Организация сетевого взаимодействия в рамках реализации основных профессиональных образовательных программ

1266

Аннотация

Рассматриваются правила совместной реализации основных профессиональных образовательных программ подготовки специалистов среднего звена и уровня высшего образования «бакалавриат» в условиях научно-педагогического кластера, организационные условия формирования прикладных профессиональных компетенций для работы с гуманитарными и педагогическими технологиями, наряду с фундаментальными знаниями в определенной предметной области. По мнению авторов, сетевое взаимодействие вуза и колледжей в форме учебно-инновационного комплекса (УИК) позволит создать систему доступного непрерывного образования, повысить качество подготовки кадров, расширить перечень направлений подготовки, программ предлагаемых модулей, курсов, увеличить мобильность профессорско-преподавательского состава образовательных организаций.

Общая информация

Ключевые слова: учебно-инновационный комплекс, принципы сетевого взаимодействия, ускоренные программы обучения, учебный модуль, механизмы реализации программ

Рубрика издания: Методология и технология образования

DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu.2016080202

Для цитаты: Мустафина Ф.З., Федекин И.Н., Хакимова Н.Г. Организация сетевого взаимодействия в рамках реализации основных профессиональных образовательных программ [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2016. Том 8. № 2. С. 11–20. DOI: 10.17759/psyedu.2016080202

Полный текст


Рассматриваются правила совместной реализации основных профессиональных образовательных программ подготовки специалистов среднего звена и уровня высшего образования «бакалавриат» в условиях научно-педагогического кластера, организационные условия формирования прикладных профессиональных компетенций для работы с гуманитарными и педагогическими технологиями, наряду с фундаментальными знаниями в определенной предметной области. По мнению авторов, сетевое взаимодействие вуза и колледжей в форме учебно-инновационного комплекса (УИК) позволит создать систему доступного непрерывного образования, повысить качество подготовки кадров, расширить перечень направлений подготовки, программ предлагаемых модулей, курсов, увеличить мобильность профессорско- преподавательского состава образовательных организаций.

Одной из основных целей модернизации педагогического образования является повышение качества подготовки выпускников педагогических вузов. Это предполагает, в частности, соответствие программ подготовки педагогов требованиям Профессионального стандарта деятельности педагога [4] и ФГОС общего образования, а также повышение практической составляющей в учебных программах для бакалавров, обучающихся по педагогическим профилям, что подразумевает организацию сетевого взаимодействия с образовательными организациями общего и среднего профессионального образования [1, с. 15].
В самих педагогических вузах организация такового сетевого сотрудничества с образовательными организациями общего и среднего профессионального образования была отнесена к инновационной деятельности и стала считаться важнейшим источником и ресурсом развития инновационного сегмента в деятельности вуза. Смысл инновационной деятельности в образовательной сфере, базирующейся на учебных инновационных комплексах вуза, колледжей и школ, состоит в образовании на базе учебно-инновационного комплекса (УИК) активного образовательного сообщества.
В основе механизма взаимодействия образовательных организаций высшего, среднего профессионального и общего образования лежит идея опоры на развитые практики образования при реализации модели практико-ориентированной подготовки педагогических кадров по программам бакалавриата по направлениям подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование» и 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование» [5; 6].
Учебный инновационный комплекс (УИК) – это одна из новых форм организации взаимодействия образовательных организаций разного уровня, способная обеспечивать внедрение современных знаний и педагогических технологий в образовательную среду и тем самым способствовать повышению качества образования.
На наш взгляд, создание учебно-инновационного комплекса не только позволит устранить недостатки академического образования, но и поможет усилить практикоориентированную подготовку будущих специалистов, совершенствовать умение организовывать инновационный процесс: от зарождения идеи до передачи технологий в системе образования.
Выгоду от деятельности комплекса получат не только вуз, но и образовательные организации (педагогические колледжи и школы), которые будут иметь возможность привлекать к себе на работу не отдельных молодых специалистов, а целые творческие команды, умеющие решать комплексные инновационные задачи.
Цель сетевого взаимодействия организаций – создание и апробация сопряженных образовательных программ, модулей и учебно-методических комплексов.
Задачи [3]: • разработка эффективной модели профессионализации на основе сетевого взаимодействия вуза с образовательными организациями среднего профессионального и общего образования; • совместная реализация основных образовательных программ СПО и бакалавриата в условиях научно-педагогического кластера, прикладных квалификаций, обеспечивающих наряду с фундаментальными знаниями в определенной предметной области квалификацию для работы с гуманитарными и педагогическими технологиями; подготовка и проведение независимой сертификации выпускников; • апробация новых модулей «Дисциплины математического и естественно- научного цикла», «Дисциплины гуманитарного и экономического цикла», модулей «Теоретические и экспериментальные основы психолого- педагогической деятельности», «Психология и педагогика развития детей»; • разработка, апробация и (или) внедрение новых элементов содержания образования, новых технологий метапредметов, учебно-методических и учебно- лабораторных комплексов, форм, методов, средств обучения и независимой оценки знаний обучающихся в организациях, осуществляющих образовательную деятельность; • разработка и апробация программы учебных и производственных пелагогических практик по апробируемым модулям по направлению подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование» и 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование».
В рамках УИК возможны механизмы равноправного сотрудничества и партнерства между вузом и другими образовательными организациями (педагогическими колледжами, базовыми школами), а также обмен и организация стажировок преподавателей.

Аспекты деятельности учебно-инновационного комплекса (УИК)  

В учебно-инновационном комплексе (УИК) выделим следующие аспекты деятельности: 1) содержательный (создание преемственных программ предметной и методической подготовки, реализация вариативных курсов, ориентированных на новый образовательный результат), включающий все уровни непрерывного образования – от школы до аспирантуры и системы дополнительного образования, которое позволяет получить образование за более короткий срок. В него войдут: - представители базовых площадок СПО; - ведущие преподаватели СПО; - ведущие преподаватели вуза по бакалаврским и магистерским программам; - педагоги школ (учителя-методисты, руководители стажировочных площадок, руководители педагогических практик и др.); 2) организационный (интеграция деятельности предметных и психолого- педагогических кафедр) Он предполагает интеграцию программ подготовки специалистов среднего звена среднего профессионального образования (ППССЗ СПО) и основной профессиональной образовательной программы высшего образования (ОПОП ВО) (учебный план; годовой календарный учебный график; рабочие программы учебных дисциплин и профессиональных модулей; программы учебных и производственных практик; учебно- методические, информационные, материально-технические и кадровые ресурсы; оценочные средства – КИМы): - разработка и апробация новых модулей на основе организации сетевого взаимодействия; - экспертиза разработанных модулей с точки зрения учебного содержания (соответствие формируемых в модуле трудовых действий и компетенций требованиям Профессионального стандарта педагога), практической направленности профессиональной подготовки, реализации принципов деятельностного подхода в подготовке педагогов; - мобильность профессорско-преподавательского состава вуза, колледжей и школ;
3) технологический (особый тип деятельности, реализация деятельностного подхода).
Он может быть представлен как особый тип деятельности проблемно-методических объединений преподавателей вузов, колледжей и общеобразовательных школ в соответствии с задачами каждого модуля ОПОП и ПССЗ. Мы считаем, что такое методическое объединение педагогов разного уровня образовательных организаций возможно на базе стажировочных и базовых площадок школ и оно предполагает участие вуза и колледжа в программе развития базовой площадки и насыщение образовательной среды школы за счет повышения социальных и профессиональных коммуникаций.

Основные результаты реализации инновационного проекта (программы) 

Социальные и образовательные эффекты проекта: • уменьшаются социальные риски и общественные конфликты для молодежи (15– 16 лет); • для выпускников педагогического колледжа упрощается дальнейшее обучение по образовательным программам бакалавриата по совмещенным профилям в ускоренные сроки, что в дальнейшем расширит их возможности трудоустройства; • экономятся бюджетные средства за счет использования сопряженных программ подготовки, единой материальной базы; • педагогические кадры образовательных организаций разного уровня концентрируются на решении общих задач; • учебная нагрузка распределяется так, чтобы преподаватель смог увеличить количество рабочих часов за счет работы в двух учебных заведениях.

Образовательные эффекты: • другая методология учебного процесса (инновационная дидактика, оптимальная организация работы деканата, кафедр; именно кафедра становится держателем образовательной программы и ответственной за образовательный результат); нет длительного базового образования – это требование времени. Вуз может осуществлять модель практико-ориентированной подготовки педагогических кадров по сопряженным программам СПО и программам бакалавриата по направлению подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование» (по разным профилям) и 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование» на основе сетевого взаимодействия образовательных организаций, которое может реализовываться по-разному, исходя из собственных условий (организационных и финансовых возможностей, условий стажировочных базовых площадок и др.).
Заявленная  модель УИК апробировалась в рамках взаимодействия Набережночелнинского государственного педагогического университета с педагогическими колледжами Республики Татарстан. Всего в апробации модели участвовало четыре колледжа и 200 обучающихся. В ходе реализации проекта были созданы  проектные группы, разработавшие согласованные предложения по сопряжению учебных планов  и проектированию синхронизированных образовательных  программ.  Авторами разработаны варианты учебных планов ускоренного обучения выпускников СПО по специальности «Преподавание в начальных классах» (2 года, 2.5 года и 3 года) по профилям: «Дошкольное и начальное образование», «Математика», «Информатика», «Русский язык» по направлению подготовки 44.03.01.-Педагогическое образование.  Представлена вариативная структура модулей в зависимости от их места в образовательной программе в соответствии с типологией модулей. Например, в вариативную часть плана программы подготовки специалистов среднего звена были включены дисциплины (модули) вариативной части  блока Б1 учебного плана университета.
В профессиональный модуль  ПМ.01. Преподавание по программам начального образования плана СПО, в частности, МДК 01.04 «Теоретические основы начального курса математики с методикой преподавания» были  включены дисциплины специализированных модулей вариативной части блока Б1 учебного плана вуза, например, «Элементарная математика», «Дискретная математика»,  «Математический анализ». • В профессиональные модули плана  СПО были включены дисциплины вариативной части учебного плана ВО, например, «Методы решения нестандартных  математических задач», «Проектная деятельность школьников с использованием ИК», решение олимпиадных задач по математике, виртуальный конструктор «Живая математика» и др. Существенным моментом построения учебных планов является то, что учебная и производственная педагогическая практика встроены в каждый модуль, а реализуются в форме сетевого взаимодействия. Ознакомительная учебная практика открывает освоение каждого нового модуля, а производственная педагогическая практика завершает освоение модуля. Положительный результат каждого модуля является условием вхождения студента в деятельность следующего модуля [2].
Педагоги школы принимают участие в разработке программы практики в соответствии с содержанием изучаемого студентами модуля основной профессиональной образовательной программы и отмечают уровень сформированности требуемых компетенций и трудовых действий, предусмотренных Профессиональным стандартом деятельности педагога. Тем самым именно школа обеспечивает восхождение к полному составу профессиональных действий, предусматриваемых Профессиональным стандартом педагога, и возможность бакалаврам провести профессиональные пробы разного уровня.
Все профессиональные пробы бакалавров осуществляются под руководством опытного педагога-наставника (супервизора) из общеобразовательной школы. Опытные педагоги школы, прежде чем стать супервизорами у бакалавров на практике, проходят на базе вуза повышение квалификации по данному направлению деятельности, а также предварительно знакомятся с содержанием программ и модулей обучения ОПОП ВО.

Первый уровень профессиональных проб бакалавров на практике – пробы, связанные с формированием отдельных универсальных учебных действий (УУД) учащихся (например, разработка заданий с ошибками для проверки сформированноси регулятивных УУД), пробы в организации достаточно замкнутых локальных учебных ситуаций, нацеленных на отдельные образовательные результаты (например, разработка и проведение заданий по преподаваемому предмету на уроках), а также пробы в оценке отдельных сторон психического развития учащихся (например, наблюдение по плану за поведением учеников).

Второй уровень проб связан с формированием у обучающихся универсальных учебных действий в рамках тех или иных образовательных технологий на разных предметах, а также приобретения опыта в оценке психического развития по отдельным технологиям.

Третий уровень – пробы в создании и функционировании образовательной среды, оценки и диагностики психического развития детей в образовательной среде в целом [2].

Преподаватели высшего учебного заведения в большей степени обеспечивают научно- рефлексивную часть профессионального становления будущего учителя, помогают бакалавру осознать увеличение своих профессиональных компетенций, а также зоны возможного профессионального роста, недостаточно сформированные трудовые действия.
Сохраняется и традиционная задача вуза – обеспечение академической подготовки в области необходимых знаний и умений.

Сетевое взаимодействие организаций высшего, среднего профессионального и общего образования при реализации модели практико-ориентированной подготовки педагогических кадров предполагает следующее. 

1.Сетевая форма реализации основной образовательной программы обеспечивает возможность освоения выпускниками колледжей бакалаврской программы через использование кадровых, информационных, материально-технических, учебно- методических ресурсов вуза и колледжа, а также могут быть использованы ресурсы иных организаций. Вообще, в реализации образовательных программ с использованием сетевой формы наряду с вузами, колледжами и школами также могут участвовать и другие научные организации, организации культуры, физкультурно-спортивные и иные организации, организации дополнительного образования, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, проведения практик бакалавров всех видов и форм или осуществления других видов учебной деятельности, предусмотренных соответствующим учебным планом или ОПОП ВО.
При реализации образовательной программы с использованием сетевой формы на базе общеобразовательных школ и колледжей могут быть образованы базовые кафедры и иные структурные подразделения, обеспечивающие научно-практическую подготовку будущих специалистов. Эти структурные подразделения создаются с использованием научного и методического потенциала образовательных организаций высшего и среднего образования.

2.Целью применения сетевой формы реализации образовательной программы является повышение качества среднего профессионального и высшего образования с учетом потребностей конкретных общеобразовательных организаций, расширение доступа обучающихся к современным образовательным ресурсам, технологиям и средствам обучения, предоставление обучающимся возможности формирования индивидуальных образовательных траекторий, углубленного освоения компетентностно-ориентированных модулей, учебных дисциплин, эффективного осуществления учебных и производственных практик, а также иных видов учебной деятельности, предусмотренных образовательной программой.

3. Использование сетевой формы реализации образовательных программ осуществляется на основании соответствующего договора между организациями.

4. Образовательные организации совместно составляют образовательную программу прикладного бакалавриата с ускоренными сроками обучения в сетевой форме, включающую учебный план, календарный учебный график, рабочие программы учебных дисциплин и компетентностно-ориентированных модулей, программы практик обучающихся, оценочные и методические материалы, а также иные документы, обеспечивающие образовательный процесс.

5. Образовательная организация вправе реализовывать образовательные программы в сетевой форме с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий. При реализации образовательных программ в сетевой форме с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий местом осуществления образовательной деятельности является место нахождения базовой образовательной организации независимо от места нахождения обучающихся.

6. При реализации в рамках сетевого взаимодействия отдельных частей образовательной программы образовательные организации обеспечивают текущий учет и фиксацию результатов освоения обучающимися соответствующих дисциплин, компетентностно-ориентированных модулей, учебных и производственных практик и иных видов учебной деятельности в форме каких-либо документов, а также хранение в своих архивах информации о данных результатах на бумажных и (или) электронных носителях в течение сроков их хранения, установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

7. Результаты промежуточной аттестации обучающихся при освоении дисциплин, компетентностно-ориентированных модулей, учебных и производственных практик и иных видов учебной деятельности в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность в сетевой форме, перезачитываются базовой образовательной организацией в порядке, установленном ее локальными нормативными актами.

8. При освоении дисциплин, компетентностно-ориентированных модулей, учебных и производственных практик и иных видов учебной деятельности в сетевой форме обучающиеся, как правило, проходят промежуточную аттестацию в базовой образовательной организации. 

9. Образовательная программа в сетевой форме рассматривается и утверждается всеми образовательными организациями и согласовывается со стажировочными базовыми площадками, участвующими в реализации ППССЗ и ОПОП. Образовательные организации, участвующие в реализации образовательной программы в сетевой форме, коллегиально разрабатывают и утверждают учебный план, годовой календарный график и расписание занятий с указанием места освоения (наименований реализующих организаций) дисциплин, междисциплинарных курсов, профессиональных модулей, учебных и производственных практик, иных видов учебной деятельности. При реализации части ППССЗ и ОПОП на стажировочной базовой площадке перечисленные документы согласовываются с общеобразовательной школой.

10. Образовательная организация должна принять локальные нормативные акты по основным вопросам организации и осуществления образовательной деятельности при реализации образовательных программ СПО и ВО в сетевой форме, в том числе регламентирующие правила приема обучающихся, порядок осуществления академической мобильности, режим занятий обучающихся, формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости обучающихся, порядок и основания перевода, отчисления и восстановления обучающихся, порядок оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между образовательной организацией, обучающимися и/или их родителями (законными представителями несовершеннолетнего обучающегося), как требует того закон «Об образовании» [7].

11. Порядок и формы проведения текущего контроля успеваемости и проведение промежуточной аттестации обучающихся, осваивающих образовательные программы ППССЗ и ОПОП прикладного бакалавриата в сетевой форме, могут самостоятельно устанавливаться или согласовываться образовательными организациями. В качестве рабочих программ учебных дисциплин и компетентностно-ориентированных модулей, программ любых практик, государственной итоговой аттестации при обучении по образовательным программам, реализуемым в сетевой форме, могут использоваться документы участвующих образовательных организаций, разработанные для реализации образовательных программ в традиционной (не сетевой) форме.

12. Образовательные организации несут ответственность за организацию образовательного процесса и контроль за его реализацией. Организации, участвующие в реализации образовательной программы в сетевой форме, несут ответственность за реализацию соответствующей части образовательной программы (дисциплину, компетентностно-ориентированный модуль, учебную и (или) производственную практику) и соблюдение сроков, предусмотренных учебным планом и годовым календарным учебным графиком.

Литература

  1. Болотов В.А., Рубцов В.В., Фрумин И.Д., Марголис А.А., Каспржак А.Г., Сафронова М.А., Калашников С.П. Информационно-аналитические материалы по итогам первого этапа проекта «Модернизация педагогического образования» // Психологическая наука и образование. 2015. Т. 20. № 5. С. 13–28. doi:10.17759/pse.2015200503
  2. Гуружапов В.А., Марголис А.А. Проектирование модели практико-ориентированной подготовки педагогических кадров по программам бакалавриата по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование» (Учитель начальных классов) на основе сетевого взаимодействия образовательных организаций, реализующих программы высшего образования и начального общего образования // Психологическая наука и образование. 2014. Т. 19. № 3. C. 143–159.
  3. Марголис А.А. Модели подготовки педагогов в рамках программ прикладного бакалавриата и педагогической магистратуры // Психологическая наука и образование. 2015. Т. 20. № 5. С. 45–64. doi:10.17759/pse.2015200505
  4. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. № 544н «Об утверждении профессионального стандарта “Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)”» [электронный ресурс] // Министерство труда и социальной защиты РФ: Документы. URL:http://www.rosmintrud.ru/docs/ mintrud/orders/129 (дата обращения: 22.02.2016)
  5. Приказ Министерства образования и науки РФ от 4 декабря 2015 г. N 1426 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (уровень бакалавриата)» [электронный ресурс] // Портал федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования. URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvob/440301.pdf (дата обращения: 22.02.2016).
  6. Приказ Министерства образования и науки РФ от 14 декабря 2015 г. N 1457 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование (уровень бакалавриата)» [электронный ресурс] // Портал федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования. URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvob/440302.pdf (дата обращения: 22.02.2016).
  7. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ [Электронный ресурс] // Министерство образования и науки РФ: Документы. URL: http:// минобрнауки.рф/документы/2974 (дата обращения: 22.02.2016).

Информация об авторах

Мустафина Ф.З., кандидат педагогических наук, ректор, Набережночелнинский государственный педагогический университет (ФГБОУ ВО НГПУ), Набережные Челны, Россия, e-mail: ngpi@tatngpi.ru

Федекин Игорь Николаевич, кандидат психологических наук, заведующий кафедрой педагогики и психологии факультета педагогики и психологии, ФГБОУ ВО НГПУ, Набережные Челны, Россия, e-mail: ifedekin@mail.ru

Хакимова Наиля Газизовна, кандидат педагогических наук, проректор по учебной работе, Набережночелнинского государственного педагогического университета, Набережные Челны, Россия, e-mail: 340268@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1813
В прошлом месяце: 10
В текущем месяце: 9

Скачиваний

Всего: 1266
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 3