Психологические особенности развития интеллектуально одаренных детей младшего школьного возраста*

1606

Аннотация

Приводятся некоторые результаты комплексного исследования психологического своеобразия интеллектуально одаренных младших школьников, одной из задач которого было выявление потенциальных возможностей интеллектуально одаренных младших школьников в сфере понимания эмоций, дивергентной креативности и мотивационно-личностного развития в сравнении с их обычными сверстниками. Описаны оригинальные исследовательские методики, позволившие получить новые данные об особенностях развития интеллектуально одаренных младших школьников. Результаты исследования свидетельствуют о большей эмоциональной чуткости, более развитой способности одаренных детей к распознаванию и пониманию эмоциональных переживаний других людей как при визуальном, так и при словесном восприятии ситуации. Одаренные младшие школьники не только превосходят своих сверстников по вербальной и изобразительной дивергентной креативности, но и обнаруживают более высокую чувствительность к условиям выполнения творческих заданий, что связано с их высокой вовлеченностью в интеллектуально-творческую деятельность.

Общая информация

* Работа выполнена при поддержке РГНФ, грант № 11-06-00648а.

Ключевые слова: интеллектуальная одаренность, младшие школьники, эмоциональное развитие, дивергентная креативность, исследовательская позиция

Рубрика издания: Психология развития

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Шумакова Н.Б. Психологические особенности развития интеллектуально одаренных детей младшего школьного возраста [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2012. Том 4. № 4. URL: https://psyjournals.ru/journals/psyedu/archive/2012_n4/57551 (дата обращения: 26.02.2024)

Литература

  1. Кочергина С.Г. Связь эмоциональной отзывчивости на музыку с развитием интеллектуальных способностей и креативности у детей младшего школьного возраста // Теоретическая и экспериментальная психология. 2012. Т. 5. № 1.
  2. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия: Избранные труды. М., 2003.
  3. Матюшкин А.М. Концепция творческой одаренности//Московская психологическая школа: История и современность: В 3 т./Под ред. В.В.Рубцова. Т.1. Кн. 2. М., 2004.
  4. Фельдштейн Д.И. Психолого-педагогические проблемы построения новой школы в условиях значимых изменений ребенка и ситуации его развития// Вопросы психологии. 2010. № 3.
  5. Шумакова Н.Б. Исследовательская позиция ребенка как фактор развития одаренности // Начальная школа: плюс До и После. 2006. № 10.
  6. Шумакова Н.Б. Психологические условия выявления творческих способностей у одаренных детей младшего школьного возраста // Теоретическая и экспериментальная психология. 2011. Т. 4. № 3.
  7. Rubenstein L.D. The First Word. An interview With Sandra N. Kaplan— On Promoting Academic Acuity//Conceptual Foundations. Network Newsletter. 2012. Vol.20. Issue 2.

Информация об авторах

Шумакова Наталья Борисовна, доктор психологических наук, ведущий научный сотрудник, Лаборатория психологии одаренности, Психологический институт Российской академии образования (ФГБНУ «ПИ РАО»), профессор, кафедра возрастной психологии им.Л.Ф.Обуховой, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2843-6055, e-mail: n_shumakova@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 3200
В прошлом месяце: 9
В текущем месяце: 10

Скачиваний

Всего: 1606
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 4