Стратегии воспитания в семье: зарубежный опыт исследования

4153

Аннотация

В обзоре представлены данные исследований швейцарских психологов и социологов о стилях воспитания в семье, стратегиях воспитания ребенка. Рассматриваются вопросы, связанные с формами проявления родительского авторитета в семье, его влиянием на самооценку ребенка и школьную успеваемость. Дается краткая характеристика авторских классификаций стилей воспитания, выявленных в ходе исследований. Представлены данные о влиянии социально-культурного и экономического статусов родителей на их воспитательные практики. Приводится краткий обзор типов супружеского взаимодействия, выявленных на основе показателей о степени автономности и открытости семьи по отношению к окружающей среде, распределению ролей в семье. Рассматривается связь между типом функционирования семьи и социальным статусом супругов, который оказывает влияние на формирование воспитательных практик родителей и соответственно на стиль и стратегию воспитания ребенка.

Общая информация

Ключевые слова: стили воспитания, стратегии воспитания родительский авторитет, академическая успеваемость ребенка

Рубрика издания: Психология развития

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Орлова К.М. Стратегии воспитания в семье: зарубежный опыт исследования [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2013. Том 5. № 4. URL: https://psyjournals.ru/journals/psyedu/archive/2013_n4/65839 (дата обращения: 05.12.2023)

Фрагмент статьи

Профессор социологии Ж. Келлерхальс (J. Kellerhals) и доктор культурной антропологии К. Монтандон (Cl. Montandon), работавшая с Маргаред Мид в США, провели
в 1991 г. исследование стратегий воспитания в семье и стилей воспитания подростков в возрасте 12–13 лет на выборке из 309 семей [3]. Оно позволило сгруппировать наблюдаемые родительские практики в три стиля воспитания: посреднический, авторитарный, материнский, которые различаются по четырем показателям: 1) цели воспитания; 2) педагогические методы; 3) разделение воспитательной работы и коммуникации с ребенком между матерью и отцом; 4) характер связи (сотрудничество, пассивное делегирование, или недоверие) с другими агентами социализации (школа, телевидение, друзья).

Литература

  1. Clémence A. Exercer l’autorité dans la famille et à l’école: des styles parentaux à l’intégration scolaire. Lausanne: Presses polytechniques et universitaires romandes, 2006. 30 c.
  2. Clémence A., Biétry V. L’exercice de l’autorité dans la famille et ses répercussions à l’école. Lausanne: Presses polytechniques et universitaires romandes, 2006. 13 c.
  3. Kellerhals J., Montandon C. Les stratégies éducatives des familles: Milieu sociale, dynamique familiale et éducation des pré-adolescents. Paris: Delachaux et Niestlé, 1991. 256 с.
  4. Kellerhals J., Montandon C., Ritschard G., Saardi M. Le style éducatif des parents et l’éstime de soi des adolescents// Revue française de sociologe. 1992. XXXIII. С. 313–333.
  5. Kellerhals J., Widmer E. Familles en Suisse: les nouveaux liens. Lausanne: Presses polytechniques et universitaires romandes, 2012. 141 c.
  6. Kellerhals J., Widmer E., Levy R. Mésure et démesure du couple. Cohésion, crises et résilience dans la vie des couples. Paris: Payot, 2004. 274 c.

Информация об авторах

Орлова Кристина Михайловна, Аспирант кафедры возрастной психологии факультета психологии образования Московского городского психолого-педагогического университета

Метрики

Просмотров

Всего: 3607
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 4153
В прошлом месяце: 9
В текущем месяце: 4