Психолого-педагогические исследования
2014. Том 6. № 4. С. 24–32
doi:10.17759/psyedu.2014060403
ISSN: 2587-6139 (online)
Этнопедагогические аспекты социализации современных школьников
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: социализация, этнопедагогика, редства и методы народного воспитания
Рубрика издания: Психология образования
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu.2014060403
Для цитаты: Дагбаева С.Б. Этнопедагогические аспекты социализации современных школьников [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2014. Том 6. № 4. С. 24–32. DOI: 10.17759/psyedu.2014060403
Полный текст
Современные процессы этнической социализации личности связаны с противоречивыми процессами поиска идентичности и характерными для кризисных периодов явлениями этнической усталости [7, c. 118], которые проявляются в отрицании символов, в распаде коллективной памяти, утрате веры в общее будущее, дисгармонии между нормативным и описательным образами себя, в чувстве неполноценности относительно других культур [16, c. 18]. При этом, как отмечает Дж. Даймонд, дело не только в том, что в современном мире нормы морально приемлемого меняются слишком стремительно, а в том, насколько этническое сообщество готово ответить на эти вызовы [9, c. 601].
Одним из вариантов решения данной проблемы является осмысление исторического опыта воспитания, обращение к которому может помочь человеку сохранить внутреннюю стабильность и целостность [21, c. 4]. Возрождение национальных культур становится одним из условий преодоления проблем стирания этнокультурного многообразия и усиления негативных проявлений межнациональных противоречий [6].
Г.Н. Волков полагает, что практическое назначение этнопедагогики состоит в выяснении педагогических возможностей старых обычаев разных народов и определении целесообразности новых обычаев, направленных на воспитание человека в современных условиях [8, c. 6]. В трудах Г.С. Виноградова «народная педагогика» определяется как система воспитания, созданная народом и представляющая собой совокупность приемов и навыков, которые применяются в целях воспитания и обучения подрастающего поколения. В основе народной педагогики - набор воспитательного опыта и сведений, которые народ сохранил в виде народного творчества, обычаев, обрядов и традиций. Каждый народ имеет свою отработанную веками систему образования и воспитания, которая основана на самобытном народном нравственном укладе и духовной культуре. Она включает в себя множество обычаев, ритуалов и традиций, которые проявляются в отношении к труду и природе, в традиции устного народного творчества, в обычаях гостеприимства, хорошего тона, правилах приличия [8, c. 160].
О.В. Хухлаева, рассматривая традиционные формы воспитания детей, провела сопоставительный анализ исторического и современного опыта воспитания и пришла к выводу, что в настоящее время и семья, и школа явно ощущают кризис при возрастающем влиянии на детей СМИ, которые выполняют заказ рынка, наполняя сознание детей стремлением получать, покупать, разрушать. Выход из данной ситуации автор видит в обращении к опыту воспитания детей в традиционной культуре и в использовании ее позитивных достижений в современных условиях [21].
Сущность содержания этнопедагогики отражена в трудах Г.Н. Волкова, который доказывает, что она является наукой, изучающей опыт народов, содержащий сведения о воспитании последующих поколений, наукой о педагогических воззрениях народа [8]. Этническая педагогика - это часть современной педагогической науки, предметом которой являются процессы этнической социализации личности, изучаемые в контексте народных знаний о процессе воспитания и обучения детей, а также усилия, направленные на сохранение и развитие культурных особенностей этнических общностей [1, c. 5].
Важное методологическое значение имеет указание О.В. Хухлаевой на то, что предметом этнопедагогики должен быть опыт воспитания детей в традиционных культурах. По мнению исследователя, выделение этого предмета позволяет этнопедагогике решать следующие задачи: исследовать ценности и позитивные достижения в народных культурах, анализировать проблемы современного детства, связанные с утратой традиций, раскрывать возможности воспитания на основе средств народной педагогики в современных условиях. Фиксируя внимание на специфике энтопедагогики, О.В. Хухлаева подчеркивает, что этнопедагогика имеет связь с педагогикой как наука, нацеленная на оптимизацию воспитательных воздействий, в то же время она пользуется материалом, который предоставляется этнографическими исследованиями, и использует багаж знаний возрастной психологии [21, c. 10]. Важными в народном воспитании представляются: позитивное программирование жизни ребенка, обрядовые процедуры, которые помогали осуществить бесконфликтый переход от одного социального статуса к другому, коллективная ответственность за воспитание. Автор подчеркивает ценность и значимость фольклора как средства воспитания, содействующего формированию чувства принадлежности к сообществу, укреплению ощущения защиты и безопасности, уверенности в себе. По мнению О.В. Хухлаевой, фольклор выполняет своеобразную психологооздоровительную функцию, поскольку позволяет проявить различные чувства [21, c. 236].
Н.В. Максименко под средствами социализации в народной педагогике понимает «элементы окружающей среды, которые проявляют себя на разных уровнях». К ним относятся фольклор (былины, народная поэзия, народные песни, искусство в народном быту, народные игрушки, старинные праздники) и «взаимоотношения людей, все их многообразие» [15]. Г.Н. Волков к средствам народного воспитания относит: потешки, считалки, пословицы, поговорки, загадки, эпос, сказки, легенды, предания, мифы и т. д. [8]
Интересна позиция М.С. Яницкого, который выделяет следующие средства этнической социализации: словесное воздействие (пословицы, поговорки, песни, сказки, легенды, предания), традиционные народные игры (подвижные, спортивные, ролевые и т. д.), а также традиционные забавы и состязания, трудовую деятельность (время ее начала, ее содержательные характеристики, этнокультурные особенности) [23].
Наиболее действенным среди перечисленных средств воспитания признается использование словесных методов. Используя различные виды передачи информации, излагаемой в форме внушения, диалога, рассказа, повествования, призыва, намека, совета, уговора и т. д., воспитатели формируют представления учеников о добре и зле, хорошем и плохом, допустимом и недопустимом [17].
Словесное воздействие осуществляют на подрастающее поколение произведения устного народного творчества, т. е. песни, сказки, предания, заговоры, пословицы, поговорки. Как пишет Ю.М. Соколов, в науке народная словесность носит название произведений фольклора, «той части этнографии (народоведения), которая специально занимается изучением духовной деятельности народа, выразившейся в его древнейших религиозных представлениях и обрядах, в юридических понятиях (обычном праве), в его языке, поэзии и т. д.» [20]. Народная словесность тесно переплетена с другими явлениями духовного быта: обрядами, обычаями, разговорной речью.
Уникальные возможности для социализации, по мнению М.С. Яницкого, имеет ролевая традиционная игра, направленная на формирование у нового поколения системы значимых этнокультурных ценностей [22]. ЮНЕСКО провозгласил традиционные игры неотъемлемой составной частью культурного наследия человечества, способствующей воспроизводству этнокультурной идентичности и культурного многообразия.
Под традиционными играми понимаются этнокультурные традиции публичных состязаний, исконных забав, имевших место во время массовых сходов, приуроченных к календарным праздникам или религиозным обрядам, устраиваемых в сакральных местах, связанных с историей и культурой коренных народов, формирующих телесное и духовное выражение адаптации человека к природной и историко-культурной среде [14]. Выделяют следующие группы традиционных игр: 1) «сенсомоторные игры», соответствующие сенсорным и моторным играм детей в полтора-два года; 2) «исследовательские игры», которые объединяют игру-возню и языковые игры, возникают к четырем-пяти годам; 3) «ролевые игры», включают в себя сюжетно-ролевые игры и игры с правилами и состязаниями, в которые дети начинают играть с трех-четырех лет [2].
Главным источником знаний о принципах воспитания, которые сложились в культуре разных народов, о его нравственных, религиозно-мифологических основах является фольклор. Как справедливо отмечает П.В. Качан, фольклор и образы народного творчества с детства запечатлеваются психикой ребенка [12, c. 71]. Подчеркивая ценность фольклора как средства воспитания, О.В. Хухлаева пишет о важности осознания того, что «фольклор осуществляет содействие укреплению связей внутри коллектива, формированию чувства национальной общности, что, соответственно, дает ощущение защиты и безопасности членам этой общности, чего не имеют сегодня многие, не только дети, но и взрослые» [21, c. 236]. Познавательное значение фольклора состоит, в частности, в отдельных деталях народных обычаев и традиций и даже в бытовых мелочах. Почти все сказки посвящены в той или иной мере какой-либо моральной проблеме, т. е. они воспитывают нравственность - одну из форм идеологии и культуры, которая выступает в качестве определителя состояния общества, уровня и качества его развития [6]. Можно сказать, что фольклор удовлетворяет потребность человека в принадлежности к сообществу, за счет этого повышает уверенность в себе, в настоящем и будущем.
Одну из ключевых ролей в процессе народного воспитания выполняла трудовая деятельность, содержащая совокупность различных традиционных видов хозяйства, которые активно формируют мировоззренческие позиции, традиции и обычаи народа [4]. Как указывает В.М. Данилина, народная педагогика использует важнейший принцип многовековой воспитательной практики, который заключается в том, что жизнь во всех ее проявлениях является лучшим источником воспитания, а совместный труд, ведущий к полноценному духовному общению детей с родителями и другими взрослыми, является ведущим фактором формирования семьянина, патриота, труженика [10]. Основной метод, удерживающий ребенка в деятельности в этнопедагогике, - метод повторения по принципу «Делай как я», или, как его называли, приучение [11].
В целом, обычаи ответственны за действенность ценностей, за их возможности сохранять связь с практикой, что позволяет транслировать ценности от одного поколения к другому. Вместе с тем, сегодня обычаи выступают в качестве сложно связанных друг с другом и по виду разрозненных индивидуальных привычек [3, c. 63]. Как доказывают исследования Р.Д. Санжаевой, особенностью формирования картины мира детей является преломление ее в национальной культуре [18]. Национальная культура проявляется в характере трудовой деятельности и ее традициях, в представлениях об удобствах быта и домашнем уюте, о семейном счастье и взаимоотношениях членов семьи, в способах развлечений, в понятиях о приличиях, о красивом и некрасивом, в понимании доброты, такта, сдержанности и т. п. [19]
В современных условиях опыт, накопленный народной педагогикой, в недостаточной мере использован в реальной практике образовательных учреждений [17]. Образовательные учреждения Российской Федерации осуществили переход на новые федеральные государственные образовательные стандарты общего образования. Сегодня образовательные программы включают в себя помимо обязательной части вариативную, которая формируется участниками образовательного процесса и реализуется посредством организации таких форм деятельности учащихся, как клубы, студии, кружки, этногостинные, секции, проектная и организационная деятельность [13]. Особое место отведено формированию навыков самостоятельной организации деятельности, совершенствованию ее содержания и технологий с учетом традиционного уклада культуры. Опыт показывает, что изучение таких материалов эффективно тогда, когда оно включено во внеурочную деятельность на факультативных занятиях и в творческих объединениях школьников.
Выводы. Говоря о возможностях этнопедагогики, нужно признать, что ее потенциал очень велик. Анализ содержания работ этнопсихологического и этнопедагогического направления показал, что общим убеждением исследователей является вера в эффективность обращения к опыту традиций народной педагогики с целью обеспечения успешной этнической социализации современных школьников.
Народная педагогика является альтернативой массовой коммерческой культуре, ориентирующей на пассивное освоение и потребление, так как побуждает ребенка к активной творческой созидающей деятельности. В связи с этим осознается необходимость организации системы учебно-воспитательного процесса, обеспечивающей этнокультурное развитие личности путем использования позитивных достижений народной педагогики.
Литература
- Абдрахимов Э.Ф. Роль этнопедагогики в развитии межкультурных отношений // Материалы межрегиональной научно-практической конференции молодых ученых «Современная этнопедагогика: проблемы и перспективы развития» (г. Уфа, 16 апреля 2010 г.) / Под ред. И.З. Султанмуратова. Уфа: РИО РУНМЦ МО РБ, 2010. С. 5−7.
- Авилов Г.М. и др. Ролевая игра: теория, методология, практика / Г.М. Авилов, А.В. Серый, М.С. Яницкий. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2008. 108 с.
- Ашкеров А.Ю. Социальная антропология. М.: ООО «Маркет ДС Копорейшн», 2005. 608 с.
- Баишева М.И., Григорьева А.А. Этнопедагогические воззрения народа саха в этнокультурной динамике // Педагогические науки. 2010. № 11. С. 99−101.
- Бережнова Л.Н. и др. Этнопедагогика / Л.Н. Бережнова, И.Л. Набок, В.И Щеглов. М.: Издат. центр «Академия», 2007. 240 с.
- Бокотей Л.Л. Психолого-педагогический потенциал этнокультуры как ресурс формирования духовно-нравственного воспитания подрастающих поколений [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование PSYEDU.ru 2010. № 3. URL: http://psyedu.ru/journal/2010/3/Bokotei.phtml (дата обращения: 10.07.2014).
- Бызов Л.Г. Социокультурная трансформация российского общества и формирование неоконсервативной идентичности // Мир России. 2002. № 1. С. 117–152.
- Волков Г.Н. Этнопедагогика. М.: Издат. центр «Академия», 1999. 168 с.
- Даймонд Д. Коллапс. Почему одни общества выживают, а другие умирают. М.: АСТ, 2008. 762 с.
- Данилина В.М. Этнопедагогические традиции семьи [Электронный ресурс] // Нравственность в образовании. URL: http://www.nravstvennost.info/ library/ news_detail.php?ID=2472 (дата обращения: 10.06.2014).
- Джиоева Г.Х. Закономерности, принципы и методы педагогики традиционной осетинской семьи [Электронный ресурс] // Педагогика. 2012. URL: http:// www. rusnauka.com/7_NITSB_2012/Pedagogica/3_101205.doc.htm (дата обращения: 10.05.2014).
- Качан П.В. Сказка как отражение особенностей национального менталитета // Альманах современной науки и образования. Тамбов: Грамота, 2007. Ч. 1. С. 70−74.
- Культурно-историческая системно-деятельностная парадигма проектирования стандартов школьного образования / А.Г. Асмолов [и др.]. // Вопросы психологии. 2007. № 4. С. 16−23.
- Кыласов А.В. Методология и терминология этноспорта // Вестник спортивной науки. 2011. № 5. С. 41−43.
- Максименко Н.В. Этнопедагогика как социокультурный феномен [Электронный ресурс] // OIMRU научный Интернет-журнал. 2003. URL: http://www.oim.ru/ reader.asp?nomer=278 (дата обращения: 10.05.2014).
- Марков А.П. Аксиологические и антропологические ресурсы национально-культурной идентичности: Дис. ... д-ра культурол. СПб., 2000. 365 с.
- Педагогика /Под ред. П.И. Пидкасистого. М.: Педагогическое общество России, 2006. 608 с.
- Санжаева Р.Д. Этнопсихология бурят // Вестник Бурятского гос. ун-та. 2011. Вып. 5. С. 54−61.
- Санжаева Р.Д. Этнопсихокультура личности // Вестник КРАУНЦ. 2004. № 2. С. 13−24.
- Соколов Ю.М. Народная словесность [Электронный ресурс] // Словарь литературных терминов. URL: http://feb-web.ru/feb/slt/abc/lt1/lt1-4851.htm (дата обращения: 10.05.2014).
- Хухлаева О.В. Этнопедагогика: социализация детей и подростков в традиционной культуре. М.: МПСИ, 2008. 248с.
- Яницкий М.С. К проблеме межпоколенной передачи этнокультурных ценностей средствами народной педагогики (на примере телеутского этноса // Теоретические и прикладные аспекты психологии развития: проблемы, решения, перспективы: Сб. науч. трудов / Под ред. И.С. Морозовой. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2007. С. 194–196.
- Яницкий М.С., Авилов Г.М. Традиционная ролевая игра как средство этнической социализации // Социальные и гуманитарные науки на Дальнем Востоке. 2008. № 4 (20). С. 27−30.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 2243
В прошлом месяце: 8
В текущем месяце: 3
Скачиваний
Всего: 1410
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 0