Профессиологические основы профессионально-педагогического образования

765

Аннотация

Рассматриваются профессиологические основы профессионально-педагогического образования, описываются направления исследований, к которым относятся методология и методика профориентации, профессиологические признаки познания, методология профессиологического описания профессий, профессиональной деятельности. Выявлены сферы профессиональных исследований: исследование социально-экономических, научно-технических, технико-технологических процессов; научно-техническое направление развития науки и техники, научный анализ производства, профессиональное поле деятельности педагога профессионального обучения. Представлены условия развития профессионально-педагогического образования, к которым относятся развивающиеся экономическая интеграция, исследование развития науки и техники, прогноз новых профессий, требования современного производства, разработка содержания образования, взаимодействие науки, производства и образования.

Общая информация

Ключевые слова: профессиология, профессионально-педагогическое образование, профессия, педагог профессионального обучения, профессиональное поле деятельности

Рубрика издания: Психология образования

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu.2017090104

Для цитаты: Маркова С.М., Цыплакова С.А. Профессиологические основы профессионально-педагогического образования [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2017. Том 9. № 1. С. 38–43. DOI: 10.17759/psyedu.2017090104

Полный текст

 

Профессиология как отрасль научного знания отражает современное развитие профессионального образования и профессиональной педагогики на различных этапах социально-экономического, психолого-педагогического, технико-технологического знания. Анализ научных исследований по профессиологии (Н.М. Александрова, Э.В. Балакирева, Э.Ф. Зеер, Е.А. Климов и др.) позволил сделать вывод, что изучение профессий, деятельности и профессионально-квалификационных характеристик является важным фактором развития профессионально-педагогического образования. С этих позиций исследованию подлежат методология и методика профориентации, профессиологические признаки познания, методология профессиологического описания профессий, профессиональной деятельности, построение профессионально-квалификационной модели деятельности рабочих и специалистов. Основными сферами системного изучения профессиологии являются: деятельность, профессиография, профессиональное поле, труд, интеграция и дифференциация профессий, развитие профессий, профессиональная ориентация, адаптация, профессионализация личности [5].

Профессиология профессий выступает основой для развития профессионально­педагогического образования. Изучение социально-экономических, научно-технических и технико-технологических процессов и их реализация в педагогическом процессе становится необходимым условием развития профессионально-педагогического образования [3].

Выявление изменяющихся требований к подготовке педагогов профессионального обучения охватывает определенные требования не только к педагогике, но и к производственному процессу, требования по конкретной профессии квалифицированного рабочего. С этих позиций необходимо, чтобы требования для подготовки рабочих находились в корреляции с требования по подготовке педагогов профессионального обучения [5].

Для дальнейшего развития профессионально-педагогического образования необходимо исследовать поле профессий, условия их интеграции, возможность унификации учебно-программной документации и расширение профессионального профиля педагога профессионального обучения.

В условиях развивающейся экономической интеграции сравнительный анализ содержания подготовки рабочих и содержание подготовки педагогов профессионального обучения будут способствовать повышению эффективности профессионально­педагогической деятельности.

Исследование новых научно-технических направлений развития науки и техники и их влияния на развитие профессионально-педагогической деятельности и рабочих профессий служит средством прогнозирования новых профессий и профилей профессионально-педагогического образования [1].

Определение требований к уровню подготовки педагогов профессионального обучения и уровню квалификации рабочих - основа разработки профессионального стандарта, учебно-программной документации для подготовки педагогов профессионального обучения различных профилей.

При этом профессия рассматривается как средство социализации и профессионализации личности, широкого развития личности и участия в трудовом процессе [6].

Комплексный подход к выделению требований к подготовке педагогов профессионального обучения обусловливает определение требований к общим, общепрофессиональным и профессиональным компетенциям, знаниям, умениям, нормам и ценностям педагогов профессионального обучения.

Так, требования Федерального государственного образовательного стандарта и профессионального стандарта предполагают инновационный характер профессионально­педагогической деятельности, технологизацию и универсализацию педагогического процесса, а также непрерывную оценку качества и эффективности профессионально-педагогического образования.

Они учитывают необходимость использования инновационных технологий обучения, развитие форм организации педагогического процесса, а также взаимосвязь учебно-познавательной, научно-исследовательской и учебно-профессиональной деятельности. При этом оптимизируется рациональное соотношение между теоретическим и практическим обучением. Этим достигается выполнение данных требований в образовательной практике по подготовке педагогов профессионального обучения [2].

Учитываются также требования современного производства, которые предполагают ускорение научно-технического прогресса, интеллектуализацию и интенсификацию производственного процесса, постепенное повышение эффективности профессиональной деятельности.

Они согласуются с современными производственными технологиями, с рациональными формами организации труда и с условиями выполнения трудовых процессов.

Научно-технический прогресс открывает перспективное развитие требований к профессионально-педагогическому образованию, определяя стабильность и динамичность процесса обучения. При этом учитываются требования различных научных дисциплин, определяя междисциплинарный характер требований к профессионально-педагогическому образованию.

Требования к содержанию подготовки педагогов профессионального обучения определяются процессами будущего на основе изучения экономических и политических направлений эволюции общества, связанного с развитием науки, техники, производства. В соответствии с этим появляются технико-технологические изменения, которые характеризуют трансформацию содержания труда. Они задают направление, по которому будут изменяться научные и производственно-технические основы профессий.

В связи с этим профессиологическое исследование должно быть направлено на изучение структуры профессии, определение перспектив ее развития, прогнозирование изменений в системе знаний, умений и норм будущей профессиональной деятельности и, соответственно, в определении содержания, форм и методов подготовки рабочих и специалистов [4].

Определение требований к той или иной профессии характеризуются следующими признаками:

■   качеством изучения социально-экономических, научно-технических, производственно-технологических процессов;

■   прогностическими исследованиями данного развития;

■ соответствием уровня профессиональной подготовки рабочих и специалистов требованиям рынка труда.

В совокупности с социальными требованиями проводится научный анализ профиля подготовки, в качестве которого выступает конкретное производство. В процессе исследования важным является сбор и обобщение трудовых действий, соответствующих функциональным особенностям профессиональной деятельности рабочих и специалистов.

Полученные факты анализируются с целью определения системы трудовых действий в конкретных учебных заведениях и на производстве. Объектами анализа выступают: профессиональная деятельность, средства, предметы и продукты труда, безопасность труда, технологии и организация производства. Анализ конкретных

производств позволяет получить информацию о технико-экономических, экономических, психолого-педагогических ситуациях, определить пути развития, особенности интеграции и дифференциации профессиональной деятельности.

Одновременно необходимо определить влияние науки на совершенствование производства, изменение содержания профессиональной деятельности. Речь идет о возможностях использования достижений науки в профессионально-педагогическом и производственном процессах и перспективах их развития; о превращении знаний и достижений науки в профессионально-технологические решения (разработка новых технологий педагогического и производственного процессов).

Таким образом, выявление профессиологических требований дает информацию, которая отражается в требованиях к рабочим и специалистам, в профессионально­квалификационных характеристиках, модели личности и деятельности рабочих и специалистов. На основе данных документов разрабатывается содержание профессионального образования, описываются содержание и структура профессии, определяется характер базовой и вариативной части содержания образования, обеспечивается связь между теоретическим и практическим обучением [3].

Профессиологические исследования определяют социально-экономическое и психолого-педагогическое значение профессии, пути повышения профессионального мастерства, характерные особенности профессиональной деятельности. Кроме того, профессиология обеспечивает развитие профессионального образования через изучение научных основ профессии, особенностей организации учебно-воспитательного процесса, профориентации и профессионального самоопределения.

В единстве с научно-техническим прогрессом проводится научный анализ процесса производства, содержания труда рабочих. Профессиональная деятельность, предметы и продукты труда, условия окружающей среды, организация и технологизация производства выступают объектами этого анализа.

Таким образом определяется влияние развития науки на развитие производства, содержание труда рабочих и на тенденции изменений в процессе обучения и, соответственно, в профессионально-педагогическом образовании, что обеспечивает расширение профессионального поля деятельности, углубление профессиональных знаний, умений, приобретение опыта, возникает необходимость преемственности между формами обучения в условиях непрерывного образования. Речь идет о системе повышения квалификации и дополнительного образования, где осуществляется повышение квалификации в двух областях деятельности педагогов профессионального обучения - педагогической и производственной, определяющейся профилем подготовки.

Проведенный анализ по определению требований к содержанию профессионально­педагогического образования дает информацию, отражающуюся в федеральном государственном образовательном и профессиональном стандартах. В нем содержится информация, необходимая для разработки содержания образования, характеризующая сущность и структуру профессии педагога профессионального обучения, требования к профессионально-педагогическому образованию.

Литература

  1. Александрова Н.М.Профессиология педагогического образования: методология исследования. CПб.:  Институтпед. образования, 2010.  88 с.
  2. Балакирева Э.В.Профессиологический подход к развитию теории педагогического образования // Человек и образование. 2009. № 3. С. 60–64.
  3. Беляева А.П. Интегративно-модульная педагогическая система профессионального образования. СПб.: Институт ПТО РАО, 1996. 225 с.
  4. Кригер Е.Э. Особенности профессионального становления педагога [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование PSYEDU.ru. 2013. № 4. URL: http://psyedu.ru/journal/2013/4/Kriger.phtml (дата обращения: 02.03.2016).
  5. Маркова С.М. Профессиональные ценности в условиях непрерывного многоуровневого образования // Вестн. Мининского ун-та. 2013. № 3 (3). С. 10–15.
  6. Маркова С.М. Социализация и профессионализация личности как цель профессионального образования // Теория и практика общественного развития. 2013. № 12. С. 49–54.

Информация об авторах

Маркова Светлана Михайловна, доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой профессионального образования и управления образовательными системами, ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина», e-mail: ngpu.profped@yandex.ru

Цыплакова Светлана Анатольевна, кандидат педагогических наук, Старший преподаватель, заместитель заведующего кафедрой профессионального образования и управления образовательными системами, ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина», e-mail: ngpu.profped@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2030
В прошлом месяце: 8
В текущем месяце: 9

Скачиваний

Всего: 765
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 1