Научно-методическое обеспечение социализации несовершеннолетних матерей в условиях специализированного учреждения

845

Аннотация

В работе рассматриваются проблемы, возникающие при решении задач социализации воспитанниц – несовершеннолетних матерей. Статья основана на анализе деятельности специализированного учреждения, в котором могут находиться несовершеннолетние будущие мамы с четырнадцати лет и несовершеннолетние матери с детьми в возрасте до одного года (в порядке исключения – до трех лет). Проблемы, связанные с социализацией несовершеннолетних матерей, обусловлены внутренними и внешними факторами относительно деятельности учреждения. К тому же, чаще личности воспитанниц не укладываются в рамки общепринятых шаблонов. В период нахождения воспитанниц в учреждении обеспечивается их обучение навыкам жизнедеятельности в современных условиях, формирование у них умений и навыков ведения быта, воспитания ребенка, организации досуга, планирования бюджета семьи и др. Социализация воспитанниц с учетом сложившейся у них ситуации ориентирована на их социальную адаптацию, повышение у них социально активной позиции, содействие их профессиональной ориентации и получению ими профессии, специальности. Все это требует усиления работы научно-методического характера. Следовательно, возникает необходимость научно-методического обоснования направлений и содержания взаимодействия с социальными институтами города с целью реализации их возможностей при решении задач социализации воспитанниц, эффективного использования потенциала социально-культурных учреждений, учреждений общего и профессионального образования.

Общая информация

Ключевые слова: социализация, методика, специализированное учреждение, дом ребенка, детский дом, адаптация, методическая работа, наука

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Михайловский В.Г. Научно-методическое обеспечение социализации несовершеннолетних матерей в условиях специализированного учреждения [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2013. Том 5. № 5. URL: https://psyjournals.ru/journals/psyedu/archive/2013_n5/Mikhailovskiy_Pestov (дата обращения: 24.07.2024)

Полный текст

При решении задач научно-методического характера, обеспечения и сопровождения взаимодействия с социальными институтами города с целью реализации их возможностей для социализации воспитанниц, эффективного использования потенциала социально-культурных учреждений, учреждений общего и профессионального образования, не следует упускать из виду основную цель деятельности учреждения [5].

В качестве частных задач, актуальных на сегодняшний день, можно выделить следующие: разработка подходов к социальной реабилитации и адаптации воспитанниц, в том числе направленных на сохранение ребенка в семье, формирование привязанности к ребенку и мотивации к воспитанию ребенка в семье, на развитие материнских навыков, навыков по уходу и воспитанию детей; создание эффективной системы профилактики «незрелости» материнства и социального сиротства; коррекция отношений воспитанниц с семьей, содействие установлению позитивных отношений со сверстниками, социально-психологическая поддержка семей воспитанниц; разработка индивидуальных программ развития воспитанниц. При этом следует опираться на системный подход как при организации работы, так и при определении содержания влияния на воспитанниц [5; 6].

Обоснование механизмов профилактики кризисных ситуаций, решения проблем воспитанниц, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, должны базироваться на социальном мониторинге, а параллельно следует вести просветительскую работу, проводить консультирование лиц, желающих стать приемными родителями, опекунами, патронатными воспитателями, информировать население о деятельности учреждения, в том числе через средства массовой информации.

Научно-методическая работа по решению проблем и обеспечению социализации воспитанниц должна находиться в системе других задач социально-педагогической и социально­психологической работы, ориентированных на формирование социальных навыков, социальную адаптацию воспитанниц, а также на развитие социально-педагогической компетентности персонала. Например, следует в содержательном плане обосновать: пути и механизмы привлечения воспитанниц к социально значимой деятельности, обеспечения получения воспитанницами основного общего (полного) образования и организации профессионального ориентирования; использование возможностей социальной среды (социальных институтов города) для социализации воспитанниц; развитие системы обеспечения воспитанниц социальной информацией; создание воспитанницам условий для учебы, отдыха, творчества, культурного развития, ведения быта, развития детей; осуществление работы по социальной адаптации воспитанниц и подготовке их к самостоятельной жизни; профилактику девиантного поведения детей и воспитанниц; формирование и развитие социально-педагогической культуры персонала и ряд других направлений.

В числе актуальных направлений научно-исследовательской работы можно выделить следующие [1]:

■    исследование характера социальных проблем, влияющих на деятельность учреждения, социализацию воспитанниц, научно-практическая проработка важнейших проблем в развитии детей и воспитанниц, исследование вопросов педагогики и психологии, содержания, организации и методики процесса развития детей и воспитанниц в учреждении и патронатных семьях;

■    разработка перспектив развития учреждения, решение проблем развития детей и воспитанниц, развития и совершенствования инфраструктуры обеспечения деятельности учреждения;

■    исследование проблем морально-психологического обеспечения жизнедеятельности детей и воспитанниц, патронатных семей, обучения и воспитания воспитанниц, проведение научных исследований в области психологии кризисных ситуаций, социально-педагогической и социально-психологической помощи;

■    исследование проблем психологической поддержки воспитанниц и подготовки их к родам, формирования привязанности к ребенку во время беременности и после родов в рамках профилактики отказа от ребенка, проблем психотерапевтической работы с воспитанницами, адаптации их к социальному окружению, коррекционной работы по сценариям дальнейшего образа жизни после выпуска воспитанниц из центра;

■    профилактическая работа, ориентированная на снижение вероятности отказа от ребенка, выявление и выработку предложений по устранению предпосылок к насилию; проведение бесед и практических занятий по профилактике генетического сиротства, устранение предпосылок к конфликтам;

■    диагностическая работа по выявлению динамики психического состояния воспитанниц, оценке состояния психологической помощи в адаптации воспитанниц к социальной среде;

■    коррекционно-развивающая работа на основе психологического обеспечения: формирования навыков взаимодействия мамы с ребенком, индивидуальной реабилитации воспитанниц и коррекции психосоматических симптомов, формирования образа семьи у воспитанницы в рамках системного семейного подхода, коррекция сценария жизни и личных установок к семейным отношениям;

■    психологическая подготовка кандидатов в замещающие родители и наставников для воспитанниц.

В рамках исследовательской деятельности следует наладить диагностическую работу. При этом нужно опираться на достижения различных научных отраслей с учетом специфики деятельности учреждения [2; 3].

Сегодня еще нет достаточно аргументированного подхода к системе переподготовки и повышения квалификации специалистов и педагогов учреждения на базе как самого учреждения, так и других учреждений, развертывания базы повышения квалификации работников других учреждений на базе специализированного дома ребенка по профилям (с учетом специфики) его деятельности. Важно организовать прохождение исследовательской практики студентов на базе специализированных учреждений в целях подготовки кадров и создания кадрового потенциала.

Целесообразно и важно наладить научно-методическое взаимодействие с социальными институтами города: с образовательными, научно-исследовательскими, социально­культурными учреждениями, предприятиями. Целью такой работы можно определить разработку и апробацию новых форм научно-исследовательского и методического сопровождения обучения и воспитания детей и воспитанниц. Для этого нужно: внедрить модель взаимодействия с различными организациями в рамках концепции деятельности учреждения, модели межведомственного взаимодействия в области профилактики безнадзорности, социального сиротства и асоциального поведения.

Какие же формы научной работы могут быть реализованы в учреждениях, подобных специализированному детскому дому [1; 4]? Они не должны являться предметом деятельности только данного учреждения, а должны быть объектом системной работы органов управления образованием, социальных институтов города, образовательных и научных учреждений и т. д.:

■                   научно-исследовательские работы (фундаментальные и прикладные);

■    подготовка и проведение научных конференций, семинаров, совещаний, творческих дискуссий и обобщение их результатов;

■    разработка или участие в разработке проектов уставов, наставлений, положений, руководств, инструкций, других руководящих и нормативных документов;

■    экспериментальная проверка теоретических положений, обобщение результатов исследований и выработка рекомендаций;

■    разработка учебников, учебных пособий, монографий, написание диссертаций, научных трудов, статей, подготовка докладов, научных отчетов, сообщений и других научно­методических материалов по различным направлениям деятельности учреждения;

■    проведение анализа и экспертизы работ по различным направлениям деятельности учреждения.

В процессе внедрения научных достижений в деятельность учреждения, исследования и решения проблем деятельности обеспечивается развитие научного творчества педагогов, психологов, привлечение к научной деятельности студентов взаимодействующих вузов. В процессе реализации основных направлений научно-исследовательской работы обеспечивается проведение и ряда других мероприятий:

■    участие в проведении «круглых столов» по вопросам психологической безопасности образовательной среды, психологии кризисных ситуаций;

■    приглашение сотрудников и студентов взаимодействующих социальных институтов к участию в научно-практических конференциях, семинарах, мастер-классах и других мероприятиях по проблемам воспитания детей и воспитанниц;

■    осуществление взаимодействия с научно-практическими центрами социально­педагогического и психологического профиля по созданию совместных проектов исследования проблем профилактики социального сиротства;

■    осуществление постинтернатного патроната по сопровождению семей, принявших ребенка (детей) на воспитание и над детьми, признанными нуждающимися в помощи государства;

■    обеспечение научно-исследовательской деятельности в учреждении студентов, аспирантов и соискателей научных степеней, научно-педагогического сообщества образовательных учреждений;

■    исследование проблем совершенствования деятельности учреждения по различным направлениям под руководством научных руководителей образовательных или научных учреждений.

Существуют проблемы и методического характера, обусловленные деятельностью учреждения. Сегодня прослеживается необходимость в эффективных нововведениях, направленных на развитие процесса социализации, но они окажутся эффективными при глубоко продуманной работе. Зачастую образовательным учреждениям навязываются различные средства и методики проведения занятий, используются нововведения без учета потребности предметной области. Результатом может оказаться физическая и психоэмоциональная нагрузка детей и воспитанниц, нехватка времени на освоение учебного материала. Обоснование же эффективности может проводиться на основе эксперимента. При этом в качестве компетентностной составляющей педагога должна формироваться исследовательская культура. В данной работе важно опираться на положительный опыт педагогов образовательных учреждений, но на сегодняшний день недостаточно отлажен механизм взаимодействия между образовательными учреждениями и специализированными учреждениями социальной направленности: практикуется массовое посещение, а не целевое; отсутствуют стажировки со статусом повышения квалификации; не активизировано распространение положительного опыта, что можно было реализовать на основе организации возмездной издательской работы в целях решения задач просветительской деятельности.

При наличии потребности в профилизации подготовки и социализации воспитанниц специализированные учреждения сталкиваются с недостаточностью средств для повышения компетентности специалистов, развития социальных программ или для привлечения специалистов и педагогов к реализации отдельных профильных программ дополнительного образования.

Методическая работа имеет целью совершенствование методики, повышение эффективности, качества проведения всех видов мероприятий, повышение компетентности персонала учреждения. Методическая работа учреждения направлена на изучение и обобщение, совместно с представителями взаимодействующих социальных институтов, инновационного опыта деятельности специалистов различного профиля, требований нормативных документов и внедрение их в деятельность учреждения путем проведения методических исследований по актуальным проблемам теории и практики в области профилактики социального сиротства, разработку и внедрение моделей социально-педагогического сопровождения педагогического процесса детей и воспитанников, обеспечение организационно-методического взаимодействия в вопросах профилактики социального сиротства, оказания экстренной психологической помощи детям и воспитанницам, социально-педагогического сопровождения их социальной адаптации и самостоятельной жизни.

Как показала практика деятельности специализированного дома ребенка, в организационном плане наиболее эффективными формами методической работы являются следующие[1]:

■    «круглые столы» по вопросам социально-педагогического сопровождения, социальной адаптации и самостоятельной жизни воспитанниц;

■    методическое консультирование персонала по вопросам социально-педагогического сопровождения, социальной адаптации и самостоятельной жизни воспитанниц, по вопросам профилактики социального сиротства;

■    проведение сборов, направленных на рассмотрение итогов работы, выработку единых взглядов по вопросам учебной, воспитательной, методической и других видов работы;

■    проведение методических занятий, организация чтения лекций по различным направлениям деятельности учреждения, изучение требований новых руководящих документов и рассмотрение методик их реализации;

■    проведение методических совещаний в целях решения конкретных вопросов осуществления деятельности: методики проведения мероприятий, деловых игр, комплексных занятий, обеспечения взаимосвязи различных направлений деятельности учреждения и др.;

■    проведение научно-методических конференций и семинаров с рассмотрением на них результатов научных исследований по проблемам в различных направлениях деятельности учреждения, путей дальнейшего совершенствования системы сопровождения детей и воспитанниц, вопросов внедрения новых технологий, методов и средств обучения и воспитания и др.;

■    проведение инструкторско-методических занятий с привлечением ученых и специалистов, представителей руководящих органов по наиболее важным и сложным проблемам осуществления различных направлений деятельности в целях отработки единой организации и методики проведения мероприятий, освоения новых, более эффективных методических приемов;

■    проведение показных занятий лучшими методистами с целью продемонстрировать образцовую организацию и методику проведения мероприятий;

■    проведение открытых мероприятий в целях обмена опытом, оказания помощи персоналу в организации занятий и методике их проведения;

■    организация педагогических (методических) экспериментов в целях практической проверки рекомендаций по результатам научных исследований по различным направлениям деятельности, внедрения новых технологий обучения и воспитания, достижений педагогической науки и практики;

■    изучение, обобщение и распространение передового опыта обучения и воспитания детей и воспитанниц, оказания помощи персоналу в повышении их квалификации.

Методическая работа является одним из важных направлений деятельности учреждения и имеет целью совершенствование методики, повышение эффективности, качества проведения всех видов занятий, профессионального уровня персонала учреждения. Однако для эффективности методической работы необходим организующий центр. Им может стать, как это предусмотрено в специализированном доме ребенка, методический кабинет, который обеспечивает: разработку учебно-методических материалов, необходимых для проведения и методического обеспечения всех видов занятий и воспитательной работы; повышение педагогического мастерства персонала учреждения, а также организацию и проведение учебно-методических (методических) сборов, совещаний, научно-методических конференций, семинаров и методических занятий; организацию и проведение контроля занятий; проведение педагогических (методических) экспериментов и внедрение их результатов в учебно-воспитательный процесс; рассмотрение вопросов методики обучения и воспитания на педагогическом совете, совете учреждения [1].

Какие основные формы методической работы реализуемы в учреждениях, подобных специализированному детскому дому? Ими могут являться: разработка учебно-методических материалов, учебно-методические (методические) сборы, методические совещания, научно­методические конференции и семинары, методические занятия, заседания методистов (методического кабинета), педагогические (методические) эксперименты, контроль занятий.

Разработка учебно-методических материалов, необходимых для проведения и методического обеспечения всех видов учебных занятий, включает в себя разработку (переработку, совершенствование): текстов лекций, планов семинаров, учебных и воспитательных задач, методических пособий, указаний и руководств по проведению различных видов занятий и организации самостоятельной работы персонала и воспитанников учреждения; материалов для контроля деятельности персонала учреждения и учреждения в целом, а также разработку и модернизацию учебных и наглядных пособий, учебно-тренировочных средств, технических средств обучения и контроля.

Учебно-методические (методические) сборы в учреждении могут проводиться в целях рассмотрения итогов работы за предшествующий период деятельности учреждения, выработки единых взглядов по вопросам учебной, воспитательной и методической работы. В рамках методических сборов могут проводиться методические занятия, организовываться чтение лекций, даваться указания по реализации новых требований нормативных правовых и служебных документов, практики деятельности учреждений, педагогов, методистов и др.

Методические совещания проводятся в целях решения конкретных вопросов учебно­воспитательного процесса: методики проведения игр, учебных и методических занятий, обеспечения взаимосвязи различных направлений деятельности учреждения и других. Они могут организовываться и проводиться в методическом или иных кабинетах учреждения. Совместные совещания специалистов несмежных специальностей и профессий целесообразно организовывать и проводить при участии администрации учреждения.

Научно-методические конференции и семинары проводятся с рассмотрением на них результатов научных исследований по проблемам образования, путей дальнейшего совершенствования подготовки специалистов, вопросов внедрения новых технологий, методов и средств обучения и других. Научно-методические конференции могут вырабатывать рекомендации, утверждаемые руководителем учреждения.

Методические занятия (инструкторско-методические, показные (так?), открытые, пробные) проводятся по планам учреждения.

Инструкторско-методические занятия организуются по наиболее важным и сложным темам образовательной программы в целях отработки единой организации и методики проведения занятий, освоения новых, более эффективных методических приемов. Они в основном проводятся руководящим составом учреждения, наиболее опытными специалистами, педагогами, методистами. Для проведения инструкторско-методических занятий могут быть приглашены специалисты и научно-педагогический состав других учреждений.

Показные занятия проводятся лучшими методистами и специалистами с целью показать образцовую организацию и методику проведения занятий, в том числе с использованием новых технологий обучения. Показные занятия проводятся в соответствии с планом (расписанием занятий, планом мероприятий).

Открытые занятия проводятся в соответствии с планом (расписанием занятий, планом мероприятий) в целях обмена опытом, оказания помощи специалистам в организации занятий и методике их проведения.

Пробные занятия проводятся в целях определения подготовленности специалиста и допуска его к самостоятельному проведению занятий с воспитателями и другими специалистами, а также рассмотрения организации и методики проведения занятий по новым темам (вопросам), определения целесообразности использования новых технологий и методов обучения. Пробные занятия проводятся, как правило, без обучающихся (специалистов, воспитанников), только перед администрацией, методистами или иными специалистами высокой квалификации.

Контроль занятий может проводиться директором, его заместителями, руководителями направлений (отделов), методистами учреждения и специально назначенными лицами в целях определения и оценки содержания, организации и методического уровня проведения занятия, степени достижения учебных и воспитательных целей и подготовленности лица, проводящего занятие. Контроль может быть как плановым, так и внезапным. Результаты контроля занятий доводятся до лиц, проводивших занятие, и до директора. Результаты контроля занятий отражаются в отчетных материалах.

Педагогические (методические) эксперименты организуются по решению директора или методического кабинета в целях практической проверки рекомендаций по результатам научных исследований в области образования, внедрения в учебный процесс новых технологий обучения, достижений педагогической науки и практики.

Заседания методистов (методического кабинета) проводятся по мере необходимости решения проблем методического характера, в ходе которых обсуждаются: вопросы совершенствования структуры и содержания программ обучения и воспитания, методики проведения и материально-технического обеспечения занятий, воспитательной работы с воспитанниками, подготовки персонала учреждения, повышения их квалификации, выполнения научных работ и педагогических (методических) экспериментов, результаты контроля занятий, другие вопросы; структура и содержание учебно-методических материалов, рекомендации по содержанию и методике обучения, пути их реализации.

В рамках методической работы следует значительное место отвести повышению компетентности персонала по всем специфическим направлениям деятельности учреждения, ибо обеспечение эффективной деятельности учреждения строится на знаниях, умениях, навыках, способностях персонала и их готовности и мотивированности выполнять порученную или выбранную работу. Поэтому акцент следует сделать на профессионально-педагогической, социально-педагогической, психологической, медицинской и социально-культурной составляющих качеств специалиста. Именно субъекты, у которых сформированы качества, удовлетворяющие современным требованиям к социализации воспитанниц и детей, способны быстро реализовать эффективные технологии и будут в рядах передовиков, смогут предоставить услуги и иметь социальный заказ на подготовку детей и специалистов.

Повышение компетентности персонала не должно являться самоцелью, а должно осуществляться на основе постоянного наблюдения за условиями и факторами, процессами, влияющими на достижение основной цели учреждения, рассматриваемого случая - социализации воспитанниц и детей.

Если обратить внимание на индивидуальные формы, которые могут осуществляться в виде консультаций, наставничества, повышения квалификации, стажировки, самообразования, издательской деятельности, разработки учебно-методических материалов и подготовки к занятиям, участия в конкурсах, а также в коллективных формах методической работы, то очевидно, что все эти мероприятия требуют информационной поддержки. Аналогично при реализации коллективных форм методической работы.

Индивидуальная и коллективная формы методической работы реализовываются при решении следующих основных задач: разработка учебно-методических материалов для занятий и воспитательной работы; повышение педагогического мастерства учителей и профессионального уровня администрации; проведение контроля занятий и организация методической работы по их результатам; рассмотрение вопросов методики обучения и воспитания при проведении методических мероприятий.

Все те формы, которые присущи методической работе, ориентированы на решение конкретных задач повышения эффективности деятельности образовательного учреждения при решении ее основной задачи - обучения и воспитания учащихся, сохранения их здоровья. При этом, решая круг задач, будут вырабатываться инновационные предложения и положительный опыт работы педагогов, которые будут составлять информационный ресурс, потенциально приспособленный для обеспечения образовательной деятельности, деятельности администрации, педагогов, обучающихся.

Организация методической работы обеспечивается ее планированием, начиная с диагностики нынешнего состояния, опираясь на результаты наблюдения за состоянием деятельности персонала учреждения, а также направлений деятельности учреждения. При этом на основе комплексного наблюдения формируется информационная база о состоянии социальной среды и ее инфраструктуры, деятельности персонала детей и воспитанниц.

Диагностика методической работы и деятельности персонала учреждения предполагает изучение их состояния, а также документов, регламентирующих различные направления деятельности образовательного учреждения. В период диагностической работы важно организовать собеседование с персоналом. Именно эта работа позволяет выявить их состояние, имеющиеся проблемы, дающие основание для выработки предложений для включения в планы работы на следующий период.

В ходе собеседования следует обсудить существующие проблемы в процессах обеспечения их деятельности. На основе прошлого опыта и интересов персонала следует сформировать направления повышения квалификации. Также следует определить или уточнить тематику исследовательской (экспериментальной) работы в учреждении. В целях распространения положительного опыта работы персонала как своего, так другого учреждения, следует ориентировать специалистов на освещение имеющихся достижений в печати (журналы, научно­методические сборники, методические разработки и др.).

После разработки проекта плана повышения квалификации и методической работы следует обеспечить их обсуждение с персоналом. Основной целью обсуждения является учет наиболее значимых направлений и мероприятий, согласование планов персонала, деятельности методических объединений и других формирований и структурных подразделений учреждения.

Реализация данного порядка управления обеспечивается системой информационного сопровождения этого процесса. Изучение документов следует начинать с документов вышестоящих органов управления, регламентирующих деятельность учреждения и отдельных направлений деятельности. Эти документы определяют рамки (условия), в которых должна осуществляться наша работа, а неучет этих требований обычно приводит к повторному планированию отдельных направлений или работы в целом. При планировании должны быть проанализированы документы научно-методического характера и отчетные документы по различным направлениям деятельности учреждения, которые показывают положительнее тенденции в организации работы, предлагают инновационные технологии работы, показывают проблемные участки в планируемой деятельности.

Использование подобного алгоритма работы с учетом собеседования с коллективом способствует формированию системы мероприятий, учитывающей многие значимые аспекты работы, включая повышение профессионально-педагогической компетентности.

В ходе реализации алгоритма управления формируется совокупность документов, которые, в конечном счете, ориентированы на создание комфортных условий деятельности детей и воспитанниц в целях достижения наилучших показателей. Система разрабатываемых документов ориентирована на достижение результатов через проведение методических мероприятий и привлечение общественных формирований для совершенствования сферы жизнедеятельности детей и воспитанниц, в том числе учебно-воспитательного процесса. В создании этих документов и обеспечении методической работы используется прямая и обратная информация, а также информация, выработанная во взаимодействии с органами и лицами, заинтересованными в улучшении деятельности учреждения. Вся совокупность документов представлена не только внутренними документами, но и документами, поступающими из вышестоящих органов управления, в частности, они представляют перечень курсов повышения квалификации на год.

Литература

  1. Глазкова Ю.Н. и др. Социализация лиц, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в условиях специализированного учреждения: Научно-методическое пособие. М.: Формула печати, 2013. 56 с.
  2. Дейч Р.В. Патологические увлечения у детей и подростков: варианты, динамика, социальная адаптация: Автореф. дис. … канд. мед наук. М.: МНИИП, 2012. 24 с.
  3. Иванова Г.П., Шакирова Э.Ф. Диагностика уровней сформированности социальной активности учащихся // Акмеология. 2013. № 3(47) . С. 35–39.
  4. Маленькая мама: из опыта работы / Санкт-Петербургское государственное учреждение «Кризисный центр помощи женщинам»; отделение социальной реабилитации «Маленькая мама»; под ред. М.А. Гречишкиной. СПб.: Островитянин, 2009. 64 с.
  5. Федоров О.Г. Особенности выбора объекта управления и объекта исследования в социально-образовательных системах // Вестник Рос. ун-та дружбы народов. Сер. Психология и педагогика. 2009. № 4. С. 54–58.
  6. Fedorov O.G. The principle of modelling of social and educational systems // Акмеология. 2013. № 2 (46). С. 47–52.

Информация об авторах

Михайловский Виктор Григорьевич, кандидат технических наук, профессор кафедры социальной педагогики факультета социальной педагогики , ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия

Метрики

Просмотров

Всего: 1224
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 2

Скачиваний

Всего: 845
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 0