Психолого-педагогические исследования
2014. Том 6. № 1. С. 69–76
doi:10.17759/psyedu.2014060109
ISSN: 2587-6139 (online)
Подросток как субъект самоопределения: ресурсы и риски
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: субъект самоопределения, подросток, социальная активность, ресурсы, риски , аутопсихологическая компетентность, ценностные ориентации, выбор
Рубрика издания: Психология развития
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu.2014060109
Для цитаты: Иченко Н.А. Подросток как субъект самоопределения: ресурсы и риски [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2014. Том 6. № 1. С. 69–76. DOI: 10.17759/psyedu.2014060109
Полный текст
В современной социальной реальности актуальной является проблема самоопределения человека как субъекта жизненного пути. Определение своего места в жизни, стратегии жизни и индивидуальной траектории развития задает в конечном итоге конструктивный или деструктивный способ взаимодействия «человек - мир». Особую актуальность приобретает изучение содержания, механизмов и факторов успешного самоопределения в подростковом возрасте. Подростковый возраст является уникальным этапом в развитии человека. Это период психологической и социальной примерки различных моделей взаимоотношений с самим собой, другими и миром, осмысления многообразия возможностей построения жизненного пути, апробации собственных ресурсов и определения границ личных и социальных ограничений. Подростковый возраст по своей психологической сущности - период поисков, инноваций и экспериментов, расширения активности и ярко выраженной мотивации самопрезентации. Вместе с тем это противоречивый и внутренне конфликтный период в развитии субъекта [4].
Подросток проявляет исключительную сензитивность к оценкам других и в то же время стремится к автономности и независимости. Важными жизнетворческими задачами подросткового возраста выступают развитие самосознания, стабилизация самооценки, становление индивидуальной системы ценностей и смыслов. В подростковом возрасте начинается выбор жизненного пути, построение собственной жизни, определение цели и способов ее достижения, первичный выбор профессии в соответствии с ценностными ориентирами.
Именно здесь субъект конструирует индивидуальный способ самовыражения, самоутверждения, самореализации в контексте социальной активности. Социальная активность в жизненном пространстве подростка оказывается мощным фактором конструктивного развития личности и становления субъектности, социальнопсихологическим гарантом будущего успеха. Поэтому особое значение имеет представленность в современной ситуации развития подростка механизмов фасилитации социальной активности: актуализации, адаптации, персонификации, персонализации, идентификации и интериоризации [3].
Актуализация мотивации компетентности, мотивации достижения личностного роста, формирование способов оптимального использования собственных потенциалов и ресурсов, а также возможностей социальной, образовательной, информационной среды позволяют выбрать адекватный вектор развития. Успешность подростка как субъекта самоопределения зависит от уровня способности к адаптации к собственным трансформациям, требованиям социума. Стремление к персонализации и персонификации активности может иметь различную содержательную специфику и направленность и, закрепляясь на уровне стереотипа, накладывает отпечаток на характер жизненно значимых выборов в будущем.
Стремясь стать взрослым, самостоятельным субъектом жизни, подросток вырабатывает индивидуальный формат ценностного отношения к жизни и людям, определяющийся интериоризированной иерархией ценностей и социокультурных эталонов [4].
Стремление к лидерству, независимости и самостоятельности и, одновременно, желание быть признанным в группе сверстников постоянно сталкивают подростка с проблемой идентификационного выбора. Предпринятые в подростковом возрасте выборы направляют активность субъекта по определенной траектории, оказывая влияние на весь жизненный путь.
Подростки чувствительны к социальной нестабильности, оценкам других, отсутствию желаемой включенности в социум, потому что принадлежность к определенной референтной группе дает ряд выгодных психологических приобретений: дополнительный информационный ресурс; опыт межличностных отношений разного порядка; специфический вид эмоционального контакта, автономизацию от взрослых, чувство эмоционального благополучия и устойчивости, психологическую защищенность [2].
Процесс самоопределения протекает в различных направлениях: в отношении самого себя (идеальный образ Я, образ достижений, Я-концепция, способы саморазвития, самотворчества, самоинициации); в пространстве взаимодействия с предметным миром (моделирование экологической, безопасной, психологически целесообразной предметной среды жизнедеятельности либо - деструктивной, хаотичной, угрожающей); в интерактивном пространстве (формирование и реализация гуманистически ориентированных либо агрессивных моделей взаимодействия); в выборе индивидуальной траектории развития (самоопределение в отношении цели, темпа, характера и результата саморазвития); в ходе начального профессионального самоопределения (выбор сферы деятельности и характера использования индивидуальных ресурсов). Подросток в каждый момент активности выступает, как правило, субъектом познания, общения и деятельности, а успешность самоопределения обусловливается во многом характером опыта самопрезентации в каждой из обозначенных плоскостей.
Анализ психологических исследований в области эффективности человека как субъекта самоопределения и активного субъекта жизнедеятельности позволяет выделить ряд характеристик, обеспечивающих успешность развития в этом направлении: более адекватное, глубокое, экзистенциальное восприятие себя, других и мира; ориентированность на построение и поддержание позитивных отношений; доверие к себе и уверенность в самоэффективности; ориентация на постоянное развитие; автономность; умения самоконтроля, самоуправления, способность находить поддержку в собственной внутренней реальности.
Как показывают исследования Т.Н. Щербаковой, большую роль в успешности самоопределения личности играет уровень развития когнитивной, коммуникативной, социальной и аутопсихологической компетентности [5].
В данном контексте большое значение имеет помощь взрослых в развитии аутопсихологической компетентности подростков. Как показывает анализ опыта работы в этом направлении, эффективными здесь оказываются мероприятия, направленные:
- на расширение информированности по вопросам самопознания, самооценки, саморегуляции и самоконтроля, самореализации, самоопределения и самосовершенствования;
- формирование и развитие аутопсихологических умений и навыков и общей культуры, самообладания;
- освоение способов отслеживания самоэффективности в плане регуляции и контроля активности;
- оптимизацию системы саморегуляции, повышение эмоциональной толерантности, снижение конфликтности и агрессивности.
В подростковом возрасте аутопсихологическая компетентность становится важным личностным ресурсом развития. Влияние аутопсихологической компетентности на становление личности подростка выражается:
- в формировании адекватной самооценки, которая позволяет правильно оценить свои личностные характеристики и возможности и, в соответствии с ними, сделать выбор и выстроить стратегию поведения;
- изменении в ходе аутопсихологической деятельности личностных черт и поведения, в развитии социально значимых качеств;
- формировании волевых установок на достижение значимых результатов, в развитии системы субъективного контроля;
- использовании резервных возможностей и актуализации личностного потенциала, что способствует оптимизации построения желаемой и удачной жизненной стратегии.
Аутопсихологическая компетентность как интегральная характеристика подростка обеспечивает оптимальный самоконтроль, адекватное самопознание, уверенность в самоэффективности, актуализирует ориентацию на успех за счет целенаправленного развития настойчивости, азартности, работоспособности, ответственности, способствует формированию устойчивости к стрессу, способности планировать и устанавливать приоритетность задач, развитию поленезависимости и самостоятельности.
В содержании аутопсихологической деятельности, предметом которой выступает внутренний мир человека, выделяют: рефлексивный, проективный, интеркоммуникативный, конструктивный, организаторский и прогностический компоненты.
В подростковом возрасте происходит бурное развитие аутопсихологической деятельности, что позволяет подростку стать субъектом самопреобразующей деятельности, более адекватно понимать себя, развивать самокритичность по отношению к себе и своей деятельности.
Важно, насколько подросток способен осуществлять планирование перспективной внутренней самопреобразующей деятельности, предвидеть результаты своей активности.
Большое значение имеет способность построения внутреннего диалога, самопреобразующей ориентации и способность социального моделирования, направленного на формирование вокруг себя поддерживающей ресурсной среды.
Актуализация саногенного мышления, внутренние трансформации, активизация психологической конструктивности личности, предотвращение неблагоприятных состояний, блокирование неконструктивной активности являются значимым ресурсом развития процессов самоопределения.
Как показывают исследования психологов, увеличение самостоятельности, снижение возрастных параметров наступления взрослости, влияния СМИ, активное функционирование в социальных сетях продуцируют возникновение новых социальнопсихологических характеристик подростка как субъекта взаимодействия [1; 3]. Это, в свою очередь, требует от взрослого психологической компетентности, умения выстраивать фасилитирующую среду общения - толерантного и ассертивного. Анализ консультативной практики показывает, что во взаимоотношениях «подросток - взрослый» довольно часто проявляются разночтения требований, предъявляемых к поведению и деятельности, различия в оценке социальных событий и происшествий, различное видение перспектив и возможных рисков дальнейшего развития подростка. Проблема осложняется альтернативностью атрибуции ответственности за возникновение конфликта: взрослый считает подростка источником конфликтного общения, подросток - взрослого.
Определяющую роль в самоопределении человека играет опыт разрешения противоречий интерактивного характера.
Исследование причин возникновения конфликтов между подростками и взрослыми на основе анализа консультативной практики позволяет выделить следующую совокупность факторов: ценностно-смысловые противоречия в оценке событий, поведения, отдельных поступков; нарушение психологической дистанции; игнорирование правил; рассогласование эмоциональных эталонов; различия в понятийных полях; нарушение нормативных статусных и социальных предписаний относительно социальных ролей «взрослый», «ученик», социально-перцептивные барьеры; низкий уровень психологической компетентности в общении; субъективное занижение социальной и личностной значимости партнера; негативный прошлый опыт общения.
Подростковый возраст является наиболее сензитивным к воздействиям, ограничивающим самостоятельность, независимость и автономность. Развивающееся чувство взрослости продуцирует ярко выраженную потребность в признании, проявлении уважения и одновременно порождает протестные формы поведения, направленные на отстаивание личных границ и интересов. Поэтому конфликты подростка со взрослыми часто возникают импульсивно и неосознанно, как следствие дефицита конструктивного опыта решения проблемных ситуаций общения и деятельности.
Опыт организации коррекционно-развивающей работы показывает, что наиболее эффективной стратегией поведения в конфликте выступает сотрудничество. Оно позволяет не только апробировать эффективные модели проведения, но и совершенствовать способность понимать интересы друг друга, находить оптимальные решения, развивать толерантность, эмпатию и ассертивность. Диагностика и осознание причин возникновения конфликта, открытость к требованиям друг друга, умение вырабатывать совместные проекты построения будущих взаимоотношений, вырабатывать совместные правила и нормы взаимодействия не только способствуют профилактике конфликтов, но и обогащают индивидуальный опыт ассертивного общения. Неэффективными стратегиями поведения в конфликте «взрослый - подросток» оказываются соперничество и игнорирование. В первом случае антагонизм возрастает, во втором - конфликт переходит в скрытую форму и начинает проявляться в различных провокационных ситуациях или при столкновении с затруднениями.
Использование ролевых игр, дискуссий, решения психологических ситуаций и других игротехник помогает подросткам не только расширить свои представления о возможных способах поведения в сложных ситуациях, но и приобрести конкретный опыт конструктивного поведения, развить конфликтологическую компетентность в целом.
Проблема конфликта «подросток - взрослый» сегодня выходит далеко за рамки школы и семьи, поскольку подросток как субъект социального взаимодействия постоянно сталкивается с проблемными ситуациями, требующими выбора, принятия решения, обеспечения собственной безопасности и здоровья. Во многом от взрослого зависит, насколько состоятельным окажется подросток в реализации компетентных оптимальных стратегий поведения в конфликтных ситуациях.
Особое значение здесь приобретает организация совместной деятельности подростков и взрослых в рамках социальных проектов, общественных организаций, клубов, органов самоуправления. В процессе такого сотрудничества происходит углубление взаимопознания, повышение доверия, развитие толерантности, взаимообогащение, фасилитация личностного роста и саморазвития.
Современная социальная ситуация развития подростка в качестве одного из значимых компонентов включает в себя совокупность факторов, связанных с расширением представленности информационных технологий в жизнедеятельности субъекта. Подростки выступают в качестве активных пользователей ресурсов Сети для решения различного рода проблем самоопределения и удовлетворения когнитивных, социальных, коммуникативных и социогенных потребностей. Анализ результатов анкетирования подростков показал, что в качестве мотивов обращения к сетевым ресурсам выделяются интерес к обилию различной информации, возможность общения в различных социальных группах и самопрезентации, получение ответов на волнующие вопросы, обсуждение острых тем, заполнение времени. Вместе с тем оказалось, что виртуальное взаимодействие определенной частью подростков воспринимается как более комфортное и безопасное, чем реальное общение.
В сетевых сообществах субъект получает возможность презентации себя и своих жизненных событий с позиции не только реального Я, но и фактического Я, идеального Я. Это создает новые возможности для апробации различных моделей организации жизнедеятельности и самопредъявления и соответственно расширяет рамки развития. Вместе с тем здесь возникает ряд сопутствующих эффектов, которые правомерно обозначить как риски. Среди них - реальное замещение решения значимых реальных проблем виртуальным, погружение в виртуальную реальность, невозможность достоверной оценки характера и направленности предлагаемых контактов, слишком откровенное позиционирование личной жизни, сокращение психологической дистанции, Интернет- зависимость [1].
Сегодня одной из проблем современных подростков является снижение коммуникативной компетентности, вербальная агрессия, неспособность конструктивно разрешить конфликты. Так как виртуальное и реальное общение строятся по-разному, с психологической точки зрения подросток бывает не готов к расширению реальных контактов.
Возникающие конфликты виртуального и реального в социальной ситуации развития конкретного субъекта могут рационализоваться или вытесняться, игнорироваться или нивелироваться в результате актуализации психологической защиты. В ряду детерминант конфликтов виртуального и реального взаимодействия в подростковом возрасте можно выделить дисгармоничность самооценки, неудовлетворенность своим статусом среди сверстников, ограниченность микросреды, фрустрированность социогенных потребностей, неспособность или невозможность найти подтверждение самоэффективности, неадекватный уровень притязаний. Роль такого рода конфликтов двояка: они могут, с одной стороны, без должной коррекции, стать причиной разного рода девиаций и привести к деструкции личностного развития, с другой - побудить к рефлексии, осознанию индивидуальной проблемы и стимулировать конструктивное развитие.
Ценностные ориентации, сформированные смыслы становятся ресурсом самоопределения подростка. Результаты исследования, проведенного нами, показывают, что в качестве наиболее значимых терминальных ценностей выделяются: «здоровье» (25 %), «активная деятельная жизнь» (21,5 %), «наличие хороших верных друзей» (15 %), а среди наиболее значимых инструментальных - «аккуратность, умение содержать в порядке вещи и дела» (26,5 %), «жизнерадостность» (21,5 %), «смелость в отстаивании своего мнения и взглядов» (15 %). Интересно отметить наличие проекций социальной рекламы, политики в области социальных проектов, общественного эталона успешного человека в содержании ценностных ориентаций подростков.
Выбор данных ценностей может рассматриваться как личностный ресурс самоопределения подростка.
Вместе с тем среди наименее важных, с точки зрения респондентов-подростков, в списке терминальных ценностей оказались «счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом)» (26 %), «творчество» (21,5 %), «уверенность в себе» (15 %); среди инструментальных - «чуткость» (28,5 %), «высокие запросы» (21,5 %), «непримиримость к недостаткам в себе и других» (13,5 %).
Содержание и адекватность самооценки также могут рассматриваться в качестве ресурса самоопределения. Анализ результатов исследования в этом направлении с помощью методики Дембо-Рубинштейн показывает, что подростки демонстрируют завышенную самооценку по параметру «здоровье» (55 %), высоко оценивают показатель «ум» (50 %), завышено - «характер» (51,5 %), на уровне средних значений - «счастье» (60 %). Таким образом, большая часть подростков считает себя здоровыми, умными, имеющими хороший характер, но недостаточно счастливыми.
Полученная картина данных может лечь в основу содержания программ развития внутренних факторов успешного самоопределения подростков. Вместе с тем выявлены и противоречия по параметрам «ум» и «счастье», так как уровень притязаний значительно выше, чем самооценка, а по параметрам «здоровье» и «характер» наблюдается переоценка собственных характеристик. Это также может классифицироваться как запрос на развитие и психологическую помощь в направлении самоопределения.
В системе психологического сопровождения развития личности подростка сегодня необходимо выделить особый блок мероприятий, ориентированных на развитие самопознания, коммуникативной и аутопсихологической компетентности, оптимизации взаимоотношений с собой, другими и миром.
В основу содержания программы психологической поддержки самоопределения подростков может быть положена модель, включающая в себя следующие блоки: мотивационный, аксиологический, содержательный, инструментальный, рефлексивный, проективный. Повышение уровня аутопсихологической, коммуникативной и социальной компетентности подростков способствует конструированию желаемой стратегии и тактики самоопределения и самопрезентации в реальных контактах взаимодействия, а также служит определенным психологическим фильтром, обеспечивающим выстраивание позитивной развивающей индивидуальной программы позиционирования в социальном пространстве.
Литература
- Алексеева Е.Г. Влияние через социальные сети: Монография. М.: Фонд «ФОКУС-МЕДИА», 2010. 200 с. URL: http://sarafannoeradio.org/webiz/775-vliyanie-cherez-sotsialnye-seti.html(дата обращения: 14.06.2013).
- Даудова Д.М. Проблема одиночества в подростковом возрасте // Педагогическое образование и наука. 2011. № 8. С. 50–55.
- Крамаренко Н.С. Исследование анонимности в самоосуществлении подростков в Интернет-среде // Педагогика и психология. 2012. № 3. С. 32–39.
- Остапенко А.А. Взросление подростков: нарушения и их преодоление // Народное образование. 2012. № 5. С. 225–232.
- Щербакова Т.Н. Психологическая компетентность учителя: Монография. Ростов-н/Д: РО ИПК и ПРО, 2010. 160 с.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 2745
В прошлом месяце: 20
В текущем месяце: 11
Скачиваний
Всего: 2439
В прошлом месяце: 10
В текущем месяце: 7