Психолого-педагогические исследования
2015. Том 7. № 1. С. 154–164
doi:10.17759/psyedu.2015070115
ISSN: 2587-6139 (online)
Мотивация к профессиональному самоопределению подростков, находящихся в особой социальной ситуации развития
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: профессиональное самоопределение, психологическая готовность к профессиональному самоопределению, мотивационная готовность к профессиональному самоопределению, социальная ситуация развития, особая социальная ситуация развития
Рубрика издания: Психология профессиональной деятельности
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu.2015070115
Для цитаты: Арон И.С. Мотивация к профессиональному самоопределению подростков, находящихся в особой социальной ситуации развития [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2015. Том 7. № 1. С. 154–164. DOI: 10.17759/psyedu.2015070115
Полный текст
Изучение профессионального самоопределения личности как психологического феномена позволяет наряду с многочисленными факторами его успешности обозначить в качестве основной детерминанты психологическую готовность личности к осуществлению данного процесса. Психологическая готовность к профессиональному самоопределению позволяет человеку занимать активно-действенную позицию в осуществлении данной деятельности, не только следовать за сложившимися жизненными обстоятельствами, но и преобразовывать эти обстоятельства, влиять на свою социальную ситуацию развития, быть субъектом своего профессионального пути и жизни в целом.
Анализ научных работ, посвященных проблеме психологической готовности к профессиональному самоопределению, свидетельствует о том, что среди различных аспектов изучения данной проблемы авторы особое внимание уделяют исследованию структуры психологической готовности к профессиональному самоопределению, выявлению системы психологических компонентов, определяющих ее содержание [5; 6; 8; 9; 10; 11].
Различия концептуальных подходов исследователей при изучении психологической готовности к профессиональному самоопределению обусловливают многообразие представлений о содержательной структуре данного феномена. При этом все исследователи в качестве важного компонента психологической готовности к профессиональному самоопределению называют мотивационный компонент.
Так, С.В. Шибанкова, изучая психологические условия профессионально-личностного самоопределения старшеклассников, выделила две основные группы условий: внешние и внутренние. К внешним условиям автор отнесла социальную среду старшеклассников, в том числе организацию и содержание учебного процесса, личностные качества педагогов и их стиль взаимодействия с учащимися, социально- психологический климат в учебных группах. К внутренним условиям - совокупность операциональных, рефлексивных, когнитивных, ценностно-смысловых, мотивационных характеристик личности старшеклассника при ведущей роли мотивационных и ценностно-смысловых факторов, которые характеризуют психологическую готовность личности к профессиональному и жизненному выбору. Психологическая готовность рассматривается С.В. Шибанковой как целостный результат психолого-педагогического воздействия, как активно-деятельностное состояние личности, соответствующее содержанию стоящей перед ней задачи самоопределения, аккумулирующее внутренние психологические условия успешного осуществления профессионально-личностного самоопределения [11].
А.М. Павлова, основываясь на работах Б.Г. Ананьева, С.Л. Рубинштейна, Б.Ф. Ломова, В.Н. Мясищева, предлагает рассматривать профессионально-личностный потенциал специалиста в качестве двухуровневой системы, в которой системообразующим признаком является ценностно-мотивационный уровень потенциала личности, определяющий направление, глубину и успешность развития познавательно-инструментальных характеристик, а также всей системы профессионально-личностного потенциала специалиста [8].
Основанием для изучения содержания и структуры психологической готовности к профессиональному самоопределению могут служить исследования структуры самого профессионального самоопределения.
В практике профориентационной работы используется структура профессионального самоопределения, состоящая из трех компонентов - «надо», «хочу» и «могу», разработанная Е.А. Климовым [7]. Компонент «могу» - это возможности, склонности, способности человека. Компонент «хочу» - это потребности, желания, стремления, ценностные ориентации, цели, планы, притязания, интересы самоопределяющейся личности. Компонент «надо» — это требования общества в соответствие с социально-экономической ситуацией, потребностями рынка. Примером конкретизации данного подхода является структура профессионального самоопределения, предложенная И.П. Ансимовой, И.В. Кузнецовой, В.Ф.Сафиным, Н.А. Цветковой [9].
Наше понимание содержания и структуры психологической готовности к профессиональному самоопределению основано на анализе проблемы профессионального самоопределения с позиций основных методологических подходов, представленных в науках о человеке, - системного, деятельностного, динамического, человекоцентрического, акмеологического.
На наш взгляд, основные принципы обозначенных подходов, предельно сконцентрированы в понятии «социальная ситуация развития», которое было предложено Л.С. Выготским в рамках разработанной им культурно-исторической концепции психического развития ребенка. Как справедливо отмечает И.В. Дубровина, «идеи Л.С. Выготского удивительно современны, они являют собой оригинальные теоретические представления о психическом развитии ребенка и психологических условиях этого развития» [4, с. 254]. Идея Л.С. Выготского о социальной ситуации развития стала для нас методологической основой изучения проблемы профессионального самоопределения.
Социальная ситуация развития, в понимании Л.С. Выготского, является исходным моментом, источником для всех динамических изменений в развитии в конкретном возрасте и представляет собой совершенно особое сочетание внутренних процессов развития и внешних условий, типичное для каждого возрастного периода [2].
В разработанной нами концепции формирования психологической готовности к профессиональному самоопределению в особой социальной ситуации развития обозначается, что источником профессионального самоопределения личности является характерная для конкретного возраста социальная ситуация развития, содержание и специфика которой определяют успешность профессионального самоопределения [1].
Содержательная структура социальной ситуации развития профессионально самоопределяющейся личности включает в себя объективные (социальный контекст) и субъективные (психологическая готовность к профессиональному самоопределению) компоненты.
Психологическая готовность к профессиональному самоопределению играет главенствующую, регулирующую роль в структуре социальной ситуации развития профессионально самоопределяющейся личности, обусловливает степень и содержание активности личности в отношении воздействий социальных контекстов, делает явной ее активно-действенную позицию. Поэтому формирование психологической готовности к профессиональному самоопределению можно считать приоритетным направлением обеспечения успешности профессионального самоопределения.
Психологическая готовность к профессиональному самоопределению, как субъективная составляющая социальной ситуации развития профессионально самоопределяющейся личности структурно включает в себя когнитивный, деятельностный, мотивационный и личностный компоненты.
Наши исследования по изучению профессионального самоопределения в особой социальной ситуации развития (детей, оставшихся без попечения родителей, подростков с девиантным поведением, детей с признаками одаренности) показали, что в особой, обостренной социальной ситуации развития большинство показателей психологической готовности к профессиональному самоопределению недостаточно сформированы.
У подростков с девиантным поведением и у подростков -воспитанников интерната для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, наименее развитым, по данным наших исследований, оказался мотивационный компонент психологической готовности к профессиональному самоопределению.
На недостаточную сформированность ценностно-мотивационной сферы подростков, воспитывающихся в обостренных ситуациях развития, указывают и другие исследователи [3; 12]. Так, Е.Г. Дозорцева, А.А. Федонкина, изучая психологические особенности несовершеннолетних правонарушителей с личностной незрелостью, выявили, что одним из наиболее важных показателей личностной незрелости данной категории подростков является недостаточное развитие мотивационно-смысловой сферы. По результатам исследования авторов, это проявляется в слабой сформированности мотивационной сферы, поверхностности и облегченности суждений, узком кругозоре, ограниченном круге интересов преимущественно развлекательного характера, пассивности [3].
Исследования Т.И. Шульги, Д.Д. Татаренко, направленные на изучение психологических особенностей подростков-сирот, не имеющих опыта социализации в семье, показали, что у данной группы подростков по сравнению со сверстниками, имеющими такой опыт, и подростками, воспитывающимися в семье, значительно выше уровень мотивационных тенденций, отражающих боязнь быть отвергнутыми. А стремление к принятию у подростков, не имеющих опыта жизни в семье, почти в два раза ниже, чем у их сверстников из сравниваемых групп [12].
Мы провели серию исследований по изучению сформированности мотивационного компонента психологической готовности к профессиональному самоопределению подростков, находящихся в различных социальных ситуациях развития:
учащихся школы для детей с девиантным поведением;
воспитанников интерната для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
учащихся общеобразовательной школы.
Гипотеза исследования формулировалась следующим образом: в особой дефицитарной социальной ситуации развития под влиянием негативного социального контекста затруднено формирование мотивационной готовности к профессиональному самоопределению.
Целями нашего исследования были изучение содержания мотивационного компонента психологической готовности к профессиональному самоопределению подростков, находящихся в особой социальной ситуации развития, и определение основных направлений психологической коррекции мотивационной сферы данной категории подростков.
Для диагностики мотивационного компонента психологической готовности к профессиональному самоопределению мы применяли следующие диагностические методики:
Методика диагностики мотивации личности к достижению успеха (Т. Элерс, модификация А.Г. Грецова);
Мотивация профессиональной деятельности (К. Замфир, модификация А. Реана);
Самоактуализация личности (А. Шостром, адптирована Ю.Е. Алешиной, Л.Я. Гозман, М.В. Загика, М.В. Кроз; шкала «Ценностные ориентации»);
анкета «Психологическая готовность к профессиональному самоопределению» (в двух вариантах - для школьников и для педагогов; И.С. Арон; вопросы о преобладающих потребностях).
При анализе результатов исследований использовались методы математической статистики. Для определения методов статистической обработки проводилась проверка эмпирических распределений на нормальность по критерию Колмогорова-Смирнова. Так как распределения значений переменных всех наших исследований не отличались от нормального, мы смогли по правилу «трех сигм» выявить уровни развития мотивационной готовности участников исследования к профессиональному определению: высокий, выше среднего, средний, ниже среднего, низкий. Для изучения статистической значимости различий в развитии мотивационного компонента психологической готовности к профессиональному самоопределению подростков, находящихся в разных социальных ситуациях развития, мы использовали параметрический метод - Т-критерий Стьюдента для независимых выборок.
Сравнительный анализ обобщенных данных об уровне развития мотивационной готовности к профессиональному самоопределению учащихся разных общеобразовательных учреждений показал, что подростки с девиантным поведением и подростки, воспитывающиеся без попечения родителей, демонстрируют меньшую мотивационную готовность к профессиональному самоопределению, чем их сверстники, воспитывающиеся в более благополучных условиях. Так, у 50 % учащихся
общеобразовательной школы, по данным диагностики, мотивационная готовность к профессиональному самоопределению развита на высоком уровне и выше среднего; 27 % проявили недостаточную сформированность мотивационного компонента (на уровне ниже среднего и низком). Среди учащихся школы для девиантных подростков 48 % составляют те подростки, чей уровень мотивационной готовности к профессиональному самоопределению низкий и ниже среднего. Особенно низкий уровень мотивационной готовности к профессиональному самоопределению выявлен у подростков, воспитывающихся без попечения родителей: 70 % подростков не готовы к профессиональному самоопределению по показателям сформированности мотивационного компонента.
Анализ результатов по отдельным диагностическим методикам позволяет более подробно изучить содержание мотивационного компонента психологической готовности к профессиональному самоопределению у разных групп школьников (табл.).
Таблица
Результаты сравнительной диагностики мотивационной готовности к профессиональному
самоопределению учащихся разных образовательных учреждений (процент от числа
опрошенных)
Уровень развития мотивационной готовности |
Показатели мотивационной готовности |
||
Мотивация к достижению успеха |
Внутренняя мотивация |
Ценностные ориентации |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
Учащиеся школы для детей с девиантным поведением |
|||
Высокий |
0 |
10 |
6 |
Выше среднего |
47 |
30 |
20 |
Средний |
6 |
13 |
37 |
Ниже среднего |
47 |
23 |
37 |
Низкий |
0 |
24 |
0 |
Воспитанники интерната для детей-сирот |
|||
Высокий |
2 |
2 |
7 |
Выше среднего |
26 |
9 |
21 |
Средний |
0 |
12 |
14 |
Ниже среднего |
37 |
26 |
26 |
Низкий |
35 |
51 |
33 |
Учащиеся общеобразовательной школы |
|||
Высокий |
20 |
17 |
13 |
Выше среднего |
40 |
40 |
30 |
Средний |
20 |
23 |
23 |
Ниже среднего |
10 |
13 |
23 |
Низкий |
10 |
7 |
11 |
Методика диагностики мотивации личности к достижению успеха (Т. Элерс, модификация А.Г. Грецова) показала, что большинство подростков, находящихся в обостренной социальной ситуации развития, не стремятся к достижению успеха: 47 % подростков из школы для девиантных детей и 72 % подростков из интерната имеют низкий и ниже среднего уровень мотивации к достижению успеха. В то же время большинство подростков из общеобразовательной школы (60 %) проявили высокий и выше среднего уровень мотивации к достижению успеха. Различия между результатами статистически значимы: при сравнении результатов девиантных подростков и учащихся общеобразовательной школы t=2,58 на уровне 0,012<0,05; при сравнении подростков интерната и общеобразовательной школы t=4,64 на уровне 0,00<0,01.
В основу методики мотивации профессиональной деятельности (К. Замфир, модификация А. Реана) положена концепция о внутренней и внешней мотивации. При внутреннем типе мотивации для личности имеет значение деятельность сама по себе. При внешнем типе мотивации, согласно авторам, следует говорить, что в основе мотивации профессиональной деятельности лежит стремление к удовлетворению иных потребностей, внешних по отношению к содержанию самой деятельности (мотивы социального престижа, зарплаты и т. д.).
Как показал сравнительный анализ диагностических данных, у большинства учащихся общеобразовательной школы (57 %) преобладает внутренняя мотивация. Среди подростков с девиантным поведением довольно много тех, у кого выражена внутренняя мотивация (40 %). Однако различия в степени выраженности внутренней мотивации между обозначенными группами подростков статистически значимы (t=2,37; р= 0,021<0,05), это объясняется тем, что среди подростков с девиантным поведением существенно больше детей с низким и ниже среднего уровнем развития внутренней мотивации, чем среди подростков общеобразовательной школы (47 % и 20 % соответственно).
В выборке подростков - воспитанников интерната очень мало тех, чей уровень развития внутренней мотивации можно оценить как высокий и выше среднего (11 %). При изучении статистических различий между результатами диагностики данной группы подростков с результатами диагностики подростков из общеобразовательной школы выявлены высокозначимые различия: t=6,64; р=0,00 <0,01.
Сравнительные результаты диагностики по шкале «Ценностные ориентации» методики самоактуализации личности А. Шострома также свидетельствуют о недостаточно высоком уровне мотивационной готовности к профессиональному самоопределению подростков, воспитывающихся в обостренной социальной ситуации развития, по сравнению с подростками, воспитывающимися в более благоприятной социальной ситуации. Согласно эмпирическому исследованию, учащиеся общеобразовательной школы в значительно большей степени осознают свои ценности и мотивы, чем учащиеся школы для подростков с девиантным поведением (t=2,07; р=0,04<0,05) и воспитанники интерната (t=3,59; р=0,001<0,01).
О своеобразной структуре и недостаточной осознанности потребностей и мотивов свидетельствуют и результаты анкетного опроса подростков с девиантным поведением и подростков, воспитывающихся без попечения родителей, а также их педагогов, который был направлен на оценку психологической готовности подростков к профессиональному самоопределению. В анкете содержались вопросы, позволяющие оценить содержание всех компонентов психологической готовности. В том числе школьникам - участникам опроса предлагалось назвать свои преобладающие потребности. Среди учащихся школы для девиантных подростков 46 % и 44 % воспитанников интерната ответили, что они не знают своих потребностей. Среди названных школьниками потребностей чаще встречались - материальные (у 21 % девиантных подростков и 23 % подростков, воспитывающихся без попечения родителей) и социальные (общения; у 22 % учащихся интерната и 32 % учащихся школы для детей с девиантным поведением).
Таким образом, уровень развития мотивационного компонента психологической готовности к профессиональному самоопределению у подростков с девиантным поведением и подростков-сирот значительно ниже, чем у подростков с более оптимальной социальной ситуацией развития.
При этом, как показал сравнительный анализ, наиболее низкие показатели сформированности мотивационного компонента психологической готовности к профессиональному самоопределению отмечаются у подростков, воспитывающихся без попечения родителей. Наряду со статистически значимыми различиями результатов диагностики данной группы подростков и учащихся, воспитывающихся в семье, выявлены и статистические отличия результатов диагностики мотивационного компонента их психологической готовности к профессиональному самоопределению от результатов диагностики подростков с девиантным поведением. По методике диагностики мотивации личности к достижению успеха t=-2,72; р=0,008<0,01. По методике изучения мотивации профессиональной деятельности t=-3,80; р=0,00<0,01. По методике диагностики самоактуализации личности (шкала «Ценностные ориентации») t=-2,13; р=0,04<0,05).
Таким образом, результаты проведенных нами эмпирических исследований сформированности мотивационного компонента психологической готовности к профессиональному самоопределению подтверждают нашу гипотезу о том, что в особой дефицитарной социальной ситуации развития под влиянием негативного социального контекста затруднено формирование мотивационной готовности профессионально самоопределяющейся личности. Мотивационная сфера подростков с девиантным поведением и подростков, оставшихся без попечения родителей, характеризуется: недостаточной выраженностью стремления достижения к успеху, ориентацией на избегание неудачи; преобладанием внешних мотивов выбора профессии, основанных на материальном вознаграждении за труд или стремлении избежать наказания, критики; недостаточной осознанностью своих ценностей и мотивов, несформированностью системы ценностных ориентаций, преобладанием материальных потребностей.
В соответствии с разработанной нами концепцией формирования психологической готовности к профессиональному самоопределению в особой социальной ситуации развития основным содержанием психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения детей, оставшихся без попечения родителей, подростков с девиантным поведением является оптимизация социальной ситуации их развития в единстве объективных (социальный контекст) и субъективных (психологическая готовность к профессиональному самоопределению) компонентов, где приоритетным направлением является работа по развитию психологической готовности к профессиональному самоопределению, реализующей активно-действенную позицию личности в отношении влияния на нее различных социальных контекстов.
Литература
- Арон И.С. Профессиональное самоопределение подростков с девиантным поведением в особой социальной ситуации развития//Психология обучения. 2013. № 10. С. 121–129.
- Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. Т.4 Детская психология. М.: Педагогика,1984. 432 с.
- Дозорцева Е.Г., Федонкина А.А. Психологические особенности несовершеннолетних правонарушителей с личностной незрелостью [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование PSYEDU.ru. 2013. № 3. URL: https://psyjournals.ru/psyedu_ru (дата обращения: 18.11.2013).
- Дубровина И.В. Идеи Л.С. Выготского о содержании детской практической психологии [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование PSYEDU.ru. 2013. № 3. URL: https://psyjournals.ru/psyedu_ru (дата обращения: 19.11.2013).
- Зеер Э.Ф. Профессиональное самоопределение и потенциал профессионала//Мир психологии. 2005. № 1. С. 141–147.
- Калинина И.А. Психологическая готовность студентов к профессиональной деятельности и ее взаимосвязь с успешностью обучения: Автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 2007. 20 с.
- Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. М.: Издат. центр «Академия», 2004. 304 с.
- Павлова А.М. Мотивационный фактор в актуализации профессионально-личностного потенциала субъекта труда //Мир психологии. 2005. № 1. С. 170–176.
- Цветкова Н.А. Профессиональное самоопределение личности на разных этапах становления профессионала: Дис. … канд. психол. наук. Ярославль, 2005. 196 с.
- Чистякова С.Н. Проблема самоопределения старшеклассников при выборе профиля обучения//Педагогика. 2005. № 1. С. 19–26.
- Шибанкова С.В. Психологические условия профессионально-личностного самоопределения старшеклассников: Автореф. дис. …канд. психол. наук. Нижний Новгород, 2008. 24 с.
- Шульга Т.И., Татаренко Д.Д. Психологические особенности подростков-сирот, не имеющих опыта социализации в семье [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование PSYEDU.ru. 2013. № 2. URL: https://psyjournals.ru/psyedu_ru (дата обращения: 18.11.2013).
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 3029
В прошлом месяце: 15
В текущем месяце: 4
Скачиваний
Всего: 2576
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 3