Мировая статистика свидетельствует об увеличении числа беременностей среди подростков 15-16 лет. По данным за 2010 год в мире роженицами становятся более 15,5 миллионов подростков [19, 23]. Ежегодно в России 1,5 тысячи детей рождаются у девушек в возрасте до 15 лет, 16-30 тысяч детей рождаются у девушек до 17 лет (данные за 2006- 2012 гг.) [2,6,7,16,17,23]. Частота беременности у подростков за последние 20 лет (1992 - 2012гг.) возросла во многих странах и имеет выраженную тенденцию к дальнейшему увеличению. Ежегодно в мире проходят роды у 15 млн подростков, что составляет 2,0-4,5% от общего количества родов [Журавлева].
По данным Министерства здравоохранения и социального развития РФ за 2011 год, Россия находится на первом месте в мире по числу абортов: так заканчиваются 57% всех беременностей, при этом каждое пятое прерывание беременности приходится на тех, кто еще не достиг 18 лет. Одновременно важно отметить, что часть девушек к 18-летию успевают сделать несколько абортов. В исследовании А.П. Галина различных аспектах абортов у юных женщин, первобеременные девушки составили 68,7% выборки, а повторнобеременные, имевшие в анамнезе аборт - 25% [Журавлева].
По информации московского правительства, в 2010 году из 1470 забеременевших несовершеннолетних москвичек мамами стали 580 (39 %), остальные прервали беременность, при этом 20 (4 %) из 580 рожениц отказались от детей.
По социологическим данным [Кон, 2010] частота такого социального феномена, как отказ от ребенка, у юных матерей в 2-3 раза превышает этот показатель у женщин зрелого возраста.
Исследователи называют 3 основные причины такой статистики отказов [6,7,8,9,10,11,14,15,23]:
а) позднее обнаружение беременности и обращение к врачу. Девушки, которые хотели бы сделать аборт, но поздно узнали о беременности, оказываются вынужденными рожать. Но, не желая принимать на себя роль матери, предпочитают отказаться от ребенка;
б) страх раскрытия беременности перед семьей. В тех случаях, когда девушка, сохраняющая беременность вследствие позднего обнаружения или из жалости к ребенку, не имеет намерения убивать его, страх перед реакцией родителей лишает ее сил отстаивать перед ними свое право на материнство. В таких случаях чаще всего имеет место нарушение отношений девушки с собственной матерью, когда та упорно «не замечает» признаков беременности дочери;
в) давление со стороны семьи. Если в предыдущих типах ситуаций девушки скрывали беременность от семьи, то в данном случае - родные знают о беременности и именно они вынуждают девушку отказаться от ребенка.
В традиционной культуре раннее вступление в брак и рождение детей девушками старшего подросткового возраста считалось нормой, однако, задачи рассматриваемого этапа развития в современной культуре иные. Сегодня юные матери составляют одну из групп риска по расстройствам физического здоровья и девиантному материнству. По данным психологических исследований большинство юных беременных прерывают свои контакты с социумом: родителями, учебными заведениями, друзьями [1,2,3,11,12,23].
В докладе ЮНИСЕФ « О положении детей в мире, 2011 год», а так же докладе ООН «Цели развития тысячелетия: доклад за 2011 год» отмечается необходимость расширения доступа к информации и услугам, предназначенным для решения конкретных проблем в области охраны репродуктивного и сексуального здоровья, с которыми сталкиваются молодые люди, особенно неимущие девушки-подростки, беременные подростки и юные матери [24]. Исследователи подростковой беременности выделяют следующие трудности, возникающие у беременных подростков и юных матерей [1,2,3,11,12,13,14,15,16,19,21,23]:
♦ определенная физиологическая и психологическая неготовность к рождению
и воспитанию ребенка;
♦ отсутствие мужа, либо, если он ровесник, его неготовность к созданию
полноценной семьи;
♦ зависимость в принятии решения от родителей;
♦ неоднозначная эмоциональная реакция семьи на новость о беременности;
♦ необходимость закончить образование и получить работу;
♦ «правовая некомпетентность». Несовершеннолетние чаще всего плохо знают
законы, не могут отстоять свои права на ребенка;
♦ риск бесплодия после аборта;
♦ негативное отношение со стороны общества;
♦ повышенный риск отказа от ребенка после рождения.
Современные тенденции: снижение возраста вступления в половые отношения (данные исследований 2000-2004, 2008-2012 [Кон, 2010]) увеличение возраста зависимости от родителей [Arnett, 2000], множественность моделей родительства [22, 23] - оказывают влияние на формирование родительской сферы в период полового созревания, делая этот этап необыкновенно сложным. Многие отечественные исследователи говорят о том, что задача предупреждения подростковой беременности нуждается как в анализе зарубежного опыта, так и в разработке программ, направленных на данную проблему [8, 12, 15, 23].
Диагностика психологической готовности к родительству - первый шаг по выявлению предпосылок к формированию условно нормативного или отклоняющегося родительского поведения у современных подростков. На основе диагностики можно обосновать меры по предупреждению ранней беременности и профилактике девиантного материнства в случае, если беременность уже наступила.
В 2012-2013 году авторами было проведено исследование представлений о материнстве и возрастных особенностях детей у девушек-подростков. В нем приняли участие 114 девушек в возрасте от 15 до 20 лет.
Работа проводилась на трех экспериментальных группах. Первую группу составили 64 девушки в возрасте от 15 до 19 лет, не имеющие детей. Вторую группу составили 34 юных матери в возрасте от 15 до 20 лет, имеющих по одному ребенку в возрасте от 4 месяцев до 2 лет. Третью группу составили 16 беременных девушек (III триместр) от 16 до 20 лет, ожидающие первого ребенка.
Для данного исследования был разработан авторский опросник «Представления о возрастных особенностях детей в каждом периоде его развития» (М.Е. Ланцбург, А.А. Крысько). Также использовались проективные методики: рисунок «Я и мой ребенок» Г.Г. Филипповой и «Материнский ТАТ» (О.А. Копыл, Л.Л. Баз, О.В. Баженова). Для статистической оценки применялся критерий Пирсона (хи-квадрат).
Результаты исследования
Анализ данных по показателям желаемого количества детей показал, что достоверно меньше бездетных девушек(7,8%), чем беременных (75%) и матерей (70,5%) хотят одного ребенка (p<0,01) и так же достоверно больше бездетных(62,5%), чем матерей(17,8%) и беременных(25%), хотят двух детей (p<0,01).
Адекватные знания о возрасте от 0 до 3 лет чаще встречаются у матерей(55,8%), чем у беременных (37,5%; р < 0,01) и достоверно хуже знания об этом возрасте у девушек, не имеющих детей (6,35%; р <0,001).
По пониманию потребностей двух последующих возрастных групп девушки трех выборок не имеют различий, а по подростковому возрасту большей компетенцией обладают девушки, не имеющие детей (68,7%) по сравнению с беременными (37,5%; p<0,01), у них осведомленность о подростках такая же, как и о детях раннего возраста, и беременные по сравнению с матерями (26,4%;р<0,01). Возможно, у матерей задачи подросткового возраста отходят на второй план.
Рисуночный тест «Я и мой ребенок» отражает восприятие ситуации беременности и материнства, а также характер отношений матери с ребенком. По рисунку «Я и мой ребенок» наличие конфликта с материнством выявлено у большинства девушек, не имеющих детей, трети беременных и половины матерей. Качественный анализ показал, что в половине рисунков трех групп не прорисованы черты лица ребенка (свидетельство затруднений в установлении эмоционального контакта). Для подавляющего большинства рисунков во всех группах характерно присутствие образа мужчины, что отражает одну из задач возраста - развитие отношений со сверстниками противоположного пола. Специфичным для рисунков беременных подростков является изображение себя с животом, а не с ребенком (что свидетельствует на третьем месяце беременности об отсутствии субъектноориентированного отношения к ребенку). Специфичным для рисунков матерей является замещение образа ребенка на образы мягких зверушек (мишки, котята), красивые пейзажи, а также замена фигуры матери на образы солнца, сердечка, воды, что свидетельствует о личностной незрелости, неуверенности в себе как матери.
«Материнский ТАТ» представляет из себя тест, направленный на диагностику материнской сферы, и который впервые был применен в исследовании О.А. Копыл, О.В. Баженова, Л.Л. Баз о выделении факторов и условий психологического риска для будущего развития ребенка [Ланцбург, 2010].
Девушкам предъявлялось 5 карточек с изображением картин С. Красаускаса из серии «Материнство», отражающие состояния материнства, родительства, родов. Использовались традиционные для методики ТАТ инструкция, запись и интерпретация данных. В высказываниях подростков выделялись основные темы и временная перспектива (направленность на будущее \ прошлое\ настоящее)
В ответах бездетных девушек преобладают темы, связанные с задачами возраста: взаимоотношения с противоположным полом, отношения в группе сверстников. В группе беременных преобладают ответы, связанные с абортом, родами, воспитанием ребенка. В группе юных матерей преобладают ответы, связанные с созданием семьи, поиском партнера, обустройством будущего для ребенка.
Анализ временной перспективы в рассказах по картинкам выявил, что направленность на будущее существенно чаще встречалась у беременных (р <0,01) и у юных матерей (р <0,01) по сравнению с группой бездетных девушек (соответственно, у девушек, не имеющих детей - 17,1% , у беременных - 62,5%, у юных матерей - 76,4%).
По методике «Материнский ТАТ» были выделены следующие тенденции:
♦ у подростков, не имеющих детей, переживания часто связаны с взаимодействием со сверстниками, что адекватно задачам пубертатного возраста;
♦ наличие беременности влияет на уход на дальний план переживаний,
связанных со взаимодействием со сверстниками и появление переживаний, связанных с абортом (альтернативный вариант принятия решения), ребенком, родами и материнством;
♦ наличие ребенка влияет на снижение переживаний, связанных с
взаимодействием со сверстниками и появление переживаний о родительстве, установок на создание семьи.
Таким образом, сравнительный анализ трех групп позволил констатировать следующее:
♦ девушки, не имеющие детей, хотели бы иметь больше детей, чем беременные и матери, которые ограничивались одним ребенком.
♦ у девушек, не имеющих детей, отмечались хорошие знания о подростках и практически отсутствовали знания о детях раннего возраста, у беременных в равной мере представлены знания о раннем и подростковом возрасте, а у матерей в два раза выше была частота адекватных ответов по раннему возрасту, чем по подростковому.
Итак, подростки плохо ориентируются в раннем возрасте, но беременность и рождение ребенка способствуют приобретению таких знаний.
Конфликт с материнством отмечен в большинстве рисунков как девушек, не имеющих детей, так и матерей, что свидетельствует о противоречии между их возрастными потребностями и потребностями ребенка. В то же время на рисунках беременных выраженный конфликт с материнством встречается в два раза реже, а благоприятная ситуация в два раза чаще, чем в двух других группах, что может быть объяснено наличием позитивных ожиданий на данном этапе развития материнства, которые затем уходят после встречи с реальным ребенком. Для беременных подростков и юных матерей характерно отсутствие субъектно- ориентированного отношения к ребенку.
По результатам, полученным с помощью проективной методики «Материнский ТАТ», можно выделить следующие тенденции: у подростков, не имеющих детей, переживания связаны с взаимодействием со сверстниками, что адекватно задачам пубертатного возраста, наличие беременности оказывает влияние на появление переживаний, связанных с абортом (как альтернативным вариантом принятия решения), переживаний о ребенке, родах и материнстве, а наличие ребенка влияет на появление переживаний о родительстве, создании семьи. У беременных и у юных матерей по сравнению с группой бездетных девушек усиливается направленность на будущее.
В подростковом возрасте у девушек только начинают появляться «зрелые» представления о материнстве и о родительстве, но основная задача подростка - это формирование собственной идентичности (самоопределение).
Если в подростковом возрасте девушка становится беременной, то возникает конфликт между задачами подросткового возраста и задачами материнства, при беременности девушки-подростка могут возникнуть следующие риски:
♦ проблемы с самоопределением у подростка;
♦ отказ от ребенка;
♦ нарушение детско-родительских отношений;
♦ проявление к ребенку пренебрежения или агрессии: риск девиантного материнства.
Тем не менее, подростки могут справляться с воспитанием своих детей, в то время как продолжают взрослеть сами, то есть вынашивание и рождение ребенка может оказывать влияние на самоопределение подростка. Для этого необходима работа специалиста с применением ресурсного подхода: содействие выработке индивидуального стиля воспитания ребенка с учетом: а) индивидуальных и возрастных особенностей ребенка, б) ресурсов матери, в) ресурсов семьи, г) ближайшего социального окружения и д) ресурсов общества.
В дальнейших исследованиях имеет смысл рассмотреть психологические особенности материнской сферы девушек старшего подросткового возраста из образовательных учреждений различного типа, имеющих различный опыт семейного воспитания с целью выработки адресных программ подготовки к родительству и планирования желанного ребенка.
Данные о психологической готовности к материнству у девушек-подростков помогут своевременно диагностировать нарушения материнского поведения, создать в случае необходимости коррекционный маршрут, разработать профилактические меры.