О разработке профессионального стандарта специалиста в области педагогической психологии (деятельность по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся)

1352

Аннотация

Рассматриваются две модели (два типа организации) психологической службы образования, принципиальное отличие которых заключается в том, где работает школьный психолог – в школе (образовательной организации) или вне школы (в консультации, ППМС-центре, ПМПК, психологическом кабинете при районных или городских отделах местных органов власти). Доказывается, что разрабатываемый в настоящее время профессиональный стандарт специалиста в области педагогической психологии (деятельность по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся), направленный на развитие общенациональной психологической службы в России, должен предусматривать сочетание обеих моделей – обеспечивать возможность взаимодействия психолога, работающего внутри того или иного учреждения, со специалистами из районных (городских) психологических центров, кабинетов или консультаций.

Общая информация

Ключевые слова: профессиональный стандарт, специалист в области педагогической психологии, деятельность по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся

Рубрика издания: Методология и технология образования

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Забродин Ю.М., Леонова О.И., Волошина И.А. О разработке профессионального стандарта специалиста в области педагогической психологии (деятельность по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся) [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2013. Том 5. № 3. URL: https://psyjournals.ru/journals/psyedu/archive/2013_n3/62404 (дата обращения: 29.03.2024)

Фрагмент статьи

Стандартизация как процесс установления требований к профессиональной деятельности (работнику)  и их нормативное закрепление имеет своей целью установление «общих правил игры», понятных для ее участников [3]. В качестве аналога таких стандартов, как в советской, так и в современной отечественной практике управления воспроизводством рабочей силы, рассматриваются квалификационные справочники – «Тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих» («ЕТКС») и «Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих» («ЕКС»).

Литература

  1. Забродин Ю.М., Пахальян В.Э. К вопросу о необходимости разработки стандарта профессиональной переподготовки по специальности «Практическая психология» // Вестник практической психологии образования. 2011. № 4. 
    C. 100–106.
  2. Иванов Н.А., Одегов Ю.Г., Андреев К.Л. Трудовой потенциал промышленного предприятия. Проблемы управления: теория, методология, опыт. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1988. 168 с.
  3. Иванников В.А. Проблемы подготовки психологов // Вопросы психологии.  2006.  № 1.  С. 48–53.
  4. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года/Федеральный центр образовательного законодательства [Электронный ресурс].  URL: http://www.lexed.ru/doc.php?id=3450#  (дата обращения: 12.08.2013).
  5. Постановление Минтруда РФ от 10 октября 2002 г. № 71 «О продлении срока действия и внесении изменений и дополнений в Квалификационные требования (профессиональные стандарты) к основным должностям работников туристской индустрии, утвержденные Постановлением Минтруда России от 17 мая 1999 г. № 8» // Консультант Плюс [Электронный ресурс].  URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=EXP;n=308405 (дата обращения: 12.08.2013).
  6. Рубцов В.В., Дубровина И.В., Забродин Ю.М., Метелькова Е.И., Романова Е.С., Семикин В.В. Концепция развития системы психологического обеспечения (психологической службы) образования в Российской Федерации на период до 2010 года // Психологическая наука и образование. 2007. № 1.  C. 69–82.
  7. Требования работодателей к системе профессионального образования.  
    М.: МАКС Пресс, 2006.128 с.

Информация об авторах

Забродин Юрий Михайлович, доктор психологических наук, профессор, профессор, советник при ректорате, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8899-5572, e-mail: zabrodin_yuri@mail.ru

Леонова Олеся Игоревна, кандидат психологических наук, ведущий аналитик сектора развития квалификаций и профессиональных стандартов работников образования и социальной сферы федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), ведущий научный сотрудник Управления координации, планирования НИР и подготовки научных кадров, «Московский государственный психолого-педагогический университет», исполнительный директор ФПО России, член президиума ФПО России, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1440-5207, e-mail: olesya_leonova@mail.ru

Волошина Ирина Александровна, кандидат психологических наук, Директор по развитию системы профессиональных квалификаций, Научно-исследовательского института труда и социального страхования Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, Москва, Россия, e-mail: i.voloshina@rspp.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2453
В прошлом месяце: 9
В текущем месяце: 3

Скачиваний

Всего: 1352
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 1