Эффективное взаимодействие педагога и нейропсихолога в инклюзивной образовательной среде. Диагностический этап. Часть 1

1611

Аннотация

Описана технология организации групповой нейропсихологической диагностики, методы нейропсихологической диагностики и коррекции, позволяющие своевременно оказывать эффективную коррекционную помощь детям с трудностями обучения в школе. Анализируются результаты совместной работы педагогов школы № 1540 города Москвы с сотрудниками лаборатории нейропсихологии факультета психологии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова по включению в школьную среду нейропсихологического подхода. На основании этого подхода возможно формулировать эффективные способы взаимодействия нейропсихолога с педагогическим составом школы. Обсуждается потенциал самостоятельного использования следящей диагностики и специальных диагностических методик педагогами начальных классов, описываются основные нейропсихологические симптомы детей с трудностями обучения и способы их диагностики.

Общая информация

Ключевые слова: детская нейропсихология, трудности обучения, инклюзивное обучение, школьная неуспешность, нейропсихологическая диагностика, следящая диагностика

Рубрика издания: Методы обучения и сопровождения

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/autdd.2020180109

Для цитаты: Гуляева М.А., Ефремова Н.М., Пылаева Н.М., Хотылева Т.Ю. Эффективное взаимодействие педагога и нейропсихолога в инклюзивной образовательной среде. Диагностический этап. Часть 1 // Аутизм и нарушения развития. 2020. Том 18. № 1. С. 85–96. DOI: 10.17759/autdd.2020180109

Литература

  1. Агрис А.Р., Ахутина Т.В., Корнеев А.А. Варианты дефицита функций I блока мозга у детей с трудностями обучения // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 2014. Т. 12. № 3. С. 34—46.
  2. Агрис А.Р., Камардина И.О., Ахутина Т.В., Корнеев А.А. Нейропсихологические профили младших школьниковсразличнымкачествомпочерка/ Когнитивнаянаукав Москве: Новыеисследования. Материалы конференции 19 июня 2019 г. / Под ред. Е.В. Печенковой, М.В. Фаликман. Москва: «Буки Веди»; ИППиП, 2019. 656 с. С. 54—59. ISBN 978-5-4465-2346-7.
  3. Аналитический отчет: Результаты изучения готовности первоклассников к обучению в школе в 2010/2011 учебном году / Под ред. Г.С. Ковалевой. Москва, 2011.
  4. Ахутина Т.В. Нейропсихологический анализ ошибок на письме / Нарушения письма и чтения у детей: изучение и коррекция / Под общей ред. О.А. Величенковой. Москва: ЛОГОМАГ, 2018. 373 с. С. 76—95. ISBN 978-5-905025-53-2.
  5. Ахутина Т.В., Камардина И.О., Пылаева Н.М. Нейропсихолог в школе. Пособие для педагогов. Индивидуальный подход к детям с трудностями обучения в условиях общего образования. Москва: В. Секачев, 2014. 56 с.
  6. Ахутина Т.В., Пылаева Н.М. Диагностика зрительно-вербальных функций у детей 5—7 лет // Школьный психолог. 2001. № 15. С. 8—9.
  7. Ахутина Т.В., Пылаева Н.М. Преодоление трудностей  учения.  Нейропсихологический  подход: Учеб. пособие для студ. учреждений высш. образования. Москва: Издательский центр «Академия». 2015. 288 с. ISBN 978-5-4468-0317-0.
  8. Ахутина Т.В., Пылаева Н.М., Хотылева Т.Ю. Нейропсихологический подход в инклюзивном образовании / Инклюзивное образование: методология, практика, технологии: Материалы международной научно-практической конференции (20—21 июня 2011, Москва). Москва: МГППУ, 2011. 244 с. С. 71—73.
  9. Ахутина Т.В., Корнеев А.А., Матвеева Е.Ю., Агрис А.Р. Возрастные изменения высших психических функций у детей 7—9 лет с разными типами дефицита регуляции активности // Журнал Высшей школы экономики. 2015. Т. 12. № 3. С. 131—152.
  10. Безруких М.М., Теребова Н.Н. Зрительное восприятие как интегративная характеристика познавательного развития детей 5—7 лет // Новые исследования. 2008. Т. 1. № 14—1. С. 13—26.
  11. Вассерман Л.И., Чередникова Т.В. Невербальнаяметодика«Комплекснаяфигура» Рея-Остериетта и ее психодиагностическое значение для квалификации нейрокогнитивного дефицита // Сибирский психологический журнал. 2013. № 49. С. 13—25.
  12. Глозман Ж.М. Нейропсихология детского возраста: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. Москва: Издательский центр «Академия», 2009. 272 с. ISBN 978-5-7695-4758-4.
  13. Глозман Ж.М., Равич-Щербо И.В., Гришина Т.В. Нейродинамические факторы индивидуальных различий в успешности школьного обучения / Нейропсихология и психофизиология индивидуальных различий / В.А. Москвин (ред.). Белгород: ПОЛИТЕРРА, 2007. 299 с. С. 103— 113.
  14. Глозман Ж.М., Соболева А.Е. Нейропсихологическая диагностика детей школьного возраста. Москва: Науч.-исслед. центр детской нейропсихологии им. А.Р. Лурия, 2014. 180 с. ISBN 978-5- 00077-180-8.
  15. Камардина И.О., Матвеева Е.Ю., Пылаева Н.М. Проведение групповой нейропсихологической диагностики в начальной школе // Электронный журнал «Психологическая наука и образование». 2011. Т. 16. № 4. С. 1—15.
  16. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга. 3-е изд. Москва: Академический Проект, 2000. 500 с. ISBN 5-8291-0079-7.
  17. Манелис Н.Г. Развитие оптико-пространственных функций в онтогенезе // Школа здоровья. 1997. Т. 4. № 3. С. 25—37.
  18. Методы нейропсихологического обследования детей 6—9  лет  /  Под  общей  редакцией  Т.В. Ахутиной. Москва: В. Секачев, 2016. 232 с.
  19. Пылаева Н.М. Нейропсихологическая поддержка классов коррекционно-развивающего обучения / I Международная конференция памяти А.Р. Лурии. Сборник докладов / Е.Д. Хомская, Т.В. Ахутина (ред.). Москва: РПО, 1998. 368 с. С. 238—243.
  20. Пылаева Н.М., Гуляева М.А., Ахутина Т.В., Хотылева Т.Ю. Внимание! Разминка! Пособие для уроков математики в 1-х классах. Москва: В. Секачев, 2019. (Нейропсихолог в школе). 56 с. ISBN 978-5-88923-965-9.
  21. Цветкова Л.С., Лурия А.Р. Нейропсихология и проблемы обучения в общеобразовательной школе. Воронеж: Институт практической психологии, 1996. 64 с. ISBN 5-89395-046-1.

Информация об авторах

Гуляева Мария Александровна, педагог-психолог, Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Школа №1540, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9974-2439, e-mail: gouliaieva@gmail.com

Ефремова Наталья Михайловна, педагог-психолог, Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Школа №1540, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4199-7743, e-mail: natalia.efremova@msk.ort.ru

Пылаева Наталья Максимовна, кандидат психологических наук, Заслуженный научный сотрудник МГУ имени М.В. Ломоносова, Старший научный сотрудник факультета психологии, Московский государственный университет им. М.В.Ломоносова, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2214-506X, e-mail: pylaeva.nataliya@mail.ru

Хотылева Татьяна Юрьевна, кандидат педагогических наук, Директор, Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Школа №1540, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3283-5873, e-mail: th@ort.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1646
В прошлом месяце: 15
В текущем месяце: 22

Скачиваний

Всего: 1611
В прошлом месяце: 9
В текущем месяце: 704