Модель исследовательской магистратуры: итоги апробации новых модулей основных образовательных программ в Московском городском педагогическом университете*

711

Аннотация

Описаны результаты апробации новых модулей основных образовательных программ магистратуры в Московском городском педагогическом университете. Представлены количественные и качественные характеристики апробации модулей исследовательской магистратуры, рассмотрено формирование компетенций как единиц содержательной деятельности. Освещены дополнения в рабочие учебные программы дисциплин, практики и НИР в виде уточненных образовательных результатов по четырем группам компетенций, развиваемых в рамках исследовательской магистратуры. Внесены предложения по изменению ФГОС ВО по направлению 44.04.01 «Педагогическое образование», а также «Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры». По итогам апробации осуществлена коррекция новых модулей исследовательской магистратуры, а также предложен ряд мер, направленных на повышение эффективности образовательных программ, которые реализуются в рамках исследовательской магистратуры.

Общая информация

* Работа выполнена при финансовой поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации: Государственный контракт № 05.043.11.0022 от 16 мая 2014 г. «Разработка и апробация новых модулей основных образовательных программ магистратуры по укрупненной группе специальностей “Образование и педагогика” (направление подготовки – Педагогическое образование), предполагающих увеличение научно-исследовательской работы и практики студентов в сетевом взаимодействии с образовательными организациями различных уровней».

Ключевые слова: исследовательская магистратура, компетенции, модули исследовательской магистратуры, образовательные результаты, инструменты оценки, проектно-исследовательский семинар

Рубрика издания: Методология и технология образования

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu.2015070401

Для цитаты: Весманов С.В., Весманов Д.С., Жадько Н.В., Акопян Г.А., Источников В.В., Шевченко П.В. Модель исследовательской магистратуры: итоги апробации новых модулей основных образовательных программ в Московском городском педагогическом университете [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2015. Том 7. № 4. С. 1–11. DOI: 10.17759/psyedu.2015070401

Полный текст

 
 

Московский городской педагогический университет (МГПУ) с 2014 г. принимает участие в Федеральном проекте модернизации педагогического образования. Кафедра управления проектами МГПУ занималась разработкой и апробацией новых модулей основных образовательных программ магистратуры по укрупненной группе специальностей «Образование и педагогика» (направление подготовки - Педагогическое образование), предполагающих увеличение научно-исследовательской работы и практики студентов в сетевом взаимодействии с образовательными организациями различных уровней.

Летом 2014 г. преподавателями МГПУ совместно с сетевыми партнерами из Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ) были разработаны 6 новых модулей исследовательской магистратуры, которые планировалось апробировать в учебном процессе в течение 2014-2015 гг.

МГПУ, учитывая результаты, полученные в исследовании дефицита гуманитарных компетенций в Москве (опрос работодателей, потребителей услуг высшего профессионального образования, кадровых агентств в 2014-2015 гг.; опрошено более 600 респондентов), в качестве основного предложения выдвигал развитие четырех групп компетенций, востребованность которых наблюдается у всех трех групп респондентов исследования дефицита гуманитарных компетенций в Москве: аналитических, проектных, педагогических, коммуникативных компетенций.

Качественные и количественные характеристики модулей были подробно описаны в статье «Подготовка педагогов в исследовательской магистратуре: опыт Московского городского педагогического университета», октябрь 2014 г. [2]. Траектории образовательной программы исследовательской магистратуры (4 варианта; рис. 1) опираются на требования профессиональных стандартов, а также на результаты проведенного исследования дефицита гуманитарных компетенций в г. Москве.

 Рис.1. Образовательные траектории исследовательской магистратуры


Первый этап апробации новых модулей основных образовательных программ магистратуры по укрупненной группе специальностей «Образование и педагогика» (направление подготовки - Педагогическое образование), предполагающих увеличение научно-исследовательской работы и практики обучающихся в сетевом взаимодействии с образовательными организациями различных уровней) (далее - программа магистратуры), проходил в течение осеннего семестра 2014-2015 учебного года с 1 сентября по 30 ноября 2014 г. (14 учебных недель)

Количество обучающихся по программам магистратуры, участвующих в апробации новых модулей, составило 235 человек (МГПУ - 93 человека, ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» - 9 человек, НИУ ВШЭ - 133 человека).

В рамках 13 программ магистратуры апробировались шесть образовательных модулей: «Общенаучный цикл, базовая часть»; «Общенаучный цикл, вариативная часть»; «Профессиональный цикл, базовая часть»; «Профессиональный цикл, вариативная часть»; «Практика»; «Научно-исследовательская работа».

По итогам апробации были сформулированы следующие рекомендации по доработке образовательных программ исследовательской магистратуры.

1.     Компетенции формируются как единицы содержательной деятельности в следующей схеме (рис. 2).


Рис. 2. Формирование компетенций, как единиц содержательной деятельности

Выбор инструментов формирования / оценки уровня сформированности компетенции базируется на следующих принципах:

■   «двойное действие»: а) формируют, б) оценивают уровень сформированности компетенции;

■    критериальная база для каждого инструмента оценки;

■    отчуждаемость результатов оценки (письменные работы);

■    накопительная оценка за модуль.

Приведем пример (табл.).

Таблица

Пример формирования компетенций

Компетенция

Образовательный результат

Инструмент оценки

Формулирует проблему и гипотезы исследования

Выявляет имеющиеся противоречия и описывает проблемную ситуацию

Выступление с докладом на семинаре, формулирование вопросов и комментариев к докладам

Определяет предмет исследования

Дает определения и интерпретирует основные понятия и термины исследования

Определяет цели исследования

Осуществляет системное описание объекта исследования

Выдвигает предположения о свойствах и структуре объекта исследования, о характере связи между изучаемыми явлениями, о факторах, детерминирующих эти связи

Разрабатывает план исследования

Выбирает методологию сбора исходных данных

Реферат, обзор, аналитический

конспект

Описывает критерии анализа

Определяет программные требования к выборке исследования

Разрабатывает инструментарий исследования

 

Формирует состав участников работ, связанных со сбором и обработкой данных

 

Устанавливает этапы исследования и сроки его проведения

Рассчитывает стоимость проведения исследования

Работает с информацией, в том числе с применением ИКТ

Конструирует эталоны измерения данных

Эссе

Обозначает способы проверки полученных данных на надежность

Разрабатывает шаблоны массивов собранных данных

Собирает информацию из альтернативных источников, включая современные базы данных

Обрабатывает, группирует и кодирует данные

Использует современные программные средства при работе с данными.

 

2.       Вносятся дополнения в рабочие учебные программы дисциплин, практики и НИР в виде уточненных образовательных результатов по четырем группам компетенций, развиваемым в рамках исследовательской магистратуры (приведены ниже).

Аналитические компетенции:

1.    Формулирует проблему и гипотезы исследования (АН-1):

-    выявляет имеющиеся противоречия и описывает проблемную ситуацию;

-    обозначает объект и предмет исследования;

-    дает определения и интерпретирует основные понятия и термины исследования;

-    определяет цели исследования;

-    осуществляет системное описание объекта исследования;

-    выдвигает предположения о свойствах и структуре объекта исследования, о характере связи между изучаемыми явлениями, о факторах, детерминирующих эти связи;

-      ставит задачи исследования.

2.    Разрабатывает план исследования (АН-2):

-    выбирает методологию сбора исходных данных;

-     описывает критерии анализа;

-     определяет программные требования к выборке исследования;

-     разрабатывает инструментарий исследования;

-     формирует состав участников работ, связанных со сбором и обработкой данных;

-     устанавливает этапы исследования и сроки его проведения;

-      рассчитывает стоимость проведения исследования.

3.    Работает с информацией, в том числе с применением ИКТ (АН-3):

-    конструирует эталоны измерения данных;

-    обозначает способы проверки полученных данных на надежность;

-     разрабатывает шаблоны массивов собранных данных;

-     собирает информацию из альтернативных источников, включая современные базы данных;

-     обрабатывает, группирует и кодирует данные;

-       использует современные программные средства при работе с данными.

4.    Применяет количественные и качественные инструменты анализа (АН-4):

-    анализирует эмпирические данные с использованием статистических характеристик;

-     стандартизирует и классифицирует показатели анализа эмпирических данных;

-     использует коэффициенты анализа эмпирических данных;

-     осуществляет первичный и вторичный анализ эмпирических данных;

-      интерпретирует данные, полученные в исследовании.

5.     Обрабатывает результаты исследований (АН-5):

-     выявляет статистические закономерности и зависимости исследования;

-     готовит эмпирически выверенные и обоснованные обобщения исследования;

-     делает выводы и дает рекомендации по итогам исследования;

-     готовит аналитические записки, отчеты, статьи по результатам исследования.

Проектные компетенции:

1.    Инициирует проекты (ПР-1):

-   определяет главную цель проекта;

-    формулирует качественные и количественные результаты;

-   определяет средства и технологии достижения целей;

-   определяет затраты на достижение целей.

2.   Планирует учебную деятельность и деятельность организации (ПР-2):

-   планирует цели (качественные и количественные результаты) учебной деятельности в пределах установленного интервала времени;

-     планирует цели (качественные и количественные результаты) организации в пределах

установленного интервала времени;

-     осуществляет последовательное многоуровневое расщепление цели на работы, которые

необходимо выполнить для достижения цели;

-    строит структурную схему организации проекта;

-    разрабатывает сетевые модели реализации проекта;

-    планирует график работ и ресурсное обеспечение;

-     оценивает затраты и разрабатывает бюджет проекта.

3.   Обеспечивает выполнение проектов и контролирует качество процессов и результатов проекта (ПР-3):

-     формирует систему сбора фактических данных;

-      управляет качеством проекта;

-     управляет конфликтами и коммуникациями;

4.     Формирует проектные команды (ПР-4).

5.      Диагностирует мотивацию и стимулирует трудовую деятельность (ПР-5):

-      использует инструменты диагностики мотивации персонала;

-      определяет виды и формы стимулирования труда персонала;

-      строит систему оплаты труда персонала.

Педагогические компетенции:

1.    Диагностирует потребности и задачи обучения (ПД-1):

-     диагностирует потребности обучения;

-     ставит цели и определяет задачи обучения;

-     определяет методы обучения.

2.    Разрабатывает концепции и программы предметного и интенсивного обучения (ПД-2):

-    разрабатывает концепции и программы предметного обучения;

-    разрабатывает концепции и программы интенсивного обучения;

-    готовит учебно-методические материалы.

3.    Применяет информационные технологии в образовательном процессе (ПД-3):

-   использует методы дистанционного обучения, тестирования, расчета баллов и рейтингов на основе LMS;

-    организовывает он-лайн консультаций (GoTalk, вебим, и др.);

-    использует средства сетевого взаимодействия (Skype, почта, чат, Редмайн и др.);

-    создает презентации (PowerPoint, вэб-презентации, обрабатывает видео-и аудио­ материалы);

-    использует мобильные средств коммуникации (Viber, WhatsApp и др.).

4.   Организует групповое обучение (работу с группой) (ПД-4).

5.   Оценивает результативность и эффективность обучения (ПД-5).

Коммуникативные компетенции:

1. Осуществляет вертикальное (руководство, подчиненные) и горизонтальное (коллеги, партнеры, учащиеся) взаимодействие (КМ-1).

2. Осуществляет межличностные и групповые коммуникации (проводит совещания, презентации, дискуссии) (КМ-2).

3.    Осуществляет индивидуальное и групповое консультирование (КМ-3).

3. Базой оценки уровня освоения компетенций являются образовательные результаты студентов, измеряемые инструментами оценки, разработанными на первом этапе проекта (выступление с докладом, написание эссе, реферирование, разработка проектов, решение тестов, кейсов, участие в играх, подготовка магистерской диссертации).

4. Научно-исследовательская работа и практика студентов организуется по приведенной ниже модели:

■ прохождение четырех стадий: 1) инициирование; 2) планирование; 3) выполнение; 4) защита исследовательского проекта;

■ соблюдение двух видов формата: 1) индивидуальный (научный руководитель); 2) коллективный (проектный семинар);

■    использование трех баз научно-исследовательской практики: 1) внешняя научно­-исследовательская практика (в организациях - сетевых партнерах вуза); 2) внутренняя (встроенная) научно-исследовательская практика (по месту работы магистранта), учебно­исследовательская практика (участие в исследовательских проектах кафедры)

 

 Наиболее эффективным форматом научно-исследовательской работы, как показала апробация, является проектно-исследовательский семинар (рис. 3) [1].

 
Рис 3. Этапы проектно-исследовательского семинара
 
Целесообразно перераспределять аудиторные часы, отводимые на лекционные и практические занятия, в пользу проектно-исследовательского семинара (который относится к «неконтактной» нагрузке преподавателя). В процентном соотношении к аудиторному времени модуля подобное перераспределение может составлять от 12 % до 25 %, при условии, что численность учебной группы не превышает 15 магистрантов.

По итогам апробации новых модулей исследовательской магистратуры разработчиками сформированы предложения по совершенствованию нормативно-правовой базы, регламентирующей реализацию программ педагогической магистратуры.

Предложения по изменению ФГОС ВО по направлению 44.04.01 Педагогическое образование [4]:
1)    сокращение перечня формируемых компетенций;
2)    отказ от описания компетенций в терминах «готовность», «способность»;
3)    формулировка компетенций как единиц действия (в форме активных глаголов).

Предложения к изменению «Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры» [3]:
1)    отказ от структуры оценки уровня освоения компетенций в терминах «знает», «умеет», «владеет»;
2)    введения понятия «образовательный результат», комплекс / набор «образовательных результатов»;
3) закрепление за образовательной организацией права формирования комплекса / набора образовательных результатов и инструментов их оценки на основе деятельностного подхода.

В результате выполнения (завершения) работ по Федеральному проекту апробирована новая система профессиональной подготовки педагогов-исследователей в рамках исследовательской магистратуры. Выводы, рекомендации и предложения работы могут быть использованы Министерством образования и науки Российской Федерации, Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки, органами управления образованием субъектов Российской Федерации, организациями и объединениями работодателей, профессиональными сообществами в целях совершенствования системы подготовки педагогов в образовательных организациях высшего профессионального образования.

Финансирование

Работа выполнена при финансовой поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации: Государственный контракт № 05.043.11.0022 от 16 мая 2014 г. «Разработка и апробация новых модулей основных образовательных программ магистратуры по укрупненной группе специальностей “Образование и педагогика” (направление подготовки - Педагогическое образование), предполагающих увеличение научно-исследовательской работы и практики студентов в сетевом взаимодействии с образовательными организациями различных уровней».

Литература

  1. Весманов С.В., Весманов Д.С. Методы и инструменты проектного менеджмента в управлении образовательными системами  // Вестн. Моск. гор. пед. ун-та. Сер. Экономика. 2012. № 6 (18). С. 42–50.
  2. Весманов С.В и др. Подготовка педагогов в исследовательской магистратуре: опыт Московского городского педагогического университета/ Весманов С.В., Весманов Д.С., Жадько Н.В., Акопян Г.А.// Психологическая наука и образование. 2014. Т. 19. № 3. С. 160–167.
  3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2013 г. № 1367 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры» // Российская газета. Федеральный выпуск № 6328 от 12 марта 2014 г.
  4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 21 ноября 2014 г. № 1505 «Об утверждении Федерального Государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование (уровень магистратуры)» // Российская газета. Федеральный выпуск № 6592 от 4 февраля 2015 г.

Информация об авторах

Весманов Сергей Викторович, кандидат экономических наук, руководитель Лаборатории управления проектами, ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет» (ГАОУ ВО МГПУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0345-4254, e-mail: vesmanovsv@mgpu.ru

Весманов Дмитрий Сергеевич, директор, Школа проектирования и образовательного предпринимательства Института права и управления, ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет» (ГАОУ ВО МГПУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8838-6352, e-mail: VesmanovDS@mgpu.ru

Жадько Наталья Викторовна, доктор педагогических наук, профессор, Школа проектирования и образовательного предпринимательства Института права и управления ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет» (ГАОУ ВО МГПУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2425-6708, e-mail: JadkoNV@mgpu.ru

Акопян Гурген Александрович, кандидат социологических наук, доцент, Школа проектирования и образовательного предпринимательства Института права и управления, ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет» (ГАОУ ВО МГПУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3812-735X, e-mail: AkopyanG@mgpu.ru

Источников Виктор Вячеславович, старший преподаватель кафедры управления проектами, Московский городской педагогический университет, Москва, Россия, e-mail: victori.59@mail.ru

Шевченко Павел Владимирович, кандидат психологических наук, доцент кафедры управления проектами, Московский городской педагогический университет, Москва, Россия, e-mail: shevpavel@rambler.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2097
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 1

Скачиваний

Всего: 711
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 0