Факторный анализ гендерных различий в эмоционально-волевой и интеллектуальной сферах младших подростков*

1471

Аннотация

Приводятся результаты экспериментального исследования взаимосвязи эмоционально-волевых и интеллектуальных свойств младших подростков. Результаты психодиагностики учащихся обрабатывались при помощи факторного анализа. Выявлялась динамика в развитии эмоционально-волевых свойств, интеллекта мальчиков и девочек III–V классов. Выделены основные факторы, определяющие гендерные особенности эмоционально-волевой и интеллектуальной сфер младших подростков.

Общая информация

* Работа выполнена при поддержке Российского гуманитарного научного фонда в рамках проекта РК 2010 «Волжские земли: Чувашская республика»; грант №10-06-22606а/В.

Ключевые слова: эмоционально-волевые свойства, интеллектуальные свойства, динамика развития, факторный анализ, гендерные особенности, школьники 9–11 лет

Рубрика издания: Психология развития

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Славутская Е.В. Факторный анализ гендерных различий в эмоционально-волевой и интеллектуальной сферах младших подростков [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2012. Том 4. № 3. URL: https://psyjournals.ru/journals/psyedu/archive/2012_n3/55596 (дата обращения: 22.11.2024)

Полный текст

 

 

Переход современного образования к концепции личностно ориентированного обучения усиливает внимание к личности школьника и ее роли в образовательном процессе. В практической психологии образования при составлении комплексных программ сопровождения школьника сейчас учитывается и фактор гендерных различий.

Согласно результатам многочисленных зарубежных и отечественных исследований у детей разного пола наблюдаются различия в поведении и психике. Это различия в особенностях запоминания материала (образного, речевого, знакового), в восприятии информации (вербальной, невербальной), в решении разного типа задач, в спонтанном речевом поведении, в эмоциональных реакциях, особенностях социализации и т.д. [1]. У мальчиков в более раннем возрасте происходит специализация правого полушария мозга в отношении пространственных функций, пространственно-временной ориентации и отмечается лучшая организация тех видов деятельности, где необходимо пространственное мышление, а у девочек - левополушарная специализация [2].

В нашем эксперименте в конце III класса - начале и конце V класса была проведена психодиагностика учащихся для выявления развития интеллектуальной сферы детей с помощью свободно культурного интеллектуального теста Р.Б. Кеттелла [4]. Динамика эмоционально-волевых свойств личности учащихся проверялась с помощью 12- факторного опросника Р.Б. Кеттелла и Р.В. Коана. Обследовались 120 учащихся III-IV классов и 107 учащихся V классов.

При статистической обработке данных психодиагностики использовался факторный анализ с программным пакетом STATISTICA. С помощью наиболее распространенного в факторном анализе метода главных компонентов с вращением результирующей нормированной матрицы факторных нагрузок методом Varimax мы выделили четыре основных фактора, суммарный вклад которых (S%) составил в разных случаях от 55 до 85%. Пример представления результатов факторного анализа показан в таблице.

Т а б л и ц а

Результаты факторного анализа учащихся III классов

 

Личностные качества

Девочки

Мальчики

Факторы

Факторы

Ф1

Ф2

Ф3

Ф4

Ф1

Ф2

Ф3

Ф4

IQ

0,34

-0,14

-0,61

0,10

0,20

0,07

0,58

-0,22

A

-0,10

0,12

-0,71

-0,05

-0,12

0,82

-0,03

-0,16

C

-0,25

0,41

0,47

0,52

-0,62

-0,08

0,42

0,41

D

-0,45

-0,54

0,11

-0,06

-0,41

0,02

0,18

-0,59

E

-0,73

0,16

0,03

-0,01

0,08

-0,07

-0,77

-0,02

F

0,18

0,65

0,07

-0,24

0,06

-0,11

0,39

0,67

G

0,59

0,18

0,11

-0,12

-0,05

0,29

-0,26

0,72

H

0,15

-0,32

0,03

0,64

0,22

0,78

0,11

0,02

I

-0,24

0,18

-0,52

0,15

0,08

0,65

-0,01

0,30

J

0,31

0,26

-0,41

0,41

0,72

0,17

0,24

0,07

N

0,08

0,11

0,16

-0,66

0,11

-0,04

0,41

0,03

O

-0,62

-0,28

0,03

-0,42

-0,54

-0,15

-0,20

0,00

Q4

0,10

-0,80

0,23

0,07

-0,61

0,20

-0,01

-0,24

S,%

15

15

13

12

14

15

13

13

Примечание. Интерпретация личностных качеств в 12-факторном опроснике Р.Б. Кеттелла и Р.В. Коана (ESPQ): A - общительность/замкнутость; C - эмоциональная стабильность/ неустойчивость; D - возбудимость/уравновешенность; E - независимость/покорность; F - беспечность/озабоченность; G - высокая/низкая добросовестность; H - смелость/робость; I - мягкость/твердость; J - энергичность/сдержанность, N - наивность/хитрость; O - тревожность/спокойствие; Q4 - напряженность/расслабленность.

Результаты интерпретации экспериментальных данных таковы:

1.   Потребность девочек в возрасте 9-10 лет в общении гораздо выше, чем у мальчиков того же возраста.

2.   Интеллект девочек в возрасте 9-10 лет связан с общительностью, у мальчиков - с низкой доминантностью.

3.    Динамичность          и           эмоциональная          окрашенность          общения           прямо

связаны с успешной социализацией (усвоением норм и правил) детей в возрасте 9-10 лет.

4.   По сочетанию качеств, входящих в четыре основных фактора, школьников данного возрастного периода можно охарактеризовать как социально незрелых (инфантильных).

У девочек в начале и конце V класса интеллект находится в одном факторе с эмоциональной стабильностью и общительностью. Необходимо отметить сохранение связи интеллекта и общительности с конца III класса у девочек. У мальчиков происходит выделение интеллекта в один фактор в конце учебного года в V классе. У девочек в конце каждого учебного года (III-V класс) тревожность прямо связана с доминантностью, а спокойствие - с покорностью. Например, чем покорнее и зависимее себя чувствует девочка, тем она спокойнее в конце каждого учебного года.

В начале V класса у девочек в первом факторе, который можно интерпретировать как эмоционально-волевой, тревожность прямо связана с фрустрацией. Оба качества находятся в обратной зависимости с соблюдением норм и правил поведения и волевым самоконтролем. Например, чем выше тревожность и фрустрация, тем ниже соблюдение норм и правил поведения и ниже самоконтроль. К концу учебного года к подобному сочетанию качеств у девочек присоединяются высокая реактивность и стремление доминировать. Такое сочетание качеств в одном факторе свидетельствует о дезорганизации волевого контроля поведения, неприятии действующих в данный момент правил, ломке привычных стереотипов поведения. При этом наблюдается классический невроз тревожности. Для описания связи доминантности с тревожностью, которая наблюдалась у девочек и в конце III класса, мы ввели термин «агрессивная тревожность».

У мальчиков в начале-конце V класса наблюдается совершенно иная картина. В динамике от конца III до конца V класса сохраняются общительность и смелость в контактах, эмоциональная неустойчивость в сочетании с тревожностью или эмоциональная устойчивость в сочетании со спокойствием (начало V класса). В начале года в V классе мальчиков отличает спокойствие, низкая реактивность в сочетании с волевым контролем. В одном факторе находятся дисциплинированность с низкой доминантностью и ответственностью.

По приведенным данным можно сделать вывод о том, что девочки в начале V класса испытывают, видимо, большую дезадаптацию, чем мальчики. В динамике начало-конец V класса социализация у мальчиков связана с низкой доминантностью, послушностью, у девочек - с низкими тревожностью, фрустрацией, доминантностью и возбудимостью.

Сравнительный анализ результатов факторного анализа психодиагностики детей 9-11 лет (в динамике III-V классы) позволил установить следующие общие связи:

1.     У детей обоего пола в начале исследуемого периода интеллект прямо связан с коммуникативными качествами: у девочек с общительностью, у мальчиков с низкой доминантностью. В динамике III-VI классов получено подтверждение известного из литературы вывода, что низкая доминантность связана с успешностью обучения во всех возрастных группах.

2.     Интеллект у детей обоего пола всегда связан с коммуникативными или эмоциональными качествами учащихся. Волевые качества всегда связаны с эмоциональными или коммуникативными качествами. Прямой связи между интеллектом и волевыми качествами учащихся (самоконтроль, соблюдение норм и правил поведения) не установлено. У детей обоего пола в динамике начало-конец изучаемого периода имеет место обратная связь доминантности с волевыми качествами.

3.     Общительность и смелость в контактах у мальчиков III-V классов группируются в один фактор, а у девочек в этот же период в один фактор объединяются доминантность и тревожность.

4.     У           девочек             в            динамике             всего            V             класса             повышенная

тревожность связана с низкой добросовестностью и высокой фрустрированностью, а у мальчиков - с изнеженностью воспитания и эмоциональной неустойчивостью.

5.     Существует неизменная связь эмоциональных и коммуникативных качеств учащихся (тревожности, эмоциональной устойчивости и общительности) в рамках всего пятого года обучения в школе.

Основные результаты работы и общие выводы:

1.      Развивающийся в предпубертатном возрасте интеллект у девочек связан с их общительностью (числом и частотой коммуникаций), а у мальчиков - с их низкой доминантностью. В динамике с начала до конца V класса интеллект девочек остается взаимосвязанным с эмоциональной устойчивостью.

2.       Прямого влияния волевых качеств детей обоих полов на развитие их интеллекта в предпубертатном детстве не наблюдается. Это влияние опосредовано их коммуникативными либо эмоциональными качествами.

3.       По сочетанию эмоционально-волевых и личностных качеств девочки в начале V класса испытывают большую дезадаптацию, чем мальчики. В начале V класса у них в одном факторе наблюдается связь качеств, свидетельствующих о классическом неврозе тревожности. Это может говорить о высокой степени дезадаптации у девочек в этом возрасте с ломкой привычных стереотипов [3].

Литература

  1. Бендас Т.В. Гендерная психология: Учеб. пособие. СПб., 2007.
  2. Еремеева В.Д., Хризман Т.П. Мальчики и девочки – два разных мира. М., 1998.
  3. Славутская Е.В. Факторный анализ психологических качеств, определяющих «дезадаптационный синдром пятого класса» // Психология обучения. 2008. №12. 4. Славутска Е. За някои психологически особенности на диференцираното обучение // България. Педагогика. 1999. IX. № 8–9.
  4. Hudspeth W.J., Pribram K.H. Psychophsyiological indeces of cerebral maturation // Int. J. Psychophysiol. 1992. Vol. 12.

Информация об авторах

Славутская Елена Владимировна, доктор психологических наук, доцент, профессор кафедры психологии и социальной педагогики, Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева, Чебоксары, Россия, e-mail: slavutskayaev@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 2010
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 9

Скачиваний

Всего: 1471
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 2