Проблема психологического анализа профессионального самоопределения как этапа социальной адаптации становится все более актуальной. Необходимость учета влияния множества объективных и субъективных факторов на профессиональный выбор, возрастных особенностей и кризисных проявлений юношеского возраста требует разработки целостной системы представлений о профессиональном самоопределении молодежи. К.А. Абульханова-Славская и Т.Н. Березина [Абульханова-Славская, 2001], Е.И. Головаха [Головаха], М.Р. Гинзбург [Гинзбург, 1994], Т.А. Жалагина [Жалагина, 2008], Е.А. Климов [Климов, 2003], Н.С. Пряжников [ Пряжников, 2005], Е.Ю. Пряжникова [ Пряжников, 2005; Пряжникова], Т.Д. Дубовицкая и А.В. Крылова [Дубовицкая, 2010] связывают процесс профессионального самоопределения не только с профессиональным выбором, но и с личностным самоопределением.
Идея взаимного соответствия личных качеств человека и требований профессиональной деятельности является фундаментальной в контексте теоретических исследований основ профессионального самоопределения. Относительное постоянство черт характера, рассмотрение их как элементов экспрессивно-функционального уровня личности, тесно связанных и с ее природным биологическим фундаментом, является основанием для предположения, что интуитивно человек выбирает профессию, соответствующую потребностям заниматься тем или иным видом деятельности, чертам характера.
Анализ связи профессионального и личностного самоопределения был обоснован в концепциях Е.И. Головаха, Н.С. Пряжникова, С.Н. Чистяковой [ Чистякова, 1996], П.К. Щедровицкого [ Щедровицкий, 1995]. Так, Н.С. Пряжников показал, что профессиональное самоопределение неразрывно связано с самореализацией индивида и означает внутриличностный конфликт, разрешение которого зависит от самосознания личности [ Пряжников, 2005].
Исходя из теоретического анализа профессионального становления, были выделены и изучены особенности личности студентов, влияющие на профессиональный выбор специальностей в сфере экологии и природных ресурсов: характерологические особенности, склонности и интересы. Для диагностики акцентуаций характера использовались методики Х. Шмишека и А.Е. Личко, для определения интересов и склонностей студентов – методика Е.А. Климова «Дифференциально-диагностический опросник» (ДДО) и «Карта интересов» А.Е. Голомштока.
На основе полученных эмпирических данных был проведен сравнительный анализ соотношения личностных факторов профессионального выбора (интересы, склонности и характерологические особенности), который содержит исследование структуры корреляционных и регрессионных связей между степенью выраженности исследуемых личностных свойств студентов.
Полученные показатели по исследуемым факторам, включающим 52 параметра, были подвергнуты корреляционному анализу, в результате которого выявлено множество статистически значимых (уровень значимости равен 0,05) коэффициентов корреляции по Пирсону. Результаты статистической обработки указали на взаимосвязь исследуемых параметров, что привело к необходимости выявления закономерностей взаимозависимости исследуемых факторов путем регрессионного анализа.
В результате анализа корреляций между интересами и склонностями к типам профессий по Е.А. Климову были выделены пять блоков, названные соответственно: биономический, технономический, социономический, сигнономический, артономический. Группировка интересов осуществлялась в ходе анализа значения коэффициентов корреляций между типами профессиональной направленности и интересами, при этом рассматривались только положительные статистически значимые коэффициенты корреляций.
Выделение этих блоков профессиональных интересов позволило более качественно провести статистическую обработку и количественный анализ полученных данных (табл.1).
Т а б л и ц а 1
Профессиональные интересы
|
Блоки интересов |
||||
|
Биономический |
Технономический |
Социономический |
Сигнономический |
Артономический |
|
Биология Геология Лесное хозяйство Сельское хозяйство |
Транспорт Физика Строительство Рабочие специальности Легкая промышленность Техника Электротехника |
Медицина Журналистика Педагогика Сфера обслуживания Общественная работа Право |
Астрономия Математика |
История Искусство Филология |
|
«Человек–природа» |
«Человек –техника» |
«Человек –человек» |
«Человек–знак» |
«Человек–художественный образ» |
|
Тип профессий |
||||
Сравнительный анализ результатов характерологических особенностей показал, что типы акцентуаций по-разному распределяются в выборках студентов различных факультетов, влияют на особенности интересов, и в большей степени, чем интересы, определяют выбор профессии [Крыжановская, 2010] (табл. 2, 3).
Т а б л и ц а 2
Влияние типов акцентуаций характера (К. Леонгард [Леонгард, 2001]) на выбор профессии у студентов различных факультетов
|
Типы акцентуаций |
Лесной факультет |
Факультет механической и химической технологии древесины |
Гуманитарный факультет |
Факультет экономики и внешних связей |
Факультет ландшафтной архитектуры |
|
Гипертимный |
|
- - |
|
|
|
|
Застревающий |
|
- - |
|
++ |
+ |
|
Эмотивный |
|
- - |
+ + |
- |
+ |
|
Педантичный |
|
- - |
|
++ |
+ |
|
Тревожный |
+ |
+ + |
|
|
- - |
|
Циклотимный |
- |
- |
++ |
+ |
- |
|
Демонстративный |
|
- - |
++ |
- |
|
|
Неуравновешенный |
- |
+ + |
|
- - |
|
|
Дистимический |
++ |
+ |
|
- - |
|
|
Экзальтированный |
|
- - |
++ |
- |
+ |
Примечание . ++ – max значение среднего показателя; + – значение, близкое к max (статистически не отличается от max); - - – min значение среднего показателя; - – значение, близкое к min (статистически не отличается от min).
Т а б л и ц а 3
Преобладающие типы акцентуаций характера в выборках студентов различных факультетов (по А.Е. Личко [ Личко, 1999])
|
Типы акцентуаций |
Лесной факультет |
Факультет механической и химической технологии древесины |
Гуманитарный факультет |
Факультет экономики и внешних связей |
Факультет ландшафтной архитектуры |
|
Гипертимный |
|
|
|
|
|
|
Циклоидный |
|
|
|
|
|
|
Лабильный |
- - |
|
++ |
|
|
|
Астено-невротический |
+ + |
- - |
- |
- |
|
|
Сенситивный |
+ + |
- - |
- |
+ |
|
|
Психоастенический |
+ + |
- - |
|
+ + |
+ |
|
Шизоидный |
+ + |
|
- - |
|
|
|
Эпилептоидный |
+ |
+ |
|
- - |
+ + |
|
Истероидный |
- - |
|
+ + |
|
|
|
Неустойчивый |
+ + |
+ |
- - |
+ |
|
|
Конформный |
- - |
|
+ |
|
- |
Примечание. ++ – max значение среднего показателя; + – значение, близкое к max (статистически не отличается от max); - - – min значение среднего показателя; - – значение, близкое к min (статистически не отличается от min); гипертимный и циклоидный типы акцентуаций не имеют статистически значимых различий среди студентов разных факультетов.
Кроме того, особенности характера могут оказывать отрицательное влияние при выборе определенных видов деятельности и формировании профессиональных интересов [Крыжановская, 2010а] (табл. 4).
Т а б л и ц а 4
Зависимость интересов от типов акцентуаций студентов
|
Блоки интересов |
Положительная зависимость |
Отрицательная зависимость |
||
|
К.Леонгард |
А.Е.Личко |
К.Леонгард |
А.Е.Личко |
|
|
Биономический |
Педантичный |
Неустойчивый Циклоидный Истероидный |
– |
Лабильный |
|
Технономический |
Дистимичный |
Шизоидный |
Экзальтированный Гипертимный Застревающий |
Сенситивный |
|
Социономический |
Эмотивный Экзальтированный Гипертимный |
Истероидный Лабильный |
Циклотимный |
Циклоидный Астено-невротический Эпилептоидный |
|
Сигнономический |
Застревающий |
– |
Эмотивный Педантичный |
– |
|
Артономический |
Экзальтированный Демонстративный |
Истероидный Лабильный Гипертимный Сенситивный |
Дистимичный |
Циклоидный |
Таким образом, типы акцентуаций можно рассматривать в качестве глубинных факторов профессионального выбора, так как они влияют на развитие интересов, определяют выбор профессии и обусловливают формирование профессионально важных качеств (табл. 5).
Т а б л и ц а 5
Особенности влияния типов акцентуаций на профессиональное самоопределение
|
Тип профессий |
Типы акцентуаций по К.Леонгарду |
Типы акцентуаций по А.Е.Личко |
|
Биономический |
Педантичный Тревожный Дистимический Циклотимный Неуравновешенный |
Астено-невротический Сенситивный Психоастенический Шизоидный Эпилептоидный Неустойчивый Лабильный Конформный |
|
Технономический |
Дистимический Тревожный Неуравновешенный Гипертимный Застревающий Экзальтированный |
Шизоидный Эпилептоидный Неустойчивый Сенситивный |
|
Социономический |
Гипертимный Эмотивный Демонстративный Экзальтированный |
Лабильный Истероидный Конформный Астено-невротический Неустойчивый |
|
Сигнономический |
Застревающий Педантичный Циклотимный Эмотивный |
Сенситивный Психоастенический Неустойчивый |
|
Артономический |
Застревающий Эмотивный Педантичный Демонстративный Экзальтированный Дистимичный |
Гипертимный Лабильный Сенситивный Психоастенический Эпилиптоидный Истероидный Циклоидный
|
Примечание. Прямой шрифт – положительное влияние, курсив – отрицательное влияние.
На основе результатов исследования были выделены профессиональные типы обучающихся в сфере экологии и природных ресурсов. Индивидуально характерологические особенности, способствующие формированию профессиональных компетенций, определялись, исходя из личностных качеств, обеспечивающих успешность выполнения профессиональной деятельности, которые обоснованы в профессиограммах Е.С. Романовой.
Понятие «профессиональный тип обучающихся экологическим специальностям» характеризует группу людей, обладающих определенными индивидуально-личностными особенностями, которые, с одной стороны, обусловливают выбор профессии, а с другой – будут способствовать формированию профессионально важных качеств, необходимых в будущей деятельности.
Биономический тип. Люди этого типа предпочитают выполнять работу с живыми процессами, требующую умения делать, создавать, корректировать условия существования растений, животных, микроорганизмов. Наряду с наблюдательностью и вниманием к жизни живых организмов в такой деятельности важны терпеливость, серьезность, умение работать в одиночестве, аккуратность, чувствительность. Изменчивость настроения и демонстративная манера поведения препятствуют успешности в данном виде профессиональной деятельности. Исследовательские и реалистические интересы в соответствии с особенностями профессиональной деятельности направлены на биологию, геологию, лесное и сельское хозяйство.
Близкие типы: технономический, артономический.
Противоположные типы: социальный, сигнономический.
Технономический тип. Представители этого типа отличаются такими чертами, как педантизм, ответственность, добросовестность, замкнутость, отгороженность от окружающего, сниженная потребность в общении, инертность. При работе с техникой требуется дисциплинированность, способность самостоятельно работать при ограниченных контактах с коллегами, аккуратность. Такие черты, как потребность в общении, требовательность к окружающим, отсутствие формализма, тревожность, неуверенность, демонстративная манера поведения, яркая эмоциональная сфера, чувствительность, впечатлительность, являются препятствием к формированию важных качеств, соответствующих профессии. Интересы людей этого типа связаны с легкой промышленностью, рабочими специальностями, строительством, техникой, транспортом, физикой, электротехникой. Мир идей для них важнее, чем общение с людьми.
Близкие типы: биономический, сигнономический.
Противоположные типы: социономический, артономический.
Социономический тип. Люди этого типа предпочитают профессиональную деятельность, связанную с обучением, воспитанием, лечением, консультированием, обслуживанием. Они гуманны, чувствительны, активны, ориентированы на социальные нормы, способны понять эмоциональное состояние другого человека. Для них характерны яркая эмоциональность, чувствительность к оценкам окружающих, эмпатия, способность к состраданию и сочувствию, мягкость, участливость, интуиция, эгоцентризм, искренность, демонстративность, способность к теплой привязанности, артистизм, лидерские качества. Отсутствие организаторских и коммуникативных способностей, неуверенность, нерешительность, ригидность препятствуют профессиональной деятельности. Интересы людей данного типа носят социальный и артистический характер и связаны с журналистикой, медициной, общественной работой, педагогикой, правом, сферой обслуживания.
Близкие типы: сигнономический, артономический.
Противоположные типы: технономический, биономический.
Сигнономический тип. Люди этого типа обычно проявляют склонность к работе, связанной с обработкой и систематизацией информации, предоставленной в виде условных знаков, цифр, формул, текстов (ведение документации, установление количественных соотношений между числами и условными знаками). Они отличаются сдержанностью, принципиальностью, серьезностью, требовательностью, педантичностью, отгороженностью от окружающего, склонны к работе, не связанной с широкими контактами. Такие черты, как рассеянность, невыдержанность, отсутствие умения налаживать контакты с людьми, не соответствуют характеру профессиональной деятельности. Интересы представителей данного типа – астрономия и математика – носят конвенциональный и социальный характер.
Близкие типы: социономический, технономический.
Противоположные типы: артономический, биономический.
Артономический тип. Люди этого типа, обладая яркой эмоциональностью, оригинальны, независимы в принятии решений, редко ориентируются на социальные нормы и одобрение, отличаются необычным взглядом на жизнь, гибкостью мышления, эмоциональной чувствительностью. Отношения с людьми строят, опираясь на свои ощущения, эмоции, воображение, интуицию. Они не выносят жесткой регламентации. Низкий уровень развития пространственно-образного воображения, ригидность мышления препятствуют творческой направленности профессиональной деятельности. Интересы представителей данного типа носят художественный и социальный характер и связаны с историей, искусством, филологией.
Близкие типы: биономический, социономический.
Противоположные типы: сигнономический, технономический.
Проведенное нами исследование позволило показать универсальность используемых в работе типологий акцентуаций характера, выделить кластеры познавательных интересов студентов, овладевающих профессиями экологического профиля, определить их связь с профессиональными склонностями. Предложена типология личностей, обучающихся экологическим специальностям различного профиля, на основе учета характерологических особенностей, склонностей и интересов.
Апробация результатов эмпирического исследования показала, что полученные данные могут быть использованы, наряду с методиками Е.А. Климова, для более детальной диагностики в целях профессионального отбора, а также при решении широкого спектра психолого-педагогических проблем.