Введение
Московская система образования включает в себя более 500 образовательных организаций (далее — ОО), подведомственных Департаменту образования и науки города Москвы. В большинстве ОО функционируют психолого-педагогические или социально-психолого-педагогические службы, в состав которых входят педагоги-психологи, учителя-логопеды, учителя-дефектологи, социальные педагоги, тьюторы, осуществляющие психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса.
Центральной задачей психолого-педагогической службы ОО (далее — Служба) является создание условий для успешного развития каждого ребенка, его образования, воспитания, социализации и самореализации в социально позитивных видах деятельности. Приказом Департамента образования и науки города Москвы от 15.08.2022 № 666 утвержден стандарт деятельности психолого-педагогических служб в системе образования г. Москвы (далее — Стандарт). Согласно Стандарту ключевыми являются два направления деятельности Службы. Первое из них — создание комфортной и безопасной образовательной среды, профилактика социальных рисков. Второе — оказание психолого-педагогической помощи/поддержки обучающимся с особыми образовательными потребностями.
При этом необходимо помнить, что контингент обучающихся в образовательной системе столичного региона достаточно разнообразен. В каждой московской школе обучаются дети с разными образовательными потребностями, индивидуальными особенностями и возможностями. У каждого ребенка свой опыт взаимоотношений с окружающим миром, определенная система ценностей и социальных норм, обусловленных спецификой семейного воспитания, взаимодействием со сверстниками и педагогами.
Содержание психолого-педагогической помощи обучающимся зависит от их индивидуальных особенностей, специфики их возрастного и индивидуального развития, условий жизни в семье.
Материалы и методы
Исследование носит описательно-аналитический характер и включает:
- анализ нормативно-правовых документов, регулирующих деятельность психолого-педагогических служб;
- систематизацию алгоритмов работы с целевыми группами обучающихся;
- оценку эффективности стандартизации на основе эмпирических данных.
Источниками данных нашего исследования являются нормативные документы, исследования, а также эмпирические данные:
- федеральные законы (№ 273-ФЗ «Об образовании в РФ», № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности»);
- приказы ДОНМ (№ 666 от 2022 г., № 682 от 2021 г.);
- Концепция развития психологической службы (2024);
- результаты опроса 290 педагогов-психологов Москвы, проведенного ГБУ ГППЦ ДОНМ в марте 2024 г.
Методы анализа:
- качественный анализ документов для выявления ключевых принципов и алгоритмов работы;
- количественный анализ данных опроса (процентное распределение ответов).
Результаты
Согласно Стандарту, выделяют несколько целевых групп обучающихся, в отношении которых осуществляется адресное психолого-педагогическое сопровождение, оказываются различные виды и формы психологической помощи/поддержки. Обозначение целевых групп позволяет реализовать единые подходы к организации психолого-педагогического сопровождения и повысить эффективность оказываемой помощи (Об утверждении стандарта деятельности..., 2022).
- Первой целевой группой, представленной в Стандарте, являются нормотипичные дети с нормативным кризисом развития. К данной категории относятся обучающиеся, которые нуждаются в особом психолого-педагогическом сопровождении в период возрастных кризисов, таких как кризис семи лет, кризис подросткового возраста и др. (Андрущенко, 2025; Выготский, 2025; Поливанова, 2000).
В 2023 году специалистами Государственного бюджетного учреждения города Москвы «Городской психолого-педагогический центр Департамента образования и науки города Москвы» (далее — ГБУ ГППЦ ДОНМ) были разработаны и переданы в образовательные организации г. Москвы профилактические программы психолого-педагогического сопровождения обучающихся всех уровней образования. Эти программы охватывают всех участников образовательных отношений (обучающихся, родителей (законных представителей), педагогов) и являются одним из инструментов работы педагогов-психологов с нормотипичными детьми. В течение последних двух лет педагоги-психологи образовательных организаций столицы реализуют следующие программы психолого-педагогического сопровождения.
1) Программа профилактической направленности для обучающихся подготовительных групп «Сопровождение формирования предпосылок учебной деятельности» (Азанова, Гееб, 2015; Николаева, 2014).
Целью программы является обеспечение условий для развития у обучающихся предпосылок учебной деятельности, способствующих успешному освоению ими основной общеобразовательной программы начального общего образования.
Задачи программы — создание условий для развития у обучающихся: познавательной мотивации, механизмов произвольной саморегуляции, умений слышать, понимать и выполнять инструкцию.
2) Программа профилактической направленности психолого-педагогического сопровождения адаптации обучающихся раннего и дошкольного возраста (2—4 года), младшего школьного возраста (1 класс), младшего подросткового возраста (5 класс), среднего подросткового возраста (7—8 класс) и старшего подросткового возраста (10 класс / обучающиеся колледжей) (Асильдерова, 2023; Гайнанова, 2016; Цукерман, 2001).
Целью данной программы является создание психолого-педагогических условий для успешной адаптации обучающихся на разных уровнях образования.
Задачами программы являются: создание условий для формирования благоприятного психологического климата в классе/группе и положительного отношения обучающихся к школе и процессу обучения; ознакомление родителей и педагогов с возрастными особенностями детей, особенностями адаптации; ознакомление обучающихся школьного возраста, родителей, педагогов с ресурсами психолого-педагогической помощи, имеющимися в образовательной организации и на уровне города.
3) Программа профилактической направленности для обучающихся 8—11-х классов «Личностные ресурсы психологической безопасности подростков» (Корнилова, Григоренко, Смирнов, 2025; Шульга, 2025).
Целью программы является актуализация внутренних личностных и внешних ресурсов подростка для преодоления кризисной ситуации или ее последствий, развитие жизненных навыков, необходимых для конструктивного разрешения кризисных ситуаций.
Задачами программы являются: повышение уровня информированности обучающихся о ресурсах психологической помощи в кризисных ситуациях; развитие навыков эмоциональной саморегуляции и осознанности; формирование у подростков навыков межличностной эффективности, навыков конструктивного общения.
4) Программы профилактической направленности для обучающихся 9-х и 11-х классов «Психологическая подготовка к ОГЭ», «Психологическая подготовка к ЕГЭ» (Лихачева, 2016; Серегина, 2011; Чибисова, 2009).
Целью данных программ является обеспечение психолого-педагогической поддержки обучающихся в период подготовки к Государственной итоговой аттестации (далее — ГИА).
Задачами программ являются: повышение уровня информированности обучающихся, родителей и педагогов о ресурсах психологической помощи; развитие у обучающихся навыков эмоциональной саморегуляции в ситуациях с высоким риском эмоциональной напряженности; ознакомление родителей и педагогов с различными аспектами готовности обучающихся к экзаменам, а также с конструктивными стратегиями взаимодействия с детьми в период подготовки к ГИА.
5) Программа профилактической направленности для педагогических работников ОО «Профилактика эмоционального выгорания» (Бабич, 2021; Водопьянова, 2025).
Целью программы является повышение психологической компетенции педагогов в вопросах эмоционального выгорания и возможностей его профилактики.
Задачи программы: расширение психологических знаний педагогов об эмоциональном выгорании, причинах его возникновения и способах профилактики; снижение риска возникновения эмоционального выгорания.
Все программы содержат конспекты занятий и раздаточные материалы для их проведения, а также конкретные методические рекомендации для их использования в практической работе педагогов-психологов.
Помимо реализации указанных профилактических программ, специалисты психолого-педагогических служб ОО разрабатывают индивидуальные/групповые программы психолого-педагогического сопровождения нормотипичных детей с нормативным кризисом развития исходя из их индивидуальных особенностей и потребностей.
- Следующей целевой группой, согласно Стандарту, являются обучающиеся с особыми образовательными потребностями. В эту целевую группу входят:
- обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья (далее — обучающиеся с ОВЗ), имеющие заключение Центральной психолого-медико-педагогической комиссии города Москвы (далее — ЦПМПК г. Москвы) (Об образовании в Российской Федерации, 2012; Об утверждении Положения..., 2013). Эти обучающиеся нуждаются в создании специальных условий для получения образования. В столичном регионе приказом Департамента образования и науки города Москвы от 12 ноября 2021 года № 682 утвержден стандарт деятельности государственных образовательных организаций, подведомственных Департаменту образования и науки города Москвы, по созданию специальных условий для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. В этом стандарте прописаны алгоритмы оказания психолого-педагогической помощи данной категории обучающихся на основании заключений ЦПМПК г. Москвы (Об утверждении Порядка..., 2015; Об утверждении Стандарта..., 2021);
- обучающиеся по индивидуальному учебному плану на основании медицинского заключения. Педагоги-психологи совместно с другими специалистами разрабатывают программы психолого-педагогического сопровождения/помощи этой категории детей, учитывая их состояние здоровья, индивидуальные особенности и образовательные потребности;
- обучающиеся, испытывающие трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии, социальной адаптации. Направления и объем помощи данной группе обучающихся определяются рекомендациями психолого-педагогического консилиума (далее — ППк) в соответствии с результатами проведенной диагностики (Об утверждении примерного положения..., 2019). Алгоритм оказания психолого-педагогической помощи этой категории обучающихся представлен в Стандарте деятельности психолого-педагогических служб в системе образования города Москвы;
- высокомотивированные (проявляющие индивидуальные способности) и одаренные обучающиеся (Богоявленская, Богоявленская, 2005; Дикая и др., 2025; Яковлев, 2024). По результатам наблюдения педагогов за обучающимся, диагностики педагогом-психологом их интеллектуальных и личностных особенностей, интересов и склонностей составляется психолого-педагогическое представление на обучающегося. Для выработки рекомендаций по психолого-педагогической помощи/поддержке этой группе обучающихся проводится ППк с целью своевременной корректировки проблем в интеллектуальном и личностном развитии обучающегося, раскрытии его потенциальных возможностей, а также обеспечения педагогов и родителей необходимой информацией об особенностях развития высокомотивированных и одаренных обучающихся.
Если обучающиеся с особыми образовательными потребностями имеют заключение ЦПМПК г. Москвы, в котором указаны направления коррекционной работы со специалистами (педагогом-психологом, учителем-логопедом, учителем-дефектологом), то проводится заседание ППк, на котором конкретизируются задачи коррекционной работы с этими обучающимися (Об утверждении примерного положения..., 2019). В соответствии с решением ППк специалисты Службы и педагогические работники составляют индивидуальный образовательный маршрут ребенка (далее — ИОМ), а также при необходимости индивидуальный учебный план (далее — ИУП) (Чуракова, Соломатин, 2016).
ИОМ — это документ, описывающий систему комплексного психолого-педагогического сопровождения обучающегося с учетом его индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей, включающий перечень предоставляемых специальных условий для получения образования, индивидуальных приемов и форм организации обучения, содержание психолого-педагогической и специальной поддержки.
ИУП — индивидуальный учебный план — обеспечивает освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося.
- Особыми целевыми группами являются дети (и/или семьи), находящиеся в трудной жизненной ситуации, признанные таковыми в нормативно установленном порядке, а также дети (и/или семьи), находящиеся в социально опасном положении (безнадзорные, беспризорные, склонные к бродяжничеству), признанные таковыми в нормативно установленном порядке.
С детьми, находящимися в трудной жизненной или социально опасной ситуации, работа проводится исходя из специфики их ситуации с помощью как внутришкольных (Служба, Совет по профилактике), так и межведомственных (комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы опеки и попечительства, подразделения по делам несовершеннолетних ОВД) организационно-методических механизмов.
- Последней целевой группой, представленной в Стандарте, являются обучающиеся «группы риска».
К данной категории детей относятся следующие обучающиеся:
- имевшие опыт употребления психоактивных веществ;
- состоящие на учете в органах внутренних дел, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при органе местного самоуправления за совершение антиобщественных действий, правонарушений, преступлений;
- допускающие пропуски занятий без уважительных причин;
- причисляющие себя к неформальным объединениям и организациям антиобщественной направленности;
- с признаками суицидального поведения;
- с академической задолженностью по трем и более предметам;
- проявляющие комплекс выраженных факторов риска негативных проявлений (в сочетании не менее трех проявляющихся факторов: частые конфликты с обучающимися образовательной организации, высокая степень склонности к риску, импульсивность, агрессивность, неустойчивая или крайне низкая/завышенная самооценка, завышенный уровень притязаний);
- нарушающие Устав образовательной организации.
Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся «группы риска» осуществляют педагоги-психологи образовательных организаций, социальные педагоги и другие специалисты Службы, также с данной категорией детей взаимодействуют классные руководители, представители администрации школ. Также в ОО создается особый коллегиальный орган — Совет профилактики безнадзорности и правонарушений (далее — Совет профилактики), который осуществляет планирование, организацию и контроль за проведением мероприятий, направленных на профилактику безнадзорности, правонарушений, антиобщественных действий обучающихся.
По итогам работы Совета профилактики для каждого обучающегося с отклоняющимися формами поведения разрабатывается индивидуальный план профилактической работы, который включает в себя индивидуализированный комплекс коррекционно-развивающих, профилактических мероприятий, сроки их реализации и планируемые результаты, а также сроки проведения мониторингов оценки результативности проводимой работы. Комплекс профилактических мероприятий включает в себя не только работу с обучающимся, с его ближайшим окружением, а также консультации с родителями (законными представителями) и педагогами.
Обсуждение результатов
В целях определения ведущего направления работы педагогов-психологов в образовательных организациях г. Москвы в марте 2024 г. специалистами Городского психолого-педагогического центра был проведен опрос среди педагогов-психологов московских школ. В опросе приняли участие 290 специалистов. Педагогам-психологам было предложено отметить основные направления их работы. Согласно результатам опроса 84% педагогов-психологов отметили в качестве приоритетного направления работу с обучающимися с ОВЗ и детьми, испытывающими трудности в освоении основной общеобразовательной программы, развитии и социальной адаптации. Профилактическую работу в качестве основного направления деятельности указали только 16% респондентов, что говорит о недостаточной реализации данного направления в образовательных организациях.
Заключение
Проведенный анализ позволяет сделать выводы о том, что психолого-педагогическое сопровождение обучающихся разных целевых групп имеет свою специфику, обусловленную особыми образовательными потребностями и индивидуальными особенностями детей.
Полученные результаты опроса показывают, что преимущественно специалисты Службы образовательных организаций города Москвы оказывают психолого-педагогическую помощь/поддержку целевой группе обучающихся с особыми образовательными потребностями, в первую очередь, обучающимся с ОВЗ, имеющим заключение ЦПМПК г. Москвы. Обучающиеся других целевых групп в меньшей мере охвачены психолого-педагогический помощью. Эти направления работы, в частности профилактическое направление, не являются основными в деятельности педагогов-психологов. Необходимо провести отдельный анализ того, как распределяется время работы специалистов Службы с разными целевыми группами обучающихся.