Исследование смысловых конструктов, отражающих отношение к национальностям и национализму у подростков-правонарушителей

922

Аннотация

Распространение среди подростков ксенофобии и враждебности к иным национальностям представляет социальную опасность. Проблема отношений подростков с противоправным поведением к национализму и национальностям является малоизученной. Выяснение характера смысловых конструктов, отражающих отношение к национальностям и национализму, у несовершеннолетних, совершивших преступления без националистической мотивации, и у тех, кто совершил агрессивные преступления на национальной почве, важно для правильного выбора коррекционно-реабилитационной работы с подростками-правонарушителями. В проведенном автором исследовании приняли участие 62 подростка мужского пола в возрасте от 14 до 18 лет. Использовался цветовой тест отношений (ЦТО) в варианте психосемантической методики. В результате было установлено, что солидаризация с идеологией национализма, негативные установки к другим национальностям, проблемное становление гендерной идентичности усиливают риск совершения правонарушений на национальной почве и способствуют им. В то же время отсутствие ориентации на ценности национализма, идентификации с группой «скинхеды» сдерживает совершение правонарушений на национальной почве.

Общая информация

Ключевые слова: девиантное поведение, национализм, ксенофобия, подростки, подростки-правонарушители, смысловые конструкты

Рубрика издания: Юридическая психология

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu.2014060308

Для цитаты: Гурина О.Д. Исследование смысловых конструктов, отражающих отношение к национальностям и национализму у подростков-правонарушителей [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2014. Том 6. № 3. С. 70–81. DOI: 10.17759/psyedu.2014060308

Полный текст

В российском обществе за последние годы отмечена тенденция к снижению преступлений на национальной почве среди несовершеннолетних (данные информационно­аналитического центра «СОВА» от 20.01.2014, http://www.sova-center.ru/). Несмотря на это, проблема ксенофобии, враждебного поведения по отношению к приезжим, мигрантам не ослабевает, а становится все более масштабной и опасной. Националистические группировки и движения привлекают большое количество подростков, которые не удовлетворены своим социальным положением. Разочарование, неудовлетворенность жизнью способствуют агрессивному поведению, в том числе совершению правонарушений на национальной почве. Наиболее подвержены такому влиянию подростки с девиантным и делинквентным поведением. За последние 5 лет из 1640 человек - общего числа осужденных по статьям, связанным с экстремистской деятельностью, 306 человек - несовершеннолетние. Среди преступлений, совершенных этой категорией несовершеннолетних, 82 % составляют агрессивно-насильственные деликты, совершенные по мотивам ненависти, 8 % - пропаганда фашизма (нацизма), 6 % - вандализм по мотивам ненависти, 4 % - организация и участие в экстремистских сообществах (данные информационно-аналитического центра «СОВА» от 20.01.2014, http://www.sova-center.ru/). Приведенные цифры свидетельствуют, что большая часть преступлений, совершенных несовершеннолетними на почве ненависти, имеет агрессивно-насильственный характер.

С психологической точки зрения совершение правонарушений на национальной почве, в первую очередь, связано с выраженной агрессивностью, враждебностью, предубежденностью, негативными социальными установками по отношению к лицам иной национальности, расы, вероисповедания и т. д. [7; 8; 9; 12; 16; 18; 20; 24; 25; 28]. При этом наличие высокой агрессивности, враждебности по отношению к лицам иной национальности, расы, религии и т. д. может не проявляться в реальном поведении либо реализовываться в социализированных формах [15; 23]. В связи с этим возникает вопрос: какие личностные структуры способны оказать тормозящее влияние на открытые проявления национальной, расовой и иной нетерпимости, а какие, напротив, могут способствовать подобным проявлениям? Решение данного вопроса - актуальная задача профилактики ксенофобского поведения среди несовершеннолетних, в том числе подростков с девиантным и деликвентным поведением.

В рамках отечественных и зарубежных психологических исследований были выделены личностные, социально-психологические и иные особенности и характеристики подростков, склонных к враждебному, агрессивному поведению по отношению к «чужим». К таким особенностям, в частности, относятся: половозрастные, социально-экономические, социально-психологические характеристики [1; 13; 20; 24]; индивидуально­психологические особенности [3; 11; 19]; гендерные особенности [12]; паттерны взаимодействия с окружающим миром, психологические механизмы защиты [19; 26]; способы группового взаимодействия [18]; ценностно-смысловые образования, а именно ориентация на ценности идеологии национализма, расизма, связанные с такими категориями, как сохранение национальной идентичности, чистота крови, следование традиционным ценностям и их поддержание, враждебность и оправданность насилия по отношению к чужим, «не своим» [1; 3; 7].

В отечественной психологии основной причиной совершения правонарушений считаются нарушения в ценностно-смысловой сфере, регулирующей социальное поведение личности [5; 10; 14].

Нами был проведен ряд исследований, в результате которых были изучены особенности смысловой сферы подростков, совершивших агрессивно-насильственные правонарушения на почве национализма, и школьников с условно нормативным поведением [6].

Было установлено, что у несовершеннолетних, совершивших преступления на почве ненависти, внутренние проблемы, связанные с воспитанием в неполной семье, отвержением отцом, изолированностью и отчужденностью в отношениях с социальными институтами и адаптированными сверстниками, со школьной неуспешностью компенсируются сильной эмоциональной привязанностью к матери и друзьям, имеющим аналогичный статус. При этом национализм, проявляющийся как в сугубо отрицательном отношении к «нерусским», «мигрантам», так и в выраженной идентификации с национальностью «русский» и националистическими группировками («скинхеды»), служит для таких подростков основой структурирования и укрепления своеобразного строения их личности. Национализм формирует и поддерживает их позитивное самоотношение, идентичность, в том числе гендерную мужскую, ощущение силы, в том числе за счет принадлежности к более широкой социальной группе. Одновременно подобная ценностно-смысловая направленность в значительной мере обусловливает совершение этой категорией подростков инкриминируемых им агрессивно-насильственных противоправных действий.

Подростки с нормативным поведением, напротив, имеют положительную идентификацию с ближайшим окружением, включая школьное, и даже при умеренных националистических тенденциях негативно относятся к радикальным националистическим группировкам.   Их смысловая сфера более дифференцирована

и менее поляризована. Вместе с тем у этой категории подростков личностно-смысловая структура, самоотношение еще находятся в стадии становления, отличаются противоречивостью, амбивалентностью.

Остается, однако, неясным, свойственны ли характеристики, которые обнаружены у подростков, совершивших преступления на почве ненависти, только этой специфической группе или же подросткам-правонарушителям в целом. До сих пор проблема националистических установок и смысловых конструктов у подростков с противоправным поведением остается малоизученной. Неясно также, чем взгляды на национальности и национализм у подростков-правонарушителей отличаются от взглядов на эти феномены у их сверстников с условно нормативным поведением, какова их специфика. Вместе с тем выяснение указанных обстоятельств важно для правильного выбора направлений коррекционно-реабилитационной работы с подростками-правонарушителями.

Целью проведенного нами исследования было выявление у несовершеннолетних с противоправным поведением, не связанным с националистическими мотивами, смысловых конструктов, отражающих их отношение к национальностям и национализму.

Мы выдвинули следующие гипотезы:

1)                    характер           смысловых конструктов, отражающих отношение

к национальностям и национализму, у несовершеннолетних, совершивших преступления без националистической мотивации, и тех, кто совершил агрессивные преступления на национальной почве, не различается;

2)                    характер смысловых конструктов у подростков с противоправным

поведением, не связанным с националистическими мотивами, и у подростков группы условной нормы различается.

Были обследованы 25 подростков мужского пола (средний возраст 16,9±0,7), отбывающих наказание в Можайской воспитательной колонии за преступления, не связанные с национализмом.

В качестве материала для сравнения были использованы данные обследования выборки из 12 подростков мужского пола (средний возраст 16,2±1,4), совершивших агрессивные противоправные действия на национальной почве и направленных на комплексную судебную психолого-психиатрическую экспертизу (КСППЭ) в ФГБУ «ГНЦ ССП имени В.П. Сербского» Минздравсоцразвития России в период с 2008 по 2011 гг. 1

Помимо этого для сравнения были использованы данные 25 подростков мужского пола (средний возраст 16±1,04) с условно нормативным поведением (учащиеся IX-XI классов общеобразовательной школы).

Для исследования смысловых конструктов подростков использовался цветовой тест отношений (ЦТО) в варианте психосемантической методики [5; 14]. Полученные данные обрабатывались с помощью кластерного анализа (Single Linkage - «Метод одиночной связи») в программном пакете STATISTICA 6.0. В качестве меры связи определялись расстояния между переменными и кластерами в Евклидовом пространстве. Для оценки устойчивости кластерных структур применялись кластеризация произвольно выделенной половины выборки, а также выборочное исключение из анализа ряда стимулов.

Полученные результаты свидетельствуют о том, что между обследованными группами подростков существуют различия смысловых структур.

Семантическая структура смыслов у подростков, совершивших преступления без националистической окраски, характеризуется полярностью негативных и позитивных смыслов. Ниже представлены фрагменты смысловой сферы подростков с противоправным поведением, не связанным с националистическими мотивами (рис. 1, рис. 2).

Рис. 2. Кластерная структура негативных смыслов у подростков, совершивших

преступления, не связанные с националистическим мотивом

Содержание смысловой сферы подростков с противоправным поведением, не связанным с националистическими мотивами, характеризуется положительным отношением к ближайшему окружению, подростки идентифицируется с «матерью», «друзьями», «братом», «сестром», «семьей», со своей национальностью «русский». Таким образом, подростки с противоправным поведением характеризуются сильной привязанностью к близкому окружению. Категория «я сам» связана с понятиями «сила», «я глазами других», «совесть». Понятия, связанные с будущим, также входят в структуру положительных смыслов.

При этом у подростков с противоправным поведением, не связанным с националистическими мотивами, выражено негативное отношение к «нерусским», «мигрантам». Эти понятия связаны с категориями «презрение», «вина», «не мой идеал», «не я». Одновременно негативные установки этой группы подростков связаны с категориями, обозначающими национализм («национализм», «скинхед»). Тем самым подростки с противоправным поведением, не имеющие националистических мотивов, негативно относятся к идеологии национализма, отрицательно воспринимают деятельность радикально настроенной молодежи.

Следует отметить, что обследуемые подростки, так же, как подростки с националистическими мотивами, демонстрируют негативные коннотации с образом отца, а также мужчины и мальчика. Это может указывать на сложность усвоения подростками гендерных и социальных ролей.

Таким образом, выдвинутая гипотеза исследования подтверждена частично. Вышеприведенные результаты исследований подростков показывают сходство между обследованными группами, которое состоит в положительной идентификации образа Я с понятием «русский» при негативном отношении к людям другой национальности, мигрантам. В то же время различия между подростками, совершившими преступления, обусловленные националистической мотивацией, и без таковой, состоят в том, что первые характеризуются выраженной позитивной связью самоидентификации с понятиями «национализм» и «скинхед», тогда как у вторых эти понятия находятся в негативной части смыслового спектра [6; 13].

Следует отметить, что структура смыслов обеих групп подростков характеризуется негативной связью с образом отца при позитивном отношении к матери. На основании этих данных можно предположить проблемный характер усвоения гендерной роли на регуляторно-смысловом уровне у подростков-правонарушителей независимо от характера их правонарушений. Эти данные также подтверждаются исследованиями К.В. Сыроквашиной и Н.В. Дворянчикова [4], в результате которых были сделаны выводы о том, что мальчики с делинквентным поведением демонстрируют слабую интериоризацию гендерных стереотипов в когнитивную структуру самосознания, а также их недифференцированность и спутанность на эмоционально-смысловом уровне.

Для проверки гипотезы о различиях в смысловых сферах подростков с противоправным поведением, не совершавших правонарушения на национальной почве, и подростков с условно нормативным поведением были использованы результаты исследования 25 школьников мужского пола.

Как следует из представленных ниже рисунков кластерных структур, у группы нормы (рис. 3, рис. 4) также выявляется отрицательная окраска смысловых отношений к понятиям, обозначающим другие национальности, мигрантов. Однако как группа социально адаптированных подростков, так и выборка подростков-правонарушителей, не совершавших преступления на националистической почве, сходным образом демонстрируют негативное отношение к понятиям «национализм» и «скинхед», что позволяет с достаточной уверенностью говорить об отсутствии у них идеологически обусловленной склонности к агрессивным, насильственным действиям националистического характера.

Рис. 4. Кластерная структура негативных смыслов у подростков с условно
нормативным поведением

Таким образом, в проведенном исследовании были выделены основные смысловые конструкты, отражающие установки к национальностям и национализму, отношения и самоидентификацию несовершеннолетних, совершивших преступления без националистических мотивов.

Полученные данные свидетельствуют о том, что обследуемые подростки, как с националистическими мотивами, так и с отсутствием таковых, негативно относятся к мигрантам, представителям «чужих» национальностей. Это подтверждает идею о том, что для подростков в целом характерно негативное отношение к лицам иной, «чужой» группы. Вероятно, это связано с формированием групповой идентичности подростков [17; 21; 22; 27]. При этом, чем выше уровень развития подростков, тем меньший уровень предубежденности они демонстрируют [27].

Между тем среди выявленных особенностей смысловой сферы подростков, совершивших агрессивно-насильственные преступления на национальной почве, по сравнению с подростками, не совершавшими подобные преступления, наиболее существенными являются такие, как ориентация на идеологию национализма, одобрение и солидаризация с этой идеологией, идентификация с радикально настроенной группой «скинхеды».

Подростки с противоправным поведением характеризуются проблемным становлением гендерной идентичности, что отражено в самосознании подростков как негативный образ отца, отвержение мужских социальных ролей. Следует отметить, что в условиях проблемного становления гендерной идентичности у подростков- правонарушителей в целом идентификация с образами и идеями национализма помогает подросткам консолидировать образ Я, повысить самооценку [2; 5].

Таким образом, совокупность факторов, связанных с проблемным становлением гендерной идентичности, солидаризацией с идеологией национализма, негативными установками к «чужим» усиливают риск совершения правонарушений на национальной почве и способствуют их совершению. В то же время отсутствие ориентации на ценности национализма, идентификации с группой «скинхеды» является фактором, сдерживающим совершение правонарушений на национальной почве.

Выделенные особенности смысловой сферы подростков следует учитывать при организации коррекционно-реабилитационной работы с подростками-правонарушителями различных категорий и создании условий для иных способов их самореализации и нахождения позитивного гендерного образа Я в социально нормативном варианте.

Для дальнейшего изучения склонности к агрессивным, насильственным действиям националистического характера, на наш взгляд, необходимо также выявлять способы реализации мотивов и смыслов, связанных с отношениями к иностранцам, чужим. В качестве таких способов, которые могут либо благоприятствовать совершению насилия на национальной почве, либо препятствовать ему, мы можем рассматривать типичные для подростков индивидуально-психологические особенности, такие, как уровень агрессивности, тревожности, сензитивности, ригидности, лабильности и др.

Помимо указанных факторов важными также являются ситуативные факторы, которые в данных условиях могут быть связаны с воздействием на подростков провоцирующей либо психотравмирующей ситуации, способствующей совершению агрессивно-насильственных действий по отношению к «чужим». Комплексное изучение смысловых конструктов, социальных установок и индивидуально-психологических особенностей позволит в дальнейшем с большей вероятностью выделить лиц, склонных к агрессивно-насильственным действиям на национальной почве, и в соответствии с полученными результатами подобрать необходимые профилактические коррекционно­реабилитационные меры.

1 Материал любезно предоставлен Д.С. Ошевским.

Литература

  1. Аминов Д.И., Оганян Р.Э. Молодежный экстремизм. М.: Триада, 2005. 196 с.
  2. Валицкас Г.С., Гиппенрейтер Ю.Б. Самооценка у несовершеннолетних правонарушителей // Вопросы психологии. 1989. № 1. С. 45–55.
  3. Дворянчиков Н.В., Ениколопов С.Н., Сокольская М.Д. и др. Ценностные ориентации правых экстремистов // Юридическая психология. 2010. № 5. С. 92–103.
  4. Дворянчиков Н.В., Сыроквашина К.В. Гендерная идентичность у подростков с делинквентным поведением // Вестник Санкт-Петербургского университета. 2008. № 12. С. 222 – 227.
  5. Дозорцева Е.Г. Аномальное развитие личности у подростков с противоправным поведением: Монография. М.: ГНЦ ССП им. В.П. Сербского, 2004. 352 с.
  6. Дозорцева Е.Г., Ошевский Д.С., Гурина О.Д.. Структура смыслов у несовершеннолетних с аномалиями психического развития, совершивших агрессивно-насильственные деликты на почве национализма // Психическое здоровье – фактор социальной стабильности и гармоничного развития общества: Материалы V национального конгресса по социальной и клинической психиатрии (Москва, 11–13 декабря 2013 г.)/ Под ред. З.И. Кекелидзе, Е.В. Макушкина, А.С. Тиганова. М.: ГНЦ ССП им. В.П. Сербского, 2013. С. 8.
  7. Ениколопов С.Н., Мешкова Н.В. Психологические аспекты «преступлений ненависти» [Электронный ресурс ] // NarCom.ru: Русский народный сервер против наркотиков. 2008. URL: http://www.narcom.ru/publ/info/757 (дата обращения 23.02.2014).
  8. Кон И.С. Психология предрассудка: о социально-психологических корнях этнических предубеждений // Новый мир. 1961. № 10. С.187–205.
  9. Кроз М.В., Ратинова Н.А. Социально-психологические и правовые аспекты ксенофобии. М.: Academia, 2005. 40 с.
  10.  Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. М.: Смысл, 1999. 487 с.
  11.  Мешкова Н.В. Исследование личностных и ситуативных особенностей межгрупповой предубежденности // Социальная психология и общество. 2012. № 1. С. 73–87.
  12.  Мешкова Н.В. Ситуативные и личностные особенности межгрупповой предубежденности: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2009. 23 с.
  13.  Ошевский Д.С. Негативные социальные установки и смысловые конструкты у подростков, совершивших агрессивные противоправные деяния на национальной почве // Юридическая психология. 2012. № 3. С. 30–34.
  14.  Ошевский Д.С. Психическое развитие у подростков с психическими расстройствами, совершивших агрессивно-насильственные правонарушения: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2006. 23 c.
  15.  Сафуанов Ф.С. Агрессия на почве ксенофобии: проблема психологических механизмов // Профилактика ксенофобии, экстремизма и национализма в детской и подростковой среде: Сборник научных тезисов / Под ред. Е.Г. Дозорцевой, М.С. Миримановой, О.Е. Хухлаева, М.Ю. Чибисовой, А.Ю. Коновалова. М.: МГППУ, 2009. С. 30–34.
  16.  Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности. М.: Смысл, 1998. 386 c.
  17.  Солдатова Г.У., Макарчук А.В. Может ли «другой» стать другом? Тренинг по профилактике ксенофобии. М.: Генезис, 2006. 256 c.
  18.  Хухлаев О.Е., Бучек А.А., Зинурова Р.И. и др. Этнонациональные установки и ценности современной молодежи (на материале исследования студенчества нескольких регионов России) // Культурно-историческая психология. 2011. № 4. С. 97–106.
  19.  Юрасова Е.Н. Психология ксенофобии // Актуальные проблемы науки: ИГУМО и ИТ как исследовательский центр. 2014. № 17. С. 154–157.
  20.  Craig K.M. Examining hate-motivated aggression. A review of the social psychological literature on hate crimes as a distinct form of aggression // Aggression and Violent Behaviour. 2002. Vol. 7. P. 85–101.
  21.  Degner J., Wentura D. Automatic prejudice in childhood and early adolescence // Journal of Personality and Social Psychology. 2010. Vol. 98. P. 356–374.
  22. French S. E., Seidman E., Allen L.R. at al. The development of ethnic identity during adolescence // Developmental Psychology. 2006. Vol. 42. P. 1–10.
  23. Pettigrew T.F., Meertens R.W. Subtle and blatant prejudices in western Europe // European Journal of Social Psychology. 1995. Vol. 57. P. 57–75.
  24. Steinberg A., Brooks J., Remtulla T. Youth hate crimes: identification, prevention, and intervention // Am. J. Psychiatry. 2003. Vol. 160. P. 979–989.
  25.  Sullaway M. Psychological perspectives on hate crime laws // Psychology, Public Policy and Law. 2004. Vol. 10. № 3. P. 250–292.
  26. Wahl K. Development of Xenophobia and Aggression // International Journal of Comparative and Applied Criminal Justice. 2002. Vol. 26. № 2. P. 247–256.
  27.  White F.A., Wootton B., Man J. at al. Adolescent racial prejudice development: The role of friendship quality and interracial contact // International Journal of Intercultural Relations. 2009. Vol.33. P. 524–534.
  28. Whitley Jr. B.E., Kite M.E. The Psychology of Prejudice and Discrimination. Second Edition. Belmont, CA: Thomson-Wadsworth, 2009. 692 p.

Информация об авторах

Гурина Оксана Дмитриевна, кандидат психологических наук, главный эксперт, Московский исследовательский центр (ГБУ г. Москвы «МИЦ»), доцент, кафедра юридической психологии и права, факультет юридической психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4369-5450, e-mail: godgur@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2118
В прошлом месяце: 9
В текущем месяце: 13

Скачиваний

Всего: 922
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 4