Психолого-педагогические исследования
2015. Том 7. № 3. С. 119–132
doi:10.17759/psyedu.2015070312
ISSN: 2587-6139 (online)
Тип привязанности и особенности социального познания у детей-сирот
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: сироты, подростки, социальное познание, привязанность, социальная ангедония, социальная тревожность
Рубрика издания: Психология развития
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu.2015070312
Для цитаты: Авакян Т.В. Тип привязанности и особенности социального познания у детей-сирот [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2015. Том 7. № 3. С. 119–132. DOI: 10.17759/psyedu.2015070312
Фрагмент статьи
Изучение социального познания является одним из актуальных направлений современных исследований в психологии. Выделяют несколько больших направлений – восприятие и распознавание эмоций, восприятие и понимание социальных ситуаций, атрибутивный стиль, ментализация [19].
А.Б. Холмогоровой и О.В. Рычковой предложена модель, основанная на культурно-исторической парадигме [14; 19]. Она включает в себя мотивационный, рефлексивный, операционный, поведенческий аспект социального познания [14; 19]. Исследование мотивационного компонента позволяет определить направленность личности на других людей, ее способность понять другого через взаимодействие с ним или стремление избежать контактов с другими. Операциональный аспект отражает все свернутые и автоматизированные навыки оценки, интерпретации и принятия решений в социальных ситуациях, способность к пониманию и распознаванию эмоционального, интеллектуального и физического состояния другого человека. Исследование рефлексивного аспекта позволяет понять способность развернуть и сделать осознанным, целенаправленно построить процесс ментализации и оценить его. Поведенческий аспект отражает результат всех этих внутренних процессов, который выражается непосредственно в поведении, которое может быть более или менее социально компетентным [14; 19].
Литература
- Боулби Дж. Создание и разрушение эмоциональных связей. М.: Академический проект, 2004. 232 c.
- Виноградова Н.В., Рычкова Л.С. Особенности общения детей-сирот в процессе межличностного взаимодействия со сверстниками // Вестник ЮУрГУ. 2011. № 18. С. 86–88.
- Воликова С.В., Авакян Т.В. Симптомы депрессии и социальной тревоги у детей-сирот, воспитанников интернатных учреждений // Психическое здоровье. 2014. №1. С. 56–61.
- Воликова С.В., Авакян Т.В. Связь социальной ангедонии и социальной тревожности с трудностями ментализации у детей-сирот // Консультативная психология и психотерапия. 2014. №4. С. 155–168.
- История развития высших психических функций// Выготский Л.С.: Собр. соч.: В 6 т. Т. 3. М.: Педагогика, 1983. 368 c.
- Егорова О.Н. Особенности социального интеллекта у интеллектуально полноценных подростков с девиантным поведением // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2013. №160. С. 243–246.
- Елшанский С.П., Мешалевская С.В. Исследование социального и эмоционального интеллектов у старших подростков, обучающихся в школах-интернатах // Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова. Педагогика и психология. 2009. №3. С. 22–26.
- Краснова-Гольева В.В. Социальное познание при тревожных расстройствах (обзор зарубежных исследований) // Консультативная психология и психотерапия. 2015. №1. С. 153–165.
- Найденова А.В. Модель психического детей-сирот:Автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 2012. 28 с.
- Никитина И.В. Социальная тревожность и социальное познание (обзор зарубежных исследований) // Консультативная психология и психотерапия. 2014. №4. С. 65-80.
- Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Психология сиротства:3-е изд. СПб.: Питер, 2007. 416 с.
- Прусакова О.А. Генезис понимания эмоций: Автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 2005. 24 с.
- Пуговкина О.Д. Нарушения социального познания при депрессии: теоретические подходы, методы изучения и выделенные дефициты // Консультативная психология и психотерапия. 2014. №4. С. 80–98.
- Рычкова О.В., Холмогорова А.Б. О мозговых основах социального познания, поведения и психической патологии: концепция «социальный мозг» – «за» и «против» // Вопросы психологии. 2012. № 5. С.110–124.
- Сергиенко Е.А. Модель психического как парадигма познания социального мира [Электронный ресурс] // Психологические исследования. 2014. Т. 7. № 36. С. 6. URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 21.11.2014).
- Сергиенко Е.А., Лебедева Е.И., Прусакова О.А. Модель психического как основа становления понимания себя и другого в онтогенезе человека. М.: Институт психологии РАН, 2009. 416с.
- Хачатурова A.B. Понимание обмана детьми в условиях семейной депривации // Вестник Томского гос. ун-та. 2010. №330. С. 168–171.
- Хачатурова A.B., Сергиенко Е.А. Становление «модели психического» в условиях семейной депривации // Психология. Журнал Высшей школы экономики. -2009. Т.6. №2. С.161–172.
- Холмогорова А.Б. Природа нарушений социального познания при психической патологии: как примирить «био» и «социо»? // Консультативная психология и психотерапия. 2014. №4. С. 8–30.
- Allen J.G.,Fonagy P.The development of mentalizing and its role in psychopathology and psychotherapy // Technical Report 02-0048, Research Department,Topeka, KS: Menninger Clinic,2002.
- Baron-Cohen S., Leslie A., Frith U. Does the autistic child have a “theory of mind”? // Cognition. 1985. Vol. 21. P. 37–46.
- Baron-Cohen S.at al. Are intuitive physics and intuitive psychology independent? A test with children with Asperger Syndrome / Baron-Cohen S., Wheelwright S., Spong A., Scahill V. Lawson J.// Journal of Developmental and Learning Disorders. 2001. Vol. 5. P. 47–78.
- Bretherton I. at al. Relationships between cognition, communication and quality of attachment/ Bretherton I., Bates E., Benigni L., Camaioni L., Volterra V.// Bates E., et al. The emergence of symbols: Cognition and Communication in Infancy // N. Y.: Academic Press,1979.P. 223–269.
- Cicchetti D. at al.False belief understanding in maltreated children / Cicchetti D., Rogosch F.A., Maughan A., Toth S.L., Bruce J. // Development and Psychopathology. 2003. Vol. 15.Р. 1067–1091.
- Granot D., Mayseless O. Representations of Mother-Child Attachment Relationships and Social-Information Processing of Peer Relationships in Early Adolescence // The Journal of Early Adolescence. 2012. Vol. 32. № 4. P. 537–564.
- Fonagy P. Attachment and theory of mind: Overlapping constructs? // Association of Child Psychology and Psychiatry Ossasional Papers. 1997. Vol. 14. P. 31–40.
- Fonagy P. at al. The capacity for understanding mental states: The reflective self in parent and child and its significance for security of attachment /Fonagy P., Steele M., Steele H., Moran G.S., Higgitt A.S.// Infant Mental Health Journal. 1991. Vol. 12 (3). P. 201–218.
- Fonagy P. at al.Affect Regulation, Mentalization and the Development of the Self / Fonagy P., Gergely G., Jurist E., Target M. N. Y.: Other Press, 2002. 592 p.
- Johnson J.G. at al. Associations of parental personality disorders and axis I disorders with childrearing behavior/ Johnson J.G., Cohen P., Kasen S., Ehreneaft M.K., Crawford T.N. // Psychiatry. 2006. Vol. 69. Р. 336–350.
- Macfie J., Cicchetti D., Toth S.L. The development of dissociation in maltreated preschool-aged children // Development and Psychopathology. 2001. Vol. 13. P. 233–254.
- Pears K.C., Fisher P. Developmental, cognitive, and neuropsychological functioning in preschool-aged foster children: Associations with prior maltreatment and placement history // Journal of Developmental and Behavioral Pediatrics. 2005. Vol. 26. P. 112–122.
- Rogosch F.A., Cicchetti D., Aber J.L. The role of child maltreatment in early deviations in cognitive and affective processing abilities and later peer relationship problems // Development and Psvchopathology. 1995. Vol. 7. P. 591–609.
- Tarullo A.R., Gunnar M.C., Gunnar M.R. Atypical EEG power correlations with indiscriminately friendly behavior in internationally adopted children // Developmental Psychology. 2011. Vol. 47 (2). P. 417–431.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 2717
В прошлом месяце: 21
В текущем месяце: 5
Скачиваний
Всего: 1639
В прошлом месяце: 23
В текущем месяце: 5