На современном этапе развития спортивной психологии одной из актуальных проблем является изучение факторов, обеспечивающих успешность спортивной деятельности.
Успешность в различных видах деятельности рассматривалась в работах Ю.М. Орлова, С.В. Ковалева, А.Г. Харчева, С.И. Голода, В.Д. Шадрикова, Х. Хекхаузена (Heckhausen) и других исследователей. Как правило, феномен успешности изучается в контексте адаптации личности в процессе индивидуальной и совместной деятельности. В характеристике успешности деятельности понятия «успех» и «успешность» различаются. «Успех» рассматривается как личностно значимое достижение и характеризуется наличием эффективных способов деятельности в процессе достижения цели. «Успешность» определяется как социально оцениваемое достижение [Мартенс].
Чаще всего исследователи сосредотачивают внимание на индивидуальнопсихологических факторах успешности в спортивной деятельности. Так, В.Д. Шадриков выделяет личностную значимость деятельности и отношение к ней со стороны спортсмена, а также успешность, определяющуюся качеством этой деятельности (результатом, который спортсмен показывает на соревнованиях) [ Шадриков, 1980].
В исследованиях В.А. Бодрова, Е.П. Ильина, Т.В. Корниловой и других авторов установлено, что субъект деятельности можно описать совокупностью таких личностных характеристик, как мотивы, установки, способы поведения и реагирования, характерологические особенности, определяющие своеобразие индивидуальнопсихологических проявлений в деятельности.
А.В. Родионов [ Родионов, 1987] выделил восемь основных критериев успешности личности:
■ эффективность в принятии решений;
■ полная отдача собственных сил для реализации целей;
■ собственная личностная позиция;
■ ответственность за свои поступки;
■ умение публично высказывать отличное от большинства мнение;
■ честность перед собой;
■ наличие глубоких эмоциональных переживаний;
■ построение и поддержание длительных контактов с другими людьми.
Спортивная деятельность отличается ориентацией на предельный уровень достижений и высокими эмоциональными нагрузками, связанными с субъективной значимостью результатов деятельности, остротой соперничества и публичностью выступлений во время соревнований. Поэтому объектом ряда исследований успешности в области спорта стали следующие аспекты психической регуляции деятельности спортсменов:
целеполагание [ Стамбулова, 1999]; его возможные варианты анализируются по параметрам силы стимулирующего влияния и уровня деятельности, связанной с характером целей эмоциональной напряженности и направленной на их достижение;
анализ значимых условий деятельности [Спортивная психология в, 2002], изучение субъективной картины спортивной деятельности, складывающейся у спортсменов и тренеров [ Рогалева Л.Н, 1999];
контроль и оценка результатов деятельности [ Стамбулова, 1999].
При анализе внутреннего плана действий спортсмена как блока психической регуляции деятельности рассматриваются следующие его особенности: степень детализированности, степень согласованности текущих и этапных целей, способность последовательно реализовывать план, полнота учета условий реализации плана, гибкость планирования, способность своевременно учитывать изменения ситуации деятельности [ Психология спорта высших, 1979]. Развитая способность к планированию, наряду с другими блоками психической регуляции деятельности, как показывают исследования высококвалифицированных спортсменов, обеспечивает достижение ими больших спортивных результатов [ Стамбулова, 1999]. К числу наиболее исследованных особенностей планирования спортсменом своей деятельности следует отнести ее контрольно-оценочный компонент. Выделяют два направления его изучения: 1) исследование самоконтроля двигательных действий, соотнесения их с внутренним планом действий, факторов надежности самоконтроля в экстремальных условиях путей его развития; 2) изучение каузальной атрибуции результатов деятельности [Кретти, 1978].
Если первое направление обусловлено высокими требованиями к техническому мастерству спортсменов, то второе отражает значимость для них реалистичного и конструктивного отношения к успехам и неудачам.
С одной стороны, существует взаимосвязь успешности деятельности с личностными особенностями субъекта деятельности. С другой стороны, эффективность любого вида деятельности характеризуется реализацией целей субъектов деятельности и имеет социально значимый аспект [ Шадриков, 1980]. Как показывают результаты анализа научной литературы, успешность спортивной деятельности не только зависит от индивидуальнопсихологических особенностей ее участников, но и в значительной мере определяется характером взаимоотношений спортсмена и тренера, а также их социальнопсихологическими личностными характеристиками.
Спортивная деятельность является совместной деятельностью тренера и спортсмена. В рамках теоретического подхода к анализу совместной деятельности, представленного в работах Г.М. Андреевой, кооперация является одновременно решающим условием осуществления совместной деятельности и ее главной отличительной чертой. При этом сама кооперация понимается как своего рода слияние индивидуальных деятельностей в общественную, и поэтому в качестве важнейших ее признаков выделяются предметность и совместность [Андреева, 2000].
В работах, определяющих структуру совместной деятельности и формы взаимодействия ее участников, акцентируется внимание на качестве взаимодействия в процессе совместного решения задач, определяются такие особенности, как выраженность взаимодействия и его содержательность, характер «вербального взаимодействия» [Беляева, 1985]. В ряде исследований отмечается, что на эффективность совместной деятельности и на особенности «коммуникативного взаимодействия» оказывают влияние условия протекания и характеристики взаимодействия, четкость и гибкость распределения ролей [3; 11; 18 и др.].
В ряде исследований (Е.Р. Биспен, Л.П. Матвеев, А.В. Родионов, Ю.Л. Ханин и др.) делается акцент на том, что на успешность и результат деятельности спортсмена непосредственное влияние оказывают его взаимоотношения с тренером [Биспен, 1991].
Анализ литературных источников (Л.П. Матвеев, А.В. Родионов, Ю.Л. Ханин, Дж. Кретти (Kretti), Е.П. Ильин и др.) позволяет выделить критерии взаимодействия спортсмена с тренером, влияющие на успешность их совместной деятельности [ Матвеев, 1999; Ханин, 1980]:
■ характер взаимодействия;
■ стиль руководства тренера;
■ эмоциональный фон взаимоотношений.
Отношение спортсменов к тренеру играет роль в росте спортивных результатов, так как влияет на отношение спортсменов к тренировочному процессу.
В исследовании Ю.А. Коломейцева зафиксирована положительная связь между отношением к тренеру и такими качествами, как дисциплинированность, настойчивость, старательность, исполнительность [Коломейцев, 1974]. Отмечено, что спортсмены-разрядники считают наиболее значимыми коммуникативные качества тренера, в которых выражается отношение тренера к спортсмену (доброта, отзывчивость, справедливость, тактичность, общительность). Однако участники сборных команд страны в своей оценке тренера ориентируются, в первую очередь, на его профессионально-деловую подготовку (высокий уровень компетентности в вопросах методики тренировки и тактической подготовки, творческое отношение к работе, умение настроить спортсмена на борьбу и поддерживать дисциплину на сборах, требовательность).
Стиль руководства во многом определяет стремление спортсмена к общению с тренером. Если тренер служит для спортсмена примером, является для него авторитетом, привлекает своими человеческими качествами, то спортсмен в большей степени будет стремиться к всестороннему общению с ним, что является показателем благоприятных взаимоотношений между тренером и спортсменом. Немаловажным является и отношение тренера к спортсмену. Установлено, что в том случае, когда тренер видит негативное отношение к себе, низкую оценку своих профессиональных и личностных качеств со стороны спортсменов, он, как правило, негативно и излишне строго относится к своим ученикам [Ильин, 2008].
По-видимому, спортсмены тогда высоко оценивают профессиональные и личностные качества тренера, когда тренер создает благоприятные условия для удовлетворения ими своих соревновательных амбиций. Тренер, способствующий удовлетворению потребностей спортсменов, начинает пользоваться у своих учеников авторитетом и особым расположением.
Исследователи подчеркивают, что для достижения высокого уровня взаимодействия между тренером и спортсменом необходима реализация субъект-субъектных отношений. В работах В.И. Андреева и Е.А. Глуховской были определены условия реализации таких отношений [Андреев, 2000]:
■ обеспечение права каждого участника деятельности на собственное решение;
■ создание и сохранение атмосферы творчества участниками взаимодействия;
■ стимулирование индивидуального стиля творческой деятельности и самовыражения каждого из субъектов взаимодействия;
■ постоянное развитие творческих возможностей педагога и его педагогического мастерства.
Установлено, что в том случае, когда спортсмен занимает субъектную позицию в ходе совместной учебно-тренировочной деятельности, у него развивается способность использовать освоенные способы действий в изменяющихся условиях, самостоятельно оценивать результат деятельности, ставить цели в ходе подготовки. При этом формируются такие личностные качества, как самостоятельность, ответственность, организованность, инициатива [Андреев, 2000].
Анализ спортивной деятельности как системы нормативно одобренных поведенческих актов и поступков позволяет, на наш взгляд, проникнуть в генезис роли спортсмена и рассматривать ее в качестве функции ожиданий со стороны тренера и группы. Принятие ролей - сложный психологический процесс, которым можно управлять при условии знания его закономерностей. Личность, действующая в специфических условиях деятельности, обладает индивидуальными способностями и анализируется как совокупность социальных ролей, исполняемых ею [Кон, 1967]. Согласованность представлений спортсмена и тренера об их отношении друг к другу, разделение и согласованность функций и ролей в процессе осуществления совместной деятельности являются условиями повышения качества тренировочной деятельности.
Так, в процессе изучения ролевых позиций в совместной деятельности установлено следующее:
■ четкая дифференциация ролей способствует повышению эффективности при совместном решении задач;
■ формы организации совместной деятельности связаны с конкретными способами распределения ролей и обязанностей;
■ эффективность ролевой дифференциации в совместной деятельности связана с согласованностью в ее выделении и гибкостью перестройки в процессе достижения цели [Коломейцев, 1974].
Таким образом, спортивная деятельность включает в себя широкий спектр человеческих отношений и опосредуется ими. Характер взаимоотношений «тренер - спортсмен» оказывает влияние на успешность спортсмена. Критериальным содержанием спортивной деятельности является личностная значимость деятельности и отношение к ней со стороны спортсмена, а также успешность, определяющаяся качеством этой деятельности, которая может сравниваться с продуктивностью [ Шадриков, 1980].
Проведенный теоретический анализ существующих подходов к повышению успешности деятельности в спорте позволяет выделить основные социальнопсихологические факторы, влияющие на успешность спортивной деятельности: стиль руководства тренера, характер межличностных отношений и ролевых ожиданий в системе «спортсмен - тренер».
Ролевые ожидания спортсменов в индивидуальных и групповых видах спортивной деятельности характеризуют состояние их готовности к действию. Согласованность представлений о ролевых взаимосвязях в процессе взаимодействия тренера и спортсмена является фактором, отражающим уровень их взаимопонимания в ходе совместной деятельности. Для наиболее эффективного профессионального взаимодействия со спортсменами тренеру необходимо выбирать оптимальные формы руководства в зависимости от ролевых ожиданий спортсменов, и согласовывать их со своими ожиданиями.