Психолого-педагогические исследования
2015. Том 7. № 4. С. 22–31
doi:10.17759/psyedu.2015070403
ISSN: 2587-6139 (online)
Апробация модуля «Индивидуализация и дифференциация учебно-воспитательной работы с учащимися разных категорий»: результаты и перспективы*
Аннотация
Общая информация
* Работа выполнена при финансовой поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации (Государственный контракт № 05.043.12.0021 от 23.05.2014 , проект «Разработка и апробация новых модулей основной профессиональной образовательной программы профессиональной (педагогической) магистратуры в рамках укрупненной группы специальностей “Образование и педагогика” по направлению подготовки “Педагогическое образование” (Учитель среднего общего образования) на основе организации сетевого взаимодействия образовательных организаций, реализующих программы высшего образования и среднего (профессионального) общего образования, и предполагающей углубленную профессионально-ориентированную практику студентов»).
Ключевые слова: магистратура, апробация , модуль , индивидуализация и дифференциация в учебно-воспитательной работе, учащиеся разных категорий
Рубрика издания: Методология и технология образования
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu.2015070403
Для цитаты: Заславская О.Ю., Губина Е.В. Апробация модуля «Индивидуализация и дифференциация учебно-воспитательной работы с учащимися разных категорий»: результаты и перспективы [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2015. Том 7. № 4. С. 22–31. DOI: 10.17759/psyedu.2015070403
Полный текст
Одной из важных проблем современного образования является неготовность учителя работать в условиях новой школы, предполагающих такие виды деятельности, как реализация «... программ инклюзивного образования; работа с одаренными учащимися; работа с учащимися, имеющими проблемы в развитии; работа с девиантными, зависимыми, социально запущенными и социально уязвимыми детьми, имеющими отклонения в поведении; работа с детьми-мигрантами» [4, с. 9]. Низкий уровень компетентности обнаруживают педагоги в работе и с отдельными учениками, и с группами учащихся: индивидуальный подход в обучении нередко формален, основой дифференцированного подхода является школьная успеваемость, а не психологические особенности учащихся. Современный учитель должен обладать новыми компетенциями, чтобы успешно выполнять профессиональные требования, определяемые различными нормативными документами (ФГОСы, Профессиональный стандарт педагога и др.). В связи с этим разработка программ подготовки педагогов, ориентированных на овладение профессиональными компетенциями и трудовыми функциями для осуществления индивидуального и дифференцированного подходов к учащимся является весьма актуальной.
Авторы принимали участие в разработке и апробации модуля «Индивидуализация и дифференциация учебно-воспитательной работы с учащимися разных категорий» в ходе реализации проекта «Разработка и апробация новых модулей основной образовательной программы профессиональной (педагогической) магистратуры в рамках укрупненной группы специальностей “Образование и педагогика” по направлению подготовки “Педагогическое образование” (Учитель среднего общего образования) на основе организации сетевого взаимодействия образовательных организаций, реализующих программы высшего образования и среднего (профессионального) образования, и предполагающей углубленную профессиональноориентированную практику студентов». Апробация организации и проведения обучения по модулю «Индивидуализация и дифференциация учебно-воспитательной работы с учащимися разных категорий» на подготовительном этапе была проведена в Институте математики, информатики и естественных наук ГБОУ ВПО «Московский городской педагогический университет» в рамках магистерских программ по направлению подготовки 44.04.01 - Педагогическое образование, профилям подготовки «Преподавание математики в основной и старшей школах», «Методика дистанционного обучения математике детей с ограниченными возможностями здоровья» и реализовывалась на 1 курсе данных магистерских программ. Срок апробации - с 1 сентября по 1декабря 2014 года (13 учебных недель). Количество магистрантов, участников апробации по модулю, составило 21 человек. На основном этапе апробация была проведена в Институте культуры и искусств ГБОУ ВПО МГПУ по направлению подготовки 44.04.01 - Педагогическое образование, профиль подготовки «Артпедагогика и артпсихология». Для реализации апробации была осуществлена корректировка учебных планов в рамках магистерских программ 1 курса по указанному профилю. Срок апробации - с 1 февраля по 1 июня 2015 года (13 недель). Количество магистрантов - 9 человек.
Индивидуализация и дифференциация учебно-воспитательной работы с учащимися разных категорий в средней школе понимается нами как создание комплекса педагогических условий для успешного выстраивания учениками индивидуальных образовательных траекторий через систему предпрофильного и профильного обучения, а также социально- и психологопедагогическая поддержка и развитие обучающихся разных категорий, включающие воспитательную, учебную, внеучебную, социально значимую деятельность. Профильное обучение рассматривается нами как особый вид дифференциации и индивидуализации обучения, как форма организации учебной деятельности старшеклассников, при которой учитываются их интересы, склонности и способности, создаются условия для максимального развития учащихся в соответствии с их познавательными и профессиональными намерениями. Сочетание дифференциации и индивидуализации обучения на старшей ступени рассматривается как главное условие преодоления перегрузки учащихся, возникающей в связи с решением задач углубления знаний в избранной области деятельности. Дифференциация и индивидуализация в профильном обучении предусматривает составление индивидуального учебного плана и формирование своей индивидуальной образовательной траектории с учетом собственных интересов и возможностей.
Цель модуля - индивидуализация и дифференциация учебно-воспитательной работы с учащимися разных категорий - формирование у магистрантов компетенций и трудовых действий, позволяющих успешно осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход в учебновоспитательной работе с детьми разных категорий в средней школе.
В основе реализации концепции модуля лежит принцип профессиональной направленности, предполагающий соотнесение целей, содержания, форм, средств, результатов освоения модуля с целями и основными результатами образования в соответствии с ФГОС С(П)ОО [6], с характером и содержанием различных видов профессиональной деятельности, составляющих сущность педагогической профессии и ориентирующих на подготовку современного учителя среднего общего образования, определенных Профессиональным стандартом педагога [3].
При построении учебного процесса в модуле использовались компетентностный и уровневый подходы, которые обязывают ориентироваться на результат образования. Образовательные результаты модуля - это общепрофессиональные и профессиональные компетенции, направленные на формирование трудовых функций и действий учителя старших классов, определенных Профессиональным стандартом педагога. Была разработана матрица компетенций по модулю, в соответствии с которой осуществлялось формирование трудовых функций магистрантов.
В то же время модуль учитывает адресность групп обучающихся: имеющих педагогическое образование и не имеющих такового. Структура модуля представлена в таблице.
Таблица
Структура программы модуля
Дисциплины модуля |
Объем в зачетных единицах |
|
Блок 1 |
Базовая часть Внешние и внутренние ресурсы индивидуализированного и дифференцированного обучения в средней школе |
3 |
Вариативная часть |
|
|
ВД 1. Технологии учебно-воспитательной работы с различными категориями учащихся |
2 |
|
ВД 2. Организация процессов социализации и индивидуализации в работе со старшеклассниками |
2 |
|
ВД 3. Психолого-педагогическое сопровождение развития старшеклассников |
2 |
|
ВД 4. Психодиагностика в работе учителя средней школы |
2 |
|
ДПВ 1. Формирование безопасной и психологически комфортной образовательной среды |
3 |
|
ДПВ 2. Технологии эффективного взаимодействия учителя с проблемными детьми |
3 |
|
Блок 2 |
Практики, в том числе НИР |
4,5 |
Блок 3 |
Государственная итоговая аттестация |
|
Объем программ |
17,5 |
В структуру модуля входят:
- дисциплина базовой части цикла, которая формирует целостную, обобщенную картину содержательной области модуля;
- дисциплины вариативной части цикла, направленные на технологический аспект профессионально-педагогической деятельности;
- дисциплины по выбору вариативной части цикла, призванные синтезировать в себе особенности изученных ранее дисциплин и предоставить возможность решать специфические задачи, направленные на реализацию профессионально-прикладных видов деятельности, углубляя как методические, так и научно-методические потребности и интересы магистрантов.
Данный подход позволяет обеспечить содержательную и структурную подвижность модуля как системы, дает возможность интеграции и дифференциации, предусматривает композиционную свободу его частей на основе учета тех или иных факторов.
Рабочие программы дисциплин модуля составлены в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом. В программах отражены цель освоения дисциплины, место дисциплины в структуре образовательной программы. В рабочих программах представлены структура и содержание дисциплины, а именно:
- разделы дисциплин и виды занятий;
- содержание разделов дисциплины;
- компетенции обучающегося, формируемые в процессе освоения дисциплины.
Этапы изучения модуля: учебно-ознакомительная практика, теоретический этап, учебная (педагогическая) практика, научно-исследовательская работа студентов, теоретико-рефлексивный этап.
В ходе апробации модуля реализовывались следующие формы организации учебной деятельности студентов: лекционные и практические занятия; самостоятельная работа; различные виды практик. Так, лекции проводились в интерактивной форме, с мультимедийной поддержкой; имели место лекция «обратной связи»; лекция-дискуссия. На практических занятиях решались контекстные учебные задачи, проводились деловые педагогические игры и групповые дискуссии, использовались элементы тренинга, осуществлялось решение тестовых заданий, применялся метод кейсов и т. д. Доля самостоятельной работы в структуре модуля существенно увеличена. Большой объем самостоятельной работы магистрантов обусловлен практико-ориентированным характером программ и является необходимым условием профессионального образования учителя среднего общего образования. «Самостоятельная работа служит главным средством превращения полученных знаний в умения и навыки, повышения культуры умственного труда, приобщения к творческим видам деятельности, обогащения интеллектуальных способностей студента. Учебнопрофессиональная деятельность совместно с самостоятельной работой студентов становится более результативной, формируются и развиваются профессионально важные качества специалиста, расширяются границы профессионально-творческого мышления, а процессу обучения в целом придается профессиональное ускорение» [5].
При организации самостоятельной работы применялись такие ее формы, как: работа над проектом, научное реферирование и аннотирование литературы, подготовка докладов с презентацией и др. Наряду с приоритетным использованием интерактивных форм и методов обучения применялись и традиционные методы и формы: информационная лекция, семинар, лабораторная работа, практическое занятие. С помощью новых практико-ориентированных форм организации учебной деятельности проходило освоение магистрантами трудовых действий и функций.
Так, например, дисциплина по выбору рассматриваемого модуля «Технологии взаимодействия учителя с проблемными детьми», составленная из 24 часов аудиторной работы и 108 часов самостоятельной работы, была направлена на формирование у магистранта и общекультурной (ОПК-3), и профессиональных компетенций (ПК-7, ПК-8), а также трудовых действий (эффективно взаимодействовать со всеми участниками образовательного процесса; выявлять поведенческие и личностные проблемы обучающихся, связанные с особенностями их развития; оказывать адресную помощь обучающимся; проектировать и реализовывать индивидуальные образовательные и развивающие программы; взаимодействовать с другими специалистами в рамках психолого-медико-педагогического консилиума) [1; 2].
Формирование компетенций и трудовых действий осуществлялось на практических занятиях в ходе групповых дискуссий, при выполнении тренинговых упражнений, обсуждении проблемных ситуаций, возникающих в общении учителя с учениками, а также при выполнении магистрантами самостоятельной работы (подготовка докладов с презентаций, рефератов, аннотирование научной литературы по дисциплине и т.д.).
Профессиональному развитию магистрантов способствует и организация различных видов практик. Учебно-ознакомительная практика открывает процесс профессионального становления магистранта и формирует профессиональную направленность. Магистранты изучали образовательные программы, посещали и анализировали уроки учителей старших классов и т. д. В ходе учебной (педагогической) практики магистранты использовали возможности образовательного учреждения для самостоятельной профессиональной деятельности. На стажировочной практике они имели возможность апробировать различные технологии индивидуализации и дифференциации в обучении учащихся.
Фонды оценочных средств дисциплин модуля подготовлены в соответствии с требованиями, предъявляемыми к средствам оценки деятельности магистрантов. В них пошагово прописаны контрольные задания, которые магистрантам необходимо выполнить, а также критерии и показатели, используемые при оценивании выполненных заданий.
Была предложена система оценочных средств, которая позволила оценить уровень сформированности образовательных результатов модуля. Применялись следующие оценочные средства: подготовка проекта, разноуровневые задания, разработка рекомендаций, тестовые задания, вопросы для собеседования и т. д.
Фонды оценочных средств дисциплин модуля разработаны в русле компетентностного подхода: контролируемые компетенции заявлены в Паспорте оценочных средств текущего контроля и промежуточной аттестации учебной дисциплины, соотносятся с контролируемым трудовым действием, характеристикой (обязательного) порогового уровня сформированности компетенций у выпускника вуза, их сформированность можно проверить с помощью оценочных средств.
Оценочные средства соответствуют специфике дисциплины и рабочей программе и позволяют проверить готовность выпускника к профессиональной деятельности.
Итоговая аттестация обучаемых, прошедших курс обучения по модулю, проводилась с помощью междисциплинарного экзамена. На экзамене магистранты решали профессиональные (имитационные) задачи: по представленному описанию ученика необходимо было построить программу индивидуальной траектории его развития средствами учебного предмета. В рамках формируемых компетенций и трудовых действий были выделены и описаны уровни, которые может демонстрировать магистрант: пороговый, базовый, повышенный.
Оценка эффективности программ апробации модуля осуществлялась на основании изучения документации, результатов итоговых испытаний и материалов, представленных экспертами, а также итогов анкетирования преподавателей и студентов, участвующих в апробации.
Под эффективностью апробируемого модуля мы понимали качественную характеристику итогов деятельности, отражающую степень ее соответствия обозначенным целям и соответствия качества усвоения программы ожидаемым результатам. Оценка эффективности освоения трудовых действий модуля осуществлялась с помощью средств текущего и итогового контроля. Итоговое квалификационное испытание проходило в форме компьютерного тестирования. Так, 86% магистрантов успешно освоили трудовое действие «оценка параметров и проектирование психологически безопасной и комфортной образовательной среды, разработка программ профилактики различных форм насилия в школе», 91% магистрантов - трудовое действие «определение совместно с обучающимся, его родителями (законными представителями), другими участниками образовательного процесса (педагог-психолог, учитель-дефектолог, методист и т. п.) зоны его ближайшего развития, разработка и реализация (при необходимости) индивидуального образовательного маршрута и индивидуальной программы развития обучающегося».
Оценка эффективности с точки зрения качества освоения модуля является важным этапом процесса апробации. Информация, которая была получена в результате апробации, позволит в дальнейшем работать над повышением качества обучения, корректировать рабочие программы, методы и технологии обучения, фонд оценочных средств.
По результатам апробации были внесены следующие изменения и дополнения в учебнометодические документы модуля:
- увеличено количество зачетных единиц базовой дисциплины «Внешние и внутренние ресурсы индивидуализированного и дифференцированного обучения в средней школе» с 2-х до 3х зачетных единиц, так как эта дисциплина заканчивается экзаменом;
- включены в содержание дисциплин для магистрантов адресной группы 2 (не имеющих базового педагогического образования) темы, формирующие базовые знания по дисциплине (например, целесообразно было добавление темы «Возрастные особенности старшеклассников»);
- расширены технологии формирования компетенций (например, активные методы обучения: деловые игры, метод кейсов, сочетание индивидуальной самостоятельной работы с групповой);
- существенно переработаны оценочные средства ряда дисциплин модуля (составлены тесты, подобраны профессиональные ситуационные задачи и т. д.);
- - перераспределены задания для магистрантов. Поскольку невозможно проверить перенос приобретенных умений и знаний в реальную практику образовательной деятельности магистранта, логично было часть заданий привязать к педагогической практике и принимать зачет (экзамен) после прохождения магистрантами практики;
По результатам апробации модуля на подготовительном и основном этапах можно сделать следующие выводы:
- цели, задачи рабочих программ дисциплин и практик адекватны основным положениям, заложенным во ФГОС ВО и Профессиональном стандарте педагога;
- содержание рабочих программ дисциплин и практик соответствует целям формирования заявленных профессиональных компетенций;
- новизна разработанных программ отвечает значимым особенностям развития сферы образования;
- использованные методы и технологии обучения адекватны требуемым компетенциям и возможностям формирования требуемых трудовых действий посредством реализации идей деятельностного подхода. Использовались следующие методы и технологии: проблемные и игровые технологии, технологии коллективной и групповой деятельности, имитационные технологии, методы активного обучения, методы анализа конкретных ситуаций, метод проектов, подготовка публичных выступлений, дискуссионное обсуждение профессионально важных проблем, обучение в сотрудничестве, создание проблемных ситуаций, лекция-беседа, лекция- диспут и т. д;
- содержание рабочих программ по модулю внутренне согласовано, поскольку в основу проектирования образовательного процесса были заложены результаты образования: к чему будут готовы магистранты в результате освоения программы, что они будут способны делать после окончания магистратуры, какие качества будут отличать магистра от бакалавра и специалиста;
- объемы дисциплин и виды учебной работы адекватны заявленным образовательным результатам;
- технологии реализации дисциплин и практик внутренне согласованны (лекционные занятия, практические занятия, практики), что обеспечивает последовательность достижения образовательных результатов;
- определены ресурсы, необходимые для формирования требуемых компетенций (оборудование, электронные образовательные ресурсы, контрольно-измерительные материалы и т.д.);
- предусмотрено использование официальных сайтов образовательных организаций и социальных сетей в организации образовательного процесса;
- методы и формы контроля адекватны заявленным образовательным результатам (текущий контроль: тесты, контрольные работы, коллоквиумы, анализ конкретных профессиональных ситуаций, эссе, дискуссии, игры, мониторинг результатов семинарских и практических занятий и др.; промежуточная аттестация: рефераты, зачеты и экзамены, комплексное тестирование, защита проекта и др.; итоговая аттестация: междисциплинарный экзамен, ВКР).
Таким образом, модуль «Индивидуализация и дифференциация учебно-воспитательной работы с учащимися разных категорий» является важной и необходимой составляющей основной профессиональной образовательной программы магистратуры по направлению подготовки «Педагогическое образование». Разработанный модуль может быть востребован также в структуре основных образовательных программ и по другим направлениям магистратуры, например, «Психолого-педагогическое образование», «Специальное (дефектологическое) образование» и т.д. Условием успешной профессиональной деятельности современного учителя является не только формирование у него необходимых трудовых функций и действий, инновационных навыков деятельности, но и развитие личностных характеристик будущих профессионалов. В связи с этим изучение не только профессионального, но и личностного становления магистрантов, является, на наш взгляд, перспективным.
Финансирование
Работа выполнена при финансовой поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации (Государственный контракт № 05.043.12.0021 от 23.05.2014 , проект «Разработка и апробация новых модулей основной профессиональной образовательной программы профессиональной (педагогической) магистратуры в рамках укрупненной группы специальностей “Образование и педагогика” по направлению подготовки “Педагогическое образование” (Учитель среднего общего образования) на основе организации сетевого взаимодействия образовательных организаций, реализующих программы высшего образования и среднего (профессионального) общего образования, и предполагающей углубленную профессионально-ориентированную практику студентов»).
Литература
- Губина Е.В. Личностное развитие студентов в ходе их профессиональной подготовки // Вестник практической психологии образования. 2010. № 1. С. 70–75.
- Заславская О.Ю., Губина Е.В. О подготовке магистрантов к работе с проблемными детьми в рамках реализации модуля «Индивидуализация и дифференциация учебно-воспитательной работы с учащимися разных категорий» // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Информатика и информатизация образования. 2015. № 2 (32). С. 76–79.
- Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ № 544н от 6 дек. 2013 г Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» [Электронный ресурс] // Министерство труда и социальной защиты. Банк Документов. URL: http://www.rosmintrud.ru/docs/mintrud/orders/129 (дата обращения: 09.10.2015).
- Психологические средства преодоления трудностей личностно-профессионального развития и сохранения здоровья субъектов образования / Под ред. Л.М. Митиной. М.; СПб.: Нестор-История, 2015. 416 с.
- Романова Е.С., Бершедова Л.И., Рычихина Э.Н., Набатникова Л.П. Психологические аспекты активизации самостоятельной работы студентов вуза // Системная психология и социология. 2014. №1 (9). С.29–38.
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс] // Федеральные государственные образовательные стандарты. М.: Институт стратегических исследований в образовании РАО. URL: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=959 (дата обращения: 31.03.2014).
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 1737
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 4
Скачиваний
Всего: 814
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 0