Проектирование вводного (адаптационного) модуля магистратуры по направлению «44.04.02. Психолого-педагогическое образование» для обучающихся с базовым педагогическим образованием

521

Аннотация

Представлен опыт разработки вводного (адаптационного) модуля ОПОП магистратуры по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование» (педагог-психолог), предполагающего углубленную профессионально ориентированную практику студентов в условиях сетевого взаимодействия, для выпускников педагогического бакалавриата(направление «44.03.01. Педагогическое образование»).Авторами выполнен сравнительный анализ содержания компетенций, предусмотренных федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования по направлениям «44.03.01. Педагогическое образование» и «44.03.02. Психолого-педагогическое образование» на уровне бакалавриата, выявлены сферы деятельности, в рамках которых проявляется дефицит сформированности компетенций у выпускников педагогических направлений, поступающих на магистерскую подготовку по психолого-педагогическому направлению: организация психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ, психологическое просвещение, психологическая диагностика и профилактика.Учитывая, что подготовка к профессиональной деятельности в области коррекционно-развивающей работы, психологической диагностики и психологической профилактики является обязательной частью подготовки магистрантов психолого-педагогического направления, формирование данных компетенций становится задачей соответствующих модулей магистерской подготовки. Содержание вводного (адаптационного) модуля в соответствии с этим должно обеспечивать, во-первых, введение в психолого-педагогическую деятельность, во-вторых, формирование компетенций, необходимых для выполнения трудовых действий в рамках трудовой функции «Психологическое просвещение субъектов образовательного процесса». Авторами предлагается структура вводного (адаптационного) модуля, восполняющегоу выпускников педагогических направлений дефицит общей психологической подготовки и позволяющего стать основой для успешного обучения в магистратурепо направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование».

Общая информация

Ключевые слова: модернизация педагогического образования, проектирование основных профессиональных образовательных программ, психолого-педагогическое образование

Рубрика издания: Психология образования

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu.2016080304

Для цитаты: Минюрова С.А., Максимова Л.А. Проектирование вводного (адаптационного) модуля магистратуры по направлению «44.04.02. Психолого-педагогическое образование» для обучающихся с базовым педагогическим образованием [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2016. Том 8. № 3. С. 41–49. DOI: 10.17759/psyedu.2016080304

Полный текст

 

Осознание недостаточности психологических знаний для решения проблем обучения и воспитания приводит многих педагогов к выбору специализированных психолого­педагогических магистерских программ. Для таких магистрантов ранее полученное педагогическое образование становится солидной основой для продолжения обучения, однако возникают сложности, обусловленные дефицитом общей психологической подготовки. В этой связи становится актуальной разработка в рамках программы магистратуры по направлению «44.03.02. Психолого-педагогическое образование» вводного (адаптационного) модуля для выпускников педагогических направлений.

На первом этапе проектирования адаптационного модуля нами была поставлена задача провести сравнительный анализ содержания компетенций, предусмотренных федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования (далее - ФГОС ВО) по направлениям «44.03.01. Педагогическое образование» и «44.03.02. Психолого-педагогическое образование» на уровне бакалавриата [2; 3].

Таблица 1

Сравнение представленности компетенций по направлениям подготовки «44.03.02.

Психолого-педагогическое образование» и «44.03.

01. Педагогическое образование»

Компетенции

Совпадение компетенций (%)

полное

частичное

отсутствует

Общекультурные

90

10

Общепрофессиональные

54

39

7

Профессиональные (по видам деятельности)

 

 

 

Педагогическая

23

77

Социально-педагогическая

-

14

86

Психолого-педагогическое сопровождение общего образования, профессионального образования, дополнительного образования и профессионального обучения

36

36

28

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ

-

100

Общее количество компетенций

41

30

29

 

Как видно из табл. 1, две трети компетенций, формируемых у выпускников бакалавриата педагогического и психолого-педагогического направлений, можно считать либо полностью, либо частично совпадающими.

Общекультурные компетенции универсальны для всех направлений УГСН «Образование и педагогические науки». Анализ показал полное совпадение ФГОС ВО обоих направлений в части формирования трети профессиональных компетенций в сфере организации психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса общего, профессионального, дополнительного образования и профессионального обучения. Данные компетенции связаны с умениями выпускников педагогического направления организовывать деятельность детей и подростков, ориентируясь на их индивидуальные и возрастные особенности, а также со способностью проектировать образовательный процесс, благоприятный для личностного развития ребенка. Ориентация педагогической подготовки студентов на использование проектного подхода позволяет выпускникам- бакалаврам быть готовыми к руководству проектно-исследовательской деятельностью детей.

Несколько меньший процент совпадающих профессиональных компетенций отмечается в сфере педагогической деятельности. Выпускники педагогического направления обладают способностью к организации игровой, продуктивной, учебной и самостоятельной деятельности детей, готовы к эффективному взаимодействию с родителями и коллегами в процессе реализации образовательного процесса. Следует отметить, что сильной стороной подготовки педагогов является готовность выпускников- бакалавров к разработке индивидуальных образовательных траекторий обучающихся и умение создавать условия для успешной адаптации детей на этапе вхождения в образовательный процесс. Однако ФГОС ВО по направлению «44.03.01. Педагогическое образование» не предусматривает формирования компетенций в сфере организации психологического просвещения родителей и педагогов, психологической диагностики и профилактики. В меньшей степени бакалавры-педагоги готовы к реализации социально­педагогической деятельности и не обладают необходимыми компетенциями в области организации психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ.

Таким образом, по результатам первого этапа были выявлены сферы деятельности, в рамках которых проявляется дефицит сформированности компетенций у выпускников педагогических направлений, поступающих на магистерскую подготовку по психолого­педагогическому направлению: организация психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ, психологическое просвещение, психологическая диагностика и профилактика.

На втором этапе проектирования нами была поставлена задача определить в соответствии с выделенными дефицитарными сферами деятельности набор компетенций и трудовых действий, которые необходимо сформировать у выпускников педагогических направлений. Для этого был выполнен сравнительный анализ профессиональных компетенций, формирование которых предполагает ФГОС ВО по направлению «44.03.02. Психолого-педагогическое образование», и трудовых действий в соответствии с Профессиональным стандартом «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» [4].

Таблица 2 Компетенции и трудовые действия, подлежащие формированию на этапе изучения адаптационного модуля магистратуры по направлению «44.03.02. Психолого-педагогическое образование»

 

Трудовые действия (Профессиональный стандарт «Педагог- психолог»)

Компетенции (ФГОС ВО «44.03.02. Психолого­педагогическое образование»)

Коррекционно-развивающая работа с детьми и обучающимися, в том числе работа по восстановлению и реабилитации

Реализация планов проведения коррекционно-развивающих занятий для детей и обучающихся, направленных на

Готовность к организации мероприятий по развитию и социальной защите обучающегося (ПК-15).

развитие интеллектуальной, эмоционально­волевой сферы, познавательных процессов, снятие тревожности, решение проблем в сфере общения, преодоление проблем в общении и поведении

Способность организовать совместную и индивидуальную деятельность детей с разными типами нарушенного развития в соответствии с их возрастными, сенсорными и интеллектуальными особенностями (ПК-32).

Готовность применять рекомендованные методы и технологии, позволяющие решать диагностические и коррекционно­развивающие задачи (ПК-33).

Способность                              контролировать

стабильность своего эмоционального состояния во взаимодействии с детьми, имеющими ОВЗ, и их родителями (законными представителями) (ПК-35)

Совместное                        осуществление

педагогами,            учителями-дефектологами,

учителями-логопедами,                социальными

педагогами               психолого-педагогической

коррекции выявленных в психическом развитии детей и обучающихся недостатков, нарушений социализации и адаптации

Реализация планов по созданию образовательной среды для обучающихся с особыми образовательными потребностями, в том числе одаренных обучающихся

Психологическая диагностика детей и обучающихся

Психологическая диагностика с использованием                                  современных

образовательных технологий, включая информационные образовательные ресурсы

Готовность применять качественные и количественные                   методы                   в

психологических и                  педагогических

исследованиях (ОПК-2).

Готовность применять рекомендованные методы и технологии, позволяющие решать диагностические и коррекционно­развивающие задачи (ПК-33).

Скрининговые                     обследования

(мониторинг) с целью анализа динамики психического развития, определение лиц, нуждающихся в психологической помощи

Психологическое просвещение субъектов образовательного процесса

Ознакомление педагогов, преподавателей, администрации                          образовательных

организаций и родителей (законных представителей) с основными условиями психического развития ребенка (в рамках консультирования, педагогических советов)

Способность осуществлять психологическое просвещение педагогических работников и родителей (законных представителей) по вопросам психического развития детей (ПК-25)

Просветительская работа с родителями (законными представителями) по принятию особенностей поведения, миропонимания, интересов и склонностей, в том числе одаренности ребенка

Информирование                  о                  факторах,

препятствующих развитию личности детей, воспитанников и обучающихся о мерах по оказанию            им            различного            вида

психологической помощи

Способность                                   осуществлять

психологическое                         просвещение

педагогических работников и родителей (законных представителей) по вопросам особенностей психического развития детей с разными типами нарушенного развития (ПК-36)

Психологическая профилактика (профессиональная деятельность направленная на сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся в процессе обучения и воспитания в образовательных организациях)

Реализация совместно с педагогом превентивных мероприятий по профилактике возникновения социальной дезадаптации, аддикций и девиаций поведения

Готовность к организации мероприятий по развитию и социальной защите обучающегося (ПК-15).

Способность участвовать в разработке и реализации               социально              ценной

деятельности обучающихся, развитии социальных инициатив, социальных проектов (ПК-18).

Способность выступать посредником между обучающимся и различными социальными институтами (ПК-21)

Надпись: Psychological Science and Education psyedu.ru 2016, vol. 8, no. 3, pp. 41-49.Учитывая, что подготовка к профессиональной деятельности в области коррекционно-развивающей работы, психологической диагностики и психологической профилактики является обязательной частью подготовки магистрантов психолого­педагогического направления, формирование данных компетенций и трудовых действий становится задачей соответствующих модулей магистерской подготовки.

Содержание вводного (адаптационного) модуля в соответствии с этим должно обеспечивать, во-первых, введение в психолого-педагогическую деятельность, во-вторых, формирование компетенций, необходимых для выполнения трудовых действий в рамках трудовой функции «Психологическое просвещение субъектов образовательного процесса».

На третьем этапе проектирования нами было разработано содержание вводного (адаптационного) модуля.

Содержание вводного (адаптационного) модуля.

Цели освоения модуля:

■             обеспечить введение в психолого-педагогическую деятельность;

■             сформировать готовность к осуществлению психологического просвещения

субъектов образовательного процесса.

Задачи:

■             сформировать представления о специфике профессиональной деятельности

педагога-психолога;

■             освоить      содержание основных               нормативно-правовых       документов,

регламентирующих деятельность педагога-психолога в образовательной организации;

■             ознакомиться с различными направлениями и формами работы педагога-

психолога;

■             освоить основные понятия и категории психолого-педагогической

деятельности;

■             сформировать мотивационно-личностную готовность магистров к

профессиональной деятельности в сфере психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в образовательных организациях;

■             обеспечить формирование навыков                    проведения       психологического

просвещения;

■             сформировать готовность к взаимодействию с педагогическим коллективом

при проведении мероприятий, направленных на психологическое просвещение детей и родителей;

■             развивать умения в области рефлексии профессионального опыта.

Место модуля в структуре программы.

Модуль изучается в 1-м семестре и является обязательным для обучающихся, поступивших после окончания бакалавриата по направлению «44.03.01. Педагогическое образование». Общая трудоемкость модуля составляет 5 зачетных единиц, 180 ч: аудиторных - 32 ч, из них лекционных - 8 ч, семинарских - 24 ч, учебная и учебно­ознакомительная практика - 36 ч, НИРС и СРС - 76 ч, экзамен - 36 ч).

Структура вводного (адаптационного) модуля.

1.                  Учебно-ознакомительная практика.

Учебно-ознакомительная практика предваряет теоретическое обучение и организуется на базе образовательных организаций - стажировочных площадок, отвечающих требованиям, предусмотренным проектами модернизации педагогического образования в РФ. На данном этапе магистранты знакомятся с образцами профессиональных действий педагога-психолога, относящихся к различным трудовым функциям, в том числе к психологическому просвещению субъектов образовательного процесса. Продолжительность учебно-ознакомительной практики - 8 ч.

2.                 Теоретическое обучение.

В соответствии с целями изучения модуля теоретическое обучение включает в себя две обязательные для изучения части:

-                     «Введение в психолого-педагогическую деятельность»;

-                    «Психологическое просвещение в структуре психолого-педагогического сопровождения»

и дисциплину по выбору из двух возможных, содержательно связанных с формированием компетенций в области психологического просвещения:

-                     практикум «Психологическое просвещение родителей и педагогов»;

-                    практикум «Психологическое просвещение в структуре психологической помощи лицам с трудностями обучения, развития и социальной адаптации».

Дисциплина «Введение в психолого-педагогическую деятельность» - 3 зачетные единицы, 108 ч (аудиторных - 16 ч, их них лекционных - 4 ч, семинарских - 12 ч, СРС - 56 ч, контроль - 36 ч; форма аттестации - экзамен),

Дисциплина ««Психологическое просвещение в структуре психолого­педагогического сопровождения»» - 2 зачетные единицы, 72 ч (аудиторных - 16 ч, их них лекционных - 4 ч, семинарских - 12 ч, СРС - 56 ч; форма аттестации - зачет).

Практикумы по выбору «Психологическое просвещение родителей и педагогов» / «Психологическое просвещение в структуре психологической помощи лицам с трудностями обучения, развития и социальной адаптации» - 2 зачетные единицы, 72 ч (аудиторных - 14 ч, из них лекционных - 2 ч, семинарских - 12 ч, СРС - 58 ч; форма аттестации - зачет).

3.                 Учебная (распределенная) практика.

Учебная практика организуется на базе стажировочных площадок, общая продолжительность - 28 ч в течение изучения модуля. Для магистров с ОВЗ выбор место прохождения практик согласуется с требованием их доступности для данных обучающихся. На базе практики магистры в условиях супервизии выполняют определенные трудовые действия, связанные с изучаемым теоретическим материалом.

4.                 НИРС.

На этом этапе предполагается выполнение магистрами мини-исследований, содержащих анализ затруднений в выполнении определенных профессиональных действий. Результаты исследований оформляются и включаются в портфолио магистранта.

5.                 Теоретико-рефлексивный этап.

На данном этапе организуется индивидуальная и групповая рефлексия профессиональной деятельности с учетом результатов НИРС. Под руководством преподавателя магистры формируют общий алгоритм профессиональных действий, связанных с выполнением определенных трудовых действий [1].

Требования крезультатам освоения модуля.

В результате изучения модуля магистры должны обладать следующими компетенциями:

■             ПК-25       - «способность осуществлять психологическое

просвещение педагогических работников и родителей (законных представителей) по вопросам психического развития детей» (в соответствии с требованиями ФГОС ВО «44.03.02. Психолого-педагогическое образование»);

■             ПК-49           - «умение организовывать рефлексию

профессионального опыта» (в соответствии с требованиями ФГОС ВПО «44.04.02. Психолого-педагогическое образование»);

■             понимание содержания, смысла, основных целей, социальной значимости профессии педагога-психолога (дополнительная компетенция).

Таким образом, предлагаемый нами вводный (адаптационный) модуль в рамках программы магистратуры по направлению «44.03.02. Психолого-педагогическое образование» восполняет для выпускников педагогических направлений дефицит общей психологической подготовки и становится основой для успешной самостоятельной практической деятельности в качестве педагога-психолога.

Литература

  1. Марголис А.А. Требования к модернизации основных профессиональных образовательных программ (ОПОП) подготовки педагогических кадров в соответствии с профессиональным стандартом педагога: предложения к реализации деятельностного подхода в подготовке педагогических кадров [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование PSYEDU.ru. 2014. Т. 6. № 2. С. 1–18. doi:10.17759/psyedu.2014060201.
  2. Профессиональный стандарт «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» [Электронный ресурс] // Сайт Министерства труда и социальной защиты РФ. URL:  http://profstandart.rosmintrud.ru/web/ps482469 (дата обращения: 31.03.2016).
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению «44.03.01. Педагогическое образование» [Электронный ресурс] // Портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования. URL: http://fgosvo.ru/fgosvo/92/91/4/94 (дата обращения: 31.03.2016).
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению «44.03.02. Психолого-педагогическое образование» [Электронный ресурс] // Портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования. URL: http://fgosvo.ru/fgosvo/92/91/4/94 (дата обращения: 31.03.2016).

Информация об авторах

Минюрова Светлана Алигарьевна, доктор психологических наук, профессор, ректор, заведующая кафедрой общей психологии Института психологии, Уральский государственный педагогический университет, Екатеринбург, Россия, e-mail: minyurova@uspu.ru

Максимова Людмила Александровна, кандидат педагогических наук, доцент, директор, зав.кафедрой общей психологии и конфликтологии, директор института психологии, ФГБОУ ВО УрГПУ, заведующий кафедрой социальной психологии, конфликтологии и управления Уральского государственного педагогического университета, Екатеринбург, Россия, e-mail: maximova70@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1753
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 4

Скачиваний

Всего: 521
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 1