В течение последних лет отмечается снижение абсолютных показателей подростковой преступности. Если в 2008 г. было зафиксировано 116091 правонарушений, совершенных лицами, не достигшими восемнадцатилетнего возраста, то в 2012 г. этот показатель составил 59468 [Информация сайта Министерства]. На расширенном заседании коллегии МВД с участием Президента РФ были озвучены следующие цифры. В 2012 г. количество общественно опасных деяний, совершенных подростками, сократилось почти на 11 %; тяжких и особо тяжких преступлений - на 27 %. Подчеркивалось, что доля преступности несовершеннолетних в общей структуре снизилась до 5 % , и это самый низкий показатель за последние 15 лет [Информация сайта Президента]. Однако уровень социального неблагополучия несовершеннолетних остается все равно высоким. В настоящее время на профилактическом учете в комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав (КДН и ЗП) находится около 190 тыс. подростков [Информация сайта Президента]. Для таких подростков группы риска характерна тенденция к утяжелению социальных девиаций, в том числе в виде агрессивных деликтов [Информация всероссийского портала]. Серьезную озабоченность вызывает тот факт, что в структуре подростковых правонарушений чуть менее половины (46 %) занимают агрессивно-насильственные деяния [Информация сайта Министерства].
Увеличение числа насильственных действий несовершеннолетних наблюдается не только в России. Такая закономерность в течение последних 10-15 лет характерна и для европейских стран [Блекборн, 2004; Lodewijks]. Однако по обобщенным данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), собранным в 53 странах Европы [Информация сайта Всемирной], уровень агрессии среди несовершеннолетних в Российской Федерации превышает общеевропейские показатели примерно в 2,5-3 раза. Все это делает актуальным выявление факторов, облегчающих реализацию агрессивных побуждений у несовершеннолетних группы риска.
Исследования, проводимые в юридической и клинической психологии, позволили выделить у подростков ряд индивидуально-психологических свойств, заострение которых повышает вероятность агрессивного реагирования [Личко, 1999; Булыгина, 2006; Ениколопов, 2007; Крюкова, 2007; Ошевский, 2006; Семенова, 2001; Ушанова, 2009]. Не вызывает сомнения тот факт, что акцентуации характера имеют связи с риском агрессивного поведения [Личко, 1999; Ушанова, 2009]. Представители персонологических и диспозиционных клиникопсихологических концепций показали, что подростки с заострением индивидуальных черт, которое в англоязычной литературе обозначается как «трудный темперамент» [Smart, 2001], более зависимы от внешних обстоятельств и собственных непосредственных побуждений. Вместе с тем авторы лонгитюдных исследований [Farrington, 1989; Farrington, 1991; Farrington, 2002; Loeber, 2003] полагают, что следует не только описывать связи отдельных индивидуальных свойств со склонностью к агрессивному поведению, но и более глубоко изучать их психологическую структуру.
В работах отечественных психиатров (П.Б. Ганнушкин, О.В. Кербиков, А.Е. Личко) подчеркивается, что акцентуации характера, не являясь психическим расстройством, все же делают субъекта уязвимым в случаях, когда «ситуация обращается к точкам наименьшего сопротивления - locus minoris resistencia» [14, c. 18]. В судебной психологии разработана интегративная трехмерная концепция криминальной агрессии [Калашникова, 2010; Сафуанов, 1999; Сафуанов, 2003]. Для лиц с акцентуациями характера описаны специфические механизмы взаимодействия личности и ситуации при совершении противоправных агрессивных действий. Показана роль фрустрационного фактора в реализации агрессивных побуждений. Представители когнитивно-мотивационного подхода [Lazarus, 1966] исходят из того, что лица с заострением индивидуальных черт обладают низким порогом фрустрации только к специфическим ситуациям. В связи с этим ряд авторов сконцентрировали свое внимание на стратегиях совладания со стрессом [Сирота, 1994; Taylor]. Было выявлено, что характерологические особенности оказывают влияние на выбор субъектом неадаптивных копинг-стратегий, что, в свою очередь, повышает риск агрессивного реагирования. Однако на подростковом материале подобных исследований не проводилось. Кроме того, остаются неизученными специфические сочетания копинг-стратегий, используемых несовершеннолетними с различными акцентуациями характера.
Перечисленными обстоятельствами обусловлена актуальность проведенного нами предварительного исследования, цель которого - выявление связи между специфическими копинг-стратегиями у несовершеннолетних с акцентуациями характера и склонностью к агрессивному реагированию.
Для достижения указанной цели были обследованы подростки - 24 юноши и 19 девушек. Испытуемыми выступили ученики Общеобразовательной школы-интернатасреднего (полного) общего образования № 42 г. Москвы и воспитанники Социального приюта для детей и подростков ЮАО г. Москвы. В результате экспертных оценок воспитателей, учителей и психологов учреждений была выделена основная выборка (n=22), в которую вошли подростки, склонные к физической агрессии (агрессивные акты были задокументированы в их личных делах). Группу сопоставления составили несовершеннолетние, не имеющие подобных проблем (n=21). Обследуемые двух выборок были уравнены по возрастному, гендерному и социальному аспектам. Средний возраст испытуемых составил 15,3± 1,4 лет.
Исследование проводилось в индивидуальной форме с каждым испытуемым. В качестве исследовательского инструментария были использованы следующие диагностические методики:
• личностный опросник Басса-Перри [Дозорцева, 2004];
• личностный опросник для определения типа акцентуации Леонгарда- Шмишека [Бурлачук, 1998];
• модифицированная методика копинг-стратегий Лазаруса [Методика психологической диагностики, 2009].
Для верификации полученных данных применялись математико-статистические методы, реализованные в программной среде SPSS Statistics 20. Сравнительный анализ независимых выборок проводился с помощью t-tests (критерий Стьюдента) с предварительной проверкой на нормальность распределения, а также с использованием критерия Манна-Уитни. Кроме того, проводился регрессионный анализ с использованием метода множественной линейной регрессии.
Для объективизации экспертных оценок было проведено сравнительное исследование между группами с помощью методики Басса-Перри (табл. 1).
Т а б л и ц а 1
Результаты по шкалам опросника Басса-Перри
|
Шкалы опросника |
Группа сопоставления (mean) |
Основная группа (mean) |
Уровень значимости по критерию Манна-Уитни |
|
Физическая агрессия |
25,6 |
32 |
p<0,01 |
|
Гнев |
22,7 |
29 |
— |
|
Враждебность |
25,8 |
28,8 |
— |
Как и ожидалось, испытуемые основной группы продемонстрировали высокие показатели по шкале, характеризующей склонность к физической агрессии. Достоверных различий по другим шкалам получено не было. Как будет показано ниже, это связано с тем, что при различных акцентуациях характера преобладают определенные паттерны поведения в стрессовых ситуациях, связанных в большей степени со склонностью либо к враждебным, либо к гневливым реакциям.
Анализ результатов, полученных с помощью методики Леонгарда-Шмишека, позволил соотнести в процентном отношении типы акцентуаций характера у испытуемых исследуемых выборок. У обследуемых основной группы наибольший процент случаев приходился на гипертимную акцентуацию (60 % наблюдений). Примерно в равных пропорциях распределились экзальтированный и возбудимый тип (соответственно 32% и 28% наблюдений). Иная картина - у подростков, не склонных к агрессивному реагированию. В отношении гипертимной и экзальтированной акцентуации получены сопоставимые значения (соответственно 48% и 32% наблюдений). Вместе с тем у группы сопоставления не отмечено акцентуаций по возбудимому типу, при этом чуть более, чем в трети случаев (32%), обнаружено заострение циклотимных черт. Можно предположить, что именно возбудимая акцентуация, которая включает в себя склонность к самовзвинчиванию, повышает риск агрессивного реагирования.
Сравнительное исследование копинг-стратегий по общим выборкам показало (табл. 2), что несовершеннолетних, склонных к агрессивному реагированию, отличает низкий контроль над своим поведением. При этом у них обнаруживается тенденция при возникновении сложностей во взаимодействии усугублять положение и не учитывать интересы другого человека. Не исключено, что подобные механизмы связаны с излишней эмоциональностью и повышенным эгоцентризмом. Указанная тенденция наиболее явно прослеживается у несовершеннолетних с гипертимной акцентуацией. Возможно, у подростков с заострением других черт будут проявляться иные модели поведения. Однако в силу ограниченности выборки в настоящем исследовании проследить их не удалось.
Т а б л и ц а 2
Результаты сравнения копинг-стратегий у подростков, полученные с помощью методики
Лазаруса
|
Общая выборка |
|||
|
Шкалы опросника |
Группа сопоставления (mean) |
Основная группа (mean) |
Уровень значимости по критерию Манна-Уитни |
|
Конфронтация |
47,1 |
66,4 |
p<0,01 |
|
Самоконтроль |
66,9 |
53,2 |
p<0,01 |
|
Подростки с гипертимной акцентуацией характера |
|||
|
Шкалы опросника |
Группа сопоставления (mean) |
Основная группа (mean) |
Уровень значимости по критерию Манна-Уитни |
|
Конфронтация |
40 |
64,71 |
p<0,01 |
Для выявления сочетанных характеристик индивидуальных свойств, касающихся агрессивного поведения и стратегий разрешения проблемных ситуаций, был проведен регрессионный анализ (табл. 3 и 4).
Т а б л и ц а 3
Индивидуальные свойства, касающиеся агрессивных тенденций, полученные с помощью
опросника Басса-Перри у подростков с различными акцентуациями характера
|
Основная группа |
||||
|
Акцентуация / Шкала агрессивности |
Возбудимая |
Гипертимная |
Экзальтированная |
|
|
Физическая агрессия |
R=0,553 |
— |
R=0,629 |
|
|
Гнев |
— |
R=0,598 |
R=0,693 |
|
|
Враждебность |
R=0,910 |
— |
— |
|
|
Группа сравнения |
||||
|
Акцентуация / Шкала агрессивности |
Циклотимический |
Гипертимная |
Экзальтированная |
|
|
Гнев |
R=0,834 |
— |
R=0,690 |
|
|
Враждебность |
R=0,782 |
— |
R=0,536 |
|
У подростков, не склонных к проявлению агрессии, обращает на себя внимание отсутствие в результатах регрессии связей с физической агрессией. По-видимому, вследствие хорошо сформированных механизмов контроля над эмоциями, о чем говорилось ранее, негативные переживания гнева и враждебные тенденции имеют иные формы выражения и не выходят на уровень агрессивных действий. У несовершеннолетних основной группы выявляется специфичность в реализации агрессивных побуждений в зависимости от акцентуации характера. Так, для подростков с заострением черт по гипертимному типу, в целом не склонных к физической агрессии, агрессивное поведение реализуется, в основном, по типу ситуационного реагирования. Важную роль в этом процессе играет эмоция гнева, которая, по-видимому, выступает в роли триггера. Аналогичная тенденция прослеживается у подростков с экзальтированной акцентуацией. Однако она может усиливаться за счет склонности к отреагированию возникающего напряжения в виде физической агрессии. У несовершеннолетних основной группы с возбудимой акцентуацией характера важную роль в реализации агрессивных действий играет когнитивно-эмоциональный компонент. Они, по-видимому, склонны неверно истолковывать ситуации и воспринимать эти ситуации в негативном ключе.
Т а б л и ц а 4
Копинг-стратегии, полученные с помощью методики Лазаруса, у подростков
с различными акцентуациями характера
|
Основная группа |
|||
|
Акцентуация / Копинг- стратегии |
Возбудимая |
Гипертимная |
Экзальтированная |
|
Конфронтация |
R=0.889 |
R=0,734 |
R=0,941 |
|
Дистанцирование |
R=0,648 |
R=0,608 |
— |
|
Группа сравнения |
|||
|
Акцентуация / Копинг- стратегии |
Циклотимная |
Гипертимная |
Экзальтированная |
|
Дистанцирование |
R=0,921 |
— |
— |
|
Поиск социальной поддержки |
R=0,657 |
— |
— |
|
Принятие ответственности |
R=0,581 |
— |
— |
|
Бегство и избегание проблемы |
R=0,669 |
R=0,543 |
— |
|
Планирование и решение проблемы |
— |
— |
R=0,734 |
|
Положительная переоценка ситуации |
— |
R=0,645 |
|
Регрессионный анализ в группе подростков, склонных к проявлению агрессии, показал схожесть набора копинг-стратегий у несовершеннолетних с гипертимной и возбудимой акцентуацией. Однако механизмы реализации агрессивных побуждений имеют свою специфичность. Подростки с заострением гипертимных черт реагируют конфронтацией в ответ на ситуацию. При этом ведущим является эмоциональный компонент, провоцируемый гневом. Дистанцирование от проблемы, по-видимому, затрудняет процесс рационального разрешения проблемы. У несовершеннолетних с возбудимой акцентуацией характера в основе лежит более сложный механизм. Не исключено, что во враждебном восприятии ситуаций присутствует интеллектуальный компонент. Можно предположить, что копинг-стратегии в виде конфронтации и дистанцирования у таких подростков носят устойчивый характер и могут рассматриваться как предиспозиция к агрессивному реагированию.
У несовершеннолетних с гипертимной акцентуацией, не склонных к агрессии, в качестве копинг-стратегий, снижающих вероятность агрессивного реагирования, выступают эмоционально детерминированные решения избежать проблемы и открытого конфликта либо попытки их позитивной переоценки.
Сопоставление результатов, которые получены у подростков основной группы и группы сопоставления, имеющих заострение черт по экзальтированному типу, позволяет заключить, что одним из возможных способов контроля над негативными эмоциями и связанными с ними агрессивными реакциями является процесс рационального планирования последовательности своих действий.
Обобщая полученные результаты, можно заключить, что при разрешении проблемных ситуаций подростки с различными индивидуальными свойствами используют специфические копинг-стратегии. В качестве паттерна, повышающего вероятность агрессивного реагирования, можно рассматривать склонность к конфронтации и уходу от конструктивного рационального разрешения проблемы. Важную роль в формировании готовности к агрессивному реагированию играют эмоция гнева и враждебное восприятие ситуаций.
Выявленные особенности следует учитывать при планировании и проведении профилактических и коррекционных мероприятий с несовершеннолетними группы риска.
Одним из вариантов такой работы могут быть тренинги, направленные на развитие способностей противостоять внешним обстоятельствами. Эффективность использования подобных средств показана на модели профилактики употребления несовершеннолетними психоактивных веществ [Сирота, 1994]. При соответствующем психологическом обосновании и разработке специализированных программ они могут быть использованы при сопровождении подростков, склонных к агрессивному поведению.