Психолого-педагогические исследования
2016. Том 8. № 1. С. 76–85
doi:10.17759/psyedu.2016080107
ISSN: 2587-6139 (online)
Современная картина проявления тревожности у детей младшего школьного возраста
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: младший школьный возраст, уровни тревожности, оптимальный уровень тревожности, гендерные различия
Рубрика издания: Психология развития
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu.2016080107
Для цитаты: Рудомазина В.М. Современная картина проявления тревожности у детей младшего школьного возраста [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2016. Том 8. № 1. С. 76–85. DOI: 10.17759/psyedu.2016080107
Полный текст
Многие авторы отмечают положительное влияние на развитие детей умеренной тревожности, называемой оптимальным уровнем тревожности или адаптивной тревогой.
Проведенное автором в 2010–2014 гг. исследование было направлено на изучение уровней тревожности у детей младшего школьного возраста. В исследовании приняли участие 241 человек: учащиеся начальной школы в возрасте 7–11 лет. Для диагностики тревожности использовалась Шкала явной тревожности (CMAS) в адаптации А.М.
Прихожан. В статье представлен статистический и качественный анализ проявлений тревожности на протяжении всего младшего школьного возраста. Выявлено соотношение уровней тревожности у младших школьников (I–IV классы), результаты сопоставлены с данными предшествующих исследований тревожности. Выделены основные периоды обучения в начальной школе, во время которых у детей отмечается более высокая тревожность и им чаще оказывается необходимой помощь психолога.
Младший школьный возраст является сенситивным периодом формирования ряда личностных новообразований, в том числе внутренней мотивации учебной деятельности, чувства умелости (Э. Эриксон) и ряда других. В то же время условия жизни ребенка в современном обществе ставят перед ним трудновыполнимые задачи, со многими из которых сложно справиться даже взрослому. Возложенные на детей школьные обязанности, завышенные требования и недостаточное внимание к индивидуальным особенностям развития порождают состояние тревоги и неуверенности.
А.М. Прихожан определяет тревожность как устойчивое личностное образование, предопределяющее поведение и реакции человека достаточно длительное время [6]. По ее мнению, тревожность может проявляться в качестве защитных механизмов компенсаторного характера, позволяющих человеку адаптироваться в социуме. Анализируя данные, полученные в рамках теории научения, А.М. Прихожан утверждает, что тревогу как состояние также нельзя воспринимать в качестве однозначно негативного воздействия на жизнедеятельность человека [6]. Так, в относительно простых ситуациях тревожность способствует успешности человека; в сложных ситуациях, напротив, приводит к полной дезорганизации деятельности. Тревожность как устойчивое функциональное образование является сигналом о возможной опасности, заставляющей лишний раз обратить внимание на трудности в достижении цели и мобилизовать все силы для получения наилучшего результата. А.М. Прихожан в своих работах [6] использует понятие «оптимальный уровень тревожности» для обозначения адаптивной функции, необходимой для эффективного приспособления к действительности.
В исследованиях Д. Барлоу [11] тревожность рассматривается как защитный барьер, который предупреждает человека о возможной опасности, включает внутрипсихологические механизмы, способствующие саморазвитию и функционированию на более зрелом уровне. При использовании этих внутренних механизмов, по мнению исследователя, в процессе социализации человек может научиться лучше общаться и понимать других людей.
В данной статье представлен первый этап исследования, посвященный изучению тревожности в младшем школьном возрасте. Основной задачей данного этапа работы является исследование уровней тревожности и особенностей их проявления на протяжении младшего школьного возраста.
Теоретико-методологической основой исследования стали принципы культурно- исторической теории детского развития, предложенной Л.С. Выготским [1]; представления о развитии личности в детском возрасте, сформулированные в деятельностном подходе (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин) [7]; концепция оптимального уровня тревожности, рассматриваемая в работах Ф.Б. Березина и А.М. Прихожан [6].
Исследование проводилось на базе нескольких общеобразовательных школ ЮЗАО Москвы. Диагностика осуществлялась во второй половине 2013/2014 уч. г. В нем принял участие 241 учащийся начальной школы (I–IV классы): 120 мальчиков и 121 девочка.
Возраст детей, участвовавших в исследовании, – от 7 до 11 лет.
Для диагностики тревожности младших школьников была выбрана Шкала явной тревожности CMAS (в адаптации А.М. Прихожан). Детский вариант методики предназначен для выявления тревожности как относительно устойчивого личностного образования у детей 7–12 лет. В опроснике представлена шкала социальной желательности, являющаяся индикатором достоверности полученных результатов.
В результате анализа полученных данных было выявлено следующее соотношение уровней тревожности у младших школьников (табл. 1).
Следует отметить, что у 124 детей выявлен очень низкий и нормальный уровни тревожности, у 117 детей – несколько повышенный, явно повышенный и очень высокий уровни тревожности. Мальчиков и девочек с низким уровнем тревожности примерно одинаковое количество (61 и 63 соответственно). Среди детей, имеющих несколько повышенный, явно повышенный и очень высокий уровни, мальчиков больше, чем девочек (54 и 63 соответственно).
Также стоит отметить незначительное количество детей (7 человек), которым тревожность не свойственна. В исследованиях А.М. Прихожан такая тревожность названа «чрезмерным спокойствием». Проявления этой черты могут иметь компенсаторный защитный характер, выражающийся в неадекватном поведении, признаках скрытой агрессии. Возможно, у детей данной группы процедура диагностики не вызывала тревогу [9].
Исследование показало, что детей с высоким уровнем тревожности сравнительно мало (14 %), что можно рассматривать как показатель относительного эмоционального благополучия изучаемой группы (рис. 1).
Группа с низким уровнем включает детей, которым тревожность не свойственна и детей с нормальной тревожностью. В группу со средней тревожностью включены дети с несколько повышенным уровнем тревожности. В группу с высоким уровнем тревожности включены дети с явно повышенной и очень высокой тревожностью по шкале CMAS.
Объединение данных в три группы позволяет проследить тенденции развития тревожности на протяжении младшего школьного возраста. Таким образом, уровни тревожности, соответствующие шкале CMAS, объединены в три группы: низкий, средний и высокий уровни тревожности.
Детей с низким уровнем тревожности меньше среди семилетних (41 %), незначительно больше среди восьмилетних (48 %), существенно больше среди девятилетних (61 %). У десятилетних детей низкий уровень тревожности встречается в 47 % случаев, у одиннадцатилетних детей в 72 % случаев. Можно предположить, что низкая тревожность наиболее характерна для детей в возрасте 9 и 11 лет.
По данным исследования, детей со средним уровнем тревожности меньше, чем детей с низким уровнем. У десятилетних детей средний уровень тревожности встречается чаще (40 %), чем в других возрастных группах. У одиннадцатилетних детей он встречается заметно реже (28 %).
Среди участников исследования самой малочисленной группой оказались дети с высоким уровнем тревожности. Больше всего их среди семилетних детей (24 %), меньше среди восьмилетних (18 %), существенно меньше среди девятилетних (8 %). У десятилетних детей высокий уровень тревожности встречается чаще (14 %), но у одиннадцатилетних не встречается совсем.
Анализ распределения уровней тревожности у младших школьников разных возрастов позволяет сделать предположения о возрастной динамике развития тревожности в младшем школьном возрасте. Данные позволяют утверждать, что до девятилетнего возраста тревожность выражена сильнее. Это может быть объяснено изменением социальной ситуации развития при переходе в школу и сменой ведущего типа деятельности. А.И. Захаров связывает с этим возрастом появление страхов несоответствия, смерти родителей, «…формирование чувства ответственности, магического настроя и выраженной в этом возрасте внушаемости» [3, с. 63]. В период с 7 до 9 лет ребенок адаптируется к новым условиям, развивается самооценка, формируется уровень притязаний, претерпевает изменения внутренняя позиция школьника. Далее, к 10 годам тревожность незначительно повышается. К 11 годам показатели тревожности снижаются, а высокий уровень тревожности у детей данного возраста не встречается.
В данном случае показатели тревожности не объединялись в три группы для получения более полного представления о динамике тревожности. Результаты показывают, что детей с несколько повышенной, явно повышенной и очень высокой тревожностью больше всего среди первоклассников (62 %) и третьеклассников (47 %), меньше – среди второклассников и четвероклассников (42 %). Детей, которым тревожность не свойственна, и с нормальным уровнем тревожности меньше всего среди первоклассников (39 %), больше всего среди второклассников и четвероклассников (57 %). В III классе количество таких детей несколько меньше (53 %). Также стоит отметить, что во всех классах начальной школы нормальный и несколько повышенный уровни тревожности встречаются чаще, чем остальные.
Анализ гендерных различий показал, что в I и IV классах у девочек чаще, чем у мальчиков, встречается несколько повышенный уровень тревожности, во II и III классах у девочек чаще, чем у мальчиков, отмечается нормальный уровень тревожности (табл. 1).
Явно повышенный и очень высокий уровни тревожности во всех классах распространены относительно одинаково, по гендерному признаку отличаются незначительно. В то же время явно повышенный уровень тревожности в I классе встречается чаще (12 %), а у четвероклассников – существенно реже (3 %). Очень высокая тревожность больше распространена у детей в I и II классе (8 % и 10 % соответственно), меньше – в III классе (2 %) и снова чаще встречается у четвероклассников (6 %).
На следующем этапе было проведено сравнение наших данных, полученных в 2013/2014 уч. г. с результатами исследований А.М. Прихожан, проведенных в 1996/1997 уч. г. (табл. 2)
А.М. Прихожан в своих работах определяет тревожность как сравнительно устойчивое состояние на протяжении всего младшего школьного возраста [6]. Сравнивая результаты исследований, следует отметить, что средние значения по тревожности существенно увеличились. Это заметно как у мальчиков, так и у девочек во всех классах. По данным А.М.
Прихожан, наиболее высокий уровень тревожности характерен для второклассников. По нашим данным, дети имеют самый высокий уровень тревожности в I и II классах, в III классе высокая тревожность встречается реже, в IV классе больше распространен нормальный уровень тревожности. Тем не менее, по сравнению с третьеклассниками, среди них больше детей, имеющих очень высокий уровень тревожности (от 2 % до 6 % соответственно), что может объясняться ожиданием перехода в среднюю школу, повышением требований и контроля со стороны взрослых.
Также отметим, что современные дети несколько позже идут в школу и в среднем на год старше детей – участников исследований прошлых лет, что может выступать одним из факторов, обусловливающих более высокий уровень зрелости личности и эмоциональной сферы.
Табл. 3 иллюстрирует изменения тревожности у мальчиков и девочек с I по IV класс.
Анализируя табл. 3, следует отметить, что девочки наиболее тревожны в I классе, менее тревожными становятся во II и III классах, к IV классу их тревожность снова увеличивается. Мальчики наиболее тревожны во II классе, с каждым следующим классом их тревожность уменьшается.
Следует отметить, что значения социальной желательности (по данным CMAS) у девочек во всех классах начальной школы выше, чем у мальчиков, они чаще ориентируются на нормы и правила, стремятся получить похвалу и одобрение учителя. В I классе девочки находятся в незнакомой ситуации и тревожатся больше, к середине младшей школы они адаптируются и тревожность уменьшается. В IV классе девочки оказываются в ситуации перехода в среднюю школу и повышения в связи с этим уровня требований, что вызывает тревогу. Для мальчиков характерно более низкое значение социальной желательности. С каждым классом мальчики все меньше ориентируются на нормы и правила. Так, во II классе уровень тревожности у мальчиков наиболее высокий, тогда как социальная желательность ниже по сравнению с первоклассниками. В III и IV классах у мальчиков более низкие показатели как тревожности, так и социальной желательности.
Итак, полное отсутствие тревожности, которое не считается признаком благополучия и может быть симптомом скрытой, неосознанной тревоги, встречается среди младших школьников крайне редко (всего 0,29 % случаев в изученной выборке). Детей, имеющих нормальный уровень тревожности, необходимый для адаптации и продуктивной деятельности, было выявлено 48 %. Чаще нормальный уровень тревожности встречается у второклассников и четвероклассников.
Несколько повышенный уровень тревожности больше распространен среди детей в I и III классах, меньше – в IV классе. Меньше всего детей, имеющих несколько повышенный уровень тревожности, встречается среди второклассников. Явно повышенный и очень высокий уровни тревожности чаще встречались в I и II классах. У детей в III и IV классах эти уровни тревожности встречаются реже.
Таким образом, данные исследования позволяют сделать вывод о том, что у большинства детей младшего школьного возраста тревожность имеет нормальный и несколько повышенный уровень. Относительно небольшое число случаев критически высокой тревожности или ее отсутствие свидетельствует об относительном психологическом благополучии изученной выборки и позволяет сделать предположение о в целом благополучном развитии личности на протяжении младшего школьного возраста.
Анализ гендерных различий показал, что девочки с I по IV класс чаще имеют нормальный или несколько повышенный уровень тревожности, в отличие от мальчиков, которые в основном имеют явно повышенный или очень высокий уровни тревожности.
В то же время, сравнивая полученные данные с предыдущими исследованиями тревожности, проведенными А.М. Прихожан (1996/1997 уч. г.), мы выявили тенденцию к повышению уровня тревожности современных младших школьников. Можно предположить, что увеличение тревожности младших школьников связано с повышением требований современной системы образования, снижением уровня познавательного интереса, которое отмечают большинство учителей, а также с трудностями в эмоциональной сфере.
Таким образом, полученные результаты позволили расширить представления о тревожности современных младших школьников и выявить периоды обучения в начальной школе, когда дети отличаются наиболее высокой тревожностью и, следовательно, в наибольшей степени нуждаются в помощи психолога для ее преодоления.
Литература
- Выготский Л.С.Собрание сочинений: В 6 т. Т. 4. Проблемы детской (возрастной) психологии. М.: Педагогика, 1984. С. 243–432.
- Дерманова И.Б. Диагностика эмоционально-нравственного развития. СПб.: Речь, 2002. С. 60–64.
- Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей. М.: Речь, 2007. 448 с.
- Иовлева Т.Е., Рудомазина В.М. Проявление тревожности младших школьников в сюжетах сочиненных сказок. Возможности и ограничения приема сочинительства // Наука и школа. 2013. № 4. С. 139–143.
- Иовлева Т.Е., Рудомазина В.М. Сочинение сказки как диагностический прием исследования уровня тревожности младших школьников // Научное обозрение. Гуманитарные науки. 2012. № 6. С. 118–123.
- Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2000. 304 с.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. 2-е изд. М.: Питер, 2002. 720 с.
- Смирнова М.В. Уровень явной тревожности у детей младшего школьного возраста // Психологическая наука и образование. 2012. № 3. С. 70–76.
- Тарасова С.Ю., Осницкий А.К. Психофизиологические и поведенческие показатели школьной тревожности // Психологическая наука и образование. 2015. Т. 20. № 1. C. 59–65.
- Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989. 560 с.
- Barlow D.H. Anxiety and Its Disorders: The Nature and Treatment of Anxiety and Panic. N.Y.: Guilford Press, 2004. 704 p.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 4268
В прошлом месяце: 108
В текущем месяце: 17
Скачиваний
Всего: 2665
В прошлом месяце: 29
В текущем месяце: 1