Взаимоотношения спортсмена и тренера как фактор успешности спортивной деятельности

3501

Аннотация

Излагаются результаты теоретического анализа психологических оснований успешности спортсменов. Приводится обзор исследований, посвященных определению факторов, оказывающих влияние на успешность деятельности в спорте. Спортивная деятельность рассматривается как совместная деятельность спортсмена и тренера, на успешность которой влияют личностные качества и особенности взаимоотношений ее участников. Обобщаются основные подходы к изучению личностных и социально-психологических аспектов успешности спортсменов и тренеров. В качестве основных факторов успешности спортивной деятельности рассматриваются индивидуально-психологические характеристики спортсменов (мотивы, установки, способы поведения и реагирования) и социально-психологические особенности взаимодействия тренера и спортсмена (стиль руководства, характер межличностных отношений и ролевых ожиданий). Подчеркивается значимость взаимных ролевых ожиданий спортсмена и тренера для достижения высоких результатов спортивной деятельности.

Общая информация

Ключевые слова: спорт, успешность, спортивная деятельность, взаимодействие, межличностные отношения, субъект-субъектные отношения, спортсмен , тренеры

Рубрика издания: Штудии

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu.2014060318

Для цитаты: Светлова А.А. Взаимоотношения спортсмена и тренера как фактор успешности спортивной деятельности [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2014. Том 6. № 3. С. 181–187. DOI: 10.17759/psyedu.2014060318

Полный текст

На современном этапе развития спортивной психологии одной из актуальных проблем является изучение факторов, обеспечивающих успешность спортивной деятельности.

Успешность в различных видах деятельности рассматривалась в работах Ю.М. Орлова, С.В. Ковалева, А.Г. Харчева, С.И. Голода, В.Д. Шадрикова, Х. Хекхаузена (Heckhausen) и других исследователей. Как правило, феномен успешности изучается в контексте адаптации личности в процессе индивидуальной и совместной деятельности. В характеристике успешности деятельности понятия «успех» и «успешность» различаются. «Успех» рассматривается как личностно значимое достижение и характеризуется наличием эффективных способов деятельности в процессе достижения цели. «Успешность» определяется как социально оцениваемое достижение [9].

Чаще всего исследователи сосредотачивают внимание на индивидуально­психологических факторах успешности в спортивной деятельности. Так, В.Д. Шадриков выделяет личностную значимость деятельности и отношение к ней со стороны спортсмена, а также успешность, определяющуюся качеством этой деятельности (результатом, который спортсмен показывает на соревнованиях) [19].

В исследованиях В.А. Бодрова, Е.П. Ильина, Т.В. Корниловой и других авторов установлено, что субъект деятельности можно описать совокупностью таких личностных характеристик, как мотивы, установки, способы поведения и реагирования, характерологические особенности, определяющие своеобразие индивидуально­психологических проявлений в деятельности.

А.В. Родионов [14] выделил восемь основных критериев успешности личности:

■     эффективность в принятии решений;

■     полная отдача собственных сил для реализации целей;

■     собственная личностная позиция;

■     ответственность за свои поступки;

■     умение публично высказывать отличное от большинства мнение;

■     честность перед собой;

■     наличие глубоких эмоциональных переживаний;

■     построение и поддержание длительных контактов с другими людьми.

Спортивная деятельность отличается ориентацией на предельный уровень достижений и высокими эмоциональными нагрузками, связанными с субъективной значимостью результатов деятельности, остротой соперничества и публичностью выступлений во время соревнований. Поэтому объектом ряда исследований успешности в области спорта стали следующие аспекты психической регуляции деятельности спортсменов:

целеполагание [16]; его возможные варианты анализируются по параметрам силы стимулирующего влияния и уровня деятельности, связанной с характером целей эмоциональной напряженности и направленной на их достижение;

анализ значимых условий деятельности [15], изучение субъективной картины спортивной деятельности, складывающейся у спортсменов и тренеров [13];

контроль и оценка результатов деятельности [16].

При анализе внутреннего плана действий спортсмена как блока психической регуляции деятельности рассматриваются следующие его особенности: степень детализированности, степень согласованности текущих и этапных целей, способность последовательно реализовывать план, полнота учета условий реализации плана, гибкость планирования, способность своевременно учитывать изменения ситуации деятельности [12]. Развитая способность к планированию, наряду с другими блоками психической регуляции деятельности, как показывают исследования высококвалифицированных спортсменов, обеспечивает достижение ими больших спортивных результатов [16]. К числу наиболее исследованных особенностей планирования спортсменом своей деятельности следует отнести ее контрольно-оценочный компонент. Выделяют два направления его изучения: 1) исследование самоконтроля двигательных действий, соотнесения их с внутренним планом действий, факторов надежности самоконтроля в экстремальных условиях путей его развития; 2) изучение каузальной атрибуции результатов деятельности [8].

Если первое направление обусловлено высокими требованиями к техническому мастерству спортсменов, то второе отражает значимость для них реалистичного и конструктивного отношения к успехам и неудачам.

С одной стороны, существует взаимосвязь успешности деятельности с личностными особенностями субъекта деятельности. С другой стороны, эффективность любого вида деятельности характеризуется реализацией целей субъектов деятельности и имеет социально значимый аспект [19]. Как показывают результаты анализа научной литературы, успешность спортивной деятельности не только зависит от индивидуально­психологических особенностей ее участников, но и в значительной мере определяется характером взаимоотношений спортсмена и тренера, а также их социально­психологическими личностными характеристиками.

Спортивная деятельность является совместной деятельностью тренера и спортсмена. В рамках теоретического подхода к анализу совместной деятельности, представленного в работах Г.М. Андреевой, кооперация является одновременно решающим условием осуществления совместной деятельности и ее главной отличительной чертой. При этом сама кооперация понимается как своего рода слияние индивидуальных деятельностей в общественную, и поэтому в качестве важнейших ее признаков выделяются предметность и совместность [2].

В работах, определяющих структуру совместной деятельности и формы взаимодействия ее участников, акцентируется внимание на качестве взаимодействия в процессе совместного решения задач, определяются такие особенности, как выраженность взаимодействия и его содержательность, характер «вербального взаимодействия» [3]. В ряде исследований отмечается, что на эффективность совместной деятельности и на особенности «коммуникативного взаимодействия» оказывают влияние условия протекания и характеристики взаимодействия, четкость и гибкость распределения ролей [3; 11; 18 и др.].

В ряде исследований (Е.Р. Биспен, Л.П. Матвеев, А.В. Родионов, Ю.Л. Ханин и др.) делается акцент на том, что на успешность и результат деятельности спортсмена непосредственное влияние оказывают его взаимоотношения с тренером [4].

Анализ литературных источников (Л.П. Матвеев, А.В. Родионов, Ю.Л. Ханин, Дж. Кретти (Kretti), Е.П. Ильин и др.) позволяет выделить критерии взаимодействия спортсмена с тренером, влияющие на успешность их совместной деятельности [10; 17]:

■    характер взаимодействия;

■    стиль руководства тренера;

■    эмоциональный фон взаимоотношений.

Отношение спортсменов к тренеру играет роль в росте спортивных результатов, так как влияет на отношение спортсменов к тренировочному процессу.

В исследовании Ю.А. Коломейцева зафиксирована положительная связь между отношением к тренеру и такими качествами, как дисциплинированность, настойчивость, старательность, исполнительность [6]. Отмечено, что спортсмены-разрядники считают наиболее значимыми коммуникативные качества тренера, в которых выражается отношение тренера к спортсмену (доброта, отзывчивость, справедливость, тактичность, общительность). Однако участники сборных команд страны в своей оценке тренера ориентируются, в первую очередь, на его профессионально-деловую подготовку (высокий уровень компетентности в вопросах методики тренировки и тактической подготовки, творческое отношение к работе, умение настроить спортсмена на борьбу и поддерживать дисциплину на сборах, требовательность).

Стиль руководства во многом определяет стремление спортсмена к общению с тренером. Если тренер служит для спортсмена примером, является для него авторитетом, привлекает своими человеческими качествами, то спортсмен в большей степени будет стремиться к всестороннему общению с ним, что является показателем благоприятных взаимоотношений между тренером и спортсменом. Немаловажным является и отношение тренера к спортсмену. Установлено, что в том случае, когда тренер видит негативное отношение к себе, низкую оценку своих профессиональных и личностных качеств со стороны спортсменов, он, как правило, негативно и излишне строго относится к своим ученикам [5].

По-видимому, спортсмены тогда высоко оценивают профессиональные и личностные качества тренера, когда тренер создает благоприятные условия для удовлетворения ими своих соревновательных амбиций. Тренер, способствующий удовлетворению потребностей спортсменов, начинает пользоваться у своих учеников авторитетом и особым расположением.

Исследователи подчеркивают, что для достижения высокого уровня взаимодействия между тренером и спортсменом необходима реализация субъект-субъектных отношений. В работах В.И. Андреева и Е.А. Глуховской были определены условия реализации таких отношений [1]:

■    обеспечение права каждого участника деятельности на собственное решение;

■    создание и сохранение атмосферы творчества участниками взаимодействия;

■    стимулирование индивидуального стиля творческой деятельности и самовыражения каждого из субъектов взаимодействия;

■    постоянное развитие творческих возможностей педагога и его педагогического мастерства.

Установлено, что в том случае, когда спортсмен занимает субъектную позицию в ходе совместной учебно-тренировочной деятельности, у него развивается способность использовать освоенные способы действий в изменяющихся условиях, самостоятельно оценивать результат деятельности, ставить цели в ходе подготовки. При этом формируются такие личностные качества, как самостоятельность, ответственность, организованность, инициатива [1].

Анализ спортивной деятельности как системы нормативно одобренных поведенческих актов и поступков позволяет, на наш взгляд, проникнуть в генезис роли спортсмена и рассматривать ее в качестве функции ожиданий со стороны тренера и группы. Принятие ролей - сложный психологический процесс, которым можно управлять при условии знания его закономерностей. Личность, действующая в специфических условиях деятельности, обладает индивидуальными способностями и анализируется как совокупность социальных ролей, исполняемых ею [7]. Согласованность представлений спортсмена и тренера об их отношении друг к другу, разделение и согласованность функций и ролей в процессе осуществления совместной деятельности являются условиями повышения качества тренировочной деятельности.

Так, в процессе изучения ролевых позиций в совместной деятельности установлено следующее:

■    четкая дифференциация ролей способствует повышению эффективности при совместном решении задач;

■    формы организации совместной деятельности связаны с конкретными способами распределения ролей и обязанностей;

■    эффективность ролевой дифференциации в совместной деятельности связана с согласованностью в ее выделении и гибкостью перестройки в процессе достижения цели [6].

Таким образом, спортивная деятельность включает в себя широкий спектр человеческих отношений и опосредуется ими. Характер взаимоотношений «тренер - спортсмен» оказывает влияние на успешность спортсмена. Критериальным содержанием спортивной деятельности является личностная значимость деятельности и отношение к ней со стороны спортсмена, а также успешность, определяющаяся качеством этой деятельности, которая может сравниваться с продуктивностью [19].

Проведенный теоретический анализ существующих подходов к повышению успешности деятельности в спорте позволяет выделить основные социально­психологические факторы, влияющие на успешность спортивной деятельности: стиль руководства тренера, характер межличностных отношений и ролевых ожиданий в системе «спортсмен - тренер».

Ролевые ожидания спортсменов в индивидуальных и групповых видах спортивной деятельности характеризуют состояние их готовности к действию. Согласованность представлений о ролевых взаимосвязях в процессе взаимодействия тренера и спортсмена является фактором, отражающим уровень их взаимопонимания в ходе совместной деятельности. Для наиболее эффективного профессионального взаимодействия со спортсменами тренеру необходимо выбирать оптимальные формы руководства в зависимости от ролевых ожиданий спортсменов, и согласовывать их со своими ожиданиями.

Литература

  1. Андреев В.И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития: 2-е изд. Казань: Центр инновационных технологий, 2000. 124 с.
  2. Андреева Г.М. Психология социального познания: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Аспект Пресс, 2000. 288с.
  3. Беляева А.В., Короткое В.Л., Тарабрина Н.В. Личностный аспект вербального взаимодействия в диаде // Психологические исследования общения / Под ред. Б.Ф. Ломова. М.: Наука, 1985. С. 192–206.
  4. Биспен Е.Р. Воспитание смелости и решительности в процессе спортивной тренировки футболистов 13–15 лет: Дис. ... канд. психол. наук. СПб., 1991. 23 с.
  5. Ильин Е.П. Психология спорта. СПб.: Питер, 2008. 352 с.
  6. Коломейцев Ю.А. Исследование влияния межличностных отношений на эффективность спортивной деятельности: Автореф. дис. …канд. психол. наук. Тарту, 1974. 45 с.
  7. Кон И.С. Социология личности. М.: Изд-во политической литературы, 1967. 383 с.
  8. Кретти Дж. Психология в современном спорте. М.: Физкультура и спорт, 1978. 222 с.
  9. Мартенс Р. Социальная психология и спорт. М.: Физкультура и спорт,1997. 176 с.
  10.  Матвеев Л.П. Основы общей теории спорта и системы подготовки спортсменов. Киев: Олимпийская литература, 1999. 320 с.
  11.  Полуэктова Н.М., Тихонов Б.Л. Влияние характера взаимодействия на эффективность совместной групповой мыслительной деятельности // Психологические исследования общения / Под ред. Б.Ф. Ломова. М., 1985. С. 273–285.
  12.  Психология спорта высших достижений: Учеб. пособие. М.: Физкультура и спорт, 1979.144 с.
  13.  Рогалева Л.Н. Влияние спорта и установок тренера на личность юного спортсмена: Автореф. дис. …канд. психол. наук. М., 1999. 20 с.
  14.  Родионов А.В. Влияние психологических факторов на спортивный результат. М.: Физкультура и спорт, 1987.112 с.
  15. Спортивная психология в трудах отечественных специалистов/ Сост. И.П. Волкова. СПб.: Питер, 2002. 384 с.
  16.  Стамбулова М.Б. Психология спортивной карьеры. СПб.: Центр карьеры, 1999. 367 с.
  17.  Ханин Ю.Л. Психология общения в спорте. М.: Физкультура и спорт, 1980. 208 с.
  18.  Шаболтас А.В. Мотивы занятия спортом высших достижений в юношеском возрасте: Автореф. дис. …канд. психол. наук. СПб., 1998. 21 с.
  19.  Шадриков В.Д. Психологический анализ деятельности как системы // Психологический журнал. 1980. Т. 1. № 3. С. 33–46.

Информация об авторах

Светлова Александрина Антоновна, аспирант кафедры теоретических основ социальной психологии факультета социальной психологии, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, e-mail: a.svetlova@ymail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 4296
В прошлом месяце: 29
В текущем месяце: 64

Скачиваний

Всего: 3501
В прошлом месяце: 46
В текущем месяце: 30