внедренческом) решается комплекс задач, связанных с организацией работ по внедрению (созданию) реальных элементов профессионально и личностно стимулирующей среды:

>   определение исполнителей и соисполнителей работ и мероприятий;

>   подготовка плана выполнения работ с указанием конкретных мероприятий, сроков исполнения и ответственных;

>   непосредственная деятельность по созданию конкретных элементов профессионально и личностно стимулирующей среды;

>   организация контроля качества и сроков выполнения запланированных работ и мероприятий.

Четвертый этап (результативно-оценочный) предполагает оценку результатов создания и функционирования профессионально и личностно стимулирующей среды и принятие решений о ее коррекции и направлениях дальнейшего развития.

Последовательное выполнение задач каждого этапа позволяет сформировать базовую структуру профессионально и личностно стимулирующей среды вуза. Ее обобщенный компонентно-элементный состав можно представить в следующем виде:

> ценностно-смысловой компонент (герб и логотип вуза, яркая история вуза как летопись его выдающихся достижений и вклада в отечественную и мировую науку и практику, миссия, ценности и  традиции вуза, положительные примеры выпускников разных лет как личностей- профессионалов-граждан);

>    информационно-содержательный компонент (основные и дополнительные профессионально-образовательные программы, реализуемые в вузе, принятые концепции обучения, воспитания, формирования и развития личности, организующие и методические документы, регламентирующие деятельность, общение и поведение работников и студентов);

>    организационно-деятельностный компонент (формы, методы, способы деятельности (взаимодействия), стиль общения и поведения, личный пример, культура и образ жизни, статусное положение субъектов в группе, их включенность в другие коллективы и группы, студенческое самоуправление);

>    пространственно-предметный компонент (инфраструктура вуза, элементы учебно-научной материальной базы, бытовые и гигиенические условия).

Рассмотренная структура среды является примерной. Конкретный перечень компонентов среды и содержание ее элементов определяются профилем и специфическими особенностями каждого вуза. Однако независимо от содержательных и других отличий, личностно-стимулирующая среда вуза должна удовлетворять следующим требованиям: эстетическая привлекательность элементов среды (архитектура зданий и сооружений, современный дизайн помещений, именные аудитории, современные компьютерные и информационные средства обучения, проведения                            научных и лабораторных исследований); 

проблемность и исследовательский характер содержания образования, его ярко выраженная направленность на подготовку выпускников вузов как профессионалов- личностей-граждан;

избыточность и вариативность элементов образовательной среды, способной удовлетворить профессионально-личностные потребности студентов и преподавателей и обеспечить выбор индивидуальных образовательных траекторий;

высокий уровень психолого-педагогической культуры общения и взаимодействия субъектов образовательного процесса, его насыщенность положительными чувствами, эмоциями и настроениями;

функциональность и эргономичность образовательной среды (разнообразие и множественность функционального состава элементов среды, удобство, комфорт и безопасность их использования в профессионально-личностном развитии и саморазвитии).

Перечень           требований является инвариантным, но не исчерпывающим. В зависимости от профиля вуза, содержания основных образовательных программ, сложившихся научно-педагогических школ и других факторов перечень требований может расширяться, а их содержание уточняться и дополняться.

Таким образом, создание профессионально и личностно стимулирующей среды является сегодня одной из приоритетных задач руководящего и научно-педагогического состава вузов. Для ее решения имеются необходимые условия в виде различных авторских подходов, раскрывающих теоретические и прикладные положения, характеризующие сущность, содержание и технологию создания   образовательной среды с заданными свойствами. Что касается достаточных условий, то они обусловлены желанием и творческим потенциалом субъектов образовательного процесса каждого конкретного вуза. Очевидно, что теория и практика профессионально и личностно стимулирующей среды органично интегрируется в парадигму профессионально и личностно ориентированного высшего образования.

Литература

  1. Дерябо С.Д. Диагностика эффективности образовательной среды. М., 1997.
  2. Золкин А.Л. Философия: Учебник. М., 2005.
  3. История педагогики и образования. От зарождения вос­питания в первобытном обществе до конца XX в.: Учеб­. пособие для пед. учеб. заведений / Под ред. А.И. Пискунова.: 2-е изд., испр. и дополн.  М., 2001.
  4. Козырев В.А. Теоретические основы развития гуманитарной образовательной среды педагогического университета: Монография.  СПб., 1999.
  5.  Кречетников К. Г. Проектирование   креативной   образовательной   среды  на основе информационных технологий в вузе: Дис. ... д-ра пед. наук. Владивосток, 2003.   
  6. Лапочкин Е. В.  Моделирование   образовательной   среды  среднего профессионального образовательного учреждения медицинского профиля: Дис. ... канд. пед. наук. Тамбов, 2005. 
  7. Латыпов О.Ф. Формирование активной   образовательной   среды  в инновационных образовательных учреждениях: Дис. ... канд. пед. наук. Уфа, 2005. 
  8. Психологический словарь/Под ред. В.В.Давыдова, А.В.Запорожца, Б.Ф.Ломова.  М., 2003.
  9. Психологический словарь. Электронная версия:   http://vslovare.ru/slovo/psihologicheskiij-slovar/stimul 
  10. Рубцов В.В., Ивошина Т.Г. Проектирование развивающей образовательной среды школы. М., 2002.  
  11. Сериков В.В. Личностно ориентированное образование: поиск новой парадигмы: Монография. М., 1998.
  12. Слободчиков В.И. О понятии образовательной среды в концепции развивающего образования. М., 2000.
  13. Чмыхова Е.В. Человек и образовательное пространство: Конференция как попытка осмысления проблемы//Инновации в образовании. 2009. № 12.
  14. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М., 2001.

Информация об авторах

Новиков В.Н., доктор педагогических наук, профессор. начальник отдела по работе с Университетским образовательным округом Московского городского психолого-педагогического университета, Москва, Россия, e-mail: v.n.novikov@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2077
В прошлом месяце: 13
В текущем месяце: 9

Скачиваний

Всего: 5852
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 10