Выявление умения учащихся начальной школы действовать совместно в условиях социо-когнитивного конфликта

2082

Аннотация

В статье рассматривается актуальная для современного школьного образования метапредметная способность учащихся начальной школы действовать совместно. Оценка сформированности данной способности является целью исследования. Предлагается новая диагностическая методика оценки успешности групповой работы учащихся в условиях задаваемого извне социо-когнитивного конфликта. Установлены дифференцирующие возможности данной методики на материале экспериментальных результатов различных школ Москвы. Показано, что в среднем умение выпускников начальной школы работать в группе сформировано совершенно недостаточно, что подкрепляется сравнительной оценкой с успешными результатами школы, ориентированной на развитие учебной совместности детей. Делается вывод о необходимости формирования данной метапредметной способности путем специально организованного обучения на уроках.

Общая информация

Ключевые слова: метапредметные способности, групповое решение задач, диагностика совместности, социо-когнитивный конфликт, начальная школа

Рубрика издания: Психология развития

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Поливанова Н.И., Ривина И.В., Улановская И.М. Выявление умения учащихся начальной школы действовать совместно в условиях социо-когнитивного конфликта [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2013. Том 5. № 4. URL: https://psyjournals.ru/journals/psyedu/archive/2013_n4/65849 (дата обращения: 11.12.2023)

Фрагмент статьи

В последнее время в школьном образовании наряду с усвоением предметных знаний особое внимание уделяется развитию у учащихся метапредметных способностей. В частности,
в психологических исследованиях выделяются такие актуальные, значимые для жизни в современном обществе способности как умение учиться, способность решать проблемы творческого характера, сформированность логических действий и операций, способность к диалогическому общению, умение разрешать конфликты и смягчать разногласия [1; 2; 3; 4; 11; 12; 13]. В этом контексте рассматривается умение учащихся взаимодействовать со сверстниками и с взрослым в учебном процессе, изучению которого посвящены многочисленные отечественные и зарубежные исследования [6; 7; 9; 13; 14; 15; 18; 19]. В этих работах выявлено, что специальная организация совместной учебной деятельности является существенным фактором эффективного обучения. Хорошо организованная совместность ведет как к развитию отношений учащихся с взрослыми и со сверстниками, выражающемуся в форме делового сотрудничества, так и способствует формированию таких важнейших учебных действий как моделирование, оценка и контроль. Значимость групповой работы на уроке учитывается в педагогической практике школы не только как развивающий момент, но и с точки зрения фасилитации общения детей, формирования вербальной коммуникации и повышения их самооценки [5; 16; 20; 21].

Литература

  1. Guruzhapov V.A. Uchet mnozhestvennosti reshenij zadach, napravlennyh na razvitie metapredmetnyh kompetencij v processe scenirovanija uchitelem uchebno-razvivajushhih situacij [Account the multiplicity of solutions of problems aimed at developing competencies in the process metapredmetnyh stsenirovaniya teacher training and developing situations]. Psihologicheskaja nauka i obrazovanie [Psychological science and education], 2012. № 1. P. 40-45.
  2. Zhuravlev A.L., Nestik T.A. Psihologija upravlenija sovmestnoj dejatel'nost'ju: novye napravlenija issledovanij [Management Psychology joint activity: new directions for research]. Moscow, 2010. P. 40-45.
  3. Zimnjaja I.A. Kljuchevye kompetencii – novaja paradigma rezul'tata obrazovanija [Key competencies - a new paradigm of education result]. Jejdos. 2006. 5 maja. Available at: http://www.eidos.ru/ journal/2006/0505.htm. (Accessed 05.05.2006)
  4. Kak proektirovat' universal'nye uchebnye dejstvija v nachal'noj shkole / Pod red. A.G. Asmolova. Moscow, 2008. 151 p.
  5. Klimonova G.N. Opyt organizacii gruppovoj raboty na urokah // Jejdos. 2008. 18 dekabrja. Jelektronnaja versija: Available at: http://eidos.ru/ journal/2008/1218.htm (Accessed 18.12.2008).
  6. .Kommunikativno-orientirovannye obrazovatel'nye sredy. Psihologija proektirovanija / Pod red. V.V. Rubcova. Moscow, 1996. 158 p.
  7. Krickij A.G., Shherbinin M.Ju. Komp'juternye kommunikacii v sovmestnoj uchebnoj dejatel'nosti [ Psihologicheskaja nauka i obrazovanie [Psychological science and education]. 2006. №2. P. 93-104.
  8. Obuhova L.F. Socio-kognitivnyj podhod k issledovaniju intellektual'nogo razvitija rebenka [Socio-cognitive approach to the study of the intellectual development of the child]. Psihologicheskaja nauka i obrazovanie [Psychological Science and Education]. 2010. №5. Jelektronnaja versija: Available at: https://psyjournals.ru/ psyedu. ru /2010/n5/Obuhova.shtml (Accessed 26 decabria 2010 year)
  9. Perre-Klermon A.N. Rol' social'nyh vzaimodejstvij v razvitii intellekta detej [The role of social interactions in the development of children's intelligence]. Moscow, 1991. 249 p.
  10. Polivanova N.I., Rivina I.V. Principy i forma organizacii sovmestnoj uchebnoj dejatel'nosti [Principles and form of organization of co-curricular activities]. Psihologicheskaja nauka i obrazovanie [Psychological Science and Education]. 1996. № 2.
  11. Raven Dzhon. Kompetentnost' v sovremennom obshhestve. Vyjavlenie, razvitie i realizacija [Competence in modern society. Identification, development and implementation]. Moscow: Kogito-Tzentr, 2002. 396 p.
  12. Rubcov V.V. Social'nye vzaimodejstvija i obuchenie: kul'turno-istoricheskij kontekst [Social interaction and learning: cultural and historical context]. Kul'turno-istoricheskaja psihologija. [Cultural - Historical Psychology], 2005. № 1. P. 14-24.
  13. Cukerman G.A. Sovmestnaja uchebnaja dejatel'nost' kak osnova formirovanija umenija uchit'sja. Avtoref. dokt. diss. [Co-curricular activities as a basis of the ability to learn. Author. Doctor … diss.].Moscow, 1992. P. 38-41.
  14. Adey P.  Cognitive acceleration: Thinking as intelligence / Teaching Thinking. 2001. № 5. pp. 38-41.
  15.  Apres Vygotski et Piaget. Perspectives sociale et constructiviste. Ecoles russe et occidentale / par C. Garnier, N. Bednarz, I. Ulanovskaya. Bruxelles: De Boeck Universite, 1991. 288 p.
  16.  Howe Ch., Tolmie A., Thurston A., Topping K., Christie D., Livingston K., Jessiman E., Donaldson C. Group work in elementary science: Towards organizational principles for supporting pupil learning // Learning and Instruction. 2007. V. 17. pp 549 – 563.
  17.  Gilly M. Remarques et reflexions a propos de didactique et de conflict socio-cognitif / Construction des savoirs. Ottawa, 1989.pp 51-68.
  18.  Meloth M.S., Deering P.D. The role of the teacher in promoting cognitive processing during collaborative learning. // Cognitive perspectives on peer learning. Mahwah, N.J.: A. O’Donnel, A. King (eds.), 1999. pp 235-255.
  19.  Polivanova N.I., Rivina I.V. Computer as Constructor in the Process of Organising Children’s Learning Interaction // Activity Theory. 1993. № 13/14.  Pp. 13-20.
  20. Ulanovskaya I, Yarkina O. Le probleme de la repartition des actions dans lactivite commune cognitive // Apres Vygotski et Piaget. Perspectives sociale et constructiviste. Ecoles russe et occidentale / par C. Garnier, N. Bednarz, I. Ulanovskaya. Bruxelles: De Boeck Universite, 1991. pp/ 237-246.
  21. Webb N.M., Tropper J.D., Fall R. Constructive activity and learning in  collaborative small groups // Journal of Educational Psychology. 1995. V. 87. pp 406 -423.

Информация об авторах

Поливанова Нина Ивановна, кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник ПИ РАО, Москва, Россия

Ривина Ирина Владимировна, кандидат психологических наук, старший научный сотрудник ПИ РАО, Москва, Россия, e-mail: irinarivina@yandex.ru

Улановская Ирина Михайловна, кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник лаборатории психологических основ новых образовательных технологий, Психологического института Российской академии образования и лаборатории психологических проблем подготовки педагогов Московского городского психолого-педагогического университета, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-6605-0615, e-mail: iulanovskaya@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2260
В прошлом месяце: 9
В текущем месяце: 2

Скачиваний

Всего: 2082
В прошлом месяце: 16
В текущем месяце: 0