Психолого-педагогические исследования
2012. Том 4. № 1
ISSN: 2587-6139 (online)
Условия повышения готовности специалистов к социально-психологической работе в образовательном учреждении
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: взаимодействие, образовательные учреждения разного типа, профессиональные компетенции психолога, психологическая служба, психолого-педагогическое образование, социально-психологическая работа, субъекты образовательного процесса
Рубрика издания: Социальная психология
Тип материала: научная статья
Для цитаты: Крушельницкая О.Б. Условия повышения готовности специалистов к социально-психологической работе в образовательном учреждении [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2012. Том 4. № 1. URL: https://psyjournals.ru/journals/psyedu/archive/2012_n1/50837 (дата обращения: 14.12.2024)
Полный текст
Профессиональная деятельность специалистов - выпускников психологопедагогического вуза, так же как и особенности их подготовки, не могут рассматриваться вне актуального контекста развития современного общества, предъявляющего все более высокие требования к системам общего и профессионального образования. Образовательное учреждение любого типа представляет собой социальный институт, важнейшей функцией которого является всестороннее личностное развитие учащихся. На пути к достижению этой цели специалистам разных профессий, работающим в детском саду, школе, колледже или вузе, приходится решать все более сложные задачи, порожденные современными проблемами макросоциума, в который вписано конкретное образовательное учреждение. Все чаще запрос на решение этих задач адресуется психологу образовательного учреждения и имеет социально-психологический характер. А это означает необходимость повышения готовности выпускников психолого-педагогических вузов к социальнопсихологической работе в образовательном учреждении.
Прежде чем определить, в чем конкретно выражаются запросы образовательного учреждения на профессионально важные, в том числе и личностные, качества психолога, обратим внимание на обусловленные современными общественными процессами задачи российского образования. В последние десятилетия динамично преобразуются условия социализации учащихся: меняются ценности и социальные установки, становятся иными общественные и межличностные отношения. Новые грани приобретает проблема личностного и профессионального самоопределения учащихся.
Изучению деятельности психологов образования в новых социокультурных условиях посвящены многочисленные психологические исследования (М.Р. Битянова, Г.В. Бурменская, А.А. Деркач, И.В. Дубровина, Н.И. Гуткина, О.А. Карабанова, А.И.Красило, Б.С.Круглов, Т.С.Леви, А.К. Маркова, Р.В. Овчарова, А.Б. Орлов, В.А. Орлов, А.М. Прихожан, А.А. Реан, Н.А.Хаймовская, Л.Б. Шнейдер и др.). Теоретические и эмпирические исследования, направленные на решение задач совершенствования психолого-педагогической подготовки специалистов, осуществляются и на факультете социальной психологии Московского городского психолого-педагогического университета (МГППУ). В большинстве выполненных на факультете работ рассматриваются различные аспекты применения достижений современной социальной психологии в образовании, в том числе - в деятельности социального психолога в образовательных учреждениях разного типа (М.Ю. Кондратьев [2] и др.). За последние несколько лет в рамках научно-исследовательской работы сотрудников факультета были выявлены ранее не изученные закономерности личностной и профессиональной идентичности учащихся (В.А. Ильин [1], Л.Б. Шнейдер [10]), всесторонне исследованы статусно-ролевые отношения школьников и студентов в учебных группах (М.Ю. Кондратьев [2], Ю.М. Кондратьев [3], О.Б. Крушельницкая [4; 5; 6], М.Е. Сачкова [8]), определены факторы влияния референтных отношений учащихся на учебную мотивацию (О.Б. Крушельницкая), проанализированы аспекты корпоративной культуры образовательного учреждения, социально-психологических факторов профессионального выгорания молодых специалистов-психологов (Ю.М. Кондратьев) и т.д. Одной из важных исследовательских задач является проблема поликультурности в образовании (О.Е. Хухлаев и др.). В качестве самостоятельного направления разрабатывается социальная психология студенчества (Ю.М. Кондратьев [3]).
В последние годы все чаще педагоги, учащиеся и их родители, руководители образовательных учреждений адресуют психологам запрос на развитие навыков эффективного общения и формирование гармоничной образовательной среды в учебном учреждении (М.Р. Битянова, И.В. Дубровина, А.К. Маркова, Л.М. Митина, В.А. Орлов, Н.А. Хаймовская и др.). Ставится вопрос о совершенствовании социально-психологического климата в ученических группах. Повышается потребность в социально-психологических средствах коррекции нежелательного поведения учащихся и учебных групп, повышения мотивации учения. Важной проблемой современного образования является создание условий для повышения эффективности взаимодействия участников педагогического общения.
Осознание того факта, что ведущая цель педагогического процесса - развитие личности в образовательном процессе, заставляет учителей и преподавателей искать профессиональные средства влияния на школьников и студентов, которые помогли бы учащимся получить не только знания, но и средства эффективной социальной адаптации, в том числе - просоциально ориентированные личностные компетенции. Школьные учителя и преподаватели средних специальных учебных заведений все чаще поднимают вопрос о необходимости формирования «ученического коллектива», подразумевая под ним группу, направленную на учебную деятельность, сплоченную вокруг целей образования. В связи с этим особую важность приобретает проблема лидерства в группах учащихся. В одном из кафедральных исследований, выполненных на материале общеобразовательных школ (В.А. Орлов [7]), было выявлено, что учителя, администраторы, учащиеся и их родители, предъявляя в целом различные, свойственные их социально-ролевым особенностям требования к профессиональной деятельности психолога, выражают общий, активно выраженный запрос на профессионально-коммуникативную деятельность психолога по гармонизации внутришкольного общения всех субъектов образовательного процесса.
Но всегда ли способен «среднестатистический» молодой специалист сопровождать образовательный процесс в соответствии с требованиями времени? Педагоги и руководители образовательных учреждений нередко отмечают, что молодой специалист готов, в основном, к диагностике учащихся. Такие профессиональные задачи, как психологическое консультирование, проведение тренингов с учащимися (а тем более - с педагогами), разработка программ повышения мотивации учения, совершенствование социально-психологического климата, командообразование, развитие организационной культуры образовательного учреждения, как правило, вызывают у него серьезные затруднения. И дело тут не только в недостатке профессиональных знаний или навыков. Зачастую препятствием в работе психолога становится еще и отсутствие у него необходимых профессионально важных личностных качеств: коммуникативной компетентности, развитой рефлексии, способности и стремления к взаимодействию, умения работать в команде и т.д. Такие качества особенно необходимы специалисту, поскольку, как показывают результаты исследований, психологу в образовательном учреждении, как правило, сложно быть адекватно понятым своими коллегами - педагогами и руководителями. Однако если молодой специалист не готов к эффективному профессиональному взаимодействию и не способен помочь другим субъектам образовательного процесса координировать усилия, то ему трудно рассчитывать на успех, ведь взаимодействие психолога с педагогами и администрацией и их взаимодополняемость - важное условие эффективности работы образовательного учреждения (И.В. Дубровина, М.И. Лукьянова, Р.В. Овчарова, В.А. Орлов, А.А. Реан и др.).
Какими же профессиональными и личностными компетенциями должен обладать выпускник психологического факультета для того, чтобы стать полноценным психологом- профессионалом современного образовательного учреждения? Необходимый набор ПВК специалиста отражен в нормативных документах. Он определяется целями и задачами профессиональной деятельности психолога в образовательном учреждении. Однако сегодня не существует какой-либо единой и совершенной модели психолога.
Обобщая опыт многолетнего взаимодействия факультета социальной психологии МГППУ с педагогами и руководителями образовательных учреждений, в которых работают выпускники - социальные психологи, на наш взгляд, можно сделать вывод, что в модели современного психолога образования должен быть сделан акцент на следующих способностях, формируемых в процессе вузовской подготовки квалифицированного специалиста:
> готовность к профессиональной диагностике не только индивидуальнопсихологических и личностных особенностей учащихся, но и всесторонних аспектов групповой активности всех, кто работает или учится в образовательном учреждении;
> развитая рефлексия и способность адекватно отвечать на запросы всех субъектов образовательного процесса (педагоги, администрация, учащиеся и их родители);
> понимание происходящих в обществе социально-психологических процессов и их влияния на развитие личностных структур учащихся;
> понимание ожиданий, которые общество адресует образовательному учреждению, а также способность адекватно этим ожиданиям выстраивать психологическое сопровождение образовательного процесса;
> умение применять свои профессиональные компетенции для интенсификации взаимодействия субъектов образовательного процесса;
> способность и готовность быть эффективным помощником педагога;
> способность и готовность быть фасилитатором активизации коммуникативного пространства образовательного процесса.
Кроме того, психолог сам должен быть эффективным коммуникатором, гармонично развитой личностью, культурным и всесторонне развитым человеком. Психолог должен обладать авторитетом среди родителей, учителей, администрации. А это удается далеко не всегда.
Понятно, что психологу в школе, колледже или другом учебном заведении трудно завоевать авторитет. Обусловлено это следующим обстоятельством. Во-первых, в образовательном учреждении он является представителем иной, чем его коллеги, профессиональной социальной группы. И, значит, может столкнуться с априорным недоверием к себе как к профессионалу. Во-вторых, он объективно не знает всех тонкостей педагогической деятельности. В-третьих, вчерашний выпускник вуза не обладает достаточным жизненным опытом, да и просто - возрастом, который придавал бы ему некоторый социальный статус. В-четвертых, у него еще нет достаточного опыта в консультировании и проведении тренингов, особенно с учителями. И, как уже говорилось, он не владеет средствами совершенствования организационной культуры, командной формы работы, совершенствования социально-психологического климата, влияния на группу через лидеров и т.д. и т.п.
Для того чтобы помочь выпускникам овладеть эффективными средствами профессиональной деятельности, на факультете социальной психологии МГППУ разработаны и в течение многих лет апробированы практико ориентированные учебные курсы, направленные на выработку у студентов профессионально-личностных компетенций, позволяющих решать социально-психологические проблемы в образовании.
Так, для решения задач организации продуктивного межличностного и межгруппового взаимодействия учащихся выпускникам факультета понадобятся компетенции, которыми они овладевают на занятиях по социальной психологии личности, социальной психологии студенчества, психологии межгрупповых отношений, социальной возрастной психологии, социальной психологии конфликта. Способности к профессиональному решению этнопсихологических проблем приобретаются в рамках дисциплины «Психологические особенности современного поликультурного образования». Результативность работы образовательных учреждений с неординарными учащимися обеспечивается подготовкой психологов по программам дисциплин «Социальная психология одаренности» и «Развитие социальной креативности». Навыки психологического консультирования и тренинга вырабатываются на занятиях по дисциплинам «Тренингово-консультативная деятельность социального психолога», «Межличностные отношения и социально-психологическое консультирование в малых группах», «Спецпрактикум: диагностика, консультирование и тренинг в практической деятельности социального психолога». Для работы с педагогическим коллективом и администрацией образовательного учреждения специалистам понадобятся компетенции, приобретенные в рамках дисциплин «Социально-психологическое сопровождение персонала организации», «Технологии командообразования», «Корпоративная культура», «Психологическое обеспечение эффективности организационного лидерства». Компетенции, необходимые для работы с семейными проблемами учащихся, студенты приобретают в рамках дисциплины «Социальная психология семьи и детства». На эффективное решение проблем учащихся в ситуациях повышенного риска направлена программа «Социально-психологическое сопровождение детей с особыми потребностями».
Большинство перечисленных дисциплин представлено преимущественно практическими занятиями со студентами, что позволяет будущему психологу не только овладеть знаниями и навыками, но и выработать адекватную профессиональную позицию.
Понятие «позиция» в данном случае можно пояснить на примере школьного психолога, деятельность которого главным образом должна быть нацелена на помощь учителю. Сейчас учитель часто не доверяет психологу, а то и считает его своим соперником в отношениях с детьми. Учитель «повернется» к психологу, когда увидит в нем реального помощника, которому можно доверять, поскольку он обладает теми средствами профессиональной деятельности, которых у педагога нет. Важно научить психолога занимать такую позицию. И, как упоминалось выше, специалист психологической службы является тем звеном образовательного пространства, который, наряду с выполнением других профессиональных задач, способствует достижению координированности элементов образовательной среды с целью повышения эффективности взаимодействия ее участников. А для этого ему необходимы компетенции, позволяющие глубоко понимать социальновозрастные особенности учащихся, особенности внутригрупповых и межгрупповых отношений, другие социально-психологические аспекты образования. Также психолог должен обладать профессиональным потенциалом для того, чтобы помогать администрации образовательного учреждения эффективно выстраивать управленческий процесс.
Поскольку психологам образования предстоит профессионально решать все более сложные социально-психологические проблемы, связанные с политическими, экономическими, правовыми переменами в обществе, важной задачей является социальнопсихологическая подготовка специалистов, способных полноценно и на благо общества выполнять свою профессиональную миссию. Слово «миссия» здесь более точно, чем слово «работа», соответствует профессиональному назначению психолога образовательного учреждения, в том числе и социального психолога.
Таким образом, решение проблем, которые ставит перед образовательными учреждениями современное общество, невозможно без социально-психологической подготовки психологов, подразумевающей развитие их как в личностном, так и в профессиональном планах. Образование не сводится к получению суммы знаний, умений и профессиональных навыков. Сверхзадача образования, без выполнения которой невозможно полноценное овладение средствами профессиональной деятельности, связана с философским пониманием его как части процесса формирования личности, наиболее полно актуализирующего ее потенциал в конкретных социальных условиях.
Литература
- Ильин В.А. Сравнительное исследование особенностей психосоциального развития учащихся старших классов и студентов-первокурсников // Психологическая наука и образование. 2009. № 1.
- Кондратьев М.Ю. Социальная психология в образовании: Учеб.пособие. М., 2008.
- Кондратьев Ю. М. Социальная психология студенчества. М., 2006.
- Крушельницкая О.Б. Подросток в системе референтных отношений: Учеб.пособие. М., 2008.
- Крушельницкая О.Б., Киселев А.В. Интрагрупповое структурирование учебных групп в образовательных учреждениях разного типа // Социальная психология и общество. 2011. №3.
- Крушельницкая О.Б., Орлов В.А. Актуальные вопросы социальной психологии образования // Личность и группа в образовательном пространстве: Сб. науч. трудов. Вып.4 / Под ред. О.Б.Крушельницкой. М., 2011.
- Орлов В.А. Экспектации субъектов образовательного процесса относительно роли школьного психолога как фактор эффективности их взаимодействия: Дис.… канд.психол. наук. М., 2006.
- Сачкова М.Е.Среднестатусный учащийся в образовательном пространстве. М., 2011.
- Хаймовская Н.А.,Любарова Ю.М. Социально-психологические проблемы работы психолога в образовательном учреждении // Личность и группа в образовательном пространстве: Сб. науч. трудов. Вып. 1 / Под ред. Крушельницкой О.Б. М., 2007.
- Шнейдер Л.Б. Профессиональная идентичность как психолого-педагогическая проблема вузовской подготовки психологов-практиков// Актуальные проблемы психологического знания. Теоретические и практические проблемы психологии. 2009. Вып.4 (13).
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 1522
В прошлом месяце: 9
В текущем месяце: 1
Скачиваний
Всего: 768
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 0