Общение в Интернете и эмпатия в подростковом и юношеском возрастах*

2205

Аннотация

Статья посвящена исследованию влияния современных средств коммуникации на развитие эмпатии у подростков и молодежи. Приводится аналитический обзор современных исследований в этой области с фиксацией противоречивости полученных данных относительно характера влияния виртуальной коммуникации на эмпатические способности у подростков и молодежи. Выдвигается гипотеза о ведущей роли баланса виртуальной коммуникации и непосредственного контакта для развития социального познания. Приводятся данные исследования выраженности показателей эмпатии у подростков и студентов гуманитарных вузов в зависимости от предпочитаемых ими каналов коммуникации с другими людьми (непосредственный контакт, социальные сети, телефон, скайп и различные сайты в Интернете). Было обследовано 170 человек из московских учреждений образования (колледж, школа, вуз), которым предлагались анкета, направленная на выявление предпочитаемых каналов коммуникации, а также методика Индекс межличностной реактивности М.Дэвиса, тестирующая эмпатические способности. Сделаны выводы о том, что большинство современных подростков и студентов вузов из всех способов коммуникации отдают предпочтение непосредственному общению; они отличаются от тех, кто отдает предпочтение общению в социальных сетях, более высокими показателями эмпатических способностей.

Общая информация

* Работа выполнена при поддержке гранта Российского Научного Фонда (грант № 14-18-03461) на базе ФГБУ «ФМИЦПН им. В.П. Сербского» Минздрава России.

Ключевые слова: Интернет-общение, непосредственный контакт, подростковый возраст, юношеский возраст, эмпатия

Рубрика издания: Психология развития

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu.2016080413

Для цитаты: Холмогорова А.Б., Клименкова Е.Н. Общение в Интернете и эмпатия в подростковом и юношеском возрастах [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2016. Том 8. № 4. С. 127–141. DOI: 10.17759/psyedu.2016080413

Фрагмент статьи

Данные единичных эмпирических исследований также отличаются противоречивостью.  Так, лонгитюдное исследование способности к эмпатии в выборке американских студентов выявило редукцию этой способности в течение 10 лет наблюдения. Авторы метаанализа данных, полученных в ходе лонгитюдного исследования, связали этот факт с возрастанием доли Интернета как средства общения, все больше вытесняющего непосредственные контакты [9]. Первый автор этого метаанализа в последующих публикациях отмечает, что основными факторами такой динамики могут быть процессы деиндивидуализации (анонимности или лишь частичной представленности личности в виртуальном общении) в комбинации с возрастающей психологической и физической дистанцией от собеседника [8].

Литература

  1. Богдановская И.М., Проект Ю.Л., Богдановская А.Б. Особенности формирования личности в подростковом возрасте как индикаторы качества образовательной среды // Психологическая наука и образование. 2013. № 6. С. 49–57.
  2. Жилинская А.В. Интернет как ресурс для решения задач подросткового возраста: обзор психологических исследований [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование PSYEDU.ru. 2014. Т. 6. № 1. URL: https://psyjournals.ru/psyedu_ru/2014/n1/67976.shtml (дата обращения: 04.11.2015).
  3. Карягина Т.Д., Будаговская Н.А., Дубровская С.В. Адаптация  многофакторного  опросника  эмпатии  М. Дэвиса // Консультативная психология и психотерапия. 2013. № 1. С. 202–227.
  4. Общение в Интернете и социальная тревожность у подростков из разных социальных групп /Холмогорова А.Б., Авакян Т.В., Клименкова Е.Н., Малюкова Д.А.// Консультативная психология и психотерапия. 2015. Т. 23. № 4. С. 102–129. doi:10.17759/cpp.2015230407.
  5. AllowayT.at al.IsFacebooklinked to selfishness ? Investigating the relationships among social media use, empathy, and narcissism // Social Networking. 2014. Vol. 3. P. 150–158. doi:10.4236/sn.2014.33020.
  6. Carrier L.M. at al.  Virtual empathy: Positive and negative impacts of going online upon empathy in young adults // Computers in Human Behavior. 2015. Vol. 52. P. 39–48. doi:10.1016/j.chb.2015.05.026.
  7. Davis M. Measuring individual differences in empathy: Evidence for a multidimensional approach // Journal of Personality and Social Psychology. 1983. Vol. 44. P. 113–126.
  8. Konrath S. The Empathy Paradox : Increasing disconnection in the age of increasing connection / R. Luppicini (ed.) // Handbook of Research on Technoself: Identitiy in a Technological Society. IGI Global, 2012. 741 p.
  9. Konrath S., O’Brien E., Hsing C. Changes in dispositional empathy in American college students over time: A meta-analysis // Personality and Social Psychology Review. 2011. Vol. 15. P. 180–198. doi:10.1177/1088868310377395.
  10. Valkenburg P.M., Peter J. Adolescents’ identity experiments on the internet: consequences for social competence and self-concept unity // Communication Research. 2008. Vol. 35. P. 208–231. doi:10.1177/0093650207313164.
  11. Valkenburg P.M., Peter J. Preadolescents’ and adolescents' online communication and their closeness to friends [Электронныйресурс] // Developmental Psychology. 2007. URL: http://psycnet.apa.org/journals/dev/43/2/267/ (датаобращения: 18.10.2016).
  12. Valkenburg P.M., Sumter S.R., Peter, J. Gender differences in online and offline self-disclosure in pre-adolescence and adolescence // Britisch Journal of Developmental Psychology. 2011. Vol. 29. P. 253–269. doi:10.1348/2044-835X.002001.
  13. Vossen H.G.M., Piotrowski J.T.,  Valkenburg P.M. Development of the Adolescent Measure of Empathy and Sympathy (AMES) // Personality and Individual Differences.  2015. Vol. 74. P. 66–71. doi:10.1016/j.paid.2014.09.040.
  14. Vossen H.G.M., Valkenburg, P.M. Do social media foster or curtail adolescents’ empathy? A longitudinal study // Computers and Human Behavior. 2016. Vol. 63. P. 118–124. doi:10.1016/j.chb.2016.05.040.

Информация об авторах

Холмогорова Алла Борисовна, доктор психологических наук, профессор, декан факультета консультативной и клинической психологии, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), ведущий научный сотрудник, ГБУЗ «НИИ СП имени Н.В. Склифосовского ДЗМ», Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5194-0199, e-mail: kholmogorova@yandex.ru

Клименкова Елизавета Николаевна, кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры клинической психологии и психотерапии, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Государственное бюджетное профессионального образовательного учреждение Образовательный комплекс «Юго-Запад», педагог-психолог,территориально структурное подразделение «Севастопольское», Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0009-0008-5188-1828, e-mail: klimenkovaliza@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 3871
В прошлом месяце: 11
В текущем месяце: 20

Скачиваний

Всего: 2205
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 15