Динамика моральной ориентации в младшем подростковом, старшем подростковом и юношеском возрастах

1330

Аннотация

Современные концепции морального развития позволяют выделить два основных принципа, лежащих в основе моральной ориентации: принцип заботы и принцип справедливости. Подростковый и юношеский возрасты являются сензитивным периодом развития моральной ориентации.В проведенном авторами исследовании моральной ориентации приняли участие 139 человек, представляющие три возрастные группы: младший подростковый, старший подростковый и юношеский возрасты. Полученные результаты позволяют выделить определенную возрастную динамику предпочтений моральных суждений, особенностей решения моральных дилемм при разных уровнях мотивации одобрения и мотивации достижения.

Общая информация

Ключевые слова: моральное развитие, принцип заботы, принцип справедливости, подростковый и юношеский возрасты

Рубрика издания: Психология развития

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu.2014060412

Для цитаты: Молчанов С.В., Маркина О.С. Динамика моральной ориентации в младшем подростковом, старшем подростковом и юношеском возрастах [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2014. Том 6. № 4. С. 134–146. DOI: 10.17759/psyedu.2014060412

Фрагмент статьи

Когнитивный подход предлагает четыре критерия, которые необходимо учитывать при построении периодизации морального развития: 1) выделение качественно различных стадий мышления; 2) инвариантность порядка стадий (культурный фактор может ускорить или замедлить развитие, но не может изменить последовательность стадий); 3) структурная целостность стадии, которая выражается в том, что один принцип мышления распространяется на все проблемные ситуации; 4) иерархичное построение, где высшие стадии более дифференцированы и интегрированы, чем низшие стадии, причем возникновение высших стадий приводит к реинтеграции низших [10].Концепция

Ж. Пиаже– Л. Кольберга получила широкое признание и, несмотря на критику ряда положений, по-прежнему остается теоретической основой разработки и внедрения программ морального воспитания и образования. Эти идеи, в частности, реализованы вработах Д.Кребса, Э.Туриеля, Э.Хиггинс и ряда других авторов [8; 11; 13]. Однако, по нашему мнению, серьезным недостатком этого подхода является фактическое игнорирование мотивационной составляющей морального поведения [1; 2].

Литература

  1. Молчанов С.В. Морально-ценностная ориентация как функция социальной ситуации развития // Культурно-историческая-психология. 2007.№ 1. С.73–79.
  2. Молчанов С.В. Особенности ценностных ориентаций личности в подростковом и юношеском возрастах // Психологическая наука и образование. 2005. № 3. С.16–25.
  3. Флейвелл Дж.Генетическая психология Жана Пиаже. М.:Просвещение, 1967.623 с.
  4. DuskaR., Whelan M. Moral Development: A Guide to J. Piaget and L. Kohlberg. N. Y.: PaulistPress, 1975.541 p.
  5. Eisenberg N.Altruistic Emotion, Cognition, and Behavior. Hillsdale, N.J.: Lawrence Erlbaum, 1986.320 p.
  6. Gilligan C. In a different voice: women’s conceptions of self and morality // Harvard Educational Review. 1977. Vol. 47. P. 481–517.
  7. Gilligan C.In a Different Voice: Psychological Theory and Women's Development. Cambridge, Mass.: HarvardUniversityPress,1982. 216 p.
  8. Higgins E.T., Power C., KohlbergL.The relationship of moral atmosphere to judgments of responsibility //Morality, Moral Behavior and Moral Development / Eds.by W.M. Kurtines, J.L.Gewirtz. P.; N.Y.: Wiley. 1984. P. 74–106.
  9. Juujarvi S. The Ethics of Care and Its Development.Helsinki: University ofHelsinki,2003.183 p.
  10. Kohlberg L.Essays on Moral Development.Vol. 2: The Psychology of Moral Development / Eds.by L.Kolhberg.San-Francisco: HarperandRow, 1984.580 p.
  11. Кrebs D.L., Van Hesteren F. The development of altruism: towards the integrative model//Developmental Review. 1994. Vol.14.P.103–158.
  12. Rest J.R. Moral Development: Advances in Research and Theory. N. Y.: Praeger, 1986.241p.
  13. Turiel E.The Development of Social Knowledgement: Morality and Convention.UK:CambridgeUniversityPress,1983.350p.

Информация об авторах

Молчанов Сергей Владимирович, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры возрастной психологии факультета психологии, ФГБОУ ВПО МГУ имени М.В. Ломоносова, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5147-3551, e-mail: s-molch2001@mail.ru

Маркина Ольга Сергеевна, кандидат психологических наук, доцент департамента психологии и развития человеческого капитала, ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» (ФГОБУ ВО «Финансовый университет»), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3853-7789, e-mail: osmarkina@fa.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2345
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 9

Скачиваний

Всего: 1330
В прошлом месяце: 8
В текущем месяце: 12