Организация коррекционно- развивающего обучения детей с расстройствами аутистического спектра на примере адаптивного физического воспитания

4977

Аннотация

Статья посвящена актуальным вопросам обучения детей с аутизмом в условиях специализированного центра. Организация процесса обучения детей с аутизмом рассматривается на примере адаптивного физического воспитания, важность и первостепенное значение которого не вызывают сомнения. Представлен комплексный системный подход в выборе путей педагогического воздействия. Выявлены положительные стороны применения физических упражнений в режиме дня учащихся с аутизмом. Определены условия, оказывающие существенное влияние на обучение ребенка с аутизмом выполнению целенаправленных движений. Приведены правила и приемы, рекомендуемые к использованию в процессе коррекционно-развивающей работы с детьми с расстройствами аутистического спектра. Перечислены компетенции и психологические установки специалиста по адаптивному физическому воспитанию.

Общая информация

Ключевые слова: учащиеся с аутизмом, адаптивное физическое воспитание, двигательный режим, трудности обучения, произвольные функции

Рубрика издания: Клиническая и специальная психология

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Плаксунова Э.В. Организация коррекционно- развивающего обучения детей с расстройствами аутистического спектра на примере адаптивного физического воспитания [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2012. Том 4. № 3. URL: https://psyjournals.ru/journals/psyedu/archive/2012_n3/55581 (дата обращения: 16.11.2024)

Полный текст

 

За последние десятилетия отмечается рост числа случаев сложных нарушений развития. Основная причина этого феномена - влияние неблагоприятных средовых и генетических факторов. Развитие специализированной помощи, повышение квалификации специалистов, большая информированность населения в совокупности привели к тому, что диагностика стала более точной и дифференцированной. Во многих случаях, в которых раньше детям

ставили диагноз «глубокая умственная отсталость» и советовали поместить их в учреждения системы социальной защиты населения, теперь выявляют сложную структуру дефекта и предлагают медицинскую помощь вне стационара и психолого-педагогическую коррекцию в условиях образовательного учреждения [2;                                                                                                              3].Сегодня аутистические расстройства полноправно относят к нарушениям со сложной структурой дефекта [4; 8].

В легкой степени аутизм может наблюдаться при конституциональных особенностях психики (акцентуация характера, психопатия), а также в условиях хронической психической травмы. Аутизм может проявляться как грубая аномалия психологического развития (ранний детский аутизм) различного происхождения, например при шизофрении или врожденных органических поражениях мозга. В зависимости от происхождения и степени выраженности аутизм может не требовать медицинской коррекции. В легких, конституционально обусловленных формах он сочетается с одаренностью в различных областях, что облегчает социальную адаптацию таких детей. В более тяжелых случаях назначаются специальная коррекция и лечение [16].

Актуальность проблемы детского аутизма обусловлена не только высокой частотой данной патологии развития, но и большим процентом инвалидов детства. Еще в 2000 г. считалось, что распространенность аутизма составляет от 5 до 26 случаев на 10 000 детского населения. В 2005 г. уже на 250-300 новорожденных в среднем приходился один случай аутизма: это чаще, чем изолированные глухота и слепота вместе взятые, синдром Дауна, сахарный диабет или онкологические заболевания детского возраста. По данным Всемирной организации аутизма, в 2008 г. один случай аутизма приходится на 150 детей. За десять лет количество детей с аутизмом выросло в 10 раз. Считается, что тенденция к росту сохранится и в будущем [1].

Без своевременной диагностики и адекватной коррекционной работы значительная часть детей с расстройствами аутистического спектра становится не обучаемой и не приспособленной к жизни в обществе. Многие специалисты признают, что помощь средствами образования требуется ребенку с аутизмом не меньше, а во многих случаях даже больше, чем медицинская. Таким детям необходимо лечебное воспитание, задачей которого является, прежде всего, развитие осмысленного взаимодействия с окружающим миром [9; 2; 6].

Опыт организации работы специализированного центра для детей с расстройствами аутистического спектра ГОУ ЦПМССДиП МГППУ (Государственное образовательное учреждение «Центр психолого-медико-социального сопровождения детей и подростков Московского государственного психолого-педагогического университета») демонстрирует

положительное влияние разноуровневого обучения (уровень А - для детей с аутистическими расстройствами, не осложненными нарушениями познавательной деятельности, уровень Б - для детей с аутистическими расстройствами и задержкой психического развития, уровень В - для детей с аутистическими расстройствами и сниженным  интеллектом)  с системой психолого-педагогической    помощи, дифференциального обучения, с индивидуальными коррекционными занятиями и дополнительным образованием (кружками, творческими клубами, физкультурно­спортивными программами и др.).

Современный учебно-воспитательный процесс в образовательных учреждениях для детей с аутизмом, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, следует рассматривать как системную педагогическую технологию, построенную на научном, диагностическом и коррекционно-развивающем мониторингах. Кроме того, учет принципа комплексного воздействия, столь необходимого в работе с аутичными детьми, который предполагает участие, взаимодействие и сотрудничество в процессе психолого­педагогической коррекции всех специалистов, работающих с данным ребенком, а также его родителей, значительно повышает эффективность коррекционной работы [9].

Особое значение в обучении детей с аутизмом имеет организация системы сознательных целенаправленных педагогических воздействий, связанных с телесно-физическим развитием. Цель такой педагогической работы заключается в содействии оптимальному физическому развитию ребенка с учетом его индивидуальных особенностей и требований социализации [6].

Рассмотрим организацию процесса обучения детей с аутизмом на примере адаптивного физического воспитания, важность и первостепенное значение которого в системе обучения детей с аутизмом не вызывают сомнения.

Адаптивное физическое воспитание детей с аутизмом направлено:

•         на укрепление здоровья, своевременное формирование двигательных умений, навыков и основных физических качеств;

•         коррекцию нарушений двигательной сферы и психомоторики;

•         стимуляцию физического и двигательного развития, произвольной двигательной активности;

•         создание предпосылок и стимуляцию интеллектуального и речевого развития;

•         педагогический процесс формирования личности, обеспечивающий условия для последующей социальной адаптации и интеграции детей в общество [12].

В связи с этим один из первостепенных вопросов, который необходимо решать в условиях образовательного учреждения для детей, нуждающихся в психолого­педагогической и медико-социальной помощи,                                                                                                 - организация двигательного режима

учащихся. Организация рационального двигательного режима способствует коррекции двигательной сферы и развитию навыков произвольной двигательной деятельности детей с аутизмом.

Адаптивная физическая культура составляет основу физкультурно­оздоровительного и коррекционно-развивающего комплекса. Этот комплекс в обязательном порядке включает в себя: учебный процесс, лечебно-оздоровительные мероприятия, абилитационные и адаптивные формы физической деятельности, физкультурно-массовые мероприятия, внешкольные формы работы.

Реализация всех этих направлений должна осуществляться на научно­исследовательской основе и представлять собой следующую последовательную структуру:

■       консультация врача-психиатра с целью первичной диагностики развития ребенка, проводимая на основании диагностических критериев МКБ-10 (1994) с помощью традиционных медицинских методов, а также с применением специфических методик, использующихся для диагностики детей с расстройствами аутистического спектра;

■       комплексная диагностика, проводимая педагогом-психологом, учителем- дефектологом, учителем-логопедом и педагогами дополнительного образования c использованием традиционных психолого-педагогических и специальных методик, направленных на выявление уровня психологического развития у детей с расстройствами аутистического спектра, их готовности к обучению, с целью определения формы и программы коррекционной работы;

■ психомоторная диагностика с целью выявления особенностей управления локомоторными                                               движениями,          определения          сенсомоторных          и

эмоциональномоторных   реакций,     определения готовности ребенка к

овладению движениями и поиска компенсаторных путей;

■       педагогическая диагностика с целью определения степени овладения двигательными умениями и навыками (наблюдения за учеником на различных занятиях, беседы с родителями), диагностика закрепления умений и навыков обучающиуся, формирования произвольных форм двигательной активности, результативности обучения, распределение учащиуся на типологические группы;

■       выработка рекомендаций к составлению индивидуальных программ, осуществление индивидуального подхода.

Такой комплексный системный подход к решению проблемы является объективным, помогает изучить ребенка с аутизмом всесторонне, правильно определить пути педагогического воздействия на развитие всех психических процессов, в том числе двигательной функции.

Двух уроков адаптивной физической культуры в неделю детям с аутизмом недостаточно. Поэтому в обязательные физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня обучающихся включаются: гимнастика до учебных занятий, физкультурные минуты и физкультурные паузы на общеобразовательных уроках, физические упражнения и подвижные игры на динамических переменах, спортивный час в группах продленного дня, занятия лечебной физической культурой.

Положительные стороны применения физических упражнений в режиме дня учащихся с аутизмом объясняются, прежде всего, их универсальностью (в организме ребенка нет ни одного органа, который бы не реагировал на движение), отсутствием отрицательного побочного действия (при использовании оптимальных физических нагрузок), возможностью длительного применения, которое может переходить от лечебного и профилактического к общеоздоровительному и тренировочному [18].

Известно, что речевые нарушения задерживают у детей с аутизмом формирование произвольности, произвольной регуляции двигательных действий и поведения, что негативно отражается на всем процессе их обучения и адаптации в обществе. У таких детей в первую очередь необходимо развивать речевую регуляцию собственных движений и действий.

Одной из самых распространенных причин трудностей произвольной организации поведения и обучения традиционно считается несформированность процессов программирования, регуляции и контроля деятельности [15; 17].

У детей с расстройствами аутистического спектра трудности произвольной организации поведения и обучения часто проявляются в импульсивности и инертности психических процессов, в неспособности подчинить свое поведение речевой инструкции, самостоятельно выстроить последовательность нескольких действий даже при наличии мотивации, в невозможности осуществить самые простые целенаправленные и произвольные действия, овладеть элементарными видами деятельности. Поведение аутичного ребенка ограничивается отдельными операциями и полевым поведением, он может быть захвачен стереотипно повторяющимися действиями и быть не в состоянии переключиться на другую деятельность. В результате этого опыт взаимодействия аутичного ребенка с миром оказывается крайне ограниченным. Из-за грубых нарушений познавательной или сенсомоторной сферы многие дети не в состоянии усвоить и выполнить даже самую простую программу, особенности эмоционально-волевой сферы препятствуют формированию мотивации к занятиям. Адаптация отдельных упражнений к операциональным возможностям таких детей (возможностям их восприятия, моторики и памяти) также недостаточна и не делает всю методику обучения доступной и эффективной. Такие дети нуждаются в постоянной помощи и сопровождении, что требует разработки иного подхода к коррекции и развитию ребенка [10].

Для развития двигательной сферы аутичных детей важен осознанный характер моторного обучения. Аутичному ребенку сложно регулировать произвольные двигательные реакции в соответствии с речевыми инструкциями. Он затрудняется управлять движением согласно указаниям другого лица и не в состоянии полностью подчинить движения собственным речевым командам.

Поэтому основными целями обучения аутичных детей на уроках адаптивной физической культуры являются:

1)     развитие имитационных способностей (умения подражать);

2)     стимулирование к выполнению инструкций;

3)     формирование навыков произвольной организации движений (в пространстве собственного тела, во внешнем пространственном поле);

4)     воспитание коммуникативных функций и способности взаимодействовать в коллективе.

Исследование особенностей обучения детей с расстройствами аутистического спектра на уроках адаптивной физической культуры проводилось на базе ГОУ «Центр психолого-медико-социального сопровождения детей и подростков МГППУ».

Для обучения детей с аутизмом движениям и с целью коррекции имеющихся у них нарушений двигательной сферы используется специально разработанная программа «Моторная азбука». Эта программа основывается на закономерностях формирования уровней построения движений, описанных Н.А. Бернштейном (1947), на методике обучения движениям детей дошкольного возраста С.В. Маланова (2001), на методах двигательной коррекции нарушений развития Е.В. Максимовой (2008).

В программу обучения входят следующие классы действий:

■       действия, требующие ориентировки в пространстве собственного тела;

■      действия, обеспечивающие различные виды перемещений ребенка во внешнем пространственном поле - ползание, ходьба, бег, прыжки;

■      точные действия в пространственном поле без предметов и с различными предметами [14].

Возможности использования программы «Моторная азбука» для детей c РАС (расстройствами аутистического спектра), обучающихся по классно-урочнойформе:

■      дифференцированное адаптивное физическое воспитание;

■      руководство по ходу выполнения упражнений;

■      работа над основными моторными навыками;

■      включение заданий из программы «Моторная азбука» в традиционные занятия адаптивной физической культурой в соответствии с индивидуальными особенностями нарушений двигательной сферы и психомоторики учащихся;

■      обучение родителей особенностям работы по данной программе;

■      выполнение задания не только в стенах образовательного учреждения, но и дома.

Возможности использования программы «Моторная азбука» для детей с РАС, обучающихся по индивидуальнойформе:

■      индивидуализированное адаптивное физическое воспитание;

■      обучение, начиная с заданий, выполняемых в пространстве собственного тела;

■      использование программы с первого уровня, соблюдая последовательность выполнения представленных в ней упражнений и действий;

■      при формировании моторных навыков оказание физической помощи;

■      обучение ученика самостоятельному выполнению упражнения;

■      обучение родителей особенностям работы по данной программе;

■      выполнение задания не только в стенах образовательного учреждения, но и дома.

При обучении учащихся с аутизмом следует обратить внимание на предлагаемые ниже методические рекомендации и специальные подходы.

В ситуации ухода учащихся с аутизмом от обучения и произвольной организации необходимо учитывать следующие требования:

1) цель и задача произвольного действия должна задаваться извне взрослым;

произвольное действие всегда является опосредствованным, и его формирование требует введения определенных средств, которые впоследствии будут сознательно использоваться самим ребенком;

произвольность поддается тренировке и обучению, которое заключается, в первую очередь, в усвоении средств овладения своим поведением [11].

При обучении ребенка с аутизмом целенаправленным движениям необходимо соблюдать ряд условий, оказывающих существенное влияние на решение этой проблемы.

Первое условие - организовать специальные занятия по развитию двигательной сферы. Аутичному ребенку необходимы специальные занятия по коррекции психомоторики и развитию двигательной сферы или хотя бы включение эпизодов таких занятий в игру. В первую очередь необходимо определить время для проведения таких занятий в режиме дня ребенка, четко его обозначить и зафиксировать.

В начале работы необходимо наладить активное взаимодействие с ребенком в рамках таких занятий. Первое время можно просто перемещаться вместе с ребенком, рядом с ним, комментируя все его движения и действия. С некоторыми детьми долгое время приходиться избегать контакта глазами и/или передвигаться молча, а комментарии подключать постепенно несколько позже.

Второе условие - формировать «учебное поведение». Во время физкультурных занятий, у аутичного ребенка следует формировать «учебное поведение». Необходимо определить для ребенка место выполнения упражнений, чтобы в дальнейшем это место ассоциировалось именно с физкультурным занятием и выполнением упражнений и являлось своеобразным стимулятором деятельности. Следует постепенно приучать ребенка выполнять упражнения «лежа», «сидя», а затем и «стоя» на коврике или сидя на гимнастической скамейке, стуле или другом оборудовании. Такая организация места занятия помогает активизировать внимание аутичного ребенка на выполнении задания.

В ходе занятия, помимо телесно ориентированных упражнений, можно использовать разнообразное игровое и спортивное оборудование, различные игровые предметы и спортивный инвентарь (спортивные комплексы, горки, батуты, мячи разных размеров, гимнастические палки, балансиры, различные тренажерные устройства и др.). При этом не стоит перегружать помещение, где проводится занятие, различными предметами и оборудованием, нужно использовать только самое необходимое для проведения занятия, это поможет ребенку лучше концентрировать свое внимание.

Третье условие - широко использовать метод пассивных движений. Если контакт с ребенком уже налажен и достаточно устойчив, то можно переходить непосредственно к взаимодействию с его телом. Сначала используйте тот способ взаимодействия с телом, который ребенок допускает. Если ребенок демонстрирует страх перед телесным контактом или отвергает его, а любая попытка принудить его к этому влечет за собой проявление тревоги и агрессии, то можно помогать ребенку выполнять упражнения, сидя или стоя за спиной. Такое приближение со стороны спины переживается ребенком как меньшее вторжение, а значит и меньшая опасность.

В дальнейшем при выполнении аутичным ребенком упражнений или двигательных заданий необходимо широко использовать метод пассивных движений, постоянно помогать ребенку и стимулировать целенаправленную деятельность (поскольку дети с расстройствами аутистического спектра не умеют подражать и даже затрудняются принять нужную позу для выполнения упражнения).

Четвертое условие - соблюдать относительное однообразие деятельности. Для аутичных детей, особенно на стадии формирования стереотипа двигательной деятельности, не нужно пытаться ее разнообразить. Внимание ребенка на новой деятельности, как правило, удерживается недолго. Если ему понравилось какое-то упражнение или двигательное задание, то его можно чередовать с другими заданиями и игровыми моментами, а на последующих занятиях лучше начинать опять с этого задания, мотивируя тем самым ребенка к деятельности и поддерживая интерес к занятиям. Разнообразить деятельность можно, например, за счет внесения в задание новых элементов, немного его усложняя.

Пятое условие - учить выполнять инструкции «Посмотри на меня», «Делай, как я». Это условие можно выполнять тогда, когда сформирован телесный контакт с ребенком и появились предпосылки контакта глазами, ребенок готов выполнять действия, подражая.

Сначала сажайте ребенка рядом, сбоку от вас, и стимулируйте синхронное выполнение крупных движений руками, туловищем, ногами. Затем можно сажать ребенка напротив, выполнять упражнения стоя друг напротив друга. Способ предъявления задания не сложен. Ребенок сидит или стоит на коврике лицом к взрослому. Овладев вниманием ребенка и используя инструкции «Посмотри на меня», «Делай, как я», взрослый выполняет определенное движение и называет его. Попытки ребенка повторить это движение поощряются. Если же ребенок не концентрирует внимания на движении, показанном взрослым, и даже не делает попыток его повторить, взрослый оказывает физическую помощь в выполнении данного движения. Затем инструкция повторяется и взрослый помогает ребенку имитировать правильное движение, если ребенок не выполняет его самостоятельно (проводит ребенка по движению, задает правильную амплитуду, темп и ритм). Важно помнить, что помощь со стороны взрослого нужно постепенно уменьшать, чтобы ребенок со временем самостоятельно смог выполнить данное упражнение.

Шестое условие - использовать простые, элементарные упражнения. Коррекционно­развивающую работу с аутичными детьми рекомендуется начитать с обучения восприятию и воспроизведению движений в пространстве собственного тела, используя простые упражнения и движения, например: поглаживание головы, рук, груди, живота, ног; растирание ладоней рук; хлопки в ладоши; складывание пальцев в кулак; обнимание за спину; поглаживание и растирание ног; топанье ногами и др.

Седьмое условие - развивать двигательную рефлексивность. Осознанное участие в выполнении движения является как целью обучения, так и признаком успешного развития восприятия и навыков воспроизведения. Следует развивать у детей умение осознавать выполняемые действия - учить их называть выполняемые движения, рассказывать о движениях, о том, с какой целью, как и в какой последовательности выполняются разнообразные двигательные действия (при этом важно использовать пошаговую инструкцию). Для всех детей с расстройствами аутистического спектра, а для тяжелых и не говорящих (мутичных) детей особенно широко использовать Я-концепцию (проговаривание выполняемых двигательных действий за ребенка и/или вместе с ребенком от первого лица). Например: «Я ползу», «Я ловлю мяч», «Я бегу» и др. Таким образом необходимо комментировать всю двигательную активность ребенка. Это помогает развивать у детей представления о самом себе, формировать схему тела и физический образ Я [6].

В процессе обучения детей с аутизмом необходимо соблюдать определенные правила:

■       предъявлять учебный материал в соответствии с индивидуальными особенностями восприятия аутичного ребенка (выполнение упражнений с помощью взрослого, подражая взрослому, по инструкции и показу);

■       соблюдать правило «от взрослого к ребенку»: взрослый выполняет движение вместе с ребенком, комментируя каждое пассивное или активное движение ребенка, давая, таким образом, ему почувствовать, как нужно правильно выполнять движение и какое именно движение выполняется в данный момент;

■       соблюдать правило «от простого к сложному»: начинать с простых движений в пространстве тела, постепенно переходить к движениям внешнего пространственного поля (различные виды перемещений), таким образом, постепенно усложняя двигательный репертуар и добиваясь автоматизации базовых движений;

■       соблюдать цефалокаудальный закон, сущность которого заключается в том, что развитие движений в онтогенезе происходит от головы к ногам: сначала ребенок осваивает контроль за мышцами шеи, рук, затем - спины и ног;

■       соблюдать проксимодистальный закон: развитие идет по направлению от туловища к конечностям, от ближних частей конечностей к дальним (сначала ребенок учится опираться на локти, затем на ладони; сначала учится стоять на коленях, и только потом - на выпрямленных ногах и т.д.);

■      обеспечивать последовательное освоение ребенком различных уровней пространства - нижнего (лежа на спине, на животе), среднего (сидя), верхнего (стоя);

■      соотносить степень оказания помощи с той ступенью развития, на которой в данный момент находится ребенок (упражнения ребенком могут выполняться пассивно или пассивно-активно, первоначально с максимальной помощью, в дальнейшем с постепенной минимизацией помощи и стимуляцией самостоятельного выполнения движения).

Одной из конечных целей программы адаптивного физического воспитания детей с аутизмом является обучение аутичного ребенка выполнению упражнения без помощи взрослых. Ускорить этот процесс помогают однообразные занятия. Следует придерживаться последовательного структурированного однообразного порядка, а в программу обучения включать разные виды упражнений, так как аутичные дети способны концентрировать внимание только в течение короткого периода времени [12].

Для успешного проведения занятий рекомендуется использовать следующие приемы:

■       четкое планирование и постепенно формирование стереотипа занятия. Иначе говоря, ребенок должен усвоить последовательность совершаемых двигательных действий, зная при этом время или количество упражнений каждого вида);

■       обыгрывание и привязывание, по возможности, каждого упражнения к интересам и пристрастиям ребенка;

■       выбор положительного подкрепления: честно заработанное яблоко или печенье, баллы или очки, победа над воображаемым соперником (роль которого может сыграть игрушка) и, наконец, просто эмоциональное поощрение педагога или мамы. Из этого набора рекомендуется выбирать наиболее значимое для ребенка поощрение [8].

Специалисту необходимо сохранять за собой лидирующие позиции в процессе обучения, быть последовательным в своих действиях, устанавливать рамки поведения для ребенка, никогда не позволяя их нарушить, при этом важно учитывать интересы ребенка в процессе коррекционно-развивающей работы, внимательно относиться к потребностям ребенка, что усилит его мотивацию [7].

Помимо взаимодействия с аутичными детьми в рамках учебной деятельности, специалист по адаптивному физическому воспитанию контактирует с их родителями и другими родственниками, проводит консультации по вопросам коррекции и развития двигательной сферы, психомоторики детей с аутизмом, разрабатывает комплексы коррекционно-развивающих упражнений для выполнения в домашних условиях, дает рекомендации по организации двигательного режима детей в учебное и каникулярное время и др. Кроме того, специалист по адаптивному физическому воспитанию участвует в междисциплинарных консилиумах, проводимых в образовательном учреждении. Вместе с врачами, психологами, педагогами и другими специалистами (по профилю образовательного учреждения) обсуждает особенности образовательных программ, оценивает динамику развития воспитанников, вырабатывает рекомендации и др.

В таких условиях профессиональной деятельности для специалиста по адаптивному физическому воспитанию важно сохранять позитивные психологические установки. Они позволяют, в первую очередь, выработать правильную тактику взаимодействия с учениками, их родителями и другими специалистами учреждения. Очень важно также установить с ними положительный контакт и доверительные отношения - это повысит продуктивность обучения и совместной деятельности на благо развития и адаптации детей к жизни в социуме.

Литература

  1. Аутизм// Интернет источник: http://www.autisminrussia.ru/
  2. Баенская Е.Р. Помощь в воспитании детей с особым эмоциональным развитием: младший дошкольный возраст// Альманах института коррекционной педагогики РАО. 2001. № 4.
  3. Башина В.М. Ранний детский аутизм. Исцеление: Альманах. М., 1993.
  4. Вейтс Т. Как помочь ребенку? (Опыт лечебной педагогики в Кэмпхилл-общинах) / Пер. с нем. С. Зубриловой. М., 1992.
  5. Лебединская К.С., Никольская О.С. Диагностика раннего детского аутизма: Начальные проявления. М., 1991.
  6. Максимова Е.В. Уровни общения. Причины возникновения раннего детского аутизма и его коррекция на основе теории Н.А. Бернштейна. М., 2008.
  7. Манелис Н.Г., Хаустов А.В., Григорян О.О., Агафонова Е.Л., Костина И.А., Гончаренко М.С., Козорез А.И. Обучение и социальная адаптация детей с тяжелыми формами развития: Методическое пособие для родителей. М., 2006.
  8. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок. Пути помощи. М., 2000.
  9. Касаткин В.Н., Хаустов А.В. Опыт организации работы специализированного центра для детей с расстройствами аутистического спектра // Детский аутизм: исследования и практика / Под ред. В.Н.Касаткина. М., 2008.
  10. Константинова И.С. Формирование процессов программирования и контроля деятельности у детей с тяжелыми и сложными нарушениями развития на развивающих музыкальных занятиях // Дефектология. 2010. №6.
  11. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М., 1986.
  12. Плаксунова Э.В. Использование программы «Моторная азбука» в процессе коррекционно-развивающей работы с аутичными детьми// Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2008. № 2.
  13. Плаксунова Э.В. Влияние занятий по программе адаптивного физического воспитания «Моторная азбука» на двигательное и психомоторное развитие детей с расстройствами аутистического спектр // Аутизм и нарушения развития. 2009. №4.
  14. Плаксунова Э.В. Адаптивное физическое воспитание детей с аутизмом // Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии. 2011. № 3.
  15. Пылаева Н.М., Ахутина Т.В. Преодоление трудностей учения: нейропсихологический подход. СПб., 2008.
  16. Российская педагогическая энциклопедия М., 1993.
  17. Семенович А.В., Цыганюк А.А. Нейропсихологический подход к типологии онтогенеза // Нейропсихология сегодня / Под ред. Е.Д. Хомской. М., 1995.
  18. Черник Е.С. Физическая культура во вспомогательной школе: Учеб. пособие. М., 1997.

Информация об авторах

Плаксунова Эльвира Викторовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики адаптивной физической культуры Российского государственного университета физической культуры, спорта и туризма, методист Центра психолого-медико-социального сопровождения детей и подростков, Москва, Россия, e-mail: elvira_4791@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 3351
В прошлом месяце: 12
В текущем месяце: 4

Скачиваний

Всего: 4977
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 0