Психолого-педагогические исследования
2015. Том 7. № 4. С. 1–11
doi:10.17759/psyedu.2015070401
ISSN: 2587-6139 (online)
Модель исследовательской магистратуры: итоги апробации новых модулей основных образовательных программ в Московском городском педагогическом университете*
Аннотация
Общая информация
* Работа выполнена при финансовой поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации: Государственный контракт № 05.043.11.0022 от 16 мая 2014 г. «Разработка и апробация новых модулей основных образовательных программ магистратуры по укрупненной группе специальностей “Образование и педагогика” (направление подготовки – Педагогическое образование), предполагающих увеличение научно-исследовательской работы и практики студентов в сетевом взаимодействии с образовательными организациями различных уровней».
Ключевые слова: исследовательская магистратура, компетенции, модули исследовательской магистратуры, образовательные результаты, инструменты оценки, проектно-исследовательский семинар
Рубрика издания: Методология и технология образования
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu.2015070401
Для цитаты: Весманов С.В., Весманов Д.С., Жадько Н.В., Акопян Г.А., Источников В.В., Шевченко П.В. Модель исследовательской магистратуры: итоги апробации новых модулей основных образовательных программ в Московском городском педагогическом университете [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2015. Том 7. № 4. С. 1–11. DOI: 10.17759/psyedu.2015070401
Полный текст
Московский городской педагогический университет (МГПУ) с 2014 г. принимает участие в Федеральном проекте модернизации педагогического образования. Кафедра управления проектами МГПУ занималась разработкой и апробацией новых модулей основных образовательных программ магистратуры по укрупненной группе специальностей «Образование и педагогика» (направление подготовки - Педагогическое образование), предполагающих увеличение научно-исследовательской работы и практики студентов в сетевом взаимодействии с образовательными организациями различных уровней.
Летом 2014 г. преподавателями МГПУ совместно с сетевыми партнерами из Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ) были разработаны 6 новых модулей исследовательской магистратуры, которые планировалось апробировать в учебном процессе в течение 2014-2015 гг.
МГПУ, учитывая результаты, полученные в исследовании дефицита гуманитарных компетенций в Москве (опрос работодателей, потребителей услуг высшего профессионального образования, кадровых агентств в 2014-2015 гг.; опрошено более 600 респондентов), в качестве основного предложения выдвигал развитие четырех групп компетенций, востребованность которых наблюдается у всех трех групп респондентов исследования дефицита гуманитарных компетенций в Москве: аналитических, проектных, педагогических, коммуникативных компетенций.
Качественные и количественные характеристики модулей были подробно описаны в статье «Подготовка педагогов в исследовательской магистратуре: опыт Московского городского педагогического университета», октябрь 2014 г. [2]. Траектории образовательной программы исследовательской магистратуры (4 варианта; рис. 1) опираются на требования профессиональных стандартов, а также на результаты проведенного исследования дефицита гуманитарных компетенций в г. Москве.
Рис.1. Образовательные траектории исследовательской магистратуры
Первый этап апробации новых модулей основных образовательных программ магистратуры по укрупненной группе специальностей «Образование и педагогика» (направление подготовки - Педагогическое образование), предполагающих увеличение научно-исследовательской работы и практики обучающихся в сетевом взаимодействии с образовательными организациями различных уровней) (далее - программа магистратуры), проходил в течение осеннего семестра 2014-2015 учебного года с 1 сентября по 30 ноября 2014 г. (14 учебных недель)
Количество обучающихся по программам магистратуры, участвующих в апробации новых модулей, составило 235 человек (МГПУ - 93 человека, ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» - 9 человек, НИУ ВШЭ - 133 человека).
В рамках 13 программ магистратуры апробировались шесть образовательных модулей: «Общенаучный цикл, базовая часть»; «Общенаучный цикл, вариативная часть»; «Профессиональный цикл, базовая часть»; «Профессиональный цикл, вариативная часть»; «Практика»; «Научно-исследовательская работа».
По итогам апробации были сформулированы следующие рекомендации по доработке образовательных программ исследовательской магистратуры.
1. Компетенции формируются как единицы содержательной деятельности в следующей схеме (рис. 2).
Выбор инструментов формирования / оценки уровня сформированности компетенции базируется на следующих принципах:
■ «двойное действие»: а) формируют, б) оценивают уровень сформированности компетенции;
■ критериальная база для каждого инструмента оценки;
■ отчуждаемость результатов оценки (письменные работы);
■ накопительная оценка за модуль.
Приведем пример (табл.).
Таблица
Пример формирования компетенций
Компетенция |
Образовательный результат |
Инструмент оценки |
Формулирует проблему и гипотезы исследования |
Выявляет имеющиеся противоречия и описывает проблемную ситуацию |
Выступление с докладом на семинаре, формулирование вопросов и комментариев к докладам |
Определяет предмет исследования |
||
Дает определения и интерпретирует основные понятия и термины исследования |
||
Определяет цели исследования |
||
Осуществляет системное описание объекта исследования |
||
Выдвигает предположения о свойствах и структуре объекта исследования, о характере связи между изучаемыми явлениями, о факторах, детерминирующих эти связи |
||
Разрабатывает план исследования |
Выбирает методологию сбора исходных данных |
Реферат, обзор, аналитический конспект |
Описывает критерии анализа |
||
Определяет программные требования к выборке исследования |
||
Разрабатывает инструментарий исследования |
|
Формирует состав участников работ, связанных со сбором и обработкой данных |
|
Устанавливает этапы исследования и сроки его проведения |
||
Рассчитывает стоимость проведения исследования |
||
Работает с информацией, в том числе с применением ИКТ |
Конструирует эталоны измерения данных |
Эссе |
Обозначает способы проверки полученных данных на надежность |
||
Разрабатывает шаблоны массивов собранных данных |
||
Собирает информацию из альтернативных источников, включая современные базы данных |
||
Обрабатывает, группирует и кодирует данные |
||
Использует современные программные средства при работе с данными. |
2. Вносятся дополнения в рабочие учебные программы дисциплин, практики и НИР в виде уточненных образовательных результатов по четырем группам компетенций, развиваемым в рамках исследовательской магистратуры (приведены ниже).
Аналитические компетенции:
1. Формулирует проблему и гипотезы исследования (АН-1):
- выявляет имеющиеся противоречия и описывает проблемную ситуацию;
- обозначает объект и предмет исследования;
- дает определения и интерпретирует основные понятия и термины исследования;
- определяет цели исследования;
- осуществляет системное описание объекта исследования;
- выдвигает предположения о свойствах и структуре объекта исследования, о характере связи между изучаемыми явлениями, о факторах, детерминирующих эти связи;
- ставит задачи исследования.
2. Разрабатывает план исследования (АН-2):
- выбирает методологию сбора исходных данных;
- описывает критерии анализа;
- определяет программные требования к выборке исследования;
- разрабатывает инструментарий исследования;
- формирует состав участников работ, связанных со сбором и обработкой данных;
- устанавливает этапы исследования и сроки его проведения;
- рассчитывает стоимость проведения исследования.
3. Работает с информацией, в том числе с применением ИКТ (АН-3):
- конструирует эталоны измерения данных;
- обозначает способы проверки полученных данных на надежность;
- разрабатывает шаблоны массивов собранных данных;
- собирает информацию из альтернативных источников, включая современные базы данных;
- обрабатывает, группирует и кодирует данные;
- использует современные программные средства при работе с данными.
4. Применяет количественные и качественные инструменты анализа (АН-4):
- анализирует эмпирические данные с использованием статистических характеристик;
- стандартизирует и классифицирует показатели анализа эмпирических данных;
- использует коэффициенты анализа эмпирических данных;
- осуществляет первичный и вторичный анализ эмпирических данных;
- интерпретирует данные, полученные в исследовании.
5. Обрабатывает результаты исследований (АН-5):
- выявляет статистические закономерности и зависимости исследования;
- готовит эмпирически выверенные и обоснованные обобщения исследования;
- делает выводы и дает рекомендации по итогам исследования;
- готовит аналитические записки, отчеты, статьи по результатам исследования.
Проектные компетенции:
1. Инициирует проекты (ПР-1):
- определяет главную цель проекта;
- формулирует качественные и количественные результаты;
- определяет средства и технологии достижения целей;
- определяет затраты на достижение целей.
2. Планирует учебную деятельность и деятельность организации (ПР-2):
- планирует цели (качественные и количественные результаты) учебной деятельности в пределах установленного интервала времени;
- планирует цели (качественные и количественные результаты) организации в пределах
установленного интервала времени;
- осуществляет последовательное многоуровневое расщепление цели на работы, которые
необходимо выполнить для достижения цели;
- строит структурную схему организации проекта;
- разрабатывает сетевые модели реализации проекта;
- планирует график работ и ресурсное обеспечение;
- оценивает затраты и разрабатывает бюджет проекта.
3. Обеспечивает выполнение проектов и контролирует качество процессов и результатов проекта (ПР-3):
- формирует систему сбора фактических данных;
- управляет качеством проекта;
- управляет конфликтами и коммуникациями;
4. Формирует проектные команды (ПР-4).
5. Диагностирует мотивацию и стимулирует трудовую деятельность (ПР-5):
- использует инструменты диагностики мотивации персонала;
- определяет виды и формы стимулирования труда персонала;
- строит систему оплаты труда персонала.
Педагогические компетенции:
1. Диагностирует потребности и задачи обучения (ПД-1):
- диагностирует потребности обучения;
- ставит цели и определяет задачи обучения;
- определяет методы обучения.
2. Разрабатывает концепции и программы предметного и интенсивного обучения (ПД-2):
- разрабатывает концепции и программы предметного обучения;
- разрабатывает концепции и программы интенсивного обучения;
- готовит учебно-методические материалы.
3. Применяет информационные технологии в образовательном процессе (ПД-3):
- использует методы дистанционного обучения, тестирования, расчета баллов и рейтингов на основе LMS;
- организовывает он-лайн консультаций (GoTalk, вебим, и др.);
- использует средства сетевого взаимодействия (Skype, почта, чат, Редмайн и др.);
- создает презентации (PowerPoint, вэб-презентации, обрабатывает видео-и аудио материалы);
- использует мобильные средств коммуникации (Viber, WhatsApp и др.).
4. Организует групповое обучение (работу с группой) (ПД-4).
5. Оценивает результативность и эффективность обучения (ПД-5).
Коммуникативные компетенции:
1. Осуществляет вертикальное (руководство, подчиненные) и горизонтальное (коллеги, партнеры, учащиеся) взаимодействие (КМ-1).
2. Осуществляет межличностные и групповые коммуникации (проводит совещания, презентации, дискуссии) (КМ-2).
3. Осуществляет индивидуальное и групповое консультирование (КМ-3).
3. Базой оценки уровня освоения компетенций являются образовательные результаты студентов, измеряемые инструментами оценки, разработанными на первом этапе проекта (выступление с докладом, написание эссе, реферирование, разработка проектов, решение тестов, кейсов, участие в играх, подготовка магистерской диссертации).
4. Научно-исследовательская работа и практика студентов организуется по приведенной ниже модели:
■ прохождение четырех стадий: 1) инициирование; 2) планирование; 3) выполнение; 4) защита исследовательского проекта;
■ соблюдение двух видов формата: 1) индивидуальный (научный руководитель); 2) коллективный (проектный семинар);
■ использование трех баз научно-исследовательской практики: 1) внешняя научно-исследовательская практика (в организациях - сетевых партнерах вуза); 2) внутренняя (встроенная) научно-исследовательская практика (по месту работы магистранта), учебноисследовательская практика (участие в исследовательских проектах кафедры)
Наиболее эффективным форматом научно-исследовательской работы, как показала апробация, является проектно-исследовательский семинар (рис. 3) [1].
По итогам апробации новых модулей исследовательской магистратуры разработчиками сформированы предложения по совершенствованию нормативно-правовой базы, регламентирующей реализацию программ педагогической магистратуры.
Предложения по изменению ФГОС ВО по направлению 44.04.01 Педагогическое образование [4]:
1) сокращение перечня формируемых компетенций;
2) отказ от описания компетенций в терминах «готовность», «способность»;
Предложения к изменению «Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры» [3]:
1) отказ от структуры оценки уровня освоения компетенций в терминах «знает», «умеет», «владеет»;
В результате выполнения (завершения) работ по Федеральному проекту апробирована новая система профессиональной подготовки педагогов-исследователей в рамках исследовательской магистратуры. Выводы, рекомендации и предложения работы могут быть использованы Министерством образования и науки Российской Федерации, Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки, органами управления образованием субъектов Российской Федерации, организациями и объединениями работодателей, профессиональными сообществами в целях совершенствования системы подготовки педагогов в образовательных организациях высшего профессионального образования.
Финансирование
Работа выполнена при финансовой поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации: Государственный контракт № 05.043.11.0022 от 16 мая 2014 г. «Разработка и апробация новых модулей основных образовательных программ магистратуры по укрупненной группе специальностей “Образование и педагогика” (направление подготовки - Педагогическое образование), предполагающих увеличение научно-исследовательской работы и практики студентов в сетевом взаимодействии с образовательными организациями различных уровней».
Литература
- Весманов С.В., Весманов Д.С. Методы и инструменты проектного менеджмента в управлении образовательными системами // Вестн. Моск. гор. пед. ун-та. Сер. Экономика. 2012. № 6 (18). С. 42–50.
- Весманов С.В и др. Подготовка педагогов в исследовательской магистратуре: опыт Московского городского педагогического университета/ Весманов С.В., Весманов Д.С., Жадько Н.В., Акопян Г.А.// Психологическая наука и образование. 2014. Т. 19. № 3. С. 160–167.
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2013 г. № 1367 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры» // Российская газета. Федеральный выпуск № 6328 от 12 марта 2014 г.
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 21 ноября 2014 г. № 1505 «Об утверждении Федерального Государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование (уровень магистратуры)» // Российская газета. Федеральный выпуск № 6592 от 4 февраля 2015 г.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 2097
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 1
Скачиваний
Всего: 711
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 0