В российском обществе за последние годы отмечена тенденция к снижению преступлений на национальной почве среди несовершеннолетних (данные информационноаналитического центра «СОВА» от 20.01.2014, http://www.sova-center.ru/). Несмотря на это, проблема ксенофобии, враждебного поведения по отношению к приезжим, мигрантам не ослабевает, а становится все более масштабной и опасной. Националистические группировки и движения привлекают большое количество подростков, которые не удовлетворены своим социальным положением. Разочарование, неудовлетворенность жизнью способствуют агрессивному поведению, в том числе совершению правонарушений на национальной почве. Наиболее подвержены такому влиянию подростки с девиантным и делинквентным поведением. За последние 5 лет из 1640 человек - общего числа осужденных по статьям, связанным с экстремистской деятельностью, 306 человек - несовершеннолетние. Среди преступлений, совершенных этой категорией несовершеннолетних, 82 % составляют агрессивно-насильственные деликты, совершенные по мотивам ненависти, 8 % - пропаганда фашизма (нацизма), 6 % - вандализм по мотивам ненависти, 4 % - организация и участие в экстремистских сообществах (данные информационно-аналитического центра «СОВА» от 20.01.2014, http://www.sova-center.ru/). Приведенные цифры свидетельствуют, что большая часть преступлений, совершенных несовершеннолетними на почве ненависти, имеет агрессивно-насильственный характер.
С психологической точки зрения совершение правонарушений на национальной почве, в первую очередь, связано с выраженной агрессивностью, враждебностью, предубежденностью, негативными социальными установками по отношению к лицам иной национальности, расы, вероисповедания и т. д. [Ениколопов, 2008; Кон, 1961; Кроз, 2005; Мешкова, 2009; Солдатова, 1998; Хухлаев, 2011; Craig, 2002; Steinberg, 2003; Sullaway, 2004; Whitley, 2009]. При этом наличие высокой агрессивности, враждебности по отношению к лицам иной национальности, расы, религии и т. д. может не проявляться в реальном поведении либо реализовываться в социализированных формах [ Сафуанов, 2009; Pettigrew, 1995]. В связи с этим возникает вопрос: какие личностные структуры способны оказать тормозящее влияние на открытые проявления национальной, расовой и иной нетерпимости, а какие, напротив, могут способствовать подобным проявлениям? Решение данного вопроса - актуальная задача профилактики ксенофобского поведения среди несовершеннолетних, в том числе подростков с девиантным и деликвентным поведением.
В рамках отечественных и зарубежных психологических исследований были выделены личностные, социально-психологические и иные особенности и характеристики подростков, склонных к враждебному, агрессивному поведению по отношению к «чужим». К таким особенностям, в частности, относятся: половозрастные, социально-экономические, социально-психологические характеристики [Аминов, 2005; Ошевский, 2012; Craig, 2002; Steinberg, 2003]; индивидуальнопсихологические особенности [Дворянчиков, 2010; Мешкова, 2012; Юрасова, 2014]; гендерные особенности [ Мешкова, 2009]; паттерны взаимодействия с окружающим миром, психологические механизмы защиты [ Юрасова, 2014; Wahl, 2002]; способы группового взаимодействия [ Хухлаев, 2011]; ценностно-смысловые образования, а именно ориентация на ценности идеологии национализма, расизма, связанные с такими категориями, как сохранение национальной идентичности, чистота крови, следование традиционным ценностям и их поддержание, враждебность и оправданность насилия по отношению к чужим, «не своим» [Аминов, 2005; Дворянчиков, 2010; Ениколопов, 2008].
В отечественной психологии основной причиной совершения правонарушений считаются нарушения в ценностно-смысловой сфере, регулирующей социальное поведение личности [Дозорцева, 2004; Леонтьев, 1999; Ошевский, 2006].
Нами был проведен ряд исследований, в результате которых были изучены особенности смысловой сферы подростков, совершивших агрессивно-насильственные правонарушения на почве национализма, и школьников с условно нормативным поведением [Дозорцева, 2013].
Было установлено, что у несовершеннолетних, совершивших преступления на почве ненависти, внутренние проблемы, связанные с воспитанием в неполной семье, отвержением отцом, изолированностью и отчужденностью в отношениях с социальными институтами и адаптированными сверстниками, со школьной неуспешностью компенсируются сильной эмоциональной привязанностью к матери и друзьям, имеющим аналогичный статус. При этом национализм, проявляющийся как в сугубо отрицательном отношении к «нерусским», «мигрантам», так и в выраженной идентификации с национальностью «русский» и националистическими группировками («скинхеды»), служит для таких подростков основой структурирования и укрепления своеобразного строения их личности. Национализм формирует и поддерживает их позитивное самоотношение, идентичность, в том числе гендерную мужскую, ощущение силы, в том числе за счет принадлежности к более широкой социальной группе. Одновременно подобная ценностно-смысловая направленность в значительной мере обусловливает совершение этой категорией подростков инкриминируемых им агрессивно-насильственных противоправных действий.
Подростки с нормативным поведением, напротив, имеют положительную идентификацию с ближайшим окружением, включая школьное, и даже при умеренных националистических тенденциях негативно относятся к радикальным националистическим группировкам. Их смысловая сфера более дифференцирована
и менее поляризована. Вместе с тем у этой категории подростков личностно-смысловая структура, самоотношение еще находятся в стадии становления, отличаются противоречивостью, амбивалентностью.
Остается, однако, неясным, свойственны ли характеристики, которые обнаружены у подростков, совершивших преступления на почве ненависти, только этой специфической группе или же подросткам-правонарушителям в целом. До сих пор проблема националистических установок и смысловых конструктов у подростков с противоправным поведением остается малоизученной. Неясно также, чем взгляды на национальности и национализм у подростков-правонарушителей отличаются от взглядов на эти феномены у их сверстников с условно нормативным поведением, какова их специфика. Вместе с тем выяснение указанных обстоятельств важно для правильного выбора направлений коррекционно-реабилитационной работы с подростками-правонарушителями.
Целью проведенного нами исследования было выявление у несовершеннолетних с противоправным поведением, не связанным с националистическими мотивами, смысловых конструктов, отражающих их отношение к национальностям и национализму.
Мы выдвинули следующие гипотезы:
1) характер смысловых конструктов, отражающих отношение
к национальностям и национализму, у несовершеннолетних, совершивших преступления без националистической мотивации, и тех, кто совершил агрессивные преступления на национальной почве, не различается;
2) характер смысловых конструктов у подростков с противоправным
поведением, не связанным с националистическими мотивами, и у подростков группы условной нормы различается.
Были обследованы 25 подростков мужского пола (средний возраст 16,9±0,7), отбывающих наказание в Можайской воспитательной колонии за преступления, не связанные с национализмом.
В качестве материала для сравнения были использованы данные обследования выборки из 12 подростков мужского пола (средний возраст 16,2±1,4), совершивших агрессивные противоправные действия на национальной почве и направленных на комплексную судебную психолого-психиатрическую экспертизу (КСППЭ) в ФГБУ «ГНЦ ССП имени В.П. Сербского» Минздравсоцразвития России в период с 2008 по 2011 гг. 1
Помимо этого для сравнения были использованы данные 25 подростков мужского пола (средний возраст 16±1,04) с условно нормативным поведением (учащиеся IX-XI классов общеобразовательной школы).
Для исследования смысловых конструктов подростков использовался цветовой тест отношений (ЦТО) в варианте психосемантической методики [Дозорцева, 2004; Ошевский, 2006]. Полученные данные обрабатывались с помощью кластерного анализа (Single Linkage - «Метод одиночной связи») в программном пакете STATISTICA 6.0. В качестве меры связи определялись расстояния между переменными и кластерами в Евклидовом пространстве. Для оценки устойчивости кластерных структур применялись кластеризация произвольно выделенной половины выборки, а также выборочное исключение из анализа ряда стимулов.
Полученные результаты свидетельствуют о том, что между обследованными группами подростков существуют различия смысловых структур.
Семантическая структура смыслов у подростков, совершивших преступления без националистической окраски, характеризуется полярностью негативных и позитивных смыслов. Ниже представлены фрагменты смысловой сферы подростков с противоправным поведением, не связанным с националистическими мотивами (рис. 1, рис. 2).


Рис. 2. Кластерная структура негативных смыслов у подростков, совершивших
преступления, не связанные с националистическим мотивом
Содержание смысловой сферы подростков с противоправным поведением, не связанным с националистическими мотивами, характеризуется положительным отношением к ближайшему окружению, подростки идентифицируется с «матерью», «друзьями», «братом», «сестром», «семьей», со своей национальностью «русский». Таким образом, подростки с противоправным поведением характеризуются сильной привязанностью к близкому окружению. Категория «я сам» связана с понятиями «сила», «я глазами других», «совесть». Понятия, связанные с будущим, также входят в структуру положительных смыслов.
При этом у подростков с противоправным поведением, не связанным с националистическими мотивами, выражено негативное отношение к «нерусским», «мигрантам». Эти понятия связаны с категориями «презрение», «вина», «не мой идеал», «не я». Одновременно негативные установки этой группы подростков связаны с категориями, обозначающими национализм («национализм», «скинхед»). Тем самым подростки с противоправным поведением, не имеющие националистических мотивов, негативно относятся к идеологии национализма, отрицательно воспринимают деятельность радикально настроенной молодежи.
Следует отметить, что обследуемые подростки, так же, как подростки с националистическими мотивами, демонстрируют негативные коннотации с образом отца, а также мужчины и мальчика. Это может указывать на сложность усвоения подростками гендерных и социальных ролей.
Таким образом, выдвинутая гипотеза исследования подтверждена частично. Вышеприведенные результаты исследований подростков показывают сходство между обследованными группами, которое состоит в положительной идентификации образа Я с понятием «русский» при негативном отношении к людям другой национальности, мигрантам. В то же время различия между подростками, совершившими преступления, обусловленные националистической мотивацией, и без таковой, состоят в том, что первые характеризуются выраженной позитивной связью самоидентификации с понятиями «национализм» и «скинхед», тогда как у вторых эти понятия находятся в негативной части смыслового спектра [Дозорцева, 2013; Ошевский, 2012].
Следует отметить, что структура смыслов обеих групп подростков характеризуется негативной связью с образом отца при позитивном отношении к матери. На основании этих данных можно предположить проблемный характер усвоения гендерной роли на регуляторно-смысловом уровне у подростков-правонарушителей независимо от характера их правонарушений. Эти данные также подтверждаются исследованиями К.В. Сыроквашиной и Н.В. Дворянчикова [Дворянчиков, 2008], в результате которых были сделаны выводы о том, что мальчики с делинквентным поведением демонстрируют слабую интериоризацию гендерных стереотипов в когнитивную структуру самосознания, а также их недифференцированность и спутанность на эмоционально-смысловом уровне.
Для проверки гипотезы о различиях в смысловых сферах подростков с противоправным поведением, не совершавших правонарушения на национальной почве, и подростков с условно нормативным поведением были использованы результаты исследования 25 школьников мужского пола.
Как следует из представленных ниже рисунков кластерных структур, у группы нормы (рис. 3, рис. 4) также выявляется отрицательная окраска смысловых отношений к понятиям, обозначающим другие национальности, мигрантов. Однако как группа социально адаптированных подростков, так и выборка подростков-правонарушителей, не совершавших преступления на националистической почве, сходным образом демонстрируют негативное отношение к понятиям «национализм» и «скинхед», что позволяет с достаточной уверенностью говорить об отсутствии у них идеологически обусловленной склонности к агрессивным, насильственным действиям националистического характера.


Рис. 4. Кластерная структура негативных смыслов у подростков с условно
нормативным поведением
Таким образом, в проведенном исследовании были выделены основные смысловые конструкты, отражающие установки к национальностям и национализму, отношения и самоидентификацию несовершеннолетних, совершивших преступления без националистических мотивов.
Полученные данные свидетельствуют о том, что обследуемые подростки, как с националистическими мотивами, так и с отсутствием таковых, негативно относятся к мигрантам, представителям «чужих» национальностей. Это подтверждает идею о том, что для подростков в целом характерно негативное отношение к лицам иной, «чужой» группы. Вероятно, это связано с формированием групповой идентичности подростков [ Солдатова, 2006; Degner, 2010; French, 2006; White, 2009]. При этом, чем выше уровень развития подростков, тем меньший уровень предубежденности они демонстрируют [ White, 2009].
Между тем среди выявленных особенностей смысловой сферы подростков, совершивших агрессивно-насильственные преступления на национальной почве, по сравнению с подростками, не совершавшими подобные преступления, наиболее существенными являются такие, как ориентация на идеологию национализма, одобрение и солидаризация с этой идеологией, идентификация с радикально настроенной группой «скинхеды».
Подростки с противоправным поведением характеризуются проблемным становлением гендерной идентичности, что отражено в самосознании подростков как негативный образ отца, отвержение мужских социальных ролей. Следует отметить, что в условиях проблемного становления гендерной идентичности у подростков- правонарушителей в целом идентификация с образами и идеями национализма помогает подросткам консолидировать образ Я, повысить самооценку [Валицкас, 1989; Дозорцева, 2004].
Таким образом, совокупность факторов, связанных с проблемным становлением гендерной идентичности, солидаризацией с идеологией национализма, негативными установками к «чужим» усиливают риск совершения правонарушений на национальной почве и способствуют их совершению. В то же время отсутствие ориентации на ценности национализма, идентификации с группой «скинхеды» является фактором, сдерживающим совершение правонарушений на национальной почве.
Выделенные особенности смысловой сферы подростков следует учитывать при организации коррекционно-реабилитационной работы с подростками-правонарушителями различных категорий и создании условий для иных способов их самореализации и нахождения позитивного гендерного образа Я в социально нормативном варианте.
Для дальнейшего изучения склонности к агрессивным, насильственным действиям националистического характера, на наш взгляд, необходимо также выявлять способы реализации мотивов и смыслов, связанных с отношениями к иностранцам, чужим. В качестве таких способов, которые могут либо благоприятствовать совершению насилия на национальной почве, либо препятствовать ему, мы можем рассматривать типичные для подростков индивидуально-психологические особенности, такие, как уровень агрессивности, тревожности, сензитивности, ригидности, лабильности и др.
Помимо указанных факторов важными также являются ситуативные факторы, которые в данных условиях могут быть связаны с воздействием на подростков провоцирующей либо психотравмирующей ситуации, способствующей совершению агрессивно-насильственных действий по отношению к «чужим». Комплексное изучение смысловых конструктов, социальных установок и индивидуально-психологических особенностей позволит в дальнейшем с большей вероятностью выделить лиц, склонных к агрессивно-насильственным действиям на национальной почве, и в соответствии с полученными результатами подобрать необходимые профилактические коррекционнореабилитационные меры.
1 Материал любезно предоставлен Д.С. Ошевским.