Социальная ситуация развития современного подростка в контексте модели социально-психологической помощи в восстановительном подходе

2633

Аннотация

Подростковая среда динамично меняется и в связи с этим представления, на которые опираются специалисты при организации своей работы, также нуждаются в обновлении. Статья написана по результатам исследования, авторы которого использовали метод фокусированного интервью, разработанный на основании многолетней практической деятельности в рамках восстановительного подхода. Сформулированы принципы организации практики социально-психологической помощи подросткам, опираясь на модель социально-психологической помощи в восстановительном подходе. Даны рекомендации для специалистов, работающих в сфере социально-психологической помощи подросткам в трудной жизненной ситуации.

Общая информация

Ключевые слова: подростки, социальная ситуация развития, социально-психологическая дезадаптация, альтернативная адаптация, восстановительная модель, восстановительный подход, социально-психологическая работа

Рубрика издания: Консультирование

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Кондрашкин А.В., Кириллова Т.О. Социальная ситуация развития современного подростка в контексте модели социально-психологической помощи в восстановительном подходе [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2012. Том 4. № 4. URL: https://psyjournals.ru/journals/psyedu/archive/2012_n4/57076 (дата обращения: 03.12.2024)

Полный текст

 

В современном обществе проблема подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации, продолжает оставаться остроактуальной [6]. Молодые люди нередко попадают в различные сообщества, в которых они могут рассчитывать на принятие и поддержку [4; 5; 9; 11], но определенная часть этих сообществ оказывается небезопасной как для подростков, так и для окружающих, поскольку нормы и ценности сообщества могут противоречить нормам и ценностям, существующим в обществе. В связи с этим задачи повышения учебной мотивации, профилактики употребления психоактивных веществ, предупреждения преступлений в подростковой среде являются первоочередными [1].

В течение ряда лет в системе образования Москвы указанным задачам уделяется значительное внимание. Однако эффективность приложенных усилий оказывается, к сожалению, невысокой. Такое положение связано с рядом причин, среди которых можно выделить формальный характер профилактических мероприятий, недостаточный уровень подготовленности школьных специалистов для работы с данными проблемами, отсутствие согласованной позиции между различными организациями по решению проблем молодежи в настоящее время [4; 10].

В качестве альтернативы существующим традиционным методам оказания помощи подросткам в ситуации нарушения социальной и психологической адаптации подростка был разработан восстановительный подход. В основе подхода лежат идеи культурно-исторической психологии, гуманистических направлений психотерапии. Данный подход опирается на представление о социальной ситуации развития как о системе отношений подростка с окружающей социальной действительностью [9]. Именно в этой системе отношений содержатся необходимые для подростка ресурсы. В восстановительном подходе заложено представление о возможных изменениях социальной ситуации развития подростка и выделены следующие типы ситуаций: ситуация социально-психологической адаптации; ситуация социально-психологической дезадаптации; ситуация альтернативной адаптации [9].

Ситуация социально-психологической адаптации (СПА) — это социальная ситуация развития подростка, «не имеющего серьезных проблем с социумом, достаточно успешного в школе, не слишком скандального в семье» [9, с. 10]. Ситуация включает в себя самого подростка, его семью, учебное заведение, друзей, хобби, кружки, секции, средства массовой информации, Интернет. Для этой ситуации характерно разнообразие отношений, в рамках которых возможны реализация интересов и удовлетворение потребностей подростка. При возникновении конфликтов или разрушении некоторых связей система отношений в такой ситуации может сохраняться и развиваться за счет тех ресурсов, которые ей доступны, т. е. отношения в системе являются достаточно прочными и гибкими для того, чтобы приспосабливаться к изменениям. Важно, что в такой ситуации нет ярко выраженной угрозы для жизни или здоровья участников, это связано с доступностью безопасных способов построения их отношений.

Ситуация социально-психологической дезадаптации (СПД-1) - это ситуация, возникающая в результате того, что в какой-то момент трудности стали стойкими и начали распространяться, постепенно охватывая всю систему отношений целиком. Подросток «увязает в проблемном образе жизни» [9, с. 9], попадает в кризисную ситуацию, которая усугубляет существующий возрастной кризис. В такой ситуации подросток особенно нуждается в помощи взрослых и специалистов.

Характеристика ситуации: существующих отношений становится недостаточно для полноценной реализации интересов и удовлетворения потребностей подростка. У системы постепенно утрачивается способность к самостоятельному восстановлению и развитию. Подростком такая ситуация переживается как кризис, что характеризуется чувством беспокойства, тревоги различной интенсивности, фиксацией на психотравмирующей ситуации, переживаниями собственной несостоятельности, беспомощности, безнадежности, пессимистической оценкой собственной личности, актуальной ситуации и будущего, выраженными затруднениями в планировании деятельности. В ситуации СПД-1 часто становятся предпочитаемыми способы построения отношений, связанные с альтернативными, по отношению к принятым в обществе, нормами и формами поведения. Обычно они проявляются в употреблении психоактивных веществ, в противоправном поведении, экстремальных видах развлечений и пр. Использование таких способов построения отношений приводит к повышению угрозы жизни или здоровью подростка и других участников системы отношений.

Ситуация социально-психологической альтернативной адаптации (СПАА) — это такая ситуация развития подростка, в которой «подросток начинает соответствовать предписанной социумом роли и подкрепляет свой новый статус усугублением девиантного поведения» [9, с. 19]. В этой ситуации у подростка вновь появляется доступ к ресурсам для жизни и развития за счет построения новых отношений с использованием тех средств, которые были им ранее обнаружены. Так как эти средства зачастую оказываются альтернативными по отношению к общепринятым нормам, то и отношения, построенные с их помощью, оказываются связанными с различными формами девиантного или делинквентного поведения. Хотя в этих отношениях и есть определенные возможности для реализации потребностей подростка, но это часто оказывается небезопасным для него и его окружения.

Характеристики данной ситуации аналогичны СПА: существует разнообразие связей, отношений, в рамках которых возможны реализация интересов и удовлетворение потребностей подростка. Система отношений может сохраняться и развиваться за счет тех ресурсов, которые ей доступны. Отличием от ситуации СПА является наличие угрозы жизни или здоровью участников, связанной с предпочитаемыми способами построения отношений, которые оказались наиболее доступными и адекватными для выхода из ситуации напряжения, кризиса.

Новый взгляд на социальную ситуацию подростка имеет следующие преимущества как теоретического, так и практического характера [5; 9]:

•       снимается обвинение с участников ситуации, что позволяет увеличить вероятность их активного участия в процессе ее изменения;

•       ориентация на существующие в ситуации ресурсы для развития помогает найти опору для ее изменения;

•       различные поведенческие проявления могут быть рассмотрены в качестве попыток преодоления ситуации;

•       учитывается роль социального контекста: «разрешение проблемы наиболее эффективно и экологично через изменение социального взаимодействия и опору на сообщества людей» [5, с. 9].

Данный подход должен сопровождаться своевременным обновлением и развитием - в силу ориентации подхода на развитие и партнерские отношения изменение подростков влечет за собой необходимость изменения помогающей стороны, специалистов [9]. Это означает необходимость адаптироваться к новым способам построения отношений, к новым взглядам на жизненные ценности, поскольку именно при помощи этих способов и с этими новыми ценностями подростки живут и входят во взрослую жизнь.

На основе анализа опыта оказания социально-психологической помощи подросткам [10] было выдвинуто предположение, что основными факторами изменения социальной ситуации являются:

•       перемещение среды общения подростков с улицы в Интернет и мобильные телефоны;

•       изменение роли родителей по отношению к подросткам (в настоящее время в меняющихся социально-экономических условиях родители уделяют больше внимания своим карьерным и личным интересам, в силу чего их контакт с собственным ребенком-подростком становится более поверхностным).

В современном обществе все доступнее становится Интернет, все большее количество подростков предпочитают использовать его для выстраивания своих отношений. Помимо всего остального, в этих отношениях подростки имеют возможность безопасно проявить собственное раздражение, злость, снижая, таким образом, напряжение, существующее в их системе отношений. За счет этого острота проявлений проблемных ситуаций снижается, одновременно возникают новые формы ситуации социально­психологической дезадаптации. Для педагогов подростки, оказавшиеся в такой ситуации, выглядят не столько хулиганами, сколько тихими, неразговорчивыми, замкнутыми, погруженными в себя. Про них известно, что они проводят много времени в Интернете, иногда они пропускают занятия. На учебных занятиях эти подростки не доставляют особых неудобств.

Тенденцию изменения ситуации социально-психологической дезадаптации можно описать так: если раньше в подростковом возрасте сигналами к необходимости оказания социально-психологической помощи служили проявления девиантного поведения (употребление психоактивных веществ, правонарушения, драки), то с перемещением ситуаций общения в Интернет такими сигналами становятся: дистанцирование подростка, сложности с распознаванием и выражением им своих чувств, депрессивные паттерны поведения. Эти признаки значительно менее наглядны по сравнению с девиантным поведением, их гораздо труднее обнаружить. Таким образом, социально-психологическая дезадаптация становится замаскированной [10]. В восстановительном подходе такая ситуация обозначена как ситуация СПД 2-го типа.

Ситуация социально-психологической дезадаптации 2-го типа (СПД-2). Характеристики ситуации, аналогичны ситуации СПД-1: существующих в системе связей, отношений становится недостаточно для полноценной реализации интересов и удовлетворения потребностей. Снижается способность к самостоятельному восстановлению и развитию системы отношений: возникающие напряжение и конфликты в одной из зон постепенно распространяются на другие связи, отношения и со временем могут охватить всю систему целиком. Так продолжается до того момента, пока не станут доступными новые способы построения отношений или пока не произойдет разрушение системы.

Отличие от ситуации СПД-1 заключается в том, что в ситуации СПД-2 подростком используются такие формы поведения, которые приводят к изоляции и избеганию. В данной ситуации наиболее доступными становятся способы построения отношений, которые проявляются в различных формах избегающего поведения и прокрастинации. Это выражается в виде увеличения дистанции в отношениях и изоляции участников, часто приводит к астенизации подростка. Данная ситуация также переживается подростком как кризис. В ситуации СПД-2 кризис характеризуется пассивностью, переживанием собственной беспомощности, инертностью, сложностью включения в какую-либо деятельность. В ситуации СПД-2 кризисные переживания сложно заметить в связи с астенизацией и видимой социальной благополучностью подростка: кризис является скрытым, выражается вовне через различные депрессивные проявления. Угроза жизни или здоровью участников также является скрытой: возможно проявление в виде вспышек агрессии или суицидального поведения.

Подобные изменения в социальной ситуации подростка могут являться основаниями для изменения многих характерных для подросткового возраста процессов развития [10]:

•       процесс сепарации подростка от родителей может остаться незавершенным;

•       нарушается способность к привязанности;

•       нарушаются способности к эмпатии и децентрации;

•       эмоциональная жизнь подростка может уплощаться;

•       нарушается ответственное отношение подростка к своим действиям;

•       индентичность подростка оказывается диффузной;

•       редуцируются навыки превращения отношений в социально-комфортные;

•       социальные навыки оказываются развиты значительно меньше;

•       контакт с собственными чувствами и собственной телесностью нарушается.

В настоящее время целенаправленной работы с подростками, находящимися в ситуации СПД-2, не ведется. Взаимодействие с ними строится, как с подростками, находящимися в ситуации СПА-1, где основной акцент делается на развитии осознанности и повышении качества жизни, а также на профилактике социальных рисков. Важно понимать, что для проектирования и организации адекватных форм работы в ситуации СПД-2 требуются другие основания, направленные на решение задач интеграции в общество и освоения новых способов построения отношений, которые бы позволяли разрешить проблемы, связанные с изоляцией, отстранением и истощением самого подростка. В этой связи важно понимать, насколько распространена такая ситуация в жизни современных подростков.

Нами были проанализированы данные о социальной ситуации подростков - клиентов центра «Перекресток» за последние несколько лет. Данные были получены, опираясь на экспертные оценки специалистов, включенных в социальное и психологическое сопровождение подростков. Результаты представлены в табл. 1.

Т а б л и ц а 1

Социальная ситуация развития подростков - клиентов центра «Перекресток» (2006­2011 гг.)

Основание            для

социально­психологической работы                          с

подростками

2006 г.

2007 г.

2008 г.

2009 г.

2010 г.

2011 г.

Возрастные трудности

152

107

145

77

140

333

Ситуация СПД-1

159

93

174

56

99

106

Всего клиентов

310

200

319

133

239

439

Процент подростков в ситуации СПД-1

51 %

46 %

54 %

42 %

41 %

24 %

 

С 2010 г. по 2011 г. отмечается резкое снижение доли ситуаций СПД-1 - на 17,3 %, что существенно превышает аналогичные показатели предыдущих лет. Такое сильное снижение может быть объяснено причислением подростков, находящихся в ситуации СПД- 2, к категории «возрастные трудности», которая отражает количество подростков в ситуации СПА, т.е. можно предположить, что около 15 % подростков находятся в ситуации СПД-2.

Для того чтобы проверить наше предположение относительно распространенности ситуации СПД-2, была произведена оценка социальной ситуации развития 78 подростков, являющихся клиентами центра «Перекресток». Оценка проводилась при помощи метода фокусированного интервью, в котором рассматривались особенности выстраивания отношений подростка с социальным окружением: в семье, с друзьями, в школе и др. Результаты этой оценки представлены в табл. 2.

Т а б л и ц а 2

Социальная ситуация развития подростков - клиентов центра «Перекресток» в 2012 г.

Тип ситуации

СПА

СПД-1

СПД-2

СПАА

Количество подростков

30

22

16

10

 

Соотношение различных ситуаций отражено на диаграмме (рис. 1).


Рис. 1. Соотношение различных типов ситуаций

Как видно из диаграммы, количество ситуаций СПД-2 оказалось больше, чем предполагалось, и составило 20,5 %. При этом количество ситуаций СПД-2 оказалось меньше, чем ситуаций СПД-1. Это указывает на то, что способы построения отношений, характерные для ситуации СПД-1, в современном обществе предпочитаются чаще, чем те, которые характерны для ситуации СПД-2. Возможно, это связано с существующей доступностью таких способов, устоявшейся традицией их передачи и применения в трудных жизненных ситуациях.

Как показано выше, количество подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации (СПД-1, СПД-2 и СПАА), значительно превышает количество тех подростков, ситуация которых оценивается как благополучная. При этом важно отметить, что доля ситуаций СПА значительно выше, чем доля ситуаций СПАА. На основе этого можно выдвинуть предположение, что существуют неописанные типы ситуаций альтернативной адаптации или дезадаптации, которые на данный момент относят к ситуациям СПА.

Получив данные о соотношении различных типов ситуаций, можно рассмотреть динамику изменения распространенности ситуации (рис. 2).


Рис. 2. Динамика распространенности ситуаций СПД

На графике показано, что количество ситуаций СПД-1 колебалось в период с 2006 г. по 2009 г., затем в период с 2010 г. по 2011 г. отмечается резкое снижение подобных ситуаций - на 17,3 %, что существенно превышает предыдущие показатели изменения, наибольший из которых приходился на период с 2008г. по 2009 г. и составлял 12,4 %. Данные 2012 г. дают показатель 28 %, что, скорее, подтверждает изменение темпа снижения: судя по предыдущим годам, можно было бы предположить сохранение темпа снижения доли ситуаций СПД-1 в среднем на 2,25 % в год, что в 2012 г. предположительно дало бы показатель около 37 %. Это может быть связано с тем, что сокращение распространенности ситуаций СПД-1 происходило одновременно с увеличением распространенности ситуаций СПД-2.

Рассмотрим динамику изменения распространенности ситуаций СПД-1, включив ситуации СПД-2 (рис. 3).


Рис. 3. Динамика распространенности ситуаций (СПД-1)+(СПД-2)

На графике видно, что разница между данными 2006 г. и 2012 г. составляет 2,4 %. Это может служить косвенным подтверждением нашего предположения, что одновременно с показанным выше снижением доли ситуаций СПД-1 происходило увеличение доли ситуаций СПД-2. То есть в силу увеличения доступности средств построения отношений, характерных для ситуации СПД-2, они все чаще становились предпочитаемыми по сравнению с более традиционными средствами, характерными для ситуаций СПД-1. В качестве одного из средств выстраивания отношений, характерных для ситуации СПД-2, выделяется Интернет, в частности мобильный.

На следующем графике (рис. 4) отражена динамика изменения количества пользователей Интернета в возрасте от до 12 до 17 лет, которые хотя бы один раз в месяц пользовались Интернетом [14].

Рис. 4. Динамика изменения количества пользователей Интернета (%)

На графике видно, что в период с 2007 г. по 2008 г. происходит значительное увеличение количества подростков - пользователей Интернета. При этом количество пользователей мужского пола увеличивается на 22 %, а женского - на 29 %. Спустя год, в период с 2009 г. по 2010 г., количество подростков - пользователей Интернета приблизилось к 100 %, что совпадает с отмеченным выше снижением количества ситуаций СПД-1. Хочется отметить, что по оценке 2012 г. 99 % подростков в Москве являются пользователями Интернета и лишь 20,5 % подростков находятся в ситуации СПД-2.

Также важным показателем увеличения доступности Интернета для подростков является происходящее в период с 2007 г. по настоящее время развитие и распространение технологий мобильного доступа в Интернет: были разработаны и введены в широкое пользование форматы GPRS, EDGE, 3G и другие. На данный момент 54 % от всех пользователей мобильного Интернета в Москве составляют подростки в возрасте от 12 до 17 лет [14].

Таким образом, можно отметить, что распространение ситуации СПД-2 связано с увеличением количества подростков - пользователей Интернета. Это объясняется тем, что Интернет, в том числе мобильный, является одним из средств для выстраивания отношений, характерных для ситуации СПД-2.

Кратко обозначим итоги анализа ситуации СПД-2:

• распространенность ситуации СПД-2 достаточно велика, что говорит об актуальности разработки соответствующих практик помощи;

•       распространенность ситуации СПД-2 связана с увеличением доступности Интернета в качестве средства для выстраивания отношений;

•       использование Интернета в качестве средства для выстраивания отношений не всегда приводит к формированию ситуации СПД-2;

•       в качестве основных ресурсных отношений в ситуации СПД-2 выделяются отношения в семье, отношения с учебным заведением, отношения с друзьями и отношения, выстроенные вокруг хобби или увлечений;

•       основные отличия характера ресурсных отношений в ситуации СПД-2 касаются использования Интернета в качестве средства выстраивания таких отношений.

Выводы и рекомендации.

Для организации психологического и социального сопровождения подростков, находящихся в ситуации СПД-2, необходимо разрабатывать формы работы с учетом характеристик этой ситуации. Важно обратить внимание на «точки входа» - напряженные ресурсные отношения, где возможно активное подключение специалистов к ситуации [9].

Для ситуации СПД-2 такой точкой могли бы стать отношения, связанные с канализацией напряжения, - Интернет (игры или социальные сети), учеба, хобби, спорт. В этих отношениях у подростков отмечается повышение интереса, энергии.

Следующая возможная «точка входа» - отношения в семье. Яркие проявления, на которые могли бы обращать внимание родители, - это сильное увлечение Интернетом, компьютером, пропуски занятий, отсутствие друзей, снижение мотивации учебной деятельности, преследование и унижения в школе.

Еще одна потенциальная «точка входа» - отношения с учебным учреждением. Для ситуации СПД-2 также возможно выстраивание сотрудничества по аналогии с ситуацией СПД-1: трансляция специалистам информации о ситуации и последующая поддержка специалистов в разрешении ситуации. Основные точки напряжения в ситуации СПД-2 связаны с изоляцией, отстранением и происходящим в результате истощением самого подростка. Поэтому в качестве одного из вариантов работы с подростками в такой ситуации можно предложить поддержку через создание специалистом или при его помощи длительных отношений.

На наш взгляд, необходимо проводить дальнейшее исследование ситуации СПД-2, связанное с более точной оценкой ресурсов ситуации, детальной характеристикой отношений в ситуации и описанием «точек входа» в ситуацию. Также важной зоной поиска представляется определение характеристик ситуации альтернативной адаптации второго типа, которая возникает в результате системного развития ситуации СПД-2.

Литература

  1. Аршинова В.В., Барцалкина В.В., Флорова Н.Б., Штульман А.Д., Дмитриева Н.Г., Коваль Т.В. Концептуальные основы построения в сфере образования системы профилактики зависимого поведения // Материалы конференции «Аддиктивное поведение: профилактика и реабилитация». М., 2011.
  2. Асмолов А.Г., Асмолов Г.А. От Мы-медия к Я-медия: трансформации идентичности в виртуальном мире// Вопросы психологии.  2009. № 3.
  3. Выготский Л.С. Педология подростка. М.,  1929–1931.
  4. Концепция программы профилактики девиантного и асоциального поведения, снижения ксенофобии и проявлений экстремизма в молодежной среде / К.Д. Хломов, А.В. Балаева, А.А. Бочавер, Е.М. Бианки, О.В. Штинова, В.В. Делибалт, Л.А. Назарова, Е.А. Милованова, Н.В. Дворянчиков, А.В. Тихомирова, А.В. Кондрашкин.  М., 2011.
  5. Москвичев В.В. От ситуации социально-психологической дезадаптации к ситуации социального развития //  Народное образование. 2011. № 1.
  6. «О положении детей и семей, имеющих детей в городе Москве»: к ежегодному государственному докладу «О положении детей и семей, имеющих детей, в Российской Федерации в 2011 году». М., 2012.
  7. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, практики, проблемы. М., 1995.
  8. Райгородский Д.Я. Подросток и семья. Самара, 2002.
  9. Тихомирова А.В. Восстановительная модель социально-психологической помощи подросткам: Метод. пособие. М., 2007.
  10.  Хломов К.Д., Москвичев В.В. Восстановительный подход – инструмент организации помощи подросткам, находящимся в социально-дезадаптирующей ситуации // Сборник тезисов участников Третьей Всероссийской научно-практической конференции по психологии развития. М., 2011.
  11.   Хломов К.Д., Кондрашкин А.В. Девиантное поведение подростков, социальная ситуация и Интернет: постановка проблемы. М., 2012.
  12.  Эриксон Э. Детство и общество. СПб., 1996.
  13.  Эриксон Э. Идентичность. Юность и кризис. СПб., 1996.
  14.  TNS Russia: отчеты по проекту Web Index. Электронная версия:  httpHYPERLINK «http://www.tns-global.ru».

Информация об авторах

Кондрашкин Артем Владимирович, кандидат психологических наук, начальник отдела «Работа с подростками на территории» Центра социально-психологической адаптации и развития подростков «Перекресток», ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, e-mail: artem.kondrashkin@gmail.com

Кириллова Т.О., психолог центра «Перекресток» Московского городского психолого-педагогического университета, Москва, Россия, e-mail: nerefli@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 3194
В прошлом месяце: 16
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 2633
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 0