Психолого-педагогические исследования
2013. Том 5. № 1
ISSN: 2587-6139 (online)
Модель психологической экспертизы образовательной среды и ее эмпирические показатели
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: психологическая экспертиза, структурно-функциональная модель образовательной среды, компоненты образовательной среды, психологическое качество, субъективное благополучие, удовлетворенность, личностное развитие, ресурсный потенциал
Рубрика издания: Психологическая безопасность
Тип материала: научная статья
Для цитаты: Лактионова Е.Б. Модель психологической экспертизы образовательной среды и ее эмпирические показатели [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2013. Том 5. № 1. URL: https://psyjournals.ru/journals/psyedu/archive/2013_n1/59142 (дата обращения: 09.12.2024)
Полный текст
Актуальность теоретической разработки модели психологической экспертизы обу- словлена потребностью современной социальной ситуации в новых инструментах оценки образовательной среды в аспекте формирования психологического ресурса ее субъектов и отсутствием апробированных средств такой оценки. Данное противоречие может быть раз- решено путем разработки модели психологической экспертизы образовательной среды, ко- торая позволит осуществить комплексную оценку психологического качества образовательной среды и определить характер условий, влияющих на личностное развитие ее субъектов.
Сущность и характер экспертизы, а также ее название (педагогическая, экологическая и т.д.) определяются не только методами, но и целью, предметом и объектом исследования. Психологическая экспертиза представляет собой одну из разновидностей экспертизы (наряду с педагогической, экологической и т.д.). Объектом психологической экспертизы яв- ляется образовательная среда (в психологическом аспекте), целью – анализ образователь- ной среды с точки зрения предоставляемых ею условий и возможностей для личностного развития субъектов образовательного процесса, обеспечение психологически комфортной, безопасной развивающей образовательной среды (через создание устойчивых механизмов сотрудничества, закрепленных в организационной культуре школы и форм взаимодействия), гуманизация средств и способов воспитательного воздействия на развивающуюся личность и ее защита от деструктивного воспитательного (социального) и психологического влияния (через выработку единого взгляда на природу детства, роль взрослых в развитии ребенка, цели образования).
Для разработки теоретико-методологических оснований психологической экспертизы представляется принципиально важным то обстоятельство, что отчетливо выступившая в последнее время в психологической науке тенденция методологической переориентации в сторону субъектного подхода имеет безусловную гуманистическую направленность. Осно- вополагающим контекстом, определяющим ее концептуальную сущность, содержание и технологии, является субъектный подход. Принятие данной концепции вносит определен- ную специфику в содержание психологической экспертизы образовательной среды как ин- дикатора, способного отражать ресурсные возможности среды, ее ценности и цели, поскольку мера развития личности ребенка становится мерой качества работы и педагога, и образовательной системы в целом.
Разработанная нами теоретическая модель психологической экспертизы включает в себя следующие позиции: методологические основания, принципы, цели, функции, содержание, описание объекта и предмета, показатели, характеристику экспертов, методы и диа- гностические методики, фиксацию результата.
Эмпирическая проверка модели психологической экспертизы была осуществлена в рамках программы городских экспериментальных площадок Департамента образования г. Москвы в 2008–2010 гг.
Методы исследования составили три основные группы, в которые вошли: теоретические методы – анализ и синтез, абстрагирование и конкретизация, аналогия, моделирование общих и частных гипотез исследования, проектирование результатов и процесса их достижения на различных этапах поисковой работы, психологический анализ содержания основных нормативно-правовых документов в области образования; эмпирические методы – изучение литературы, опросно-диагностические (анкетирование, интервьюирование, опро- сы, беседы), экспертная оценка, тестирование; статистические методы – обработка полу- ченных в ходе исследования результатов с использованием методов математической стати- стики (корреляционный анализ, факторный анализ, регрессионный анализ, анализ достоверности различий). Эмпирический материал исследования базируется на выборке, вклю- чающей в себя 717 учащихся и 438 педагогов двадцати восьми общеобразовательных учреждений. В общей сложности в экспериментальной работе приняли участие 1155 человек.
Обобщение результатов анализа полученных материалов, опубликованных ранее [1; 2 и др.], позволило уточнить содержание комплекса показателей психологической экспертизы. Основные элементы разработанной нами модели психологической экспертизы образовательной среды представлены в табл. 1 и 2.
Таблица 1
Модель психологической экспертизы образовательной среды: содержание и методологические основания
Таблица 2
Модель психологической экспертизы образовательной среды: показатели и методы оценки
Образовательная среда является сложным структурным многокомпонентным феноменом, это определяет характер предмета исследования.
Кратко опишем основные показатели, экспертную оценку которых необходимо осуществить при проведении комплексной психологической экспертизы образовательной среды.
Актуализация развивающего потенциала образовательной среды через управление ее образовательными ресурсами является главной функцией организационно- управленческого компонента образовательного учреждения. Особенности данного компонента во многом определяют своеобразие и индивидуальность образовательной среды, специфику реакций педагогического коллектива на внешние и внутренние события и позволяют оценить направление стратегического развития образовательного учреждения в целом.
Образовательное учреждение можно рассматривать как социальную систему, в которой любые процессы, в том числе и инновационные, осуществляются в двух аспектах:
- изменение структуры, технологий, процедур, пространственных преобразований в образовательной среде;
- изменение восприятия, способов мышления и поведения субъектов образовательной среды.
На организационно-управленческий компонент образовательной среды влияют как внешние (национальные традиции, экономические условия и т.д.), так и внутренние (особенности личности директора, образовательный уровень и уровень квалификации педагогов и т.д.) факторы.
Понимание особенностей организационно-управленческого компонента образовательной среды позволяет:
- выявить своеобразие данного образовательного учреждения;
- определить приоритеты и ограничения управленческих действий в нем;
- прогнозировать реакции педагогического коллектива на инновации и изменения;
- понять вероятность применимости опыта других образовательных учреждений в образовательной среде данной школы.
К основным показателям организационно-управленческого компонента относятся:
наличие четкой концепции деятельности образовательного учреждения и степень координации деятельности всех субъектов образовательной среды; эмоциональная насыщенность образовательной среды; согласованность влияния образовательной среды школы с другими факторами среды обитания; степень интеграции, преемственность с другими образователь- ными учреждениями, сотрудничество с учреждениями культуры, средствами массовой ин- формации, молодежными организациями, органами самоуправления и т.д.; способность к ориентации на современные социальные запросы, мобильность методов образования, кадрового обеспечения образования, средств образования.
Пространственно-предметный компонент образовательной среды имеет смысловое и эмоциональное содержание и рассматривается нами с позиций экопсихологического подхода. Мы полагаем, что создание психологически комфортной среды подразумевает такую организацию пространства, при которой образовательный процесс осуществляется наиболее эффективно, а для этого необходимо, чтобы предметно-пространственный компонент позитивно влиял на эмоциональное и физическое состояние всех субъектов этой среды (как учащихся, так и педагогов). Мы также подчеркиваем важность возможности осуществления пространственного и предметного выбора всеми субъектами образовательного процесса, поскольку организация гетерогенной и сложной структуры данного компонента обеспечивает дополнительные ресурсы для их познавательного и эстетического развития. Актуализация этих ресурсов осуществляется через приобретение разнообразного сенсорного опыта при взаимодействии с различными элементами предметной среды и возможность самостоятельных действий в ней.
Немаловажно, что пространственно-предметный компонент может влиять на повышение сплоченности и сознательности всех субъектов образовательной среды посредством трансляции символических сообщений, необходимых для оптимального функционирования данной среды.
Анализ пространственно-предметного компонента образовательной среды осу- ществляется по следующим показателям: оформление пространственно-предметного ком- понента с учетом физических, психических и возрастных особенностей учащихся; многоканальность воздействия предметно-пространственной среды (через различные органы чувств); культуросообразность (соответствие общекультурным требованиям, учет особенностей национальных культур); наличие рекреационного пространства; наличие элементов предметно-пространственной среды, являющихся результатами работы самих субъектов образовательного процесса; эстетичность и аккуратность элементов художественно- эстетического оформления интерьеров школы и прилегающего к ней пространства; информационно-организующие элементы предметно-пространственной среды.
Психодидактический компонент образовательной среды включает в себя содержание образовательного процесса: образовательные программы, технологии, методы обучения и т.д., реализуемые в образовательном учреждении. В значительной степени психодидактический компонент задан Федеральным государственным образовательным стандартом среднего (полного) общего образования, учебные программы и учебно-методические ком- плексы, реализуемые в образовательном учреждении, также рекомендованы Министерством образования и науки РФ.
В психологическом аспекте важно, что новое требуемое качество образования (согласно Концепции модернизации российского образования) может быть достигнуто за счет перехода от репродуктивно-адаптивных образовательных технологий к развивающим (обес- печивающим опережающий характер образования и развития учащихся), а также использования субъектности обучаемого (учебный материал становится для ученика личностно значимым), преемственности содержания и методов обучения при переходе с одной ступени школьного обучения на другую. В качестве исходного основания для определения содержа- ния и методов образовательных технологий должны использоваться психологические (ин- дивидуально-типологические) особенности обучающихся. Подобная психологическая обусловленность содержания и методов обучения вводит собственно психологическую состав- ляющую разработки и практической реализации образовательных технологий, которая мо- жет реализовываться при приоритетном использовании психологических оснований (зако- номерности и механизмы психического развития обучающихся).
Исходя из указанных позиций, анализ психодидактического компонента образовательной среды целесообразно осуществлять по следующим показателям. Для оценки эффективности образовательных программ – социально-педагогические показатели (обучаемость, динамика наполняемости и т. п.); квалификационные показатели (образовательные дипломы, грамоты и т. п.); образовательные стандарты (отечественные, зарубежные); ис- пользование психологических закономерностей и особенностей развития детей в качестве исходного основания для разработки и практической реализации авторских программ до- полнительного образования; уровень развития способностей учащихся. Для экспериментальных и авторских образовательных программ – оценка соответствия программы базовым позициям концепции данного образовательного учреждения и типу образовательной среды посредством рефлексивной оценки психологических и дидактических оснований определения целей, содержания и конкретных методов обучения, использованных для раз- работки данной программы; эффективность обучения и развития учащихся; оценка готовности кадрового потенциала к работе в данных условиях и по соответствующим технологи- ям.
С точки зрения психологического анализа наиболее значимыми являются социально- психологический и субъектный компоненты.
Социально-психологический компонент образовательной среды (процессы взаимо- действия участников образовательного процесса) фиксируется на основании следующих показателей: референтность образовательной среды, удовлетворенность основными характеристиками взаимодействия в образовательной среде, защищенность от психологического насилия в образовательной среде. Системообразующим отношением образовательной дея- тельности является отношение в диаде «педагог – учащийся», поскольку личность педагога определяет возможность организации продуктивного образовательного процесса в целом. Все остальные отношения выступают как несомненно важные и влиятельные, но, по сути, играющие роль условий, некоего фона, на котором разворачивается основное отношение. Специфика образовательного процесса определяется взаимной обусловленностью деятельности педагога и деятельности ученика, потому что учитель как субъект педагогической деятельности и ученик как субъект учебной деятельности неразрывно связаны. Субъект- ность педагога предполагает отношение учителя к ученику как к самоценности и как к субъекту его собственной учебной деятельности и отношение учителя к себе как к субъекту собственной педагогической деятельности. Взаимообусловленность этих отношений составляют специфику субъектности педагога. Нарушение содержания хотя бы в одном из этих отношений не позволяет говорить о субъектности учителя – он может быть субъектом любой другой деятельности, но не педагогической. Предметная деятельность педагога вы- ступает средством этой взаимосвязи.
В перечень показателей субъектного компонента образовательной среды входят: субъективное благополучие и личностные качества педагога и ученика. Для субъективного благополучия существенную роль играют не только внутренние, но и внешние по отношению к личности условия, среди которых наиболее значимым является образовательная среда, влияющая не только на установки относительно норм поведения и деятельности, но и на личностные конструкты, которые можно рассматривать как показатели «самоэффективности» и успешности педагога. Мы полагаем, что психологически значимыми условиями, формирующими личностное и социальное развитие ученика, являются состояние образовательной среды и уровень личностного развития педагога, а формирование перечня желаемых показателей личностного развития учащихся возможно при наличии достаточной вы- раженности этих качеств в структуре личности педагога.
Поскольку образовательная среда рассматривается нами как условие для развития личности ее субъектов, в психологическом аспекте вариантом оценки эффективности образовательной среды можно считать совокупность показателей личностных характеристик учащихся, отвечающих современным требованиям социальной жизни. В рамках такого под- хода основной задачей образовательной среды становится формирование ряда универсальных качеств выпускников, соединяющих в себе готовность решать социальные задачи, про- являя активность, творческие способности, толерантность в межличностном взаимодействии, волевые качества, коммуникативные компетенции, конструктивное поведение в трудных ситуациях. В показатели субъектного компонента включены следующие личностные качества ученика и педагога: толерантность, субъектность, направленность личности в общении, смысложизненные ориентации, волевой потенциал, креативность, стратегии совладающего поведения.
Таким образом, анализ совокупности выделенных нами показателей психологической экспертизы позволяет оценить психологическую составляющую в каждом из компонентов, образующих структуру образовательной среды, и осуществить комплексную оценку психо- логического качества условий, в которых осуществляется развитие ее субъектов.
Литература
- Баева И.А., Гаязова Л.А. Психологическая безопасность образовательной среды школы и ее психолого-педагогическое сопровождение // Электронный журнал «Психологическая наука и образование» www.psyedu.ru . 2012. № 3.
- Лактионова Е.Б. Результаты эмпирического исследования структуры взаимосвязи между объективными параметрами образовательной среды и показателями психологической безопасности ее субъектов // Экспертиза психологической безопасности образовательной среды: Информационно-методический бюллетень Городской экспериментальной площадки второго уровня / Ред.- сост. И.А. Баева, В.В. Ковров, Н.Т. Оганесян. М., 2010. № 7.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 3409
В прошлом месяце: 28
В текущем месяце: 12
Скачиваний
Всего: 2233
В прошлом месяце: 24
В текущем месяце: 3