Психолого-педагогические исследования
2016. Том 8. № 4. С. 127–141
doi:10.17759/psyedu.2016080413
ISSN: 2587-6139 (online)
Общение в Интернете и эмпатия в подростковом и юношеском возрастах*
Аннотация
Общая информация
* Работа выполнена при поддержке гранта Российского Научного Фонда (грант № 14-18-03461) на базе ФГБУ «ФМИЦПН им. В.П. Сербского» Минздрава России.
Ключевые слова: Интернет-общение, непосредственный контакт, подростковый возраст, юношеский возраст, эмпатия
Рубрика издания: Психология развития
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu.2016080413
Для цитаты: Холмогорова А.Б., Клименкова Е.Н. Общение в Интернете и эмпатия в подростковом и юношеском возрастах [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2016. Том 8. № 4. С. 127–141. DOI: 10.17759/psyedu.2016080413
Фрагмент статьи
Данные единичных эмпирических исследований также отличаются противоречивостью. Так, лонгитюдное исследование способности к эмпатии в выборке американских студентов выявило редукцию этой способности в течение 10 лет наблюдения. Авторы метаанализа данных, полученных в ходе лонгитюдного исследования, связали этот факт с возрастанием доли Интернета как средства общения, все больше вытесняющего непосредственные контакты [9]. Первый автор этого метаанализа в последующих публикациях отмечает, что основными факторами такой динамики могут быть процессы деиндивидуализации (анонимности или лишь частичной представленности личности в виртуальном общении) в комбинации с возрастающей психологической и физической дистанцией от собеседника [8].
Литература
- Богдановская И.М., Проект Ю.Л., Богдановская А.Б. Особенности формирования личности в подростковом возрасте как индикаторы качества образовательной среды // Психологическая наука и образование. 2013. № 6. С. 49–57.
- Жилинская А.В. Интернет как ресурс для решения задач подросткового возраста: обзор психологических исследований [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование PSYEDU.ru. 2014. Т. 6. № 1. URL: https://psyjournals.ru/psyedu_ru/2014/n1/67976.shtml (дата обращения: 04.11.2015).
- Карягина Т.Д., Будаговская Н.А., Дубровская С.В. Адаптация многофакторного опросника эмпатии М. Дэвиса // Консультативная психология и психотерапия. 2013. № 1. С. 202–227.
- Общение в Интернете и социальная тревожность у подростков из разных социальных групп /Холмогорова А.Б., Авакян Т.В., Клименкова Е.Н., Малюкова Д.А.// Консультативная психология и психотерапия. 2015. Т. 23. № 4. С. 102–129. doi:10.17759/cpp.2015230407.
- AllowayT.at al.IsFacebooklinked to selfishness ? Investigating the relationships among social media use, empathy, and narcissism // Social Networking. 2014. Vol. 3. P. 150–158. doi:10.4236/sn.2014.33020.
- Carrier L.M. at al. Virtual empathy: Positive and negative impacts of going online upon empathy in young adults // Computers in Human Behavior. 2015. Vol. 52. P. 39–48. doi:10.1016/j.chb.2015.05.026.
- Davis M. Measuring individual differences in empathy: Evidence for a multidimensional approach // Journal of Personality and Social Psychology. 1983. Vol. 44. P. 113–126.
- Konrath S. The Empathy Paradox : Increasing disconnection in the age of increasing connection / R. Luppicini (ed.) // Handbook of Research on Technoself: Identitiy in a Technological Society. IGI Global, 2012. 741 p.
- Konrath S., O’Brien E., Hsing C. Changes in dispositional empathy in American college students over time: A meta-analysis // Personality and Social Psychology Review. 2011. Vol. 15. P. 180–198. doi:10.1177/1088868310377395.
- Valkenburg P.M., Peter J. Adolescents’ identity experiments on the internet: consequences for social competence and self-concept unity // Communication Research. 2008. Vol. 35. P. 208–231. doi:10.1177/0093650207313164.
- Valkenburg P.M., Peter J. Preadolescents’ and adolescents' online communication and their closeness to friends [Электронныйресурс] // Developmental Psychology. 2007. URL: http://psycnet.apa.org/journals/dev/43/2/267/ (датаобращения: 18.10.2016).
- Valkenburg P.M., Sumter S.R., Peter, J. Gender differences in online and offline self-disclosure in pre-adolescence and adolescence // Britisch Journal of Developmental Psychology. 2011. Vol. 29. P. 253–269. doi:10.1348/2044-835X.002001.
- Vossen H.G.M., Piotrowski J.T., Valkenburg P.M. Development of the Adolescent Measure of Empathy and Sympathy (AMES) // Personality and Individual Differences. 2015. Vol. 74. P. 66–71. doi:10.1016/j.paid.2014.09.040.
- Vossen H.G.M., Valkenburg, P.M. Do social media foster or curtail adolescents’ empathy? A longitudinal study // Computers and Human Behavior. 2016. Vol. 63. P. 118–124. doi:10.1016/j.chb.2016.05.040.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 3871
В прошлом месяце: 11
В текущем месяце: 20
Скачиваний
Всего: 2205
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 15