Вестник практической психологии образования
2024. Том 21. № 2. С. 40–46
doi:10.17759/bppe.2024210205
ISSN: 2658-3100 (online)
Влияние содержания образования на становление педагогической позиции обучающегося
Аннотация
В статье раскрываются особенности проектирования содержания педагогического образования, позволяющие активизировать деятельностный компонент подготовки будущего педагога. Создание и применение ситуаций профессиональной деятельности в образовательном процессе вуза позволяет формировать педагогический опыт обучающихся, а также моделировать возможные ситуации поведения на основе самостоятельного выбора и личностно-смыслового отношения как к педагогической действительности — при помощи и поддержке преподавателя, так и к ценностям педагогической и отечественной культуры.
Общая информация
Ключевые слова: образование, проектирование, содержание, поликультурность, педагогическая культура, ценность, подготовка , устный журнал
Рубрика издания: Психология самоопределения личности в образовании и профессии
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/bppe.2024210205
Получена: 20.05.2024
Принята в печать:
Для цитаты: Ткач Л.Т. Влияние содержания образования на становление педагогической позиции обучающегося [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2024. Том 21. № 2. С. 40–46. DOI: 10.17759/bppe.2024210205
Полный текст
Проводимое нами лонгитюдное исследование, связанное с отбором поликультурного содержания непрерывного педагогического образования, продолжает оставаться актуальным по ряду причин, одной из которых является необходимость определения воспитательного потенциала учебной дисциплины и его использование в формировании педагогической идентичности обучающихся по психолого-педагогическому направлению. Мы считаем, что для соответствия стандартным требованиям подготовки педагога содержание учебной дисциплины должно отражать, наряду с материалом теоретико-методологического и методического характера, содержание, позволяющее целенаправленно развивать профессиональную направленность личности обучающегося, его ценностно-смысловое отношение [9] к предстоящей профессиональной деятельности, обеспечивать присвоение ценностей педагогической культуры на основе диалогичного взаимодействия преподавателя и студентов [15].
Цель данного этапа исследования состоит в выявлении влияния содержания образования на становление личностно-смыслового отношения обучающихся к ценностям педагогической культуры в условиях полиэтнического социума.
Методологической основой проектирования содержания подготовки компетентного педагога выступает концептуальное обоснование опережающей стратегии модернизации педагогического образования [1], предполагающей усиление его ориентированности в плоскости контекстного обучения [2] с применением технологий, обеспечивающих субъектную позицию обучающихся, профессионально-личностного воспитания, направленного на «осмысление себя в мире, культуре, образовании, профессии» [14, с. 44].
Разнообразные аспекты профессиональной деятельности учителя и процесса подготовки к ней были предметом изучения на протяжении всего периода развития психолого-педагогических наук, но продолжает оставаться неразрешенным противоречие между объективными потребностями организаций образования в высокопрофессионально и методически образованных педагогах и реалиями их гражданской и личностной позиции, уровнем готовности к работе в поликультурном образовательном пространстве.
При моделировании образа педагога и определении компонентов, характеризующих его готовность к деятельности в современном образовательном учреждении, основное внимание нами было уделено разработке личностно-аксиологического компонента как основы для реализации предстоящей профессиональной деятельности [3].
Профессиональную направленность личности педагога, характеризующуюся степенью принятия целей и задач педагогической деятельности, осознанным отношением к связанным с ней интересам, установкам, ценностям и т. д., следует рассматривать в русле общих подходов к рассмотрению «направленности личности» (С.Л. Рубинштейн), которая сопряжена с ориентированностью на что-либо в соответствии с потенциалом, определяющим индивидуальность, и стремлением к самоактуализации потенциальных возможностей.
Наша позиция совпадает с утверждением В.А. Сластенина о том, что именно профессионально-педагогическая направленность личности выступает в роли «каркаса», вокруг которого формируются основные свойства учителя» [13, с. 70].
В исследованиях Л.М. Митиной педагогическая направленность представляется как динамическое свойство личности интегрального характера, основанное на ее осознаваемом и неосознаваемом отношении к профессии педагога, которое должно учитываться в процессе организации профессионально-педагогической подготовки [12], обеспечивающей успешность выполнения трудовых действий.
В научной школе Е.В. Бондаревской система профессиональной подготовки педагога коррелирует с профессиональной культурой. Мы считаем, что взаимосвязь и взаимообусловленность личностных и профессиональных ценностей составляет основу успешного развития педагога.
Рабочей программой дисциплины «Поликультурное образование», которая изучается на первом курсе, предусмотрено участие студентов в образовательном проекте «Народоведение страны» [5]. Результаты работы в нем обучающиеся демонстрируют в ходе промежуточной аттестации по дисциплине. Его профильная направленность предполагает разработку материалов, которые могут быть использованы в предстоящей деятельности: для студентов профиля «Специальная педагогика и психология» — подготовка устного журнала. В нем систематизируются сведения, возможные к применению в профессиональной деятельности — при определенной модификации — с детьми, которые имеют различные отклонения в развитии. А обучающиеся по профилю «Педагогика и психология детства» студенты разрабатывают содержание культурных практик для детей дошкольного возраста [4].
Такой подход к организации образовательной деятельности студентов обусловлен тем, что в структуре личности человека выделяются различные виды потребностей, которые определенным образом регулируют его поведение. Немаловажное значение в развитии личности будущего педагога и его умения управлять своим поведением и поведением группы детей является развитие и удовлетворение «потребности уважения» (А. Маслоу).
Эту потребность следует понимать как стремление к компетентности, достижению успехов, одобрению, признанию, авторитету. При этом следует учитывать трудные ситуации в деятельности педагога организаций дошкольного образования, которые могут иногда возникать. Эти ситуации, по мнению Е.А. Панько, могут носить:
- объективный характер (слабая материальная база учреждения, недостаток психолого-педагогической литературы, недостаточное внимание родителей к вопросам воспитания детей и т. д.);
- субъективно-объективный (недостаток педагогического опыта, низкий уровень теоретической подготовленности в области психолого-педагогических наук, отсутствие необходимых профессиональных навыков и умений и др.);
- субъективный (способности не соответствуют выбранной специальности и др.) характер [11, с. 52].
Создание ситуаций профессиональной деятельности во время учебных занятий, построение моделей общения «педагог — дети» способствуют развитию профессионализма, необходимого для удовлетворения «потребности уважения».
В 2023–2024 учебном году студенты, в соответствии с целью проекта, стали участниками «редколлегии» устного журнала на тему «Педагог в мире ценностей». Для «вхождения» в проблему студентам было предложено подготовить эссе на тему «Я и (явление, предмет, чувство, которое они считают ценностью)» с позиции ценностного подхода. Рассматривая эссе как форму учебно-познавательной деятельности, мы предположили, что в нем студент в свободной манере повествования выразит личностное отношение к рассматриваемому явлению, основанное на собственной «индивидуальной позиции, ориентированной на массовую аудиторию» [8, с. 786]. Перечень ценностей был составлен с учетом предложений студентов на основе предварительного ознакомления с Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования [7] и в соответствии с численным составом академической группы (12 человек): патриотизм, гражданственность, семья, педагог, наука, экология, творчество, искусство, социум, религия, спорт, труд.
В продолжение этой работы после подготовки содержания страниц к рубрикам «Педагог в отечественной культуре (ценности молдавского, украинского, русского народов)», «Педагогика — наука о воспитании (аксиологический подход, духовно-нравственное развитие, социально-нравственное воспитание)», «Педагогическая компетентность (базовые педагогические ценности, соотношение поощрений и наказаний в воспитании, ценности современной коммуникации)», «Педагог и ребенок (воспитание ценностного сознания, театрализованная деятельность детей как средство приобщения к ценностям)» студенты разрабатывали страницы устного журнала для рубрики «Гостиная педагога». Образовательная задача состояла в том, чтобы на основе имеющихся знаний изложить выбранную ценность (эссе) с позиции профессионально-педагогического отношения к ней, с учетом требований профессионального стандарта к профессии «педагог», возможности «применения» в предстоящей работе с детьми дошкольного возраста.
В данном случае в ходе сравнительного анализа содержания эссе с содержанием страницы для рубрики «Гостиная педагога» мы смогли проследить изменения, произошедшие в профессиональной направленности личности обучающихся. Изменения произошли на основе осознанного отношения к предстоящей педагогической деятельности, которая формировалась путем развития личностно-аксиологического, когнитивно-творческого, коммуникативно-деятельностного и проектировочно-конструктивного компонентов готовности к деятельности в организации образования — на основе применения приемов активизации «самостоятельной поисковой активности обучающихся» [6] при подготовке «иллюстраций» к содержанию страниц. Создание иллюстраций (форм работы с детьми дошкольного возраста) и их демонстрация позволяет развивать у обучающихся «интегральные личностные характеристики: направленность, компетентность, гибкость» [10, с. 13–14], вырабатывать «систему действий» [10, с. 25], отвечающих требованиям педагогической профессии.
В заключение следует отметить, что проведенная работа подтверждает гипотезу о том, что формирование профессионально-педагогической позиции обучающихся обусловлено особенностями организации педагогического процесса и его технологическим обеспечением. Первоначальный анализ эссе показал, что ярко выраженную профессиональную направленность обоснования выбранной ценности показала одна студентка (выпускница педагогического колледжа), что составило 8% от числа студентов группы. Две студентки продемонстрировали достаточно противоположную позицию — 17%. Пять человек были нейтральны в своей позиции: они высказывали субъективное мнение, которое в целом не противоречило педагогической позиции, — 42%. Мнение оставшихся четырех можно считать близким к установкам педагогической профессии, но нельзя считать их в качестве сформированной направленности личности, т. к. рассуждения носили обобщенный характер, — 33%. При этом в группе есть студентка, которая совмещает обучение и профессиональную деятельность, но содержание ее эссе можно было соотнести с нейтральной позицией. Подготовленные страницы и «иллюстрации» к ним (педагог и спорт — проведение физминутки; педагог-исследователь — организация детского экспериментирования с водой и молоком; педагог-патриот — конкурс выразительного чтения стихотворений о Родине и др.) позволяют сделать вывод о том, что использование образовательного проекта как структурной единицы учебного курса позволяет амплифицировать воспитательный потенциал профессионального обучения, целенаправленно управлять процессом становления педагогической позиции обучающихся на основе их приобщения к ценностям педагогической культуры.
Литература
- Бондаревская Е.В. Модернизация педагогического образования в инновационном пространстве федерального университета // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2010. № 7 (51). С. 43–51.
- Вербицкий А.А. Теория и технологии контекстного образования: Учебное пособие. М.: МПГУ, 2017. 266 с.
- Гукаленко О.В. Приобщение обучающихся к традиционным российским ценностям в поликультурной образовательной среде: теория и социальные практики: Монография. М.: ФГБНУ «ИСРО РАО»; МАКС Пресс, 2022. 303 c.
- Гукаленко О.В., Борисенков В.П., Ткач Л.Т. Технологическое обеспечение процесса освоения обучающимися поликультурного содержания педагогического образования [Электронный ресурс] // Высшее образование сегодня. 2023. № 4. С. 2–9. doi:10.18137/RNU.HET.23.04.P.002
- Гукаленко О.В., Ткач Л.Т. Организационные формы реализации поликультурного содержания педагогического образования [Электронный ресурс] // Отечественная и зарубежная педагогика. 2021. № 4 (77). С. 99–106. doi:10.24412/2224-0772-2021-77-99-106
- Гурьев М.Е. Дидактические требования к использованию в педагогическом процессе образовательных организаций Российской Федерации методов и технологий активного обучения // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2016. № 49-2. С. 12–26.
- Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение, 2014. 23 с.
- Культура русской речи: Энциклопедический словарь-справочник. М.: Флинта; Наука, 2007. 837 с.
- Лопаткин Е.В. Ценностно-смысловые основания подготовки будущих педагогов // Вестник Таганрогского института имени А.П. Чехова. 2017. № 2. С. 92–97.
- Митина Л.М. Психология личностно-профессионального развития субъектов образования. М.; СПб: Нестор-История, 2014. 376 с.
- Панько Е.А. Психология деятельности воспитателя детского сада: учебное пособие. Минск: Вышэйшая школа, 1986. 156 с.
- Психологическое сопровождение выбора профессии: Научно-методическое пособие / Под ред. Л.М. Митиной. М.: Московский психолого-социальный институт; Флинта, 1998. 179 с.
- Сластенин. М.: Магистр-пресс, 2000. 448 с.
- Ткач Л.Т. Подготовка будущего педагога к деятельности в поликультурном образовательном учреждении: Дисс. ... канд. пед. наук. Ростов-на-Дону: Ростовский государственный педагогический университет, 2002. 185 c.
- Borisenkov V.P., Gukalenko O.V., Tkach L.T. Рedagogical culture dialogics as a factor in competent teacher training // Dialogue of Cultures - Culture of Dialogue: from Conflicting to Understanding. Proceedings of the Dialogue of Cultures - Culture of Dialogue: from Conflicting to Understanding (DCDD 2020), 23-25 April, 2020, Moscow City University, Moscow, Russia. European Proceedings of Social and Behavioural Sciences Vol. 95 / Е. Tareva, T.N. Bokova (Eds.). London: European Publisher, 2020. P. 184–189. doi:10.15405/epsbs.2020.11.03.20
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 74
В прошлом месяце: 17
В текущем месяце: 1
Скачиваний
Всего: 12
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 0