Психолого-педагогические исследования
2012. Том 4. № 3
ISSN: 2587-6139 (online)
Теоретический анализ факторов наркотизации подростков в работах отечественных психологов
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: факторы наркотизации, подростковый возраст, системный подход, аддиктивное поведение, профилактика наркозависимости, информированность о последствиях употребления наркотических веществ
Рубрика издания: Клиническая и специальная психология
Тип материала: научная статья
Для цитаты: Рябов М.П. Теоретический анализ факторов наркотизации подростков в работах отечественных психологов [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2012. Том 4. № 3. URL: https://psyjournals.ru/journals/psyedu/archive/2012_n3/55593 (дата обращения: 21.11.2024)
Полный текст
Проблема подростковой наркомании в России остается одной из наиболее значительных, что во многом связано с противоречивостью, разобщенностью имеющихся исследований по данной теме. В рамках решения этой проблемы отечественные исследователи выделяют ряд факторов наркотизации подростков. На сегодняшний день имеется несколько подходов к рассмотрению данных факторов. Одни авторы в качестве ведущего фактора риска приобщения к наркотикам называют возрастной [7; 8], другие - мотивационный [3; 4]. Ряд авторов к ведущим факторам относят социально-психологические предпосылки приобщения подростков к наркотикам [1; 2; 11; 14], другие исследователи в качестве ведущих выделяют личностно-психологические факторы наркотизации [5; 6]. Все большее распространение получает многофакторная теория формирования наркозависимости, согласно которой факторы наркотизации рассматриваются целостно, как система, где важен каждый компонент [13].
Возрастной фактор риска приобщения к наркотикам описан в работах В.Е. Гелипас, В.Д. Менделевича, Л.Д. Мирошниченко, Л.Н. Рыбакова. Авторы отмечают, что сильнее всего риск употребления наркотиков выражен у молодежи в возрасте 12-18 лет. В это время молодые люди должны справиться с большим количеством задач развития, с гораздо большим, чем в любой другой период их последующей жизни: они должны подготовить свой уход из родительского дома, достичь признания в своей возрастной группе, завязать дружеские и партнерские отношения, определить перспективу будущей профессии, создать собственную шкалу ценностей и этическое самосознание как основу собственного поведения. Риск отклоняющегося поведения возникает, если молодой человек не видит этих задач или не может их принять либо если решение этих задач является для него невозможным или кажется ему невозможным [7; 8].
По мнению В.Д. Менделевича, в данном возрасте обостряется противоречие между потенциальными возможностями и реальным содержанием деятельности, что порождает внутреннее напряжение подростка, разрешение которого с каждой минутой приобретает все более остро необходимый и жизненно важный характер. Автор отмечает, что наиболее эффективным способом снижения напряжения для подростка является та или иная форма девиантного поведения, в том числе и аддиктивное поведение, направленное на употребление психоактивных веществ [7].
В исследованиях Б.С. Братуся, B.C. Битенского, А.Е.Личко, Б.Г. Херсонского представлен мотивационный фактор наркотизации подростков. Эти авторы делают акцент на мотивации употребления различных токсических веществ подростками и деструкции поведения личности [3; 4].
Б.С. Братусь при рассмотрении особенностей мотивационно-потребностной сферы подростков, употребляющих наркотические вещества, отмечает, что в процессе употребления наркотиков происходит сдвиг мотива на цель [см. 4, с. 48], что ведет не к расширению мотивационных представлений, а к их сужению, замыканию на отдельных элементах некогда развернутой и сложной деятельности. При нормальном развитии подростка сдвиг мотива на цель ведет к расширению деятельности, развертыванию ее во все новых сферах.
Если у здоровых подростков формирование мотивационно-потребностной сферы проходит от эгоцентрического, группоцентрического уровней до просоциального или гуманистического, то наркозависимые подростки до начала злоупотребления нередко обладают широким кругом мотивационно-потребностной связи с миром, проявляя аллоцентрические, в том числе и коллективистские, мотивы. В дальнейшем наблюдается обратное движение по смысловой вертикали - к узкогруппоцентрическим, корпоративным мотивам и эгоцентрическим [4].
Наиболее широко в отечественных исследованиях представлены социальнопсихологические предпосылки приобщения подростков к наркотикам.
Так, В.В. Барцалкина, Т.Л. Чугунова, С.А. Шеин выделяют проблему давления группы как основной социально-психологический фактор риска формирования наркозависимости. Учеными рассматривается специфика общения подростков со взрослыми и сверстниками. Ими описаны такие феномены, как «гедонистическая подростковая культура», членство в группах «с фокусировкой на гедонистических ценностях», особые «наркофильные группы», характеризующиеся установкой на пассивную защиту от трудностей [1; 14].
Многие исследователи в качестве основной причины формирования наркозависимости называют такой социально-психологический фактор, как влияние семьи. В работах С.В.Березина, К.С. Лисецкого, Е.Н. Проценко показана значимость семейной системы как одного из ведущих факторов наркотизации. Проведенные авторами исследования показывают, что большое количество подростков наркоманов воспитываются в неполных семьях. Неблагополучие в семье служит фоном, который чаще всего подталкивает подростка к участию в асоциальных компаниях, особенно при некоторых типах акцентуаций характера [2; 11].
В данной связи Н.Ю. Максимова в качестве ведущих факторов наркотизации подростков выделяет следующие личностно-психологические причины употребления наркотических веществ:
- конституциональную предрасположенность к наркозависимости (эпилептоидный, неустойчивый, циклоидный и истероидный типы акцентуаций);
- неспособность подростка к продуктивному выходу из ситуации затрудненности удовлетворения актуальных, жизненно важных потребностей;
- несформированность и неэффективность способов психологической защиты подростка, позволяющей ему хотя бы на время снять эмоциональное напряжение;
- наличие психотравмирующей ситуации, из которой подросток не находит выхода [6]. Рассматривая личностно-психологические предпосылки приобщения подростков к наркотикам, ряд отечественных исследователей затрагивают вопрос об устойчивости (трансситуативности) поведения человека. Высказываются полярные точки зрения о детерминации поведения человека устойчивыми характерологическими особенностями, с одной стороны, и ситуативными факторами - с другой [4; 5; 6; 12].
По мнению Б.С. Братуся, М.А. Ковальчук, Н.Ю. Максимовой и М.И. Рожкова, исследующих проблему наркомании подростков, продуктивным является подход, основанный на использовании принципа дополнительности взаимодействия трансситуативных и ситуативных факторов, причем в большинстве случаев детерминирующими являются личностные факторы, а ситуативные играют роль модулятора (определяя вариативность проявления личностных факторов). В некоторых случаях иерархия факторов может меняться. Преувеличение роли ситуативных факторов в поведении может приводить к особо негативным последствиям именно при теоретической и практической оценках наркомании у подростков. Рассмотрение ситуативных факторов в качестве детерминант (а не модуляторов) приводит к освобождению от ответственности личности за свое поведение [4; 5; 6; 12].
Отдельные исследователи в рамках решения вопроса о выделении ведущих факторов наркотизации указывают на необходимость системного рассмотрения данных факторов. Так, в работах А.В. Волкова, М.А. Ковальчук, А.М. Малыгина, М.И. Рожкова биологические факторы риска приобщения подростков к наркотикам (патологическая наследственность в отношении наркомании, психических заболеванияй; патология беременности и родов; задержка психического развития; перенесенные черепно-мозговые травмы с потерей сознания и проч.) рассматриваются на фоне личностных и социально-психологических факторов [13].
К личностно-психологическим факторам риска авторы относят:
- недостаточные самоконтроль и самодисциплину, неумение распознавать и адекватно выражать свои чувства;
- склонность к самодеструктивному поведению, отсутствие навыков заботы о себе;
- неумение принимать ответственность за собственное поведение;
- получение сиюминутного удовольствия, наслаждения как ведущий мотив поведения;
- низкую толерантность к стрессовым ситуациям и отсутствие навыков управления стрессом, неумение эффективно разрешать конфликтные ситуации;
- заниженную или завышенную самооценку, несформированность коммуникативных
навыков;
- несформированность собственной системы ценностей, пассивность в их достижении;
В качестве социально-психологических факторов риска приобщения к наркотикам в работах А.В. Волкова, М.А. Ковальчук, А.М. Малыгина, М.И. Рожкова выступают:
- нарушения семейной системы (неполная семья, появление отчима (мачехи), сводных братьев и сестер);
- асоциальная и антисоциальная семья;
- малообеспеченная семья; проживание в плохих социально-бытовых условиях либо чрезвычайно высокий материальный достаток в семье, неконтролируемый родителями доступ подростка к материальным средствам;
- злоупотребление в семье алкоголем и/или наркотиками (как модельное поведение);
- нарушенные стили воспитания в семье (гипопротекция, гиперпротекция, авторитарность, жестокое обращение с ребенком в семье, попустительство, безнадзорность, рассогласованность и непоследовательность в воспитании, отсутствие понимания между родителями, отсутствие духовности, нравственных ценностей и идеалов в семье);
- чрезмерная занятость родителей, отсутствие контактов с подростком;
- психологические травмы (смерть близкого, развод родителей, насилие и пр.);
- избыток свободного времени, незанятость ребенка (безделье, скука);
- пребывание в антисоциальных (асоциальных) компаниях и компаниях, употребляющих ПАВ; доступность для подростка психоактивных веществ [13].
Авторы подчеркивают, что «составляя программу профилактической работы в образовательном учреждении, следует руководствоваться многофакторной теорией наркозависимости. В наркотизации участвуют макро- и микросоциальные факторы, состояние экономики, культуры, а также психологические и физиологические параметры людей, проживающих в данной местности. Отсюда - острая необходимость реализации идеи комплексного подхода к решению проблем наркозависимости, привлечение к профилактической работе специалистов разного профиля - педагогов, наркологов, психологов, психотерапевтов, юристов» [13, c. 38].
Таким образом, факторы риска приобщения к наркотикам не должны рассматриваться изолированно друг от друга. Решающую роль играет их взаимодействие, интеграция.
В связи с этим мы полагаем, что в исследовании данной проблемы следует опираться на системный подход, который характеризует всякое сложное явление как систему, состоящую из взаимодействующих частей, каждая из которых имеет свои собственные функции или задачи, обусловленные фактором целостности. Системный подход направлен на представление личности в виде интегрированного целого. Для этого необходимо рассмотрение множества сложных взаимодействий между функциональными элементами исследуемого явления, в качестве которого в нашем исследовании выступают психологические факторы наркотизации.
Системный подход имеет значительные перспективы в анализе наркомании как сложного и многоуровневого явления. Вместе с тем заметим, что системный анализ наркомании неизбежно приводит к осознанию того, что факторы формирования и фиксации зависимости от наркотического вещества различны как по способу происхождения и функционирования, так и по своей структурной сложности и направленности. По мнению В.А. Петровского, «наркомания как системный феномен не имеет общего телеологического основания» [9, с. 67]. Эта мысль В.А. Петровского вполне подтверждается сделанным им же наблюдением, в соответствии с которым наркомания «не имеет и результирующей терапии» [9, с. 74]. Таким образом, в случае наркомании мы сталкиваемся с особого рода системами, специфические особенности которых не нашли отражения в исследованиях по системной проблематике, что подчеркивает актуальность исследования факторов наркотизации в рамках системного подхода.
Факторы наркотизации, будучи сложным системным явлением, имеют особую взаимосвязь и взаимообусловленность, которая еще недостаточно изучена в рамках системного подхода в психологии. Мы предполагаем, что информированность подростков о последствиях употребления наркотических веществ может выступать в качестве фактора, детерминирующего взаимосвязь психологических предпосылок приобщения к наркотикам, и служить основой для построения программ первичной профилактики наркомании в подростковом возрасте. Предоставление подросткам информации о последствиях употребления психоактивных веществ для их здоровья, личностного и социального развития может способствовать снижению риска формирования наркозависимого поведения. Однако данное предположение требует проведения дальнейшего исследования по указанной проблематике.
Приведенный анализ дает возможность увидеть многоаспектность проблемы подростковой наркомании, роль различных факторов в динамике зависимости и необходимость их системного рассмотрения. В связи с чем можно заключить, что эффективная профилактика наркомании возможна в том случае, если она строится как системное воздействие, способное повысить возможности личности подростка к самореализации в динамичной социальной среде.
Литература
- Барцалкина В.В. Психологические аспекты ранней наркотизации // Профессиональное образование. 2000. № 5.
- Березин С.В., Лисецкий К.С. Психология ранней наркомании. Самара, 2000.
- Битенский B.C., Личко А.Е., Херсонский Б.Г. Психологические факторы в развитии токсикомании у подростков // Психологический журнал. 1991. Т. 12.
- Братусь Б.С. Аномалии личности. М., 1988.
- Ковальчук М. А. Девиантное поведение: профилактика, коррекция, реабилитация. М., 2010.
- Максимова Н.Ю. Психологическая профилактика алкоголизма и наркомании несовершеннолетних. Ростов н/Д, 2002.
- Менделевич В.Д. Психопатологизация наркологических расстройств как доминирующая парадигма отечественной наркологии // Независимый психиатрический журнал. 2010. № 3.
- Мирошниченко Л.Д., Гелипас В.Е., Рыбакова Л.Н. Проблемы антинаркотической профилактики в подростковой среде // Педагогика. 2000. №3.
- Петровский В.А. Феномены субъектности в развитии личности. Самара, 1997.
- Предупреждение подростковой и юношеской наркомании /Под ред. С.В.Березина, К.С. Лисецкого, И.Б.Орешниковой. М., 2000.
- Проценко Е.Н. Наркотики и наркомания: надежда в беде. М., 2006.
- Рожков М.И., Ковальчук М.А. Профилактика наркомании у подростков. М., 2004.
- Рожков М.И., Ковальчук М.А., Волков А.В., Малыгин А.М. Профилактика наркомании в молодежной среде. Ярославль, 2002.
- Шеин С.А., Чугунова Т.Л. Возможности психологической диагностики и коррекции подростково-юношеской наркомании// Предупреждение наркомании и токсикомании несовершеннолетних: Сб. статей / Ред.-сост. И.А. Мотынга. Минск, 1997.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 2437
В прошлом месяце: 20
В текущем месяце: 25
Скачиваний
Всего: 1928
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 7