Оказание психолого-педагогической помощи/поддержки в образовательной организации г. Москвы: целевые группы обучающихся

 
Аудио генерируется искусственным интеллектом
 13 мин. чтения

Резюме

Контекст и актуальность. В соответствии с приоритетными городскими задачами в части помощи и поддержки обучающихся основной целью в деятельности служб психолого-педагогического сопровождения московских школ является создание комфортных и безопасных условий образовательной среды, способствующих успешному развитию, социализации и самореализации в социально позитивных видах деятельности каждого ребенка. Содержание работы школьного психолога зависит от особенностей ребенка, специфики его возрастного и индивидуального развития, условий жизни в семье. Согласно Стандарту деятельности психолого-педагогических служб в системе образования г. Москвы, с целью повышения эффективности оказываемой помощи выделяют несколько категорий, или целевых групп, обучающихся. Цель. Описать ключевые особенности целевых групп обучающихся в соответствии со Стандартом деятельности психолого-педагогических служб в системе образования города Москвы, рассмотреть вопросы реализации основных направлений помощи и поддержки обучающихся, приоритетные задачи, решаемые педагогами-психологами в рамках своих компетенций. Гипотеза. Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся различных целевых групп отличается по целям и содержанию. Методы и материалы. Методологическая база исследования основана на нормативных документах, теоретических концепциях отечественных психологов и практических инструментах, разработанных для системы образования г. Москвы. Также был проведен опрос среди педагогов-психологов образовательных организаций города Москвы, приняли участие 290 специалистов. Результаты. Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся разных целевых групп имеет свою специфику, обусловленную особыми образовательными потребностями и индивидуальными особенностями детей, учитывая которые становится возможным создать условия для успешной социализации обучающихся. Выводы. Педагоги-психологи образовательных организаций города Москвы преимущественно оказывают психолого-педагогическую помощь/поддержку целевой группе обучающихся с особыми образовательными потребностями, в первую очередь, обучающимся с ОВЗ, имеющим заключение ЦПМПК г. Москвы. Обучающиеся других целевых групп в меньшей мере охвачены психолого-педагогический помощью.

Общая информация

Ключевые слова: педагог-психолог, деятельность по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся, психолого-педагогическая помощь, процесс целевого набора и подготовки педагогов, профилактика , социализация, направления деятельности и виды работ педагога-психолога

Рубрика издания: Профессиональная подготовка специалистов к работе с различными категориями детей

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/bppe.2025220208

Поступила в редакцию 07.05.2025

Принята к публикации

Опубликована

Для цитаты: Егорова, Л.В., Матюшкова, Н.Ю. (2025). Оказание психолого-педагогической помощи/поддержки в образовательной организации г. Москвы: целевые группы обучающихся. Вестник практической психологии образования, 22(2), 106–118. https://doi.org/10.17759/bppe.2025220208

© Егорова Л.В., Матюшкова Н.Ю., 2025

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Полный текст

Введение

Московская система образования включает в себя более 500 образовательных организаций (далее — ОО), подведомственных Департаменту образования и науки города Москвы. В большинстве ОО функционируют психолого-педагогические или социально-психолого-педагогические службы, в состав которых входят педагоги-психологи, учителя-логопеды, учителя-дефектологи, социальные педагоги, тьюторы, осуществляющие психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса.

Центральной задачей психолого-педагогической службы ОО (далее — Служба) является создание условий для успешного развития каждого ребенка, его образования, воспитания, социализации и самореализации в социально позитивных видах деятельности. Приказом Департамента образования и науки города Москвы от 15.08.2022 № 666 утвержден стандарт деятельности психолого-педагогических служб в системе образования г. Москвы (далее — Стандарт). Согласно Стандарту ключевыми являются два направления деятельности Службы. Первое из них — создание комфортной и безопасной образовательной среды, профилактика социальных рисков. Второе — оказание психолого-педагогической помощи/поддержки обучающимся с особыми образовательными потребностями.

При этом необходимо помнить, что контингент обучающихся в образовательной системе столичного региона достаточно разнообразен. В каждой московской школе обучаются дети с разными образовательными потребностями, индивидуальными особенностями и возможностями. У каждого ребенка свой опыт взаимоотношений с окружающим миром, определенная система ценностей и социальных норм, обусловленных спецификой семейного воспитания, взаимодействием со сверстниками и педагогами.

Содержание психолого-педагогической помощи обучающимся зависит от их индивидуальных особенностей, специфики их возрастного и индивидуального развития, условий жизни в семье.

Материалы и методы

Исследование носит описательно-аналитический характер и включает:

  1. анализ нормативно-правовых документов, регулирующих деятельность психолого-педагогических служб;
  2. систематизацию алгоритмов работы с целевыми группами обучающихся;
  3. оценку эффективности стандартизации на основе эмпирических данных.

Источниками данных нашего исследования являются нормативные документы, исследования, а также эмпирические данные:

  • федеральные законы (№ 273-ФЗ «Об образовании в РФ», № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности»);
  • приказы ДОНМ (№ 666 от 2022 г., № 682 от 2021 г.);
  • Концепция развития психологической службы (2024);
  • результаты опроса 290 педагогов-психологов Москвы, проведенного ГБУ ГППЦ ДОНМ в марте 2024 г.

Методы анализа:

  • качественный анализ документов для выявления ключевых принципов и алгоритмов работы;
  • количественный анализ данных опроса (процентное распределение ответов).

Результаты

Согласно Стандарту, выделяют несколько целевых групп обучающихся, в отношении которых осуществляется адресное психолого-педагогическое сопровождение, оказываются различные виды и формы психологической помощи/поддержки. Обозначение целевых групп позволяет реализовать единые подходы к организации психолого-педагогического сопровождения и повысить эффективность оказываемой помощи (Об утверждении стандарта деятельности..., 2022).

  1. Первой целевой группой, представленной в Стандарте, являются нормотипичные дети с нормативным кризисом развития. К данной категории относятся обучающиеся, которые нуждаются в особом психолого-педагогическом сопровождении в период возрастных кризисов, таких как кризис семи лет, кризис подросткового возраста и др. (Андрущенко, 2025; Выготский, 2025; Поливанова, 2000).

В 2023 году специалистами Государственного бюджетного учреждения города Москвы «Городской психолого-педагогический центр Департамента образования и науки города Москвы» (далее — ГБУ ГППЦ ДОНМ) были разработаны и переданы в образовательные организации г. Москвы профилактические программы психолого-педагогического сопровождения обучающихся всех уровней образования. Эти программы охватывают всех участников образовательных отношений (обучающихся, родителей (законных представителей), педагогов) и являются одним из инструментов работы педагогов-психологов с нормотипичными детьми. В течение последних двух лет педагоги-психологи образовательных организаций столицы реализуют следующие программы психолого-педагогического сопровождения.

1) Программа профилактической направленности для обучающихся подготовительных групп «Сопровождение формирования предпосылок учебной деятельности» (Азанова, Гееб, 2015; Николаева, 2014).

Целью программы является обеспечение условий для развития у обучающихся предпосылок учебной деятельности, способствующих успешному освоению ими основной общеобразовательной программы начального общего образования.

Задачи программы — создание условий для развития у обучающихся: познавательной мотивации, механизмов произвольной саморегуляции, умений слышать, понимать и выполнять инструкцию.

2) Программа профилактической направленности психолого-педагогического сопровождения адаптации обучающихся раннего и дошкольного возраста (2—4 года), младшего школьного возраста (1 класс), младшего подросткового возраста (5 класс), среднего подросткового возраста (7—8 класс) и старшего подросткового возраста (10 класс / обучающиеся колледжей) (Асильдерова, 2023; Гайнанова, 2016; Цукерман, 2001).

Целью данной программы является создание психолого-педагогических условий для успешной адаптации обучающихся на разных уровнях образования.

Задачами программы являются: создание условий для формирования благоприятного психологического климата в классе/группе и положительного отношения обучающихся к школе и процессу обучения; ознакомление родителей и педагогов с возрастными особенностями детей, особенностями адаптации; ознакомление обучающихся школьного возраста, родителей, педагогов с ресурсами психолого-педагогической помощи, имеющимися в образовательной организации и на уровне города.

3) Программа профилактической направленности для обучающихся 8—11-х классов «Личностные ресурсы психологической безопасности подростков» (Корнилова, Григоренко, Смирнов, 2025; Шульга, 2025).

Целью программы является актуализация внутренних личностных и внешних ресурсов подростка для преодоления кризисной ситуации или ее последствий, развитие жизненных навыков, необходимых для конструктивного разрешения кризисных ситуаций.

Задачами программы являются: повышение уровня информированности обучающихся о ресурсах психологической помощи в кризисных ситуациях; развитие навыков эмоциональной саморегуляции и осознанности; формирование у подростков навыков межличностной эффективности, навыков конструктивного общения.

4) Программы профилактической направленности для обучающихся 9-х и 11-х классов «Психологическая подготовка к ОГЭ», «Психологическая подготовка к ЕГЭ» (Лихачева, 2016; Серегина, 2011; Чибисова, 2009).

Целью данных программ является обеспечение психолого-педагогической поддержки обучающихся в период подготовки к Государственной итоговой аттестации (далее — ГИА).

Задачами программ являются: повышение уровня информированности обучающихся, родителей и педагогов о ресурсах психологической помощи; развитие у обучающихся навыков эмоциональной саморегуляции в ситуациях с высоким риском эмоциональной напряженности; ознакомление родителей и педагогов с различными аспектами готовности обучающихся к экзаменам, а также с конструктивными стратегиями взаимодействия с детьми в период подготовки к ГИА.

5) Программа профилактической направленности для педагогических работников ОО «Профилактика эмоционального выгорания» (Бабич, 2021; Водопьянова, 2025).

Целью программы является повышение психологической компетенции педагогов в вопросах эмоционального выгорания и возможностей его профилактики.

Задачи программы: расширение психологических знаний педагогов об эмоциональном выгорании, причинах его возникновения и способах профилактики; снижение риска возникновения эмоционального выгорания.

Все программы содержат конспекты занятий и раздаточные материалы для их проведения, а также конкретные методические рекомендации для их использования в практической работе педагогов-психологов.

Помимо реализации указанных профилактических программ, специалисты психолого-педагогических служб ОО разрабатывают индивидуальные/групповые программы психолого-педагогического сопровождения нормотипичных детей с нормативным кризисом развития исходя из их индивидуальных особенностей и потребностей.

  1. Следующей целевой группой, согласно Стандарту, являются обучающиеся с особыми образовательными потребностями. В эту целевую группу входят:
  • обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья (далее — обучающиеся с ОВЗ), имеющие заключение Центральной психолого-медико-педагогической комиссии города Москвы (далее — ЦПМПК г. Москвы) (Об образовании в Российской Федерации, 2012; Об утверждении Положения..., 2013). Эти обучающиеся нуждаются в создании специальных условий для получения образования. В столичном регионе приказом Департамента образования и науки города Москвы от 12 ноября 2021 года № 682 утвержден стандарт деятельности государственных образовательных организаций, подведомственных Департаменту образования и науки города Москвы, по созданию специальных условий для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. В этом стандарте прописаны алгоритмы оказания психолого-педагогической помощи данной категории обучающихся на основании заключений ЦПМПК г. Москвы (Об утверждении Порядка..., 2015; Об утверждении Стандарта..., 2021);
  • обучающиеся по индивидуальному учебному плану на основании медицинского заключения. Педагоги-психологи совместно с другими специалистами разрабатывают программы психолого-педагогического сопровождения/помощи этой категории детей, учитывая их состояние здоровья, индивидуальные особенности и образовательные потребности;
  • обучающиеся, испытывающие трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии, социальной адаптации. Направления и объем помощи данной группе обучающихся определяются рекомендациями психолого-педагогического консилиума (далее — ППк) в соответствии с результатами проведенной диагностики (Об утверждении примерного положения..., 2019). Алгоритм оказания психолого-педагогической помощи этой категории обучающихся представлен в Стандарте деятельности психолого-педагогических служб в системе образования города Москвы;
  • высокомотивированные (проявляющие индивидуальные способности) и одаренные обучающиеся (Богоявленская, Богоявленская, 2005; Дикая и др., 2025; Яковлев, 2024). По результатам наблюдения педагогов за обучающимся, диагностики педагогом-психологом их интеллектуальных и личностных особенностей, интересов и склонностей составляется психолого-педагогическое представление на обучающегося. Для выработки рекомендаций по психолого-педагогической помощи/поддержке этой группе обучающихся проводится ППк с целью своевременной корректировки проблем в интеллектуальном и личностном развитии обучающегося, раскрытии его потенциальных возможностей, а также обеспечения педагогов и родителей необходимой информацией об особенностях развития высокомотивированных и одаренных обучающихся.

Если обучающиеся с особыми образовательными потребностями имеют заключение ЦПМПК г. Москвы, в котором указаны направления коррекционной работы со специалистами (педагогом-психологом, учителем-логопедом, учителем-дефектологом), то проводится заседание ППк, на котором конкретизируются задачи коррекционной работы с этими обучающимися (Об утверждении примерного положения..., 2019). В соответствии с решением ППк специалисты Службы и педагогические работники составляют индивидуальный образовательный маршрут ребенка (далее — ИОМ), а также при необходимости индивидуальный учебный план (далее — ИУП) (Чуракова, Соломатин, 2016).

ИОМ — это документ, описывающий систему комплексного психолого-педагогического сопровождения обучающегося с учетом его индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей, включающий перечень предоставляемых специальных условий для получения образования, индивидуальных приемов и форм организации обучения, содержание психолого-педагогической и специальной поддержки.

ИУП — индивидуальный учебный план — обеспечивает освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося.

  1. Особыми целевыми группами являются дети (и/или семьи), находящиеся в трудной жизненной ситуации, признанные таковыми в нормативно установленном порядке, а также дети (и/или семьи), находящиеся в социально опасном положении (безнадзорные, беспризорные, склонные к бродяжничеству), признанные таковыми в нормативно установленном порядке.

С детьми, находящимися в трудной жизненной или социально опасной ситуации, работа проводится исходя из специфики их ситуации с помощью как внутришкольных (Служба, Совет по профилактике), так и межведомственных (комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы опеки и попечительства, подразделения по делам несовершеннолетних ОВД) организационно-методических механизмов.

  1. Последней целевой группой, представленной в Стандарте, являются обучающиеся «группы риска».

К данной категории детей относятся следующие обучающиеся:

  • имевшие опыт употребления психоактивных веществ;
  • состоящие на учете в органах внутренних дел, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при органе местного самоуправления за совершение антиобщественных действий, правонарушений, преступлений;
  • допускающие пропуски занятий без уважительных причин;
  • причисляющие себя к неформальным объединениям и организациям антиобщественной направленности;
  • с признаками суицидального поведения;
  • с академической задолженностью по трем и более предметам;
  • проявляющие комплекс выраженных факторов риска негативных проявлений (в сочетании не менее трех проявляющихся факторов: частые конфликты с обучающимися образовательной организации, высокая степень склонности к риску, импульсивность, агрессивность, неустойчивая или крайне низкая/завышенная самооценка, завышенный уровень притязаний);
  • нарушающие Устав образовательной организации.

Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся «группы риска» осуществляют педагоги-психологи образовательных организаций, социальные педагоги и другие специалисты Службы, также с данной категорией детей взаимодействуют классные руководители, представители администрации школ. Также в ОО создается особый коллегиальный орган — Совет профилактики безнадзорности и правонарушений (далее — Совет профилактики), который осуществляет планирование, организацию и контроль за проведением мероприятий, направленных на профилактику безнадзорности, правонарушений, антиобщественных действий обучающихся.

По итогам работы Совета профилактики для каждого обучающегося с отклоняющимися формами поведения разрабатывается индивидуальный план профилактической работы, который включает в себя индивидуализированный комплекс коррекционно-развивающих, профилактических мероприятий, сроки их реализации и планируемые результаты, а также сроки проведения мониторингов оценки результативности проводимой работы. Комплекс профилактических мероприятий включает в себя не только работу с обучающимся, с его ближайшим окружением, а также консультации с родителями (законными представителями) и педагогами.

Обсуждение результатов

В целях определения ведущего направления работы педагогов-психологов в образовательных организациях г. Москвы в марте 2024 г. специалистами Городского психолого-педагогического центра был проведен опрос среди педагогов-психологов московских школ. В опросе приняли участие 290 специалистов. Педагогам-психологам было предложено отметить основные направления их работы. Согласно результатам опроса 84% педагогов-психологов отметили в качестве приоритетного направления работу с обучающимися с ОВЗ и детьми, испытывающими трудности в освоении основной общеобразовательной программы, развитии и социальной адаптации. Профилактическую работу в качестве основного направления деятельности указали только 16% респондентов, что говорит о недостаточной реализации данного направления в образовательных организациях.

Заключение

Проведенный анализ позволяет сделать выводы о том, что психолого-педагогическое сопровождение обучающихся разных целевых групп имеет свою специфику, обусловленную особыми образовательными потребностями и индивидуальными особенностями детей.

Полученные результаты опроса показывают, что преимущественно специалисты Службы образовательных организаций города Москвы оказывают психолого-педагогическую помощь/поддержку целевой группе обучающихся с особыми образовательными потребностями, в первую очередь, обучающимся с ОВЗ, имеющим заключение ЦПМПК г. Москвы. Обучающиеся других целевых групп в меньшей мере охвачены психолого-педагогический помощью. Эти направления работы, в частности профилактическое направление, не являются основными в деятельности педагогов-психологов. Необходимо провести отдельный анализ того, как распределяется время работы специалистов Службы с разными целевыми группами обучающихся.

Литература

  1. Азанова, О.А., Гееб, Н.Н. (2015). Формирование предпосылок к учебной деятельности у старших дошкольников на этапе завершения дошкольного образования. Вестник практической психологии образования, 12(2), 107—112. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2015_n2/Azanova_Geeb (дата обращения: 06.05.2025).
    Azanova, O.A., Geeb, N.N. (2015). Formation of prerequisites for educational activity in senior preschool children at the stage of completion of preschool education. Bulletin of Practical Psychology of Education, 12(2), 107—112. (In Russ.). URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2015_n2/Azanova_Geeb (viewed: 05.2025).
  2. Андрущенко, Т.Ю. (2025). Возрастная психология и возрастные кризисы: кризис развития ребенка семи лет: учебник для вузов. М.: Издательство Юрайт.
    Andrushchenko, T.Yu. Age psychology and age crises: developmental crisis of a seven-year-old child: textbook for universities. Moscow: Yurait Publishing House, 2025. (In Russ.).
  3. Асильдерова, М.М. (2023). Социально-психологическое сопровождение адаптационного периода младших школьников: учебное пособие. М.: Директмедиа Паблишинг.
    Asil'derova, M.M. (2023). Social and psychological support of the adaptation period of primary school students: study guide. Moscow: Directmedia Publishing. (In Russ.).
  4. Бабич, О.И. (2021). Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов. Диагностика, тренинги, упражнения. ФГОС. М.: Учитель.
    Babich, O.I. (2021). Prevention of professional burnout syndrome in teachers. Diagnostics, trainings, exercises. Federal State Educational Standard. Moscow: Uchitel’ Publ. (In Russ.).
  5. Богоявленская, Д.Б., Богоявленская, М.Е. (2005). Психология одаренности: понятие, виды, проблемы. М.: МИОО.
    Bogoyavlenskaya, D.B., Bogoyavlenskaya, M.E. (2005). Psychology of giftedness: concept, types, problems. Moscow: MIOO Publ. (In Russ.).
  6. Водопьянова, Н.Е. (2025). Синдром выгорания. Диагностика и профилактика: практическое пособие. М.: Юрайт.
    Vodop'yanova, N.E. (2025). Burnout syndrome. Diagnostics and prevention: a practical guide. Moscow: Yurait Publishing House. (In Russ.).
  7. Выготский, Л.С. (2025). Психология развития. Избранные работы. М.: Юрайт.
    Vygotsky, L.S. (2025). Developmental Psychology. Selected Works. Moscow: Yurait Publishing House. (In Russ.).
  8. Гайнанова, Е.А. (2016). Программа психолого-педагогического сопровождения детей и родителей в период адаптации к ДОУ. Молодой ученый, 6(110), 688—689. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25665536 (viewed: 07.05.2025).
    Gainanova, E.A. (2016). Program of psychological and pedagogical support for children and parents during the period of adaptation to preschool educational institution. Young Scientist, 6(110), 688—689. (In Russ.). URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25665536 (viewed: 07.05.2025).
  9. Дикая, Л.А., Бакаева, И.А., Воробьева, Е.В., Покуль, Е.Б., Кузенко, С.С., Шипитько О.Ю., Дикий, И.С., Барсукова, О.В., Зинченко Е.В. (2025). Междисциплинарные исследования и сопровождение одаренности. Ростов-на-Дону: Южный федеральный университет. URL: https://elibrary.ru/item.asp?edn=jgcaap (Дата обращения: 18.04.2025).
    Dikaya, L.A., Bakaeva, I.A., Vorobyova, E.V., Pokul, E.B., Kuzenko, S.S., Shipitko, O.Yu., Dikaya, I.S., Barsukova, O.V., Zinchenko, E.V. (2025). Interdisciplinary research and support of giftedness. Rostov-on-Don: Southern Federal University Publ. (In Russ.). URL: https://elibrary.ru/item.asp?edn=jgcaap (viewed: 18.04.2025).
  10. Корнилова, Т.В., Григоренко, Е.Л., Смирнов, С.Д. (2025). Подростки групп риска. М.: Юрайт.
    Kornilova, T.V., Grigorenko, E.L., Smirnov, S.D. (2025). Adolescents at Risk. Moscow: Yurait Publishing house. (In Russ.).
  11. Лихачева, А.Ю. (2016). Психологическая готовности старшеклассников к сдаче единого государственного экзамена. Проблемы и перспективы развития образования в России, 42, 121—126. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26694874 (дата обращения: 06.05.2025).
    Likhacheva, A.Yu. (2016). Psychological readiness of high school students to pass the unified state exam. Problems and Prospects for the Development of Education in Russia, 42, 121—126. (In Russ.). URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26694874 (viewed: 06.05.2025).
  12. Николаева, Е.П. (2014). Формирование предпосылок к учебной деятельности у старших дошкольников. М.: Детство-пресс.
    Nikolaeva, E.P. (2014). Formation of prerequisites for educational activity in senior preschoolers. Moscow: Detstvo Press. (In Russ.).
  13. Серегина, Е.А. (2011). Здоровьесберегающая подготовка старшеклассников к единому государственному экзамену. Вестник Томского государственного педагогического университета, 10(112), 170—174. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=17073560 (дата обращения: 06.05.2025).
    Seregina, E.A. (2011). Health-preserving preparation of senior pupils for the unified state examination. Tomsk State Pedagogical University Bulletin, 10(112), 170— (In Russ.). URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=17073560 (viewed: 06.05.2025).
  14. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ (2012). М. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 05.05.2025).
    On education in the Russian Federation: Federal Law of December 29, 2012, No. 273-FZ. (2012). (In Russ.). URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (viewed: 05.05.2025).
  15. Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 сентября 2013 года № М. (2013). URL: https://base.garant.ru/70485996/ (дата обращения: 07.05.2025).
    On approval of the Regulation on the psychological, medical and pedagogical commission: Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of September 20, 2013, No. 1082. (2013). Moscow. (In Russ.). URL: https://base.garant.ru/70485996/ (viewed: 05.07.2025).
  16. Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09 ноября 2015 года № 1309. (2015). М. URL: https://base.garant.ru/71275174/ (дата обращения: 07.05.2025).
    On approval of the Procedure for ensuring conditions of accessibility for persons with disabilities of facilities and services provided in the field of education, as well as providing them with the necessary assistance: Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of November 9, 2015, No. 1309. (2015). (In Russ.). URL: https://base.garant.ru/71275174/ (viewed: 07.05.2025).
  17. Об утверждении примерного положения о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации: Распоряжение Министерства просвещения Российской Федерации от 09 сентября 2019 № р-93. (2019). М. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/72641204/ (дата обращения: 07.05.2025).
    On approval of the model regulation on the psychological and pedagogical council of an educational organization: Order of the Ministry of Education of the Russian Federation of September 9, 2019, No. p-93. (2019). (In Russ.). URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/72641204/ (viewed: 05.07.2025).
  18. Об утверждении стандарта деятельности психолого-педагогических служб в системе образования города Москвы: Приказ Департамента образования и науки города Москвы от 15 августа 2022 г. № 666. (2022). М. URL: https://base.garant.ru/405280341/ (дата обращения: 30.03.2024).
    On approval of the standard of activity of psychological and pedagogical services in the education system of the city of Moscow: Order of the Department of Education and Science of the city of Moscow of August 15, 2022, No. 666. (2022). Moscow. (In Russ.). URL: https://base.garant.ru/405280341 / (viewed: 03.2024).
  19. Об утверждении Стандарта деятельности государственных образовательных организаций, подведомственных Департаменту образования и науки города Москвы, по созданию специальных условий для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья: Приказ Департамента образования и науки города Москвы от 11.12.2021 № 682. (2021). М. URL: https://base.garant.ru/403099126/ (дата обращения: 19.04.2024).
    On approval of the Standard of activities of state educational organizations subordinate to the Department of Education and Science of the city of Moscow, on the creation of special conditions for obtaining education for students with disabilities: Order of the Department of Education and Science of the city of Moscow of December 11, 2021, No. 682. (2021). (In Russ.). URL: https://base.garant.ru/403099126/ (viewed: 19.04.2024).
  20. Поливанова, К.Н. (2000). Психология возрастных кризисов: учебное пособие. М.: Академия.
    Polivanova, K.N. (2000). Psychology of age crises: a tutorial. Moscow: Academy Publ. (In Russ.).
  21. Цукерман, Г.А. (2001). Переход из начальной школы в среднюю, как психологическая проблема. Вопросы психологии, 5, 19—34. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=15499973 (дата обращения: 04.2024).
    Zuckerman, G.A. (2001). Transition from primary to secondary as a psychological problem. Voprosy Psychologii, 5, 19—34. (In Russ.). URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=15499973 (viewed: 19.04.2024).
  22. Чибисова, М.Ю. (2009). Психологическая подготовка к ЕГЭ. Работа с учащимися, педагогами, родителями. М.: Генезис.
    Chibisova, M.Yu. (2009). Psychological preparation for the Unified State Exam. Working with students, teachers, parents. Moscow: Genesis Publ. (In Russ.).
  23. Чуракова, Р.Г., Соломатин, А. М. (2016). Как разработать индивидуальный учебный план обучающегося. М.: Академкнига.
    Churakova, R.G., Solomatin, A.M. (2016). How to develop an individual student’s curriculum. Moscow: Akademkniga Publ. (In Russ.).
  24. Шульга, Т.И. (2025). Психолого-педагогическое сопровождение детей группы риска: учебник для вузов. М.: Юрайт.
    Shulga, T.I. (2025). Psychological and pedagogical support for children at risk: a textbook for universities. Moscow: Yurait Publishing House. (In Russ.).
  25. Яковлев, Б.П. (2024). Педагогическая психология. Одаренность детей: диагностика, понимание, развитие: учебное пособие для СПО. М.: Лань.
    Yakovlev, B.P. (2024). Pedagogical Psychology. Giftedness of Children: Diagnostics, Understanding, Development: textbook for SPO. Moscow: Lan’ Publ. (In Russ.).

Информация об авторах

Любовь Владимировна Егорова, начальник отдела сопровождения деятельности педагогов-психологов образовательных организаций, Городской психолого-педагогический центр Департамента образования и науки города Москвы (ГБУ ГППЦ ДОНМ), Москва, Российская Федерация, ORCID: https://orcid.org/0009-0001-2315-960X, e-mail: egorovalv1@edu.mos.ru

Наталья Юрьевна Матюшкова, методист, Городской психолого-педагогический центр Департамента образования и науки города Москвы (ГБУ ГППЦ ДОНМ), Москва, Российская Федерация, ORCID: https://orcid.org/0009-0001-7577-2115, e-mail: matyushkovany@edu.mos.ru

Метрики

 Просмотров web

За все время: 165
В прошлом месяце: 33
В текущем месяце: 6

 Скачиваний PDF

За все время: 32
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 0

 Всего

За все время: 197
В прошлом месяце: 36
В текущем месяце: 6