Психолого-педагогические исследования
2013. Том 5. № 4
ISSN: 2587-6139 (online)
Деятельностная модель юридического психолога
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: деятельностная модель, юридический психолог, профилактика , сопровождение, реабилитация, учебные модули, ассоциированные учебные курсы
Рубрика издания: Юридическая психология
Тип материала: научная статья
Для цитаты: Богданович Н.В., Чернушевич В.А. Деятельностная модель юридического психолога [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2013. Том 5. № 4. URL: https://psyjournals.ru/journals/psyedu/archive/2013_n4/65728 (дата обращения: 14.12.2024)
Полный текст
Концептуальные основания определения содержания профессиональной подготовки. Подход к построению модели деятельности специалиста
Взгляд на психологию не только как на науку о психических явлениях, но и как на профессиональную деятельность, имеющую свою специфическую практику и соответствующую ей теорию - психотехническую теорию [3], требует существенной перестройки учебного процесса при профессиональной подготовке психологов. Необходимо перейти от подготовки исследователей психических процессов к подготовке специалистов, умеющих оказывать людям психологическую помощь за счет особого рода взаимодействия с ними. Обретая свою практику, психологическая подготовка обретает свои мотивы и ценности профессиональной практической деятельности, пронизывающие весь процесс профессиональной подготовки.
Основное содержание профессиональной подготовки психологов должна определить принятая на факультете концепция психологической помощи. Специфику подготовки юридических психологов обусловливают виды субъектов, нуждающихся в психологической помощи, и типы ситуаций, в которых эта помощь оказывается
Такой взгляд на содержание профессиональной подготовки психологов позволяет решить главную проблему при написании основной профессиональной образовательной программы - определить систему деятельности психолога. Для того чтобы построить такую систему при реализации компетентностного подхода в рамках высшего профессионального образования необходимо проанализировать типовые ситуации жизни подростка в правовом поле (например, в рамках законопослушной деятельности, при совершении правонарушения, в ходе следственных действий, на суде, при исполнении наказания, после освобождения). В ходе этого анализа коллективом выпускающей кафедры была выработана модель «Траектория жизненного пути подростка-правонарушителя», что позволило определить направления психологической помощи.
Модель деятельности специалиста
Данная модель включает в себя четыре этапа.
Первый этап - этап, когда появляется специфический запрос на профессиональную помощь юридического психолога. Это ситуация, когда подросток проявляет первые признаки девиантного поведения. Их могут начать замечать родители, школьные работники, друзья, сам подросток - те субъекты отношений с психологом, которые могут выразить запрос на психологическую помощь. К этой же ситуации может относиться запрос на раннюю профилактику девиантного поведения, включая выявление предрасположенности к девиантному поведению и ее коррекцию.
Именно на этом этапе жизни подростка эффективна работа юридического психолога с семьей и школьным окружением.
На первом этапе, когда несовершеннолетние еще находятся в рамках нормосообразного поведения, психологическая помощь заключается в первичной профилактике правонарушений.
Обычно профилактику определяют как систему мер (скоординированных, комплексных, разноуровневых), направленную, во-первых, на предупреждение возникновения и воздействия факторов риска, во-вторых, - на устранение выраженных факторов риска при условии рецидива, в-третьих, - на ресоциализацию. К ним относят также меры по созданию условий, способствующих закреплению положительных эффектов.
Собственно психологическим определением профилактики будет следующее: это направление деятельности психолога, целью которого является создание ресурсных условий для успешного формирования и развития личностных ресурсов, способствующих преодолению различных трудных жизненных ситуаций и влияющих на повышение устойчивости к неблагоприятным факторам. Особенностью профилактики как направления деятельности является то, что со всем контингентом клиентов проводится мониторинг, в ходе которого выделяется группа риска, с которой и будет проводиться углубленная работа.
Второй этап наступает, когда подросток совершил правонарушение и попадает в поле зрения комиссии внутришкольного учета и подразделения по делам несовершеннолетних, подросток при этом может находиться под подозрением или стать обвиняемым, возможно также проведение оперативно-следственных мероприятий в отношении его. На данном этапе необходимо начинать длительный процесс психологического сопровождения, который приобретает особое значение на судебной стадии.
В этих случаях нередко назначается судебно-психологическая или комплексная судебная психолого-психиатрическая экспертиза для того, чтобы выяснить важные для дела обстоятельства, дать максимальную информацию о несовершеннолетнем. Это позволяет определить не только меру ответственности подростка, но и, что более важно, - необходимые для его ресоциализации меры воздействия. Для квалифицированного проведения экспертизы с учетом особенностей необходима специальная подготовка юридического психолога.
Кроме того, правильное ведение следственных действий (допроса, опознания, очной ставки и др.) требует учета возрастных особенностей несовершеннолетнего.
Наиболее продуктивно участие юридического психолога в работе специализированных судов по делам несовершеннолетних, или в системе ювенальной юстиции, так как именно эта форма судопроизводства позволяет индивидуализировать меры, принимаемые обществом по отношению к несовершеннолетним, для их возвращения в общество.
Мы опираемся на следующее определение психологического сопровождения: это направление деятельности психолога, имеющее целью создание психологически благоприятных условий для участников какой-либо определенной деятельности с целью повышения ее эффективности. В рамках данного направления могут решаться такие проблемы, как определение степени воздействия на ребенка со стороны субъектов судебноследственных мероприятий, принятие подростком ответственности за правонарушение и т. д.
Одним из видов работы на данном этапе, могут быть восстановительные процедуры, а именно медиация и примирительные технологии, т. е. организация диалога: а) между противоборствующими сторонами, б) (более широко) между разными людьми, обеспечивающие процессы взаимопонимания. Это способ разрешения конфликтов сторонами с помощью нейтральной третьей стороны. Важно отметить, что медиаторами обычно являются специалисты, не имеющие психологического образования, поэтому данный вид помощи невозможно рассматривать как чисто психологический.
Данный этап особое значение имеет для подростков, осуждаемых условно, так как в дальнейшем они не изымаются из социума, поэтому для таких несовершеннолетних психологическая помощь будет осуществляться в форме сопровождения. Обычно этот вариант судебных решений воспринимается самим подростком как безнаказанность его противоправного деяния и провоцирует к повторным аналогичным поступкам. Специально организованная работа социальных работников и психологов позволяет более эффективно вести вторичную профилактику правонарушений.
В случае назначения мер воспитательного характера реабилитация будет пониматься как процесс создания замещающих ситуаций развития, позволяющих несовершеннолетнему восстановить утраченные социальные навыки и связи, что приведет к ресоциализации и реинтеграции в социум.
Третий этап начинается с вынесением приговора и определения наказания в форме помещения в исправительные учреждения (школы закрытого типа, колонии и т. д.). Режим учреждения - основной на сегодня фактор и исправления, и наказания - сам по себе вызывает стресс, который может пойти во благо подростку, но может привести и к нежелательным психическим состояниям. Особенно это актуально для учреждений, в которых наряду с официальным режимом действуют правила отношений, характерные для криминальной субкультуры. Планомерная организация воспитательного процесса и психологическая помощь подростку являются условием его социальной реабилитации и в дальнейшем интеграции в общество. Участие специально подготовленного психолога в этом процессе совершенно необходимо.
На данном этапе основное направление деятельности психолога -психологическая реабилитация, задача которой - создание специфических условий для восстановления психического состояния, семейных отношений, социального статуса, в том числе интеграции в социум [2; 6].
Четвертый этап начинается, когда подросток выходит из пенитенциарного учреждения. За рубежом психологическая помощь здесь носит сопроводительный характер, который осуществляет служба пробации. В отечественной традиции речь может идти скорее о третичной профилактике, т. е. о предупреждении повторных правонарушений. Как правило, для подростков это - новая жизненная ситуация, к которой многие из них оказываются не готовыми. Не готово и окружение принять подростка из мест лишения свободы. Кроме социальной поддержки (зачастую таким подросткам просто некуда возвращаться, кроме той среды, которая и способствовала правонарушению), остро необходима психологическая помощь, помощь в осознании себя ответственным за себя, за свою жизнь, помощь в осознании своих реальных возможностей в этой жизни, жизненных целей и идеалов.
Выше приведенный цикл является примерной и общей структурой построения системы комплексной психологической помощи, в которую можно и нужно включать смежных специалистов, например, педагогов, юристов, медиков и других.
Важно отметить, что работа должна проводиться не только с подростком, совершившим преступление, но также и с жертвами его деликта. Следовательно, подобная модель может быть разработана также для оказания психологической помощи жертвам (потерпевшим) правонарушений, свидетелям, несовершеннолетним участникам гражданских процессов, а также для специалистов, работающих с клиентами, находящимися в юридически значимых ситуациях.
В соответствии с разработанной моделью мы выделяем три основных направления работы юридического психолога, а именно: профилактику, сопровождение и реабилитацию, что соответствует трем специализациям (для гражданских вузов) специальности «Педагогика и психология девиантного поведения»: «Психолого-педагогическая профилактика девиантного поведения» (специализация № 3), «Психолого-педагогическое сопровождение детей и подростков группы риска» (специализация № 4), «Психологопедагогическая коррекция и реабилитация лиц с девиантным поведением» (специализация № 5) [4].
В деятельности психолога (в частности юридического) можно выделить основные виды деятельности, которые образуют цикл оказания психологической помощи, включающий в себя следующие этапы.
1. Запрос на решение: а) тактических задач (запросы администрации, клиентов, специалистов); б) стратегических задач (планирование динамики развития клиентов, организации).
2. Организация и методическая подготовка к проведению цикла (планирование и подготовка необходимых методических материалов, программ).
3. Проведение психологической экспресс-диагностики всех клиентов (наблюдение, опрос специалистов, родителей). Выделение группы риска.
4. Проведение углубленной специализированной диагностики группы риска.
5. Подготовка к консилиуму (консультации специалистов, анализ ситуации в целом, составление плана обсуждения, подготовка бланков для заключений) и участие в консилиуме (обмен информацией, разработка и планирование стратегий сопровождения клиента или группы, в которую он входит, заполнение заключения).
6. Реализация решений консилиума:
■ консультации общие: группы, в которую входит клиент, администрации, специалистов;
■ консультации индивидуальные: семейные, специалистов, клиентов;
■ коррекционные или развивающие группы;
■ социально-диспетчерская деятельность(при необходимости) - поиск специалиста, обеспечение его контакта с клиентом, осуществление поддерживающих мероприятий;
■ планирование и осуществление сопутствующих видов работы (психологическое просвещение, общая развивающая работа и др.).
7. Планирование и осуществление контроля эффективности проводимой работы (консультации со специалистами по итогам проведения цикла работы, перспективное планирование совместно со специалистами сопровождающей деятельности по завершению цикла).
Так, при профилактике правонарушений среди несовершеннолетних проводится первичная диагностика, которая позволяет отследить факторы, способствующие совершению подростками противоправных действий, а также личностные детерминанты, которые могут влиять на готовность к совершению преступлений. Вследствие выделения групп риска проводится коррекционно-развивающая работа, цель которой, с одной стороны, - приведение нарушенных процессов к норме, а с другой - развитие тех процессов, основываясь на которых человек сможет эффективно противостоять негативным факторам внешней среды. Юридический психолог уделяет особое внимание при работе с несовершеннолетними психолого-правовому просвещению, в рамках которого не столько сообщаются юридические знания, сколько ставится задача формирования ответственного поведения. Кроме того, психолого-правовое просвещение служит цели формирования среды подростка (учителя, родители и другие подростки). Для обеспечения более эффективной работы также проводится психологическое консультирование не только самого ребенка, но и родителей, и специалистов.
Таким образом, можно выделить основные виды деятельности психолога, которыми необходимо овладеть студенту-психологу за время обучения: общая психодиагностика, патопсихологическая диагностика (позволяющая отличить группу нормы от группы с психическими отклонениями), развивающая деятельность психолога, психологическое просвещение, психокоррекция, психологическое консультирование.
Система модулей учебного плана по специальности 0507 «Педагогика и психология девиантного поведения»
Соответственно представленной модели системы деятельности юридического психолога коллективом кафедры была разработана система модулей, заложенная в учебный план.
Системообразующим фактором для всего процесса подготовки, для всех выделенных в учебном плане модулей является последовательное прохождение практико ориентированных модулей, которые соответствуют выделенным видам деятельности: психодиагностический, психолого-педагогический (где осваивается развивающая деятельность психолога и психологическое просвещение), клинический (патопсихологический), психокоррекционный (три последних объединены в учебном плане в модуль спецподготовки), консультативный [6]. Кроме того, первый и последний модули (соответственно учебно-ознакомительный и стажерский) выполняют интегративную функцию, позволяя сформировать у студентов целостное представление о выбранной профессии и выработать основные интегративные компетенции.
Каждый модуль предполагает наличие трех частей: теоретический курс, практикум, практика, в ходе которых и формируются основные компетенции данного модуля.
Дисциплины системообразующих модулей либо предваряют практику, либо ее сопровождают (когда практика ведется параллельно с аудиторным учебным процессом), либо завершают практику (обеспечивая критериальную проработку полученного на практике опыта). Ориентированность всех дисциплин на практику (в том числе научную) должна обеспечить постепенный переход всех дисциплин из предметного в деятельностный формат, как этого и требуют стандарты третьего поколения.
Ниже дается краткая характеристика практик и связи их с ассоциированными с ними учебными дисциплинами (учебными модулями).
Учебно-ознакомительная практика. Практика призвана укрепить мотивацию получения специальности психолога и обеспечить целеполагание в учебной деятельности студентов в целом и на учебных дисциплинах I курса в особенности.
Практика проводится в контексте чтения общепрофессиональных теоретических дисциплин, помогающих осмысливать увиденное и услышанное на практике, таких как «Введение в профессию», «Общая психология», «Основы социальной работы», и практически ориентированных дисциплин, позволяющих уже применять новые знания, таких как «Организация досуга детей и подростков» [5], «Общепсихологический практикум», а также волонтерская работа, сопряженная с психологической поддержкой в детских и лечебных учреждениях и организациях.
При реализации замысла «ознакомительной практики» используются два основных вида воздействия для формирования исходных впечатлений и представлений о профессии: во-первых, общение со специалистами, которые рассказывают и показывают профессионально значимые случаи из профессиональной практики, доступные для восприятия студентов, во-вторых, тренинговые ситуации, где специалисты дают возможность студентам побывать в позиции клиента, на себе ощутить возможности психологической работы, а также выстроить личное отношение и к ней, и к себе.
Психодиагностическая практика. Психодиагностический модуль строится, начиная с изучения теоретических основ в «Общей психологии», которое сопровождается «Общим психологическим практикумом», где основные психические процессы исследуются с помощью различных методов психологии. Студенты не только получают необходимый инструментарий, с ними обсуждаются также основные принципы психодиагностической деятельности («Психодиагностика»). Однако акцент здесь делается на инструментарии, чего явно не достаточно для того, чтобы приступать к практической деятельности. На следующем этапе, параллельно с освоением теоретических основ психодиагностики (в ходе преподавания которых тоже оказывается полезным опыт проведения методик), студенты в дисциплине «Практикум по психодиагностике» осваивают необходимые практические умения и навыки: установление контакта, работа с запросом, подбор методик под запрос и др. Выходя на психодиагностическую практику, студенты уже в реальных условиях овладевают полученными знаниями и навыками.
Основная учебная направленность практики - приобретение опыта профессиональной психологической работы в ситуации запроса на психологическую помощь, опыта взаимодействия с социальным окружением подростка, опыта профессионального самоопределения в цикле психологической работы по оказанию психологической помощи подростку с использованием средств психодиагностической работы.
Модуль специальной подготовки. Модуль предусматривает развитие специальных профессиональных компетенций, связанных с профилактикой девиантного поведения.
Одна из новаций стандарта по специальности «Педагогика и психология девиантного поведения», направленная на реализацию компетентностного подхода, - введение особого раздела плана - «Специальная подготовка» [7]. По способу методической организации учебной деятельности она представляет собой органичное сочетание практикума с практикой и является учебной дисциплиной, включающей в себя выездные практические занятия, по смыслу являющиеся практикой. Таким образом, часть занятий по этой дисциплине проводится в реальных условиях деятельности специалиста с максимальной самостоятельностью выполнения практических задач, отработка которых предварительно происходит в университетской аудитории в режиме практикума или мастер-класса.
Такая методическая организация учебного процесса позволяет студентам с III курса вступать в непосредственный контакт в потенциальными работодателями-специалистами, в рамках ответственности которых студенты выполняют практические профессиональные задания по спецподготовке. Эти задания согласованы с потребностями организации - базы практики.
В качестве тем спецподготовки на факультете юридической психологии МГППУ выделены: клиническая патопсихологическая диагностика (базы - клинические учреждения), психолого-педагогическая деятельность (базы - образовательные учреждения), психокоррекционная деятельность (базы - специальные образовательные учреждения) [1].
Консультативная практика. В ходе консультативной практики студенты овладевают как общими, так и специальными компетенциями, позволяющими им выполнять работу психолога-консультанта.
Данный модуль предполагает приобретение первичного опыта консультативной работы. Проводится он, как правило, в специализированных психологических организациях (Гештальт-институт, Институт когнитивного консультирования, Школа антикризисного реагирования Института педагогики и психологии, Центр экстренной психологической помощи МГППУ), где в тренинговом режиме профессиональные консультанты моделируют ситуации работы с реальными запросами на психологическую консультационную помощь. Консультативная практика является обязательной дисциплиной, готовящей студентов к решению широкого круга консультативных задач. Практика погружает студентов в пространство профессиональной деятельности психолога-консультанта и знакомит их с концептуальными основаниями и психотехникой различных направлений консультирования (например, гештальт-традиции, когнитивного, экзистенциального консультирования и т. д.).
Целью консультативной практики является передача студентам опыта консультативной деятельности путем рефлексивного в нее включения.
Стажерская (производственная) практика. Целью данного модуля является интеграция всех полученных за время обучения компетенций и освоение наиболее обобщенных профессиональных компетенций. Особенность его состоит в рефлексивном сопровождении профессиональной деятельности студентов (одновременно с практикой осваиваются интегративные дисциплины «Организация психологической службы», «Система профессиональной деятельности специалиста-девиантолога»), что обеспечивает интеграцию знаний теоретических дисциплин из нескольких модулей и их реализацию в разнообразных практических ситуациях стажерской практики, обеспечивает формирование профессиональных компетенций.
В рамках указанных интегративных теоретических дисциплин происходят как рассмотрение возможных профессиональных ситуаций в рамках проектной деятельности, так и супервизия реальных случаев на базах практики.
Мощным ресурсом в освоении этого модуля является то, что студенты проходят практику на реальных местах работы в качестве молодых специалистов (с возможностью частичного, а впоследствии и полного, трудоустройства). Спектр существующих баз (от детских садов до уголовно-исполнительной инспекции) позволяет студентам простраивать различные варианты взаимодействия в широком диапазоне проблем и прогнозировать развитие своей деятельности.
В настоящее время остается актуальной проблема содержательного объединения и связи дисциплин, входящих в учебные модули, на базе профильной практики. Дисциплины разнесены по времени и семестрам во многом еще по формальным основаниям (таким, например, как ограничения аудиторного фонда). Непосредственная связь каждой дисциплины с практикой вряд ли возможна и целесообразна, но опосредованная другими курсами, входящими в модуль, - необходима. Решение этой проблемы и составляет перспективу развития учебного процесса.
Литература
- Богданович Н.В. К вопросу о подготовке юридических психологов [Электронный ресурс] // Коченовские чтения «Психология и право в современной России»: Сборник тезисов участников Всероссийской конференции по юридической психологии с международным участием. М.: МГППУ, 2012. С. 196–198. URL: http://www.jp.mgppu.ru/images/konf/KCH_2012/sbornik_kch_2012.pdf (дата обращения: 13.11.2013).
- Богданович Н.В., Делибалт В.В., Дегтярёв А.В. К вопросу обоснования модели профессиональной деятельности [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование PSYEDU.ru 2012. № 2. URL: http://www.psyedu.ru/journal/2012/2/2909.phtml (дата обращения: 17.07.2013).
- Василюк Ф.Е. От психологической практики к психотехнической теории // Консультативная психология и психотерапия. 1992. № 1. С. 15–32.
- Дозорцева Е.Г., Делибалт В.В., Богданович Н.В. Об образовательном стандарте подготовки специалиста по направлению «Педагогика и психология девиантного поведения» [Электронный ресурс] // Психология и право. 2011. № 1. URL: https://psyjournals.ru/psyandlaw (дата обращения: 17.07.2013).
- Чернушевич В.А. Народная игра (фольклор) как психокоррекционный ресурс юридической психологии [Электронный ресурс] // Психология и право. 2012. № 4. URL: https://psyjournals.ru/psyandlaw (дата обращения: 17.07.2013).
- Чернушевич В.А. Особенности тематической организации единиц учебного содержания при реализации деятельностного подхода к обучению [Электронный ресурс] //Психологическая наука и образование PSYEDU.ru 2011. № 1. URL: http://www.psyedu.ru/journal/2012/2/2909.phtml (дата обращения: 17.07.2013).
- Чернушевич В.А. Проблемы формирования компетенций при подготовке по специальности «Педагогика и психология девиантного поведения» // Юридическая психология. 2013. № 1. С. 24–26.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 2377
В прошлом месяце: 17
В текущем месяце: 6
Скачиваний
Всего: 1932
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 0