Методические проблемы организации учебного модуля в области профилактики нарушений поведения и отклонений в развитии в рамках магистерской программы «Школьная психология»

586

Аннотация

Раскрываются методические особенности реализации учебного модуля «Психологическая профилактика нарушений поведения и отклонений в развитии» магистерской программы «Школьная психология» в рамках апробации. Магистерская программа была разработана в соответствии с Профессиональным стандартом «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)». Обоснована цель модуля, его место в программе. Раскрываются основные пути формирования компетенций, которые заложены в образовательном стандарте, но выбраны в соответствии с профессиональными действиями профессионального стандарта. Предлагаются методические принципы построения учебного модуля практико-ориентированной подготовки, основной из которых – рефлексивно-деятельностный характер сетевого взаимодействия. Предложено деятельностное содержание учебного модуля«Психологическая профилактика нарушений поведения и отклонений в развитии», основанное на содержательном психологическом определении психопрофилактики как направления профессиональной деятельности психолога. Описаны те образовательные результаты, которыхдостигают магистранты в случае успешного прохождения данного модуля, отражены некоторые проблемы, выявленные в рамках апробации учебного модуля.

Общая информация

Ключевые слова: магистратура, учебный модуль, сетевое взаимодействие, практика, формирование компетенций, методические принципы, психологическая профилактика, девиантное поведение, деятельностный подход

Рубрика издания: Методология и технология образования

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu.2016080307

Для цитаты: Богданович Н.В., Делибалт В.В., Чернушевич В.А. Методические проблемы организации учебного модуля в области профилактики нарушений поведения и отклонений в развитии в рамках магистерской программы «Школьная психология» [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2016. Том 8. № 3. С. 76–84. DOI: 10.17759/psyedu.2016080307

Фрагмент статьи

Модуль «Психологическая профилактика нарушений поведения и отклонений в развитии» является частью магистерской программы «Школьная психология» по направлению подготовки «44.04.02. Психолого-педагогическое образование» (педагог-психолог). Цель модуля – подготовка с использованием современных технологий и в соответствии с актуальными запросами практикиспециалистов-психологов системы образования, которые способны оказывать психолого-педагогическую помощь несовершеннолетним с проблемами в поведении и отклонениями в развитии, влияющими на поведенческие особенности. Подготовка специалистов выстраивается на основе интеграции современных достижений науки и инновационных психолого-педагогических технологий, а также углубления практико-ориентированной направленности обучения как фундамента профессиональной позиции специалиста.

Литература

  1. Богданович Н.В., Делибалт В.В., Дегтярев А.В. К вопросу обоснования модели профессиональной деятельности [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование PSYEDU.ru 2012. №2. URL: http://www.psyedu.ru/journal/2012/2/2909.phtml (дата обращения: 06.04.2016).
  2. Богданович Н.В., Делибалт В.В., Чернушевич В.А. Принципы организации практики в условиях сетевого взаимодействия (на примере разработки модуля «Психологическая профилактика нарушений поведения и отклонений в развитии») [Электронный ресурс] // Психология и право. 2015. Т. 5. № 4. С. 1–13. URL: http://www.psyedu.ru/journal/2012/2/2909.phtml (дата обращения: 06.04.2016).  doi:10.17759/psylaw.2015050401.
  3. Богданович Н.В., Делибалт В.В., Чернушевич В.А. Сетевое взаимодействие образовательных организаций в учебном модуле магистратуры // Педагогические чтения в ННГУ: Сб. науч. статей / Отв. ред. И.В.Фролов; Мин.обр.науки РФ, Мин.обр. НО, Арзамасский филиал ННГУ. Нижний Новгород; Арзамас: Арзамасский филиал ННГУ, 2015. С. 199–204.
  4. Бусарова О.Р. Формирование у студентов-психологов диагностических умений для работы с девиантными подростками на занятиях практикума по психодиагностике [Электронный ресурс] // Психология и право. 2013. № 4. С.22–32. URL: https://psyjournals.ru/psyandlaw/2013/n4/66190.shtml (дата обращения: 06.04.2016).
  5. Чиркина Р.В. Формирование управленческих компетенций в рамках обучения по ФГОС ВПО 3+ для психолого-педагогических специальностей: Учеб. пособие.М.: ИздательствоМИИГУим. П.А. Столыпина, 2014. 140 с.

Информация об авторах

Богданович Наталья Викторовна, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры юридической психологии и права, факультет юридической психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1507-9420, e-mail: bogdanovichnv@mgppu.ru

Делибалт Варвара Васильевна, доцент, доцент кафедры юридической психологии и права, факультет юридической психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9586-3188, e-mail: delibaltvv@mgppu.ru

Чернушевич Владимир Анатольевич, доцент кафедры юридической психологии и права, факультет "Юридическая психология", Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1401-5070, e-mail: vasiha@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1964
В прошлом месяце: 10
В текущем месяце: 3

Скачиваний

Всего: 586
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 5