Психолого-педагогические исследования
2012. Том 4. № 3
ISSN: 2587-6139 (online)
Факторный анализ гендерных различий в эмоционально-волевой и интеллектуальной сферах младших подростков*
Аннотация
Общая информация
* Работа выполнена при поддержке Российского гуманитарного научного фонда в рамках проекта РК 2010 «Волжские земли: Чувашская республика»; грант №10-06-22606а/В.
Ключевые слова: эмоционально-волевые свойства, интеллектуальные свойства, динамика развития, факторный анализ, гендерные особенности, школьники 9–11 лет
Рубрика издания: Психология развития
Тип материала: научная статья
Для цитаты: Славутская Е.В. Факторный анализ гендерных различий в эмоционально-волевой и интеллектуальной сферах младших подростков [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2012. Том 4. № 3. URL: https://psyjournals.ru/journals/psyedu/archive/2012_n3/55596 (дата обращения: 14.12.2024)
Полный текст
Переход современного образования к концепции личностно ориентированного обучения усиливает внимание к личности школьника и ее роли в образовательном процессе. В практической психологии образования при составлении комплексных программ сопровождения школьника сейчас учитывается и фактор гендерных различий.
Согласно результатам многочисленных зарубежных и отечественных исследований у детей разного пола наблюдаются различия в поведении и психике. Это различия в особенностях запоминания материала (образного, речевого, знакового), в восприятии информации (вербальной, невербальной), в решении разного типа задач, в спонтанном речевом поведении, в эмоциональных реакциях, особенностях социализации и т.д. [1]. У мальчиков в более раннем возрасте происходит специализация правого полушария мозга в отношении пространственных функций, пространственно-временной ориентации и отмечается лучшая организация тех видов деятельности, где необходимо пространственное мышление, а у девочек - левополушарная специализация [2].
В нашем эксперименте в конце III класса - начале и конце V класса была проведена психодиагностика учащихся для выявления развития интеллектуальной сферы детей с помощью свободно культурного интеллектуального теста Р.Б. Кеттелла [4]. Динамика эмоционально-волевых свойств личности учащихся проверялась с помощью 12- факторного опросника Р.Б. Кеттелла и Р.В. Коана. Обследовались 120 учащихся III-IV классов и 107 учащихся V классов.
При статистической обработке данных психодиагностики использовался факторный анализ с программным пакетом STATISTICA. С помощью наиболее распространенного в факторном анализе метода главных компонентов с вращением результирующей нормированной матрицы факторных нагрузок методом Varimax мы выделили четыре основных фактора, суммарный вклад которых (S%) составил в разных случаях от 55 до 85%. Пример представления результатов факторного анализа показан в таблице.
Т а б л и ц а
Результаты факторного анализа учащихся III классов
Личностные качества |
Девочки |
Мальчики |
||||||
Факторы |
Факторы |
|||||||
Ф1 |
Ф2 |
Ф3 |
Ф4 |
Ф1 |
Ф2 |
Ф3 |
Ф4 |
|
IQ |
0,34 |
-0,14 |
-0,61 |
0,10 |
0,20 |
0,07 |
0,58 |
-0,22 |
A |
-0,10 |
0,12 |
-0,71 |
-0,05 |
-0,12 |
0,82 |
-0,03 |
-0,16 |
C |
-0,25 |
0,41 |
0,47 |
0,52 |
-0,62 |
-0,08 |
0,42 |
0,41 |
D |
-0,45 |
-0,54 |
0,11 |
-0,06 |
-0,41 |
0,02 |
0,18 |
-0,59 |
E |
-0,73 |
0,16 |
0,03 |
-0,01 |
0,08 |
-0,07 |
-0,77 |
-0,02 |
F |
0,18 |
0,65 |
0,07 |
-0,24 |
0,06 |
-0,11 |
0,39 |
0,67 |
G |
0,59 |
0,18 |
0,11 |
-0,12 |
-0,05 |
0,29 |
-0,26 |
0,72 |
H |
0,15 |
-0,32 |
0,03 |
0,64 |
0,22 |
0,78 |
0,11 |
0,02 |
I |
-0,24 |
0,18 |
-0,52 |
0,15 |
0,08 |
0,65 |
-0,01 |
0,30 |
J |
0,31 |
0,26 |
-0,41 |
0,41 |
0,72 |
0,17 |
0,24 |
0,07 |
N |
0,08 |
0,11 |
0,16 |
-0,66 |
0,11 |
-0,04 |
0,41 |
0,03 |
O |
-0,62 |
-0,28 |
0,03 |
-0,42 |
-0,54 |
-0,15 |
-0,20 |
0,00 |
Q4 |
0,10 |
-0,80 |
0,23 |
0,07 |
-0,61 |
0,20 |
-0,01 |
-0,24 |
S,% |
15 |
15 |
13 |
12 |
14 |
15 |
13 |
13 |
Примечание. Интерпретация личностных качеств в 12-факторном опроснике Р.Б. Кеттелла и Р.В. Коана (ESPQ): A - общительность/замкнутость; C - эмоциональная стабильность/ неустойчивость; D - возбудимость/уравновешенность; E - независимость/покорность; F - беспечность/озабоченность; G - высокая/низкая добросовестность; H - смелость/робость; I - мягкость/твердость; J - энергичность/сдержанность, N - наивность/хитрость; O - тревожность/спокойствие; Q4 - напряженность/расслабленность.
Результаты интерпретации экспериментальных данных таковы:
1. Потребность девочек в возрасте 9-10 лет в общении гораздо выше, чем у мальчиков того же возраста.
2. Интеллект девочек в возрасте 9-10 лет связан с общительностью, у мальчиков - с низкой доминантностью.
3. Динамичность и эмоциональная окрашенность общения прямо
связаны с успешной социализацией (усвоением норм и правил) детей в возрасте 9-10 лет.
4. По сочетанию качеств, входящих в четыре основных фактора, школьников данного возрастного периода можно охарактеризовать как социально незрелых (инфантильных).
У девочек в начале и конце V класса интеллект находится в одном факторе с эмоциональной стабильностью и общительностью. Необходимо отметить сохранение связи интеллекта и общительности с конца III класса у девочек. У мальчиков происходит выделение интеллекта в один фактор в конце учебного года в V классе. У девочек в конце каждого учебного года (III-V класс) тревожность прямо связана с доминантностью, а спокойствие - с покорностью. Например, чем покорнее и зависимее себя чувствует девочка, тем она спокойнее в конце каждого учебного года.
В начале V класса у девочек в первом факторе, который можно интерпретировать как эмоционально-волевой, тревожность прямо связана с фрустрацией. Оба качества находятся в обратной зависимости с соблюдением норм и правил поведения и волевым самоконтролем. Например, чем выше тревожность и фрустрация, тем ниже соблюдение норм и правил поведения и ниже самоконтроль. К концу учебного года к подобному сочетанию качеств у девочек присоединяются высокая реактивность и стремление доминировать. Такое сочетание качеств в одном факторе свидетельствует о дезорганизации волевого контроля поведения, неприятии действующих в данный момент правил, ломке привычных стереотипов поведения. При этом наблюдается классический невроз тревожности. Для описания связи доминантности с тревожностью, которая наблюдалась у девочек и в конце III класса, мы ввели термин «агрессивная тревожность».
У мальчиков в начале-конце V класса наблюдается совершенно иная картина. В динамике от конца III до конца V класса сохраняются общительность и смелость в контактах, эмоциональная неустойчивость в сочетании с тревожностью или эмоциональная устойчивость в сочетании со спокойствием (начало V класса). В начале года в V классе мальчиков отличает спокойствие, низкая реактивность в сочетании с волевым контролем. В одном факторе находятся дисциплинированность с низкой доминантностью и ответственностью.
По приведенным данным можно сделать вывод о том, что девочки в начале V класса испытывают, видимо, большую дезадаптацию, чем мальчики. В динамике начало-конец V класса социализация у мальчиков связана с низкой доминантностью, послушностью, у девочек - с низкими тревожностью, фрустрацией, доминантностью и возбудимостью.
Сравнительный анализ результатов факторного анализа психодиагностики детей 9-11 лет (в динамике III-V классы) позволил установить следующие общие связи:
1. У детей обоего пола в начале исследуемого периода интеллект прямо связан с коммуникативными качествами: у девочек с общительностью, у мальчиков с низкой доминантностью. В динамике III-VI классов получено подтверждение известного из литературы вывода, что низкая доминантность связана с успешностью обучения во всех возрастных группах.
2. Интеллект у детей обоего пола всегда связан с коммуникативными или эмоциональными качествами учащихся. Волевые качества всегда связаны с эмоциональными или коммуникативными качествами. Прямой связи между интеллектом и волевыми качествами учащихся (самоконтроль, соблюдение норм и правил поведения) не установлено. У детей обоего пола в динамике начало-конец изучаемого периода имеет место обратная связь доминантности с волевыми качествами.
3. Общительность и смелость в контактах у мальчиков III-V классов группируются в один фактор, а у девочек в этот же период в один фактор объединяются доминантность и тревожность.
4. У девочек в динамике всего V класса повышенная
тревожность связана с низкой добросовестностью и высокой фрустрированностью, а у мальчиков - с изнеженностью воспитания и эмоциональной неустойчивостью.
5. Существует неизменная связь эмоциональных и коммуникативных качеств учащихся (тревожности, эмоциональной устойчивости и общительности) в рамках всего пятого года обучения в школе.
Основные результаты работы и общие выводы:
1. Развивающийся в предпубертатном возрасте интеллект у девочек связан с их общительностью (числом и частотой коммуникаций), а у мальчиков - с их низкой доминантностью. В динамике с начала до конца V класса интеллект девочек остается взаимосвязанным с эмоциональной устойчивостью.
2. Прямого влияния волевых качеств детей обоих полов на развитие их интеллекта в предпубертатном детстве не наблюдается. Это влияние опосредовано их коммуникативными либо эмоциональными качествами.
3. По сочетанию эмоционально-волевых и личностных качеств девочки в начале V класса испытывают большую дезадаптацию, чем мальчики. В начале V класса у них в одном факторе наблюдается связь качеств, свидетельствующих о классическом неврозе тревожности. Это может говорить о высокой степени дезадаптации у девочек в этом возрасте с ломкой привычных стереотипов [3].
Литература
- Бендас Т.В. Гендерная психология: Учеб. пособие. СПб., 2007.
- Еремеева В.Д., Хризман Т.П. Мальчики и девочки – два разных мира. М., 1998.
- Славутская Е.В. Факторный анализ психологических качеств, определяющих «дезадаптационный синдром пятого класса» // Психология обучения. 2008. №12. 4. Славутска Е. За някои психологически особенности на диференцираното обучение // България. Педагогика. 1999. IX. № 8–9.
- Hudspeth W.J., Pribram K.H. Psychophsyiological indeces of cerebral maturation // Int. J. Psychophysiol. 1992. Vol. 12.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 2021
В прошлом месяце: 11
В текущем месяце: 9
Скачиваний
Всего: 1475
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 2