Важнейшая задача современного профессионального педагогического образования состоит в том, чтобы помочь будущему педагогу, руководителю воспитательно-образовательного учреждения осуществить сознательный выбор общественных ценностей и сформировать на их основе устойчивую индивидуальную систему ценностных ориентаций, способную обеспечить мотивацию и саморегуляцию поведения и деятельности.
Ценность – феномен, отражающий социальное и культурное значение конкретных явлений окружающей действительности. Ценности выступают как формы общественного сознания, которые не только описывают явления, но и дают им оценку, одобряют или осуждают их, требуют их осуществления или устранения и в силу этого являются нормативными по своему характеру. В ценностных категориях выражаются ориентации знаний, интересов, предпочтений, свойственных данной социальной группе и отражающих менталитет личности именно этой социальной группы [Каган, 1997; Лихачев, 2010; Тугаринов, 1960].
По мнению К.А. Абульхановой-Славской, А.Г. Здравомыслова, М. Рокич, система ценностей имеет относительную стабильность и определяет специфику включения человека в ту или иную социальную ситуацию. Ценности могут способствовать адаптации человека к новым условиям, а в некоторых ситуациях – ее затруднять. Ценности создают своеобразие ядра внутренней позиции человека, а именно системы его собственных ценностей [Абульханова-Славская, 1987; Здравомыслов, 1986; Рокич, 1973].
По признанию О.И. Волжиной, С.И. Голод, А.Г. Харчева, семья – одна из величайших социокультурных ценностей, созданных человечеством за всю историю своего существования [Волжина, 2003; Голод, 1998; Харчев, 1978]. История развития человечества показывает, что до сих пор ни одно общество не могло обойтись без семьи (пусть и примитивных ее форм) как исполнительницы некоторых специфических социальных заказов социума. Семья – уникальный и пока единственный социальный институт воспитания, воспроизводящий людей как носителей социальной, культурной, этнической информации. С семьей связана судьба каждого человека на Земле. Именно поэтому в позитивном развитии, сохранении, упрочении семьи заинтересовано общество, государство. В прочной, надежной семье нуждается каждый человек независимо от возраста.
Проблема ценности семьи исследуется в двух направлениях: как часть иерархии ценностей в структуре общественного сознания [Алексеева, 1984; Дармодехин, 2001] и как универсальная ценность [Голод, 1998; Сурина, 1996].
Основу второго направления научных исследований составляет традиционный идеал семьи: единство супружества, родительства и родства, ключевых нравственных принципов семейного взаимодействия (любовь, соучастие, верность), значимых для общества и индивида результирующих характеристик семейного взаимодействия (рождение и воспитание детей, обеспечение удовлетворения потребностей – интимных, материальных и социальных). Такая идеальная модель семьи обеспечивала преемственность поколений, передачу семейных ценностей, традиций [Безрученко, 2009; Волжина, 2003].
На рубеже XX–XXI столетий семья обрела иной набор характеристик, нежели семья прошлых эпох. В конце XX в. ученые многих стран заговорили о кризисном состоянии семьи. В России это было связано с новыми государственными, общественно-экономическими реалиями, крушением прежних социальных и духовных ценностей. Тем не менее в каждой стране проблема нивелирования ценности семьи имеет свои оттенки и своеобразие, но при этом содержит много интернациональных черт.
Поскольку семья как первичный социокультурный институт является накопителем духовных и культурных ценностей, она в первую очередь подверглась влиянию современного кризиса. Проявления ее кризисного состояния становятся все многомернее и острее. По мнению Е.А. Васиной, О.И. Зотовой, А.М. Роговой, престиж семьи в ряду социально-ценностных ориентаций молодого поколения опустился до критического уровня [Васина, 2007; Зотова, 1975; Рогова, 2007]. Кризис семьи выражается в утрате ею стабильности и традиционных функций. Он проявляется в снижении рождаемости на фоне всплеска внебрачной рождаемости, уменьшении количества заключаемых браков, либерализации супружеских отношений, преобладании малодетных семей, распространении альтернативных семей (материнские семьи, сожительства, гомосексуальные семьи, семьи с раздельным проживанием супругов, «семья-клуб» и пр.), отказе от своих детей и престарелых родителей, культе бездуховности, прагматизма, вещизма, жестокости, насилия, порнографии и т. д.
Многие современники, особенно молодежь, как показывают исследования В.В. Гаврилюк, И.Ф. Дементьевой, считают традиционный идеал семьи устаревшим, утратившим свою силу в нынешних условиях [Гаврилюк, 2002; Дементьева, 2004]. При этом игнорируются те нравственные основы семейного взаимодействия, на которых он основывался: любовь, соучастие, верность, взаимопомощь, преданность, почитание родителей, предков. В результате общественное мнение стало терпимо относиться к распаду традиционного набора семейных ролевых позиций – супружества, родительства, родства, оно оправдывает и одобряет супружество без детей, родство без наличия братьев и сестер и родительство вне брака, воспитание детей без участия прародителей и т.д.
В свете всего вышесказанного актуализируется третье направление научных исследований проблемы ценности семьи, а именно: изучение семейных ценностей в структуре побудительных компонентов поведения индивидов [Арутюнян, 1979; Здравомыслов, 1986]. В русле этого направления выполнено несколько диссертационных исследований, посвященных формированию ценностного отношения к семье у старшеклассников, у студенческой молодежи [Биджиев А.С, 2010; Болотова, 2005; Дюльдина, 2010; Урбанович, 2008].
Изучение представлений современной молодежи о своей будущей семье наиболее актуально в связи с тем, что данный возрастной этап оказывается наиболее чувствительным и восприимчивым к происходящим социальным переменам.
И.С. Кон указывал, что юношеский возраст – это период жизненного и профессионального самоопределения личности. Этот период жизни человека характеризуется активным становлением личности, возникновением и развитием значимых психологических новообразований, задействованных во всех проявлениях когнитивного и эмоционального отношения к миру. Это выражается в оценке реальной действительности и окружающих людей, в прогнозировании своей социальной активности, в планировании будущего и самореализации, в формировании собственных представлений о мире и о себе самом [Кон, 1989].
В современных условиях тотальных социальных изменений, социального прогресса и демократизации отношений полов актуальной становится психолого-педагогическая проблема формирования и развития в юношеском возрасте ценностно-ориентационной системы представлений личности о семье, так как именно в этот период развития личность нуждается в осмыслении полученного социального опыта, знаний, приобретенных в процессе взаимодействия с окружающим миром.
С.Ф. Болотова, Т.А. Куликова, Е.Б. Пичка, Н.А. Савостина обращают внимание на то, что в этих условиях учебные заведения, в том числе и педагогические, призваны готовить студентов к созданию полноценной семьи, рождению детей – формировать осознание важности и ответственности семейной жизни, положительное отношение к браку, способствовать овладению знаниями в области семейных отношений [Болотова, 2005; Куликова, 2004; Пичка, 2004; Савостина, 2010].
Для студента педагогического колледжа, будущего воспитателя чрезвычайно важно ценностное отношение к семье, поскольку с признанием приоритета семьи и домашнего воспитания в развитии личности ребенка изменяются функции дошкольного учреждения, реализация которых ориентирована на семью, сотрудничество с ней. Следовательно, у будущих педагогов необходимо формировать психологическую готовность к взаимодействию с семьей, способствовать развитию у них мотивационных установок, профессиональных качеств, которые обеспечат успех такого взаимодействия.
При этом следует учитывать, что ценностные ориентации вместе с потребностями лежат в основе мотивов профессиональной деятельности. Это внутренние побуждения, определяющие направленность активности личности в ее профессиональном поведении в целом и ориентацию на разные стороны самой профессиональной деятельности (на содержание, процесс, результат) или на факторы, лежащие вне ее (условия работы, коллектив сотрудников, заработок, льготы и пр.).
Отметим, что в настоящее время усилились требования к организации взаимодействия педагогов и родителей, субъектов единого образовательного процесса (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. № 655) [Федеральные государственные требования, 2010]. Между тем, как показывают социологические исследования, воспитатели со стажем до трех лет, т. е. вчерашние выпускники колледжей, малоинициативны в общении с родителями. Они не пытаются согласовывать цели, средства воспитания детей в семье и детском саду, ограничиваются в основном социальным взаимодействием с родителями по поводу фактов поведения ребенка, его аппетита, предстоящих мероприятий [Собкин, 2000].
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 5 ноября 2009 г. № 530) определяет перечень общих и профессиональных компетенций, которыми должен овладеть студент [Федеральный государственный образовательный, 2010]. В перечне профессиональных компетенций предусмотрены и те, от которых зависит успешное сотрудничество выпускника с семьями воспитанников. Овладение такими компетенциями сопряжено с формированием у студентов ценностного отношения к семье. Без такого отношения их будущая профессиональная деятельность не принесет ожидаемых результатов.
В связи с этим нам представляется важным выявить на ступени профессионального образования особенности представлений студентов о семье, их ценностные отношения к семье, а также факторы, влияющие на формирование этих отношений.
Анализ исследований по обсуждаемой проблеме позволил определить показатели ценностного отношения к семье у будущих воспитателей, а именно:
− представления о семье как социокультурной ценности, как субъекте образовательного процесса в современном дошкольном учреждении;
− представления о родительской семье, являющейся для студентов первым и наиболее значимым проводником социального влияния;
− ожидания студентов относительно своей будущей семьи;
− психологическая готовность к взаимодействию с семьями воспитанников и степень овладения способами взаимодействия.
Мы провели собственное исследование, в котором приняли участие: 65 студентов очного отделения, обучающихся по специальности «дошкольное образование», 23 преподавателя педагогического колледжа, 18 воспитателей тех дошкольных образовательных учреждений, где студенты проходили практику.
Использовался комплекс взаимодополняющих методов: теоретические (анализ нормативных, программно-методических документов, систематизация, обобщение, сравнительно-сопоставительный анализ собранных данных) и эмпирические методы (опросные методы, наблюдение, проективные методики, изучение педагогической документации, изучение опыта педагогической деятельности, методы оценивания и измерения).
Результаты исследования показали, что семья в структуре ценностей представлена неоднозначно.
В шкале индивидуально-личностных ценностей современных студентов педагогического колледжа ценность семьи динамична:
− в настоящее время превалируют две ценности – любовь и здоровье, семья занимает 9-ю позицию из 18 предложенных жизненных ценностей;
− в структуре представлений студентов о семье выделяется эмоциональный аспект: положительное отношение к семье и идее ее создания;
− представления о функциях семьи, ее воспитательных возможностях формируются на примере родительской семьи или семей знакомых, но им придается характер всеобщности;
− понятие о браке расплывчатое, основная масса студентов положительно относится к так называемому гражданскому браку;
− ожидания студентов через 15 лет, т. е. в зрелом возрасте, связаны, прежде всего, с крепкой семьей (61,5 %), материнством (81,5 %). В ожиданиях студентов семья по ценности уступает только материальной обеспеченности (69 %).
В представлениях и ожиданиях студентов социальная значимость семьи относительно устойчива, более консервативна, чем их индивидуальное ценностное отношение к семье.
Факторами, влияющими на формирование ценностного отношения к семье у студентов педагогического колледжа, являются:
− пример родительской семьи, семей знакомых (часто это конфликтные, проблемные семьи, не представляющие собой образец позитивного психологического климата, полноценных семейных взаимоотношений, ролевого поведения);
− мнение друзей (к которым студенты прислушиваются, с кем делятся интимными подробностями личной жизни, тем самым «заражая» друг друга, вызывая интерес к половым отношениям у тех, кто не имеет такого опыта);
− средства массовой информации (которые сосредоточены на показе негативных сторон супружеских отношений, замешанных на прагматизме, примате материальных ценностей, демонстрации распущенности, аморализма);
− дисциплины профессиональной подготовки (не раскрывающие аксиологический потенциал своего предмета, не уделяющие должного внимания формированию ценностных представлений о семье в рамках дисциплины).
В структуре профессиональных ценностей ценностное отношение к семье должно проявляться в степени готовности студентов к взаимодействию с родителями воспитанников. Обнаружено:
− недопонимание роли семьи в воспитании ребенка, необходимости взаимодействовать с семьей в решении воспитательно-образовательных задач, согласовывать методы и средства педагогической деятельности;
− преобладание позиции автономности воспитания детей в детском саду, независимо от семьи;
− искаженные представления о современных родителях, которые не хотят и не умеют воспитывать своих детей;
− страх, неуверенность в общении с родителями, связанные с критической оценкой своих возможностей, отсутствием опыта, недостаточным уровнем профессиональной подготовки;
− преобладание социального взаимодействия с родителями воспитанников по поводу текущих дел, информации о поведении ребенка, его физическом состоянии при отсутствии педагогического и психологического взаимодействия;
− слабое владение умениями общаться, недостаточный уровень коммуникативной культуры.
Основу формирования у студентов ценностного отношения к семье составляет комплексное воздействие на обучающихся в процессе учебной и воспитательной работы, организуемой в педагогическом колледже.
Целенаправленное формирование у студентов ценностного отношения к семье связано с обогащением и коррекцией представлений о семье как социокультурной ценности, развитием психологической готовности к взаимодействию с семьей, овладением технологией взаимодействия. Решению этих задач могут способствовать полученные нами результаты.
Таким образом, систему работы по формированию ценностного отношения к семье будущих воспитанников можно представить следующим образом:
− обновление содержания обучения и его реализация в формах и методах, направленных на формирование у студентов коммуникативных умений, практических умений, необходимых для взаимодействия с современной семьей;
− осуществление воспитательной работы, нацеленной на повышение уровня нравственной культуры студентов;
− организация методической работы с преподавателями, ориентированной на психолого-педагогическую подготовку с целью формирования у студентов ценностного отношения к семье.