Психолого-педагогические исследования
2016. Том 8. № 3. С. 95–104
doi:10.17759/psyedu.2016080309
ISSN: 2587-6139 (online)
Подготовка магистров по модулю «Психологическое консультирование субъектов образовательного процесса» в условиях сетевого взаимодействия
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: деятельности подход, модуль основной профессиональной образовательной программы, психологическое консультирование обучающихся, сетевое взаимодействие, профессиональный стандарт
Рубрика издания: Методология и технология образования
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu.2016080309
Для цитаты: Кочетова Ю.А. Подготовка магистров по модулю «Психологическое консультирование субъектов образовательного процесса» в условиях сетевого взаимодействия [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2016. Том 8. № 3. С. 95–104. DOI: 10.17759/psyedu.2016080309
Полный текст
Представлены общая характеристика содержания и основные результаты апробации модуля «Психологическое консультирование субъектов образовательного процесса», который является частью магистерской программы «Школьная психология» по направлению подготовки 44.04.02. «Психолого-педагогическое образование» и направлен на овладение магистрантами методологией консультативной деятельности психолога образования, основами проектирования консультативного процесса в сопровождении обучающихся. Описан алгоритм сетевого взаимодействия с образовательными организациями (стажировочными площадками) в процессе прохождения производственной практики. В контексте сетевого взаимодействия образовательных организаций проанализированы содержание и организация распределенной практики как основного условия для эффективного вхождения выпускника в профессиональную деятельность, формирования профессиональных компетенций магистров и их готовности к реализации трудовой функции «Психологическое консультирование субъектов образовательного процесса» Профессионального стандарта «Падагог- психолог».
Проектирование образовательных модулей в рамках модернизации программ подготовки педагогических кадров определены задачами усиления практической составляющей в обучении будущих педагогов на основе механизма сетевого взаимодействия (школьно- университетское партнерство) и последовательной реализации деятельностного подхода [8; 10].
Кочетова Ю.А. Подготовка магистров по модулю «Психологическое консультирование субъектов образовательного процесса» в условиях сетевого взаимодействия Психологическая наука и образование psyedu.ru 2016. Том 8. № 3. С. 95–104.
А.А. Марголис выделяет две основные задачи профессионализации педагогических программ, направленных на достижение указанных задач – усиление практической подготовки будущих педагогов на основе механизма сетевого взаимодействия образовательных организаций общего и высшего образования (школьно-университетское партнерство) и формирования исследовательских компетенций будущего педагога, обеспечивающих его возможность осуществлять профессиональное развитие (перестройку своих профессиональных действий) на основе проводимого мини-исследования, встроенного в профессиональную деятельность и рефлексии их оснований [8].
В Проекте модернизации педагогического образования основополагающее значение придается именно практико-ориентированной подготовке педагогических кадров.
Реализовать основные принципы квалифицированной психологической помощи, возможно только на основе системно-деятельностного подхода, прочно вошедшего в психологическую науку. Разработка данного подхода связана с деятельностью отечественных ученых (Л.С.
Выготский, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, А.Р.
Лурия, С.Л. Рубинштейн,и многие другие) [5].
Таким образом, необходима разработка модели практико-ориентированного обучения, в которой основным образовательным результатом является способность строить будущую профессиональную деятельность в соответствии с выработанными профессиональным сообществом нормами – профессиональным стандартом и которая будет ориентирована на основные положения деятельностного подхода [1; 2; 6; 11].
Также, особое значение отводится переходу к модульному принципу построения программ. Модульный принцип предполагает, что цели и содержание каждого изучаемого модуля направлены на овладение соответствующими профессиональными действиями (трудовыми функциями), которые обозначены в Профессиональном стандарте педагога.
Отдельные же дисциплины должны обеспечивать задачи, которые содержат в себе данный конкретный модуль [12].
Модуль «Психологическое консультирование субъектов образовательного процесса» является частью магистерской программы «Школьная психология» по направлению подготовки 44.04.02. «Психолого-педагогическое образование». Содержание модуля «Психологическое консультирование субъектов образовательного процесса» разработано в процессе выполнения работ в рамках Государственного контракта № 05.043.12.0018 от 23 мая 2014 года на выполнение работ (оказание услуг) по проекту № 2014-04.03-05-043-Ф- 107.056 «Разработка и апробация новых модулей основной профессиональной образовательной программы профессиональной (педагогической) магистратуры в рамках укрупненной группы специальностей «Образование и педагогика» по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование» (Педагог-психолог) на основе организации сетевого взаимодействия образовательных организаций, реализующих программы высшего образования и общего образования, и предполагающей углубленную профессионально-ориентированную практику студентов».
В процессе разработки модуля, были проанализированы следующие документы: проект ФГОС высшего образования по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование (уровень магистратуры)», ФГОС высшего образования по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование» (уровень бакалавриат), проект профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» [9].
Анализ проводился с целью учета опыта подготовки психологов образования по направлению «Психолого-педагогическое образование» на уровне бакалавриата в рамках нового модуля, а также установления соответствия практической подготовки магистрантов требованиям профессионального стандарта педагога-психолога по обобщенной трудовой функции 3.1.3 «Психологическое консультирование субъектов образовательного процесса».
Цель профессионального образования педагога-психолога в рамках модуля заключалась в подготовке квалифицированный специалистов, способных и готовых к самостоятельной профессиональной консультативной деятельности в условиях современной образовательной организации.
Общая характеристика содержания модуля образовательной программы
Согласно учебному плану, трудоемкость модуля составляет 9 зачетных единиц (324 часа). Модуль включает две обязательные для изучения дисциплины по психологическому консультированию и дисциплину по выбору из двух возможных практикумов (выбирается студентами самостоятельно), а также производственную практику распределенного типа.
Выбор дисциплин модуля обусловлено требованиями профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» в части содержания трудовой функции 3.1.3 «Психологическое консультирование субъектов образовательного процесса».
Освоение содержания обучения проходит в следующей логике: освоение концептуально-методологических оснований консультативной деятельности (теоретический этап обучения) – отработка технологических действий и умений (учебно- лабораторный практикум) – производственная практика на базе стажировочной площадки – (практика) – экспериментальное исследование по расширению профессиональных возможностей.
Каждая из дисциплин вносит свой вклад в освоение общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций в области психологического консультирования: теоретические занятия дают возможность овладеть понятиями и основными представлениями в области психологического консультирования, благодаря практикумам происходит отработка образцов профессиональных действий в системе типовых задач, а в процессе производственной практики происходит освоение трудовых действий, необходимых для консультирования субъектов образовательного процесса; синтезирование в профессиональную деятельность ранее изученных знаний и умений; самостоятельное консультирование с супервизией (с последующей рефлексией); формирование профессиональной позиции психолога.
Дисциплина «Теоретические основы консультирования субъектов образовательного процесса» формирует систему знаний о психологическом консультировании как виде профессиональной деятельности и как особой технологии психологической помощи человеку. В основные задачи дисциплины входит: построить ориентировку в предмете и границах психологического консультирования, включая знания истории становления основных теоретических подходов, получить представления о содержании и многообразии видов психологического консультирования, знания о механизмах, методах и основных этапах построения консультативного процесса, а также проявить готовность к рефлексии способов и результатов своих профессиональных действий в области консультирования.
Дисциплина «Консультирование по проблемам обучения, развития и воспитания обучающихся» предполагает отработку образцов профессиональных действий с помощью системы типовых задач – кейс-пакетов (профессиональных запросов). В ее рамках осуществляется подготовка магистрантов к базовыми умениями консультативной работы (умению проводить консультативную беседу (интервью), применять методы консультирования ориентированные на решение проблем всех субъектов образовательного процесса, поиск ресурсов клиентов). Кейс-пакеты содержали знакомство с основными профессиональными запросами, возникающими в процессе психологического сопровождения школьников (проблемы обучения, развития и воспитания обучающихся).
Дисциплины «Консультирование в ситуации развода» и «Консультирование в ситуации потери (смерти близких)» относятся к практикумам и частично проходят на базах стажировочных площадок. Освоение дисциплин осуществлялось с помощью интерактивных методов обучения – кейс-пакетов, диалоговых лекций, групповых дискуссий и пр.
Дисциплина «Консультирование в ситуации развода» направлена на отработку образцов профессиональных действий в системе типовой задачи «консультирование в ситуации развода». Дисциплина включает в себя рассмотрение факторов травматизации ребенка в период развода родителей, анализ специфики консультирования субъектов образовательного процесса в период развода, после развода родителей и в период создания родителями новой семьи. Соответственно, дисциплина «Консультирование в ситуации потери (смерти близких)» направлена на отработку образцов профессиональных действий в системе типовой задачи «консультирование в ситуации потери (смерти близкого)».
Дисциплина раскрывает основные факторы травматизации ребенка в ситуации смерти близкого, специфику консультирования субъектов образовательного процесса в период смерти близких, а также позволяет освоить способы консультирования в ситуации горя, осознания потери и пр.
Обучение по модулю проводится в рамках системно-деятельностного подхода, при выборе образовательных технологий сделан акцент на активизацию познавательной деятельности обучающихся, создании условий для их личностно-профессионального саморазвития благодаря организации проблемного обучения с опорой на зону ближайшего развития [3; 4; 7]. Большое внимание уделено развитию рефлексивных способностей магистрантов и на их основе формирования у них собственного стиля консультирования, основанного на личностных особенностях и возможностях.
Помимо традиционных методов обучения на занятиях использовались интерактивные методы: проблемные лекции, групповые дискуссии, игровое-социально- имитационное моделирование, деловые игры, кейс-пакеты, тренинговые методы (демонстрации, стимульные задания, структурированные и неструктурированные ролевые игры).
Организация сетевого взаимодействия в процессе прохождения производственной практики на базе стажировочной площадки
Производственная (распределенная) практика является важнейшей составляющей профессиональной подготовки магистранта. Основным образовательным результатом прохождения практики является способность строить будущую профессиональную деятельность в соответствии с профессиональным стандартом и трудовой функцией «Психологическое консультирование субъектов образовательного процесса». Наибольшее число профессиональных компетенций формируются именно в процессе прохождения практики. Благодаря производственной практике происходит становление профессиональной компетентности специалиста психолого-педагогического профиля, развитие научного и практического мышления, позволяющего реализовать продуктивное взаимодействия с педагогическими кадрами по вопросам психологического консультирования обучающихся и участников образовательного процесса.
Профессиональные компетенции формировались в основных видах деятельности магистрантов, которые включают в себя ознакомление с моделью работы практического психолога (на примере психолого-педагогической деятельности психолога в школе); ознакомление с базовыми приемами ведения консультативной беседы совместно с психологом-супервизором (первичные этапы консультирования: установление контакта, наблюдение в ходе консультирования, получение жалоб и запроса, сбор анамнеза, постановка консультативной задачи).
Важно заметить, что освоение студентами модуля начинается с практики, а не с освоения теоретических знаний. Такой подход, безусловно, позволил избежать проблемы разрыва теории и практики, которая является достаточно часто встречающейся в профессиональной деятельности психолога.
В основе организации практической подготовки (производственной практики) студентов по модулю лежит сетевое взаимодействие ВУЗа с образовательной организацией, построенное на принципах школьно-университетского партнерства. Образовательная организация (стажировочная площадка) выступила партнером ВУЗа по реализации модуля.
В процессе разработки модуля были сформулированы требования, предъявляемые к стажировочным площадкам, была распределена ответственность за формирование компетенций по модулю: компетенции в рамках занятий в университете – «знать» и «уметь», а на базе стажировочных площадок - «владеть» и «приобрести опыт деятельности».
Пилотной площадкой в модуле «Психологическое консультирование субъектов образовательного процесса» выступало Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования города Москвы Центр психолого-медико- социального сопровождения «Живые потоки» (далее Центр).
Центр полностью отвечает требованиям стажировочной площадки и имеет сформировавшуюся и достаточно устойчивую образовательную среду (существует и развивается с 1994 года и по сей день), реализует деятельностный подход в обучении (при этом педагогический коллектив учреждения постоянно осваивает новый опыт, внедряет инновационные технологии), в штате учреждения работают высококвалифицированные специалисты, в том числе кандидаты психологических и педагогических наук.
Методы обучения магистрантов на базе стажировочной площадки не являлись универсальными - эффективное педагогическое взаимодействие становилось возможным лишь при разумном сочетании нескольких, не противоречащих друг другу методов обучения. В процессе практики магистрант, как будущий профессионал, должен был увидеть и понять, каким образом, получив профессиональные навыки, он сможет применить их в будущей профессиональной деятельности. В этом ключе особый интерес представляют метод обучения, активно использовавшийся на стажировочной площадке - рефлексивный. Его цель - выявить методологический каркас осуществленной консультативной деятельности и на его основе продолжить более глубокое и осмысленное познание. Такой метод необходим при формировании критического мышления студентов- магистрантов.
Сетевое взаимодействие являлось механизмом усиления профессиональной практической подготовки магистрантов за счет реализации основных направлений деятельности Центра, а в частности, консультативной. На базе Центра магистранты под руководством психолога-супервизора отрабатывали образцы профессиональных действий и были включены в обеспечение эффективной консультативной помощи детям, их родителям и работникам образовательных учреждений.
Благодаря сетевому взаимодействию удалось преодолеть формальное усвоение знаний магистрантами, перейти от теоретических конструктов в области психологического консультирования к реальному применению их на практике в виде техник, методов и методик, а также удалось наметить пути формирования индивидуального стиля профессиональной деятельности, рефлексии собственных профессиональных действий магистрантов. Рефлексия профессиональных действий стала возможна благодаря совместной деятельности с психолого-супервизором. Такая форма субъект-субъектных отношений обеспечила профессиональное развитие магистранта в области психологического консультирования, позволила получить профессиональную оценку проведенной сессии, проработать причины возникших трудностей, расширить теоретическую и методологическую базу, обсудить варианты дальнейшей работы с клиентом и аналогичными запросами.
Возможность магистрантов наблюдать за процессом консультирования, проводимым специалистом (с использованием зеркала Гезелла) смогла реализоваться только на базе стажировочной площадки, а дальнейший анализ и подробный разбор случаев психологического консультирования (от запроса и до заключительных рекомендаций) значительно повысил эффективность процесса обучения определенным трудовым функциям, которые невозможно сформировать только в теоретическом обучении.
Процесс организации сетевого взаимодействия реализуется в несколько этапов, взаимодополняющих друг друга. На подготовительном этапе взаимодействия обсуждается процесс прохождения практики и ее содержание, распределение ответственности за формирование компетенций, установление критериев оценивания работы студентов супервизорами. На основном этапе определяются обязанности руководителя практики от кафедры и ответственность и обязанности руководителя практики от учреждения (стажировочной площадки). На заключительном этапе сетевого взаимодействия завершается подготовка, оформление и предоставление руководителям практики отчетных материалов по ее результатам. Происходит подведение итогов практики как с магистрантами, так и со всеми участниками сетевого взаимодействия.
Таким образом, алгоритм сетевого взаимодействия между ВУЗом и стажировочной площадкой включает в себя следующие шаги: Шаг 1. Методических совещание представителей ВУЗа и стажировочных площадок (I).
Первая встреча участников сетевого взаимодействия, с целью определения ответственных за распределенную практику от ВУЗа и от образовательной организации, обсуждение критериев оценивания работы студентов на практике.
Шаг 2. Подготовка договоров, положений о проведении совместной деятельности участниками сетевого взаимодействия, графика и расписания образовательного процесса.
Шаг 3. Подготовка пакета образовательных услуг в сетевом взаимодействии.
Шаг 4. Закрепление обязанностей за руководителем практики от вуза и обязанностей руководителя практики от образовательной организации.
Шаг 5. Формирование групп магистрантов с утвержденными и согласованными учебными траекториями, реализация образовательного процесса на базе практики.
Шаг 6. Методическое совещание представителей ВУЗа и стажировочных площадок (II).
Организация индивидуальной и групповой рефлексии, анализ результатов образовательного процесса, разработка рекомендаций по совершенствованию форм, методов и содержания сотрудничества.Данный алгоритм возможно представить в виде схемы, где сетевое взаимодействие представлено как цикличный процесс, в котором начальным и завершающим этапом является организация методического объединения (рис. 1). Методическое объединение реализуется совместно, в нем участвуют как преподаватели и руководители практики от ВУЗа, так и руководители практики от стажировочной площадки – психологи-супервизоры.
Результаты освоения образовательного модуля
Программа модуля «Психологическое консультирование субъектов образовательного процесса» прошла два цикла апробации – в 2014-2015 учебном году на базе Читинского государственного университета и в апреле-мае в 2015 учебном году на базе «Московского государственного психолого-педагогического университета».
Анализ результатов апробации модуля проходил по нескольким направлениям. Одно из этих направлений касалось анализа освоения учебных дисциплин. По результатам аттестации в ФГБОУ ВО МГППУ в апреле-мая 2015 года 17 студентов-магистрантов прошли обучение по модулю «Психологическое консультирование субъектов образовательного процесса», у всех магистрантов, освоивших программу обучения, сформированы компетенции в области психологического консультирования субъектов образовательного процесса (у 30% на достаточном уровне, у 70% - на продвинутом). В рамках модуля 100% магистрантов, по решению экзаменационной комиссии, готовы к выполнению трудовой функции 3.1.3. «Психологическое консультирование субъектов образовательного процесса» Профессионального стандарта педагога-психолога.
Результаты аттестации показали, что у магистрантов были сформированы образовательные результаты теоретического характера (сформировано представление об основных методологических принципах консультативной деятельности психолога образования, выстроена ориентировка в основных задачах и содержании консультативной деятельности в образовании и пр.), познавательного характера (умение планировать консультативную деятельность в образовательном учреждении, выделять и описывать типичные консультативные запросы, возникающие в сопровождении обучающихся) и практического характера (умение выстраивать консультативный процесс со всеми участниками образовательного процесса в зависимости от специфики запроса, составлять психологическое заключение, включающее условно-вариативный прогноз и пр.)
1. Методическое объединение I: первичное формирование процесса сетевого взаимодействия 6. Методическое объединение II: анализ результатов сетевого взаимодействия, разработка рекомендаций
2. Подготовка договоров, положений о совместной деятельности участниками сетевого взаимодействия
3. Утверждение графика и расписания образовательного процесса
4. Закрепление обязанностей и ответственности за руководителем практики от вуза и образовательной опганизации
5. Формирование групп магистрантов. Реализация образовательного процесса
Следующее направление анализа результатов апробации модуля касалось результатов апробации рабочей программы производственной практики. Экзаменационные мероприятия у студентов-магистрантов подтвердили, что профессиональные компетенции были сформированы в полном объеме.
Также, в процессе апробации программы производственный была показана значимость наличия на стажировочной площадке психолога-супервизора. Благодаря взаимодействию психолога-супервизора и магистранта была решена задача сопровождения профессионального развития будущего специалиста, стимуляция развития у него навыков и компетенций в области психологического консультирования.
Выстроенное определенным образом содержание модуля, включающее освоение теоретических и практикориентированных дисциплин как в рамках ВУЗа, так и на стажировочной площадке, способствовало формированию трудовой функции 3.1.3 «Психологическое консультирование субъектов образовательного процесса» Профессионального стандарта педагога-психолога.
Модуль «Психологическое консультирование субъектов образовательного процесса» как комплексная образовательная практико-теоретическая единица прошел апробацию на базе «Читинского государственного университета» и на базе «Московского государственного психолого-педагогического университета», получил положительную оценку экспертов и может быть использован при проектировании основных профессиональных образовательных программ магистратуры по направлению «Психолого- педагогическое образование».
Литература
- Асмолов А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.], под ред. М.: Просвещение, 2008. 151 с.
- Болотов В. А. Программа модернизации педагогического образования 2014—2017 [Электронныйресурс] // Портал сопровождения проектов модернизации педагогического образования. URL: http://педагогическоеобразование.рф/documents/show/14 (дата обращения: 15.09.2014).
- Выготский Л.С. Психология развития человека. М.: Изд-во Смысл; Эксмо, 2005.с. 1136.
- Выготский Л.С. История развития высших психических функций / Л.С. Выготский. Собр. соч.: в 6 т. Т. 3. М.: Педагогика, 1983. c. 5–314.
- Забродин Ю.М.Модернизация психолого-педагогического образования как стратегический ориентир разработки профессионального стандарта педагога- психолога // Психологическая наука и образование. 2014. Т. 19. No 3. С. 58–73.
- Каспржак А. Г. Построение программ модулей ООП (магистратуры, бакалавриата) от результатов. [Электронный̆ ресурс] // Портал сопровождения проектов модернизации педагогического образования. URL: http://педагогическоеобразование.рф/documents/show/13 (дата обращения: 15.09.2014)
- Кудрявцев Т.В. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. М.:Знание, 1991. с. 80.
- Марголис А.А. Требования к модернизации основных профессиональных образовательных программ (ОПОП) подготовки педагогических кадров в соответствии с профессиональным стандартом педагога: предложения к реализации деятельностного подхода в подготовке педагогических кадров [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru 2014. Т.6. No2. c.1–18. URL: http://psyedu.ru/ journal/2014/2/Margolis.phtml (датаобращения: 01.10.2015).
- Профессиональный стандарт «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)»: [Электронный ресурс]: Приложение к Приказу Минтруда России No 514н от 24.07.2015 г. «Об утверждении профессионального стандарта “Педагог-психолог (психолог в сфере образования)” // Министерство труда и социальной защиты Российской федирации. URL: http://profstandart. rosmintrud.ru/web/ps482469 (дата обращения: 01.10.2015).
- Рубцов В.В.Социальные взаимодействия и обучение: культурно-исторический контекст // Культурно-историческая психология. 2005. No 1. с. 14–24.
- Рубцов В.В., Марголис А.А., Гуружапов В.А. Одеятельностном содержании психолого-педагогической подготовки современного учителя для новой школы // Культурно- историческая психология. 2010. No 4. C. 62–80. 11.
- Рубцов В.В., Гуружапов В.А., Макаровская З.В., Максимов Л.К. Новая модульная основная профессиональная образовательная программа исследовательской магистратуры «Культурно-историческая психология и деятельностный подход в образовании»: опыт разработки и апробации // Психологическая наука и образование. 2015. Т. 20. No 3. С. 7–15.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 2056
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 2
Скачиваний
Всего: 862
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 0