Психолого-педагогические исследования
2016. Том 8. № 3. С. 50–62
doi:10.17759/psyedu.2016080305
ISSN: 2587-6139 (online)
Особенности сетевого взаимодействия образовательных организаций в условиях модернизации российского образования
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: сетевое взаимодействие, ВУЗ, профессиональный стандарт, модернизация, образовательная организация
Рубрика издания: Методология и технология образования
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu.2016080305
Для цитаты: Захарова А.В., Староверова М.С. Особенности сетевого взаимодействия образовательных организаций в условиях модернизации российского образования [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2016. Том 8. № 3. С. 50–62. DOI: 10.17759/psyedu.2016080305
Полный текст
Процессы трансформации, происходящие в российском обществе, кардинально меняют траекторию развития и перестройку основных направлений деятельности образовательных организаций, в том числе и высших учебных заведений, находящихся на этапе преобразований.
На сегодняшний день отмечается острая необходимость в приведении структуры и содержания профессионального образования в соответствие с потребностями рынка труда, поскольку все стремительнее увеличивается разрыв между теоретическими знаниями, получаемыми в вузах, и практическими потребностями системы образования [6; 11; 20]. Возрастает необходимость в постоянном расширении практической сферы применения этих знаний. В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года также подчеркивается приоритетный характер высшего образования [14].
В сложившейся ситуации отличительной чертой современной системы высшего образования является переход от монополии государственных институтов в части формирования содержания образования к полиполии - включению в эту систему новых участников, в частности практических учреждений системы образования [5; 12; 22].
Потребность образовательных организаций развиваться в данных условиях возникает в силу того, что такой тип взаимодействия между образовательными учреждениями становится высокоэффективным механизмом коммуникации и позволяет динамично. Под сетевой формой реализации образовательных программ (далее - сетевая форма) понимается организация обучения с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе иностранных, а также, при необходимости, с использованием ресурсов иных организаций.
Сетевое взаимодействие в системе образования имеет ряд преимуществ, поскольку позволяет:
■ распределять ресурсы между образовательными организациями при общей задаче деятельности;
■ осуществлять прямой контакт представителей образовательных организаций друг с другом, экономя временной и административных ресурс;
■ планировать и выстраивать вариативные программы и траектории движения при общности внешней цели;
■ использовать «общий ресурс» сети для нужд каждого образовательного учреждения.
Соответственно, сетевое взаимодействие должно рассматриваться как значимый фактор инновационного образования, поскольку позволяет усилить ресурс любого образовательного учреждения за счет ресурсов других учреждений. Более того, сетевые формы обучения законодательно закреплены в ст. 15 п. 1. закона «Об образовании в Российской Федерации», в которой указывается, что форма реализации образовательных программ обеспечивает возможность освоения обучающимися образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций [21].
Данный аспект сетевого взаимодействия представляет одно из существенных изменений в деятельности образования - развитие вариативности образовательных программ, способствует возможности выбора обучающимся уровня и вида образования и большей ориентации профессионального образования на
Отличительная особенность сетевого сообщества состоит в том, что оно является саморегулируемым, и при взаимодействии между учреждениями образуются устойчивые горизонтальные связи [19; 20]. Наряду с этим важно подчеркнуть, что сеть образовательных учреждений в инновационной инфраструктуре отличается от образовательной сети учреждений, предоставляющих друг другу собственные образовательные ресурсы с целью повышения результативности и качества образовательного процесса [2, с. 21]. Сетевое взаимодействие удерживается общей проблематикой и интересами всех образовательных учреждений сети. Это всегда результат проектного замысла, поскольку образовательные организации должны участвовать в едином целеполагании, согласовывать механизмы и схемы своего взаимодействия.
К основным характеристикам сетевого взаимодействия можно отнести, во-первых, пространство, позволяющее установить и определить содержание разнообразных горизонтальных и вертикальных связей в сети, во-вторых, информацию, выступающую предпосылкой и связующим звеном во всех видах взаимодействий, и наконец, в-третьих, время, показывающее логику и длительность развития отношений между участниками образовательной сети. Формированию устойчивого сетевого взаимодействия способствуют территориальная близость входящих кластеров (партнеров-сети), единая инфраструктура (информационно-образовательная среда), общие социокультурные условия (цели, задачи, принципы реализации проекта) [15].
Формирование систем коммуникации вузов-партнеров между собой является важнейшей задачей, стоящей перед профессорско-преподавательским составом и руководством вуза в связи с модификацией российского образования. По мнению многих ученых, сетевое взаимодействие можно рассматривать как технологичный инструмент, позволяющий вузу динамично ориентироваться на рынке труда [3; 7; 8; 16].
Выстраивание схемы взаимодействия учреждений высшего образования в условиях сетевого сотрудничества позволяет им находиться в числе лидеров российского образования, поскольку создает возможность мгновенно реагировать на малейшие изменения со стороны системы и запросов общества и государства.
В целом мы можем говорить о том, что работа в данном направлении позволяет вузам-партнерам решать следующие задачи:
■ повышение качества и доступности образовательных программ;
■ разработка актуальных направлений фундаментальных и прикладных научных исследований;
■ повышение конкурентоспособности среди вузов;
■ развитие академического потенциала вузов посредством коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности, полученных в рамках сети [4, с. 183-184].
Исходным моментом сетевого взаимодействия является общность целей и интересов участников-партнеров, технологий их достижения. Это позволяет определить конечный результат совместной деятельности - повышение качества и доступности образовательных программ.
Указанные направления деятельности, а именно: повышение качества и доступности образовательных программ и их соответствие потребностям практической сферы, на наш взгляд, реализованы в процессе конструирования модуля основной профессиональной образовательной программы «Школьная психология» по направлению подготовки психолого-педагогическое образование.
Подготовка специалистов, в данном случае - педагогов-психологов в сфере образования, должна осуществляться в рамках компетентностной парадигмы, призванной расширить возможности и увеличить гибкость при формировании различных образовательных траекторий с установкой на пригодность к трудоустройству в соответствии с конкретными запросами практических учреждений образования, выступающих звеньями сети.
Программа подготовки магистров построена по модульному принципу и предполагает включение в данный модуль производственной практики, а также научноисследовательской работы в условиях сетевого взаимодействия. В основу построения рабочих программ дисциплин модуля «Коррекционно-развивающая работа с обучающимися» положена компетентностно-профессиональная модель выпускника, включающая в себя как общекультурные, так и профессиональные компетенции, формируемые в процессе обучения. Сегодня можно со всей определенностью утверждать, что реализация современной парадигмы профессионального образования, ее эффективность и качество во многом зависят от формирования необходимых общекультурных и профессиональных компетенций, наличия сформированного профессионального сознания выпускника вуза. Однако в условиях модернизации и реформирования система подготовки психолого-педагогических кадров в высших учебных заведениях нуждается в пересмотре, и ведущая роль вузов в этом процессе может быть справедливо оспорена, если система подготовки оторвана от практических учреждений образования.
Основная задача подготовки педагогов-психологов на современном этапе проводимых реформ заключается в том, чтобы выпускник вуза мог выстраивать собственную профессиональную траекторию развития на основе профессионального стандарта; это и будет являться основным образовательным результатом деятельности высшего учебного заведения. Для решения поставленной задачи необходимы именно практико-ориентированные модели подготовки специалистов образовательных учреждений, создание и разработка которых возможны на базе пилотных площадок образовательных организаций.
Согласованная работа участников сетевого взаимодействия строится на основе следующих принципов:
■ принцип добровольного включения участников в сетевое образовательное пространство с целью апробации модуля;
■ принцип целостности (достижение согласованности действий для решения задач между всеми участниками процесса, а именно формирования профессиональных компетенций будущих педагогов-психологов на полигоне пилотных площадок образовательных учреждений);
■ принцип «ведущего звена» (наличие участника-интегратора, обладающего максимальными ресурсами для поддержания функционирования сети) [4, с. 184].
В исследованиях Р.А. Заякиной и М.В. Ромма [9, с. 121] обозначены современные тенденции в образовательной и социальной среде применительно к процессу сетевого взаимодействия и определены основные стратегии развития «ключевого актора»:
■ «максимальная открытость» основных направлений деятельности (научных, исследовательских, образовательных) вуза;
■ диагностика структуры и границ сети с учетом изменения позиций других участников с целью оптимизации процесса взаимодействия для получения необходимых результатов;
■ аккумулирование имеющихся интеллектуальных и технических сетевых ресурсов;
■ активное посредничество между наибольшим числом субъектов образования для эффективного регулирования различных информационных и прочих ресурсных потоков;
■ поддержание высокой скорости информационного трансфера внутри сети и с внешними для сети источниками.
Компетентностно-профессиональная модель выпускника строится в соответствии с профессиональным стандартом «педагог-психолог» (психолог в сфере образования), однако именно на базах практических образовательных организаций, пилотных площадок сети производится отбор формируемых компетенций, необходимых для осуществления профессиональной деятельности. Только в условиях компетентностной парадигмы, предполагающей формирование профессиональных компетенций будущих специалистов, в условиях сетевого взаимодействия на базе пилотных площадок практических образовательных организаций можно говорить о повышении качества основных профессиональных образовательных программ высшего образования (ОПОП ВО).
Реализация алгоритма сетевого партнерства для решения задач модуля «Коррекционно-развивающая работа с обучающимися» в рамках разработки ОПОП «Школьная психология» осуществлялась поэтапно.
На подготовительном этапе были разработаны нормативные документы, определяющие статус пилотной площадки образовательной организации, описаны критерии соответствия данному статусу, обозначены необходимые ресурсы. Отбор участников-партнеров сети проводился достаточно тщательно по заранее разработанным критериям, касающимся, прежде всего, кадрового и программно-методического потенциала практического образовательного учреждения.
Требования к кадровому потенциалу предполагают, что более половины педагогического состава организации должны составлять специалисты с высшим профессиональным образованием, имеющие опыт психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), транслирующие накопленный опыт на научно-практических, научно-методических мероприятиях, постоянно повышающие свой профессиональный уровень.
В штатном расписании образовательной организации должна присутствовать должность «педагог-психолог». Специалисты, занимающие данные должности, должны обладать профессиональной и личностной готовностью взять на себя функции руководителя производственной практики, уметь применять в процессе формирования у магистров необходимых профессиональных компетенций современные интегративные, инновационные технологии обучения и воспитания детей с ОВЗ.
Программно-методический потенциал организации состоит в использовании авторских программно-методических и дидактических разработок в области инклюзивного обучения, разработке, апробации и внедрении в практику работы специалистов системы сопровождения коррекционно-педагогических и психокорррекционных программ и технологий, а также в разработке адаптированных основных общеобразовательных программ для обучающихся, испытывающих трудности в освоении ООП, своем развитии и социальной адаптации.
Данные задачи решались на встрече с руководителями образовательных организаций путем подписания договоров о сотрудничестве и оформления паспортов пилотных площадок.
На основном этапе сетевого взаимодействия с практическими образовательными учреждениями были обозначены приоритетные направления сотрудничества, цель и задачи, решаемые в рамках реализации проекта.
Приоритетные направления сотрудничества:
■ проведение исследований;
■ организация и проведение учебной и производственной практики;
■ повышение профессиональной компетентности педагогов образовательной организации в рамках сетевого взаимодействия «практическая организация образования - вуз».
Основные задачи:
■ закрепление общекультурных и профессиональных компетенций, полученных в результате освоения теоретической части основной профессиональной образовательной программы магистратуры «Школьная психология» по направлению подготовки «Психологопедагогическое образование» (педагог-психолог);
■ приобретение навыков, необходимых для осуществления трудовых функций школьного психолога, в контексте реализации профессионального стандарта педагога-психолога (психолог в сфере образования);
■ трансляция специалистами образовательной организации передового научно-практического опыта;
■ повышение профессиональных компетенций будущих педагогов- психологов посредством включения их в сетевое взаимодействие на базе пилотной площадки образовательной организации.
Данные задачи реализовывались путем распределения «зон ответственности» между наставниками-супервизорами и руководителями практики.
Таблица
Распределение «зон ответственности» по этапам и видам работ
Разделы (этапы) практики |
Форма текущего контроля |
Ответственный |
1. Ориентировочный этап |
План практики, реестр практических психодиагностических задач в области образования |
Руководитель практики от вуза |
2. Этап апробации профессиональных действий в |
Отчет о проведении разных видов психодиагностических |
психолог-супервизор |
условиях образовательной организации (ОО) |
обследований (инструментарий, протоколы, математико-статистический анализ, психологопедагогические заключения и др.) |
|
3. Этап выполнения психолого-педагогического исследования (НИРС) |
Отчет по НИРС (миниисследование условий эффективности и проблем выполнения профессиональных действий в области психодиагностики) |
руководитель практики от вуза; психолог-супервизор |
4. Теоретико-рефлексивный этап |
Протокол групповой дискуссии, индивидуальная рефлексия профессиональных возможностей (эссе) |
психолог-супервизор |
5. Этап подготовки отчетных материалов |
Отчет о практике Зачет |
руководитель практики от вуза |
На заключительном этапе был проведен тщательный анализ учебно-отчетной документации (отчета о практике, дневника практики, отчета по НИРС), профессиональных действий практиканта, отраженный в протоколе групповой дискуссии и проведенной индивидуальной рефлексии профессиональных возможностей, выявлены «проблемные узлы» сетевого взаимодействия.
На основании полученных в ходе взаимодействия результатов были разработаны следующие рекомендации по совершенствованию форм и содержания сотрудничества.
■ Использовать сетевое взаимодействие с целью организации внутрикорпоративного обучения сотрудников организации.
■ Обеспечить мотивацию совместной сетевой деятельности для сотрудничества с целью создания образовательных продуктов (программ, технологий, форм и методов обучения).
■ Развивать образовательные, научные ресурсы и сетевые мероприятия с целью повышения качества предоставляемых образовательных услуг.
■ Разработать программы повышения квалификации для руководителей образовательных организаций для эффективного сотрудничества в рамках сетевого взаимодействия.
Таким образом, описанные алгоритмы сетевого взаимодействия должны лечь в основу разработки стратегии и моделей развития высших учебных заведений с целью модернизации российской системы образования и вступления России в мировое общеобразовательное пространство.
Литература
- Андрущенко Т.Ю., Шашлова Г.М., Шубина А.С. Практико-ориентированная модель подготовки магистров по программе «Школьная психология» // Психологическая наука и образование. 2015. Т. 20. № 4. С. 31–39.
- Байбородова Л.В., Репина А.В. Организация сетевого взаимодействия образовательных учреждений при реализации инновационных проектов // Ярославский педагогический вестник. 2013. № 3. С.21–24.
- Богданович Н.В., Делибалт В.В., Чернушевич В.А. Принципы организации практики в условиях сетевого взаимодействия (на примере разработки модуля «Психологическая профилактика нарушений поведения и отклонений в развитии») [Электронный ресурс] // Психология и право. 2015. Т. 5. № 4. С. 1–13. URL: http://www. psyjournals.ru/psyandlaw/2015/n4/Bogdanovich_Delibalt_Chernuchevi.shtml (дата обращения: 10.09.2016).
- Василенко Н.В. Принципы сетевых взаимодействий в образовании // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2014. № 4. С.183–185.
- Весманов С.В., Весманов Д.С., Жадько Н.В., Акопян Г.А. Подготовка педагогов в исследовательской магистратуре: опыт Московского городского педагогического университета // Психологическая наука и образование. 2014. Т. 19. № 3. С. 160–167.
- Виноградов В.Л., Панфилов А.Н., Панфилова В.М., Рахманова А.Р. Интегрированное образовательное пространство вуза и школы как основа практико-ориентированной подготовки будущих учителей // Психологическая наука и образование. 2015. Т. 20. № 5. С. 142–152.
- Гаврилушкина О.П., Егорова М.А., Захарова А.В., Костенкова Ю.А. Подготовка педагога-психолога к профессиональной деятельности по трудовой функции «Коррекционно-развивающая работа с обучающимися» [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование PSYEDU.ru. 2015. Т. 7. № 4. С. 12–21. URL: http:// www. psyedu.ru/files/issues/psyedu_ru_2015_n4.pdf (дата обращения: 01.09.2016).
- Григорьев С.Г., Подболотова М.И., Федосеева З.Р. Модель углубленной профессионально-ориентированной практики магистрантов в условиях сетевого взаимодействия по направлению подготовки «Педагогическое образование» (Учитель среднего общего образования) // Психологическая наука и образование. 2015. Т. 20. № 5. С. 130–141.
- Заякина Р.А., Ромм М.В. Инновационный вуз как субъект сетевого взаимодействия // Высшее образование в России. 2013. № 4. С.118–124.
- Каспржак А.Г., Калашников С.П. Разработка моделей академического бакалавриата и исследовательской магистратуры в рамках реализации программы модернизации педагогического образования: первые итоги // Психологическая наука и образование. 2015. Т. 20. № 5. С. 29–44.
- Максимова Л.А., Минюрова С.А., Васягина Н.Н., Егорова М.А., Гутина Г.Ю., Емельянова И.В. Опыт повышения квалификации педагогических работников и специалистов учебно-методических служб по проектированию и реализации магистерской программы «Школьная психология» [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование PSYEDU.ru. 2015. Т. 7. № 4. С. 128–137.URL: http:// www. psyedu.ru/files/issues/psyedu_ru_2015_n4.pdf (дата обращения: 01.09.2016).
- Поставнев В.М., Поставнёва И.В. Опыт апробации модуля «Индивидуализация и дифференциация учебно-воспитательной работы с учащимися разных категорий» в подготовке магистров по укрупненной группе специальностей «Образование и педагогика» [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование PSYEDU.ru. 2015. Том 7. № 4. С. 42–50.URL: http://www.psyedu.ru https://psyjournals.ru/psyedu_ru/2015/n4/postavnev.shtml (дата обращения: 01.09.2016).
- Письмо Минобрнауки России от 28.08.15 №АК-2563/05 «О методических рекомендациях» (вместе с Методическими рекомендациями по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ).
- [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «ГАРАНТ». URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71075428/#ixzz4OdQdukkU.
- Развитие мышления учащихся средствами информационных технологий : Программа Intel «Обучение для будущего»/ Под ред. Е. Н. Ястребцева: Пер. с англ. М.: Интуит.ру, 2006. 168 с.
- Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р (ред. от 08.08.2009) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» [Электронный ресурс] // Cправочно-правовая система «Консультант Плюс». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82134/ (дата обращения: 10.03.2016).
- Савенков А.И., Львова А.С., Вачкова С.Н., Любченко О.А., Никитина Э.К. Подготовка педагогов в магистратуре нового поколения // Психологическая наука и образование. 2014. Т. 19. № 3. С. 197–206.
- Смолянинова О.Г., Коршунова В.В.Деятельностный подход и практико-ориентированное обучение в подготовке учителя начальных классов: опыт Сибирского федерального университета [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование PSYEDU.ru. 2015. Т. 7. № 4. С. 149–162. URL: http:// www. http://ipps.sfu-kras.ru/sites/ipps.institute.sfu-kras.ru/files/publications/209.pdf (дата обращения: 01.09.2016).
- Смолянинова О.Г., Коршунова В.В., Колокольникова З.У. Опыт апробации практико-ориентированной программы бакалавриата в сетевом взаимодействии ВО/СПО (на примере двух вузов – СФУ, ЛПИ) // Психологическая наука и образование. 2015. Т. 20. № 5. С. 108 –116.
- Толкачева Г.Н., Волобуева Л.М., Изотова Е.И., Парамонова М.Ю. Реализация модульной программы подготовки воспитателя в рамках сетевого взаимодействия вуза и ДОО: опыт, проблемы, перспективы // Психологическая наука и образование. 2015. Т. 20. № 5. С. 117–129.
- Толкачева Г.Н., Изотова Е.И., Волобуева Л.М., Парамонова М.Ю. Концептуальное обоснование и этапы моделирования программы практико-ориентированной подготовки педагогических кадров (воспитателей) в условиях сетевого взаимодействия образовательных организаций ВО и ДО // Психологическая наука и образование. 2014. Т. 19. № 3. С. 168–185.
- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 02.03.2016) «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Cправочно-правовая система «Консультант Плюс». URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=194773 (дата обращения: 10.03.2016).
- Хайкин В.Л., Григорьев Д.В. Базовые позиции развития дополнительного образования в России: психологический ракурс // Психологическая наука и образование. 2014. Т. 19. № 4. С. 92–100.
- Шилова О.Н., Якушкина М.С. Сетевое взаимодействие – социокультурный феномен современного мира: статьи конференции «Новые образовательные стратегии в современном информационном пространстве» [Электронный ресурс]// URL: http:fit-herzen-conf.ru/statii/189_Shilova.php (дата обращения: 14.11.2015).
- Шилова О.Н., Горюнова М.А. Факторы и условия сетевого взаимодействия образовательных организаций // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2014. Т. 15. Вып. 1. С. 245-253.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 2259
В прошлом месяце: 16
В текущем месяце: 6
Скачиваний
Всего: 673
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 0