Образовательная среда вуза как профессионально и личностно стимулирующий фактор

5829

Аннотация

В статье приводятся исторические аспекты и краткая характеристика современного состояния разработанности проблемы образовательной среды высшего учебного заведения. С учетом достижений психолого-педагогической науки, результатов исследования инновационного опыта и традиций вузовской практики обосновывается совокупность теоретических и прикладных положений, составляющих методологические основания для создания профессионально и личностно стимулирующей среды в вузе. На основе разработанной методологии выделяются и анализируются перечень и содержание требований, реализация которых способствует повышению личной активности обучающихся в собственном профессиональном развитии и саморазвитии. С позиций системно-деятельностного подхода раскрываются структура и отдельные компоненты профессионально и личностно стимулирующей среды в высшем учебном заведении, а также предлагается целостная организационно-педагогическая технология ее поэтапного формирования в вузе.

Общая информация

Ключевые слова: образовательное пространство, образовательная среда, профессионально и личностно стимулирующая среда вуза, технология создания профессионально и личностно стимулирующей среды

Рубрика издания: Психология образования

Для цитаты: Новиков В.Н. Образовательная среда вуза как профессионально и личностно стимулирующий фактор [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2012. Том 4. № 1. URL: https://psyjournals.ru/journals/psyedu/archive/2012_n1/50761 (дата обращения: 06.12.2023)

Литература

  1. Дерябо С.Д. Диагностика эффективности образовательной среды. М., 1997.
  2. Золкин А.Л. Философия: Учебник. М., 2005.
  3. История педагогики и образования. От зарождения вос­питания в первобытном обществе до конца XX в.: Учеб­. пособие для пед. учеб. заведений / Под ред. А.И. Пискунова.: 2-е изд., испр. и дополн.  М., 2001.
  4. Козырев В.А. Теоретические основы развития гуманитарной образовательной среды педагогического университета: Монография.  СПб., 1999.
  5.  Кречетников К. Г. Проектирование   креативной   образовательной   среды  на основе информационных технологий в вузе: Дис. ... д-ра пед. наук. Владивосток, 2003.   
  6. Лапочкин Е. В.  Моделирование   образовательной   среды  среднего профессионального образовательного учреждения медицинского профиля: Дис. ... канд. пед. наук. Тамбов, 2005. 
  7. Латыпов О.Ф. Формирование активной   образовательной   среды  в инновационных образовательных учреждениях: Дис. ... канд. пед. наук. Уфа, 2005. 
  8. Психологический словарь/Под ред. В.В.Давыдова, А.В.Запорожца, Б.Ф.Ломова.  М., 2003.
  9. Психологический словарь. Электронная версия:   http://vslovare.ru/slovo/psihologicheskiij-slovar/stimul 
  10. Рубцов В.В., Ивошина Т.Г. Проектирование развивающей образовательной среды школы. М., 2002.  
  11. Сериков В.В. Личностно ориентированное образование: поиск новой парадигмы: Монография. М., 1998.
  12. Слободчиков В.И. О понятии образовательной среды в концепции развивающего образования. М., 2000.
  13. Чмыхова Е.В. Человек и образовательное пространство: Конференция как попытка осмысления проблемы//Инновации в образовании. 2009. № 12.
  14. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М., 2001.

Информация об авторах

Новиков В.Н., доктор педагогических наук, профессор. начальник отдела по работе с Университетским образовательным округом Московского городского психолого-педагогического университета, Москва, Россия, e-mail: v.n.novikov@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2034
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 5829
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 1