Психолого-педагогические исследования
2012. Том 4. № 4
ISSN: 2587-6139 (online)
Развитие личности бродяжничающих подростков
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: подростковый возраст, социальное сиротство, бродяжничество, мотивация, возрастная идентификация, самооценка
Рубрика издания: Социальная психология
Тип материала: научная статья
Для цитаты: Кулагина И.Ю., Трутаева Л.Н. Развитие личности бродяжничающих подростков [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2012. Том 4. № 4. URL: https://psyjournals.ru/journals/psyedu/archive/2012_n4/57548 (дата обращения: 12.12.2024)
Полный текст
Проблема социального сиротства в последнее время остается актуальной: довольно велико количество детей и подростков, оставшихся без попечения родителей, которые лишены родительских прав, осуждены или отказались от ребенка. Известно, что в ситуации социального сиротства развитие личности оказывается своеобразным, в частности в подростковом возрасте. Но основные данные о личностных особенностях подростков - социальных сирот получены в исследованиях, проведенных в условиях детского дома [3; 4; 5].
Целью проведенного нами эмпирического исследования стало определение личностных особенностей бродяжничающих подростков - социальных сирот, для которых характерны побеги из детских домов и приютов.
Были поставлены следующие задачи:
1) установить особенности мотивации (гедонистическая, эгоцентрическая, духовнонравственная), возрастной идентификации и самооценки, свойственные бродяжничающим подросткам - социальным сиротам;
2) сопоставить показатели личностного развития бродяжничающих подростков - социальных сирот и подростков, воспитывающихся в семьях;
3) выявить тенденции изменения личностных особенностей подростков в современных условиях, сравнив данные двух срезов, проведенных с интервалом в 5 лет - в 2006 г. и 2011 г.
Для решения поставленных задач в исследовании использовались методика «Доминирующая мотивация» И.Ю. Кулагиной и В.Н. Колюцкого, модифицированная методика «Золотой возраст» Б. Заззо, шкала самооценки Дембо-Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан, методика «Прогностическая самооценка» А.И. Липкиной.
Исследование было проведено в инфекционном отделении Тушинской детской городской больницы Департамента здравоохранения г. Москвы, куда полицией доставляются дети-беспризорники с улицы и дети, изъятые из семей, находящихся в социально опасном положении. В основную группу отобраны подростки в возрасте 12-15 лет, имеющие стаж социального сиротства не менее двух лет, убегающие из детских домов и приютов, бродяжничающие. Контрольную группу составили учащиеся VI-IX классов средней общеобразовательной школы № 851 г. Москвы - подростки в возрасте 12-15 лет, не совершавшие противоправных поступков и не имеющие тяжелых соматических заболеваний и травм. Всего в исследовании приняли участие 120 человек: по 30 человек в основной и контрольной группах в 2006 г. (первый срез) и в 2011 г. (второй срез).
Мотивационный профиль, характерный для социальных сирот, склонных к побегам и бродяжничеству, по данным 2006 г., сходен с мотивационным профилем подростков, живущих в семьях и обучающихся в средней школе. Достаточно выраженными являются эгоцентрическая (связанная с постановкой личных целей) и гедонистическая (подчиненная принципу удовольствия) мотивации (средние баллы 10,6 и 10), в большей мере представлена духовно-нравственная мотивация - привязанности и интересы (средний балл - 12,7). Хотя показатели духовно-нравственной мотивации несколько ниже, чем в контрольной группе (средний балл в группе сверстников из семей - 13,6 по данным 2006 г.), очевидно, что подростки этой категории сохранили привязанности и познавательные интересы.
Если сравнить эти данные с материалами, полученными в 2005-2008 гг. в московских детских домах [1], то приходится констатировать более благоприятное развитие мотивационной сферы бродяжничающих подростков. Подросткам, постоянно находящимся в закрытых образовательных учреждениях, больше свойственна примитивная мотивация, ориентирующая их на получение удовольствий, чем интересы и привязанности. У них наиболее выражена гедонистическая мотивация, наименее - духовно-нравственная.
При сопоставлении мотивационных профилей бродяжничающих социальных сирот, полученных на выборках 2006г. и 2011 г. - с интервалом в 5 лет, выявлены следующие изменения: повышается значимость (выраженность) гедонистической мотивации, подчиненной принципу удовольствия, и снижается значимость духовно-нравственной мотивации. Количество подростков с преобладанием гедонистической мотивации в индивидуальных мотивационных системах резко возрастает - с 20% в группе до 53,3% (различия статистически значимы при p<0,01), количество подростков с преобладанием духовно-нравственной мотивации в индивидуальных мотивационных системах снижается с 46,7% до 23,3% (различия статистически значимы при p<0,05). Таким образом, мотивационные показатели подростков этой категории приближаются к показателям социальных сирот из детских домов.
Важным аспектом возрастной идентификации является выбор счастливого возраста. Считается, что принятие настоящего, осмысленность будущего и приближение «золотого» возраста к реальному свидетельствуют о сформированности личности. Напротив, выбор детства может быть показателем эмоционального неблагополучия в настоящем, защитной позиции по отношению к социальным задачам взросления [2].
Подростки - социальные сироты, склонные к побегам и бродяжничеству, чаще всего выбирают более старший возраст - молодость (53% в 2006 г. и 83% в 2011 г.). При этом их временная перспектива ограниченна: большинство (более 80%) считает, что в зрелости жизнь заканчивается, и не связывают с этим возрастом свои перспективные цели, как подростки из семей. Выбор младшего возраста, т.е. детства, встречается редко (у 17% в 2011 г. и 5 лет назад). Реальный возраст - подростковый, соответствующий времени обучения в школе, в 2006 г. выбирала треть подростков - социальных сирот, но в 2011 г. такие выборы отсутствуют.
Если сравнивать эти показатели с данными подростков из семей, обучающихся в средней школе, следует отметить ту же тенденцию - предпочтение старшего возраста и крайне редкие выборы реального школьного возраста. В этой благополучной группе в настоящее время значительно чаще, чем раньше (и чаще, чем у социальных сирот), подростки выбирают в качестве наиболее счастливого младший возраст - детство.
Отвержение реального возраста у социальных сирот связано с необходимостью учиться и невозможностью спокойно курить и употреблять спиртные напитки, причем негативное отношение к школе и учению нарастает - в 2011 г. оно более выражено, чем пять лет назад. Это свидетельствует об общей гедонистической установке. У подростков, воспитывающихся в семьях, которые тоже не склонны считать свой возраст наиболее счастливым, другая мотивация: они жалуются на слишком большую учебную нагрузку и ее последствия - отсутствие свободного времени и дефицит общения с родителями.
Такие же различия в мотивации прослеживаются и при выборах младшего и старшего возрастных периодов. В детстве социальных сирот привлекает беззаботность, а их сверстников из семей - любовь и забота близких, внимание родителей, которых им не хватает в настоящее время. В старших возрастах (не столько зрелости, сколько молодости) социальными сиротами ценятся любовь и отношения полов, возможность жить и делать, что хочешь, возможность приобщения к вредным привычкам. Упоминая любовь, подростки, видимо, имеют в виду не только секс, но и привязанность, те близкие отношения, которых они лишены. У школьников, живущих в семьях, в мотивах выбора старшего возраста преобладают не гедонистические тенденции, а духовно-нравственные и эгоцентрические; для них важны возможность быть взрослым и самостоятельным, свободным, жить отдельно от родителей, наличие учебы и работы, создание собственной семьи.
Самооценка бродяжничающих подростков - социальных сирот не менее высока, чем самооценка их сверстников из семей. У подавляющего большинства уровень самооценки очень высокий (у 53,3% в 2006 г. и 70% в 2011 г.) и высокий (у 33,3% в 2006 г. и у 10% в 2011 г.). При этом у более половины подростков - социальных сирот самооценка нереалистична и слабо дифференцирована или недифференцирована. Если слабо дифференцирована самооценка подростков, воспитывающихся в семьях, то она более реалистична. Социальные сироты менее критично оценивают свои возможности, чем подростки из семей.
Прогностическая самооценка дает представление об образе будущего подростков. Бродяжничающие социальные сироты прогнозируют в будущем, через 10 лет, наличие своей семьи (43,3%), определенной специальности (40%), детей (36,7%), внешней привлекательности (30%), работы (26,7%), развлечений и удовольствий (20%), машины (16,7%), образования (10%). Представляют себя богатыми, уважаемыми и окруженными друзьями 6,7%, путешествующими по миру - 3,3%.
Значимые различия между группами бродяжничающих социальных сирот и подростков, воспитывающихся в семьях, наблюдаются по трем аспектам прогностической самооценки. Подростки из семей гораздо чаще претендуют на получение образования (40%). Треть из них (33,3%) рассчитывают на собственное отдельное жилье, в то время как у социальных сирот эта сторона жизни в будущем отсутствует. Почти четверть социальных сирот (20%) планируют жизнь, наполненную развлечениями, в то время как их сверстники из семей эту сторону своей будущей жизни не упоминают.
Полученные данные позволяют сделать следующие выводы.
1. В мотивационном профиле подростков - социальных сирот, склонных к бродяжничеству, выражены все три мотивационные тенденции - гедонистическая, эгоцентрическая и духовно-нравственная. Подросткам данной категории свойственны привязанности и интересы, они ставят определенные цели, рассчитанные на ближайшее будущее. В то же время в меняющейся социально-экономической ситуации у них повышается значимость гедонистической мотивации, отвечающей принципу удовольствия, и снижается значимость духовно-нравственной мотивации.
2. Главным образом с гедонистической мотивацией, подчиненной принципу удовольствия, у бродяжничающих социальных сирот связано предпочтение старшего возраста и недовольство своим реальным возрастом, предполагающим включение в учебную деятельность, отказ от вредных привычек и выполнение требований школы. Для них характерны суженная временная перспектива, представление о том, что в зрелости жизнь заканчивается, и отсутствие дальних целей.
3. Бродяжничающие подростки имеют высокую актуальную самооценку, часто - нереалистичную и недостаточно дифференцированную. Их прогностическая самооценка оптимистична и сходна с самооценкой сверстников, воспитывающихся в семьях. От последней она отличается ориентацией на развлечения, недостаточной ориентацией на образование и отсутствием ориентации на собственную жилплощадь.
Литература
- Кулагина И.Ю. Развитие мотивации в подростковом возрасте при социальной депривации // Дефектология. 2010. № 6.
- Обухова Л.Ф., Попова М.В. Варианты жизненной позиции российских подростков // На пороге взросления: Сб. науч. статей. М., 2011.
- Поляков Е.А. Развитие личности подростков в условиях социальной депривации и дизонтогенеза: Автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 2009.
- Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Психология сиротства. СПб., 2005.
- Шипицына Л.М. Психология детей-сирот. СПб., 2005.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 1894
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 1
Скачиваний
Всего: 976
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 0