В последние годы появилось много социологических исследований, посвященных проблемам российского учительства [см . , например: 5; 8; 9; 10; 11; 12; 14; 15] . Актуальность этой темы обусловлена целым рядом факторов, но один из ведущих - это противоречие между высокой значимостью выполняемого труда для общества и низким профессиональным статусом педагога общеобразовательной школы .
Начиная с 90-х гг . прошлого века в российском образовании произошли существенные перемены относительно требований, предъявляемых к школьному учителю и выполняемым им функциям . Это серьезно повлияло на самоощущение педагогов себя в профессии и восприятие престижности выбранного ими направления деятельности
Анализ проблемы низкого социального статуса современного учительства осуществлен в ряде научных публикаций . В частности, В . А . Ильин, А . А . Шабунова и Г . В . Леонидова рассматривают влияние неудовлетворительного экономического положения педагога на его социальное самочувствие [Ильин] . Исследование Г . Ф . Шафранова-Куцева [Шафранов-Куцев Г.Ф] направлено на изучение несоответствия материального положения социальному статусу учительства По его мнению, учительство - это профессиональная группа, которая по характеру своего труда, выполняемым функциям, уровню образования относится к среднему классу, но в стратификационной структуре российского общества находится на низшей ступени из-за заработной платы
Комплексное исследование учительского корпуса в России и основных сторон их профессиональной деятельности реализовано коллективом российских и иностранных авторов в работе «Российские учителя в свете исследовательских данных» [Российские учителя в, 2016] . В нем подняты вопросы бюджета времени, оплаты труда, удовлетворенности учителей своим положением и изменениями, происходящими в их работе
Отметим, что существующие работы концентрируются по большей части на общественном представлении статуса российского учителя . В данной же статье представлена попытка на основе авторской модели измерения социального статуса проанализировать, как сами педагоги общеобразовательных школ определяют собственное положение в обществе в сравнении с общественным мнением
Проблема низкого социального статуса учителей актуальна не только для России В других странах также наблюдается тенденция резкого снижения престижа этой профессии . Исследователи из Великобритании проанализировали, как менялось восприятие статуса педагога и профессии в целом в период с 1967 по 2003 г . [Hargreaves, 2006] . Отмечается, что в 1967 г . профессия учителя (среди самих педагогов) по шкале от 1 до 5 оценивалась на 4,2 балла, в 1979 г . - на 3,7 балла, в 1988 г . - на 2,9, в 1997 г . - на 2,4 и в 2003 г . - на 2,2 балла . В своей работе они рассмотрели решающее влияние СМИ (средства массовой информации) на формирование представлений как самих учителей, так и общественного мнения . Авторы проекта приходят к выводу, что современным учителям необходимо активно участвовать в создании тем для медийного обсуждения и таким образом оказывать влияние на формирование имиджа своей профессии
Другие британские ученые - К . Фуллер (C . Fuller), Э . Гудвин (A . Goodwyn) и Э . Фрэн- сис-Брофи (E . Francis-Brophy) - указали, что педагоги считают свою профессию менее престижной по сравнению с другими и в целом менее удовлетворены своей работой, чем несколько десятилетий назад [Fuller] . Авторы обосновывают, что хорошие учителя нуждаются в признании своих навыков и опыта Они предлагают развивать систему поощрений, вознаграждений, чтобы у педагогов формировалась положительная самоидентификация В международном проекте «Глобальный индекс статуса учителя» британские ученые построили рейтинг социального статуса педагогов из 21 страны мира [Global Teacher Status, 2013] . Полученные данные показали, что самый высокий статус педагога - в Китае, а самый низкий - в Израиле и Бразилии Россия не была включена в список стран, где проводилось исследование . В качестве переменных в этом проекте использованы: рейтинг статуса учителей начальной, средней и старшей школы по сравнению с другими ключевыми профессиями; востребованность профессии учителя как будущей специальности среди родителей и учеников; контекстуальное понимание социального статуса учителя; уважение среди учеников
В другом крупномасштабном проекте по изучению социального статуса учителя в Новой Зеландии ученые выявили в ходе фокус- групп основные факторы, определяющие статус учителя и затем провели анкетный опрос представителей ключевых групп [Hall, 2006] . Таковыми факторами были признаны власть, деньги и слава . Изучив сквозь их призму категорию социального статуса, они пришли к выводу, что у учителей в их стране нет высокого статуса Многосторонний анализ феномена социального статуса профессии учителя в международном разрезе осуществлен В Симео- нидисом [Symeonidis, 2015] Концептуальные рамки исследования базировались на факторах статуса, выделенных Л . Харгривз и Дж . Флуттер [Hargreaves, 2013]: общество/правительство, система образования, обучающий потенциал (teaching force), локальные/региональные механизмы управления (regional/local arrangements), школа и учитель . Результаты социологического опроса показали, что понятие статуса тесно связано с различными аспектами качественного образования: социально-культурные и экономические условия, гарантия занятости и оплаты труда, профессиональное развитие учителей, профессиональная автономия, социальный диалог и участие в принятии политических решений . В качестве причин снижения статуса профессии учителя за последние 10 лет, которое отметила половина респондентов, В . Симеонидис называет депрофессионализацию (снижение качества подготовки и условий обучения) и экономическое давление со стороны рынка
Методология исследования
Представленный здесь текст основан на результатах социологического исследования «Профессиональная идентичность педагога общеобразовательной организации», проведенного Сектором мониторинговых исследований Центра прикладных психолого-педаго- гических исследований Московского государственного психолого-педагогического университета в марте-июне 2016 г . В нем участвовали 1024 педагога из общеобразовательных организаций в девяти федеральных округах РФ, кроме Крыма . Их опрос проводился по трехступенчатой стратифицированной вероятностной выборке В каждом федеральном округе в выборку включались по 2-5 административных центров субъектов РФ и по 3-12 других населенных пунктов разных размеров Полевой этап опроса был реализован исследовательской компанией Левада-центр .
Феномен социального статуса профессии имеет множество измерений . Некоторые из них были уже представлены выше в обзоре работ иностранных авторов . Здесь приведем довольно популярное определение Э . Хойла (Е . Hoyle) . Он считает, что содержание понятия «профессиональный статус» определяется престижем, уровнем квалификации и уважением [Hargreaves, 2006] .
В данной статье будет использована исследовательская модель измерения категории социального статуса, основными элементами которой выступают:
1) социальный престиж: социальное признание профессии учителя в обществе, положение учителя на лестнице социального престижа; сравнение с другими профессиями; уровень оплаты труда;
2) уважение со стороны учащихся и их родителей;
3) удовлетворенность педагогов различными аспектами своей профессиональной деятельности: результаты труда, выбор профессии в целом, наличие свободного времени, творческая самореализация
Данная модель сформирована на основе анализа литературы и интернет-форумов, а также данных асинхронной онлайн фокус- группы [анализ результатов фокус-группы, содержания печатных и электронных источников см : 1]
Престиж профессии педагога
Статус профессии педагога - одна из наиболее обсуждаемых тем в последнее время По данным Фонда «Общественное мнение» [Учитель: престиж профессии], среди россиян отмечается положительная динамика в отношении к профессии школьного учителя . Так, если в 2001 г . только треть респондентов (32%) указали, что они пользуются уважением, то в 2014 г - уже более половины (54%)
Важно отметить, что социальное восприятие престижа профессии за последние годы изменилось незначительно Так, согласно результатам ВЦИОМ [65% россиян не], в период с 2008 по 2014 г на 8% сократилась доля респондентов, рассматривающих ее как «абсолютно непрестижную» (с 35% в 2008 г до 27% в 2014 г ) При этом на 9% увеличилась доля тех, кто относит профессию учителя к «обычному ремеслу» (с 38% до 47%) Только 23% опрошенных россиян считают профессию школьного педагога престижной и за последние годы их количество не выросло Еще меньше респондентов хотели бы видеть своего ребенка школьным учителем (16%), их доля также практически не изменилась (17% в 2008 г )
Рассмотрим, каким образом сами учителя оценивают статус своей профессии Согласно результатам исследования, российские учи
теля общеобразовательных школ считают себя низкостатусной социальной группой . При ответе на вопрос «Как бы вы оценили свое положение (статус) как учителя по социальному признанию профессии учителя в обществе в целом?» большая часть из них поставила низкие оценки - 41% (совокупный показатель оценок 1+2 по шкале от 1 до 5, рис . 1) .
Российский учитель на «лестнице социального престижа»
Более чем две трети опрошенных педагогов (68%) при ответе на вопрос о том, где они расположили бы себя на лестнице из 10 ступеней, на верхних ступенях которой стоят представители наиболее престижных в нашем обществе профессий, на нижних - наименее, разместили себя в нижней части этой лестницы (68% учителей расположили себя не выше середины лестницы - 5-й ступени, рис . 2) . Основная часть оценили свое положение на ступенях от 3 до 5 (половина всех опрошенных - 52%), а 8% - на самой нижней .
Большинство участников опроса (21%) считают, что занимают 5-ю ступень Педагогов, уверенных, что для их профессии характерен низкий статус (ступени престижа 1, 2 и 3) более чем в два раза больше тех, кто считает свою профессию высоко престижной (ступени 8, 9 и 10) - 33% и 14% соответственно . Более опытные педагоги чаще своих молодых коллег склонны воспринимать свою профессию как не престижную (70% респондентов со стажем от 21 до 64 лет оценили свое положение не выше 5-й ступени, 69% - со стажем от 10 до 20 лет) .Основными причинами, определяющими негативное восприятие статуса собственной профессии, являются [подробный анализ каждого из аргументов см . : 1]:
1) неудовлетворительное экономическое положение учителя;
2) превращение учителя в обслуживающий детей, родителей и администрацию персонал;
3) административно-бюрократическая система управления школой: увеличение объема отчетности, бесправие учителя перед непосредственным руководством школы и стандартизация, лишающие педагогов творческой свободы и возможностей для самореализации;
4) формирование негативного образа учителя в СМИ;
5) непрестижность педагогических вузов;
6) снижение ценности образования в российском обществе

Вторая, реже встречающаяся, точка зрения - оптимистическая, основывается на аргументах о позитивных переменных, произошедших за последние годы:
1) улучшение материального положения учителей;
2) повышение престижности педагогических вузов;
3) предоставление учителю возможности творческого подхода к выполняемой работе
Высокое доверие и низкая престижность по сравнению с другими профессиями
В современном российском обществе профессия учителя характеризуется высоким уровнем доверия и низкой престижностью по сравнению с другими специальностями Максимально высокий уровень доверия к учителю выявлен в исследованиях ВЦИОМ [ВЦИОМ: учителям россияне] - рейтинг профессии по уровню доверия составляет 3,72 балла из 5 возможных (выше только у ученых - 3,86 балла) . Но в рейтинге престижности профессия школьного учителя занимает последнее место - 2,9 балла .
Обратимся к анализу мнения самих учителей . В ходе проведенного социологического опроса им было предложено сравнить престижность своей профессии с рядом других В итоге позиции педагогов разделились: одна половина считают свою профессию «менее престижной», вторая - «более престижной» или «одинаково престижной» по сравнению с такими профессиями, как врач, экономист, государственный служащий, полицейский и менеджер по продажам (рис 3)
Наибольшее единодушие проявилось в сравнительной оценке профессий педагога и врача - 52% респондентов считают, что эти специальности «одинаково престижны» Но около трети опрошенных (32%) определяют свой статус как «менее престижный», чем у врача.
Наиболее низкий статус своей профессии респонденты ощущают в сравнении с профессиями экономиста и государственного служащего (47% и 49% - «нет, менее престижна») . Единственная профессия, где доля респондентов, уверенных в более высокой престижности профессии педагога, несколько превышает долю имеющих противоположенное мнение - менеджер по продажам (44% - «да, престижнее» против 41% - «нет, менее престижна»)

Рис. 2. Самоопределение учителей на лестнице социального престижа
При сравнении статуса профессии учителя с другими профессиями наиболее низкие оценки получены от учителей, имеющих стаж работы более 20 лет
Оценка педагогами конкурентоспособности своей зарплаты
В ходе анализа полученных данных выяснилось, что учителя довольно низко оценивают уровень своей заработной платы Более половины из них поставили оценки от 1 до 2 (55%), при этом предельно низкий балл поставили более четверти (28%) (рис 1) Ниже всего оценивают уровень своей заработной платы педагоги со стажем работы более 21 года (33% оценили на 1 балл) Около трети учителей (32%) оценивают уровень зарплаты как средний, т . е . поставили оценку в 3 балла. В основном это опытные педагоги со стажем от 11 до 20 лет (42%)
Выяснилось, что большая часть учителей считают оплату своего труда неконкурентоспособной «по сравнению со средней зарплатой в регионе» (55% - совокупный показатель «безусловно, неконкурентоспособна» + «скорее неконкурентоспособна») . Но более четверти респондентов настаивают на обратном (27% - совокупный показатель «безусловно, конкурентоспособна» + «скорее конкурентоспособна») .
В оценке же конкурентоспособности своей зарплаты в сравнении с педагогами из других школ мнения опрошенных учителей разделились (39% - совокупный показатель «безусловно, неконкурентоспособна» + «скорее неконкурентоспособна» и 40% - совокупный показатель «безусловно, конкурентоспособна» + «скорее конкурентоспособна»)
Начиная с 2012 г государство начало осуществлять повышение заработной платы школьным учителям . В целом, это довольно позитивно оценивается российскими педагогами Только треть из них (36%) настаивают на том, что повышение оплаты труда «ничему не способствовало» По мнению 45% респондентов, в первую очередь, это «дало дополнительный стимул учителям заниматься профессиональным развитием, самообразованием», кроме того, «повысило самоуважение учителей» (22%), «качество их работы» (20%) и даже способствовало тому, чтобы «престиж профессии в обществе вырос» (15%) .
В ходе опроса педагогам было предложено вспомнить, что в первую очередь повлияло на выбор профессии, и определить, что наиболее важно сегодня Полученные данные позволяют сказать, что заработная плата не являлась мотивом, определившим выбор будущими педагогами своей профессии (4%) Но значимость этого фактора выросла более чем в два раза в нынешних условиях труда (до 10%) .

Помимо суммы заработка немаловажным условием достойного уровня жизни является стабильность его получения . «Гарантированная, стабильная работа» (48%) в современных кризисных обстоятельствах становится очень значимой для учителей и даже начинает конкурировать с «желанием работать с детьми» (54%) . Для сравнения: в качестве мотива выбора профессии он составлял только 34%, а «желание работать с детьми» почти в два раза больше - 63%
Стоит отметить возросшую значимость- такого фактора, связанного с оплатой труда, как «продолжительный отпуск, достаточное количество нерабочих дней» («повлиял на выбор профессии» - 21% и «значимо сегодня» - 31%) .
Таким образом, педагоги сегодня ориентированы не столько на высокий заработок, сколько на гарантированное и стабильное его получение, а также возможность продолжительного отпуска
Уважение учащихся и их родителей
Из трех составляющих статуса именно на уважение непосредственно сам учитель способен оказывать наибольшее влияние . Личность педагога в России вызывает уважение и доверие . В рейтинге самых «умных, талантливых, способных» а также «честных, совестливых и порядочных» профессий сфера образования наряду с медициной занимает 3-е место [Главные профессии, по]
Большая часть опрошенных учителей также отмечают уважительное отношение к себе со стороны учащихся и их родителей (совокупный показатель высоких оценок 4+5 составил по учащимся 41%, по родителям - 49%, рис 1) Одна четверть респондентов высказали противоположную точку зрения и оценили степень проявляемого уважения как очень низкую (совокупный показатель 1+2 балла составил по учащимся 20 баллов, по родителям - 19 баллов) Треть респондентов оценили степень уважения на 3 балла из 5 возможных
Удовлетворенность работой
Согласно полученным данным, практически все респонденты (91%) удовлетворены текущим местом работы, половина (52%) из них - «полностью удовлетворены» Больше всего «полностью удовлетворенных» педагогов среди тех, чей стаж составляет от 11 до 20 лет (59%) Меньше всего - среди молодых учителей со стажем до 5 лет (40%) Кроме того, в их группе наивысший показатель по «неудовлетворенности» - 17%
Только одна десятая часть (10%) педагогов «хотели бы сменить профессию / уйти в другую сферу» В основном - это молодые педагоги со стажем работы до 5 лет (18%) .
Учителя ощущают довольно высокую степень удовлетворенности от «результатов своего труда», возможности «творческой самореализации, креативности, свободы от шаблонов» и «выбора профессии» в целом (совокупный показатель 4+5 баллов составил 57%, 55% и 66% соответственно, рис 1)
Отсутствие свободного времени - определяющий фактор низкого статуса профессии учителя
На сегодняшний день определяющим фактором низкого статуса их профессии, по мнению учителей, является отсутствие свободного времени (66% оценили этот показатель крайне низко - совокупный показатель баллов 1+2, рис . 1) .
Согласно опросу учителей, осуществленному Институтом социологии образования РАО [Собкин], начиная с середины 90-х гг . , негативное влияние на образование административно-бюрократической системы управления последовательно увеличивается и приближается сегодня к уровню 1991 г. , когда педагогами фиксировался явный кризис системы образования Каждый третий учитель к числу причин, негативно влияющих на современное образование, относит административно-бюрократическую систему управления (34%) Среди основных факторов, обусловливающих подобную ситуацию, называется «увеличение объема отчетности» (65,8%)
Практически любой уровень управления может внезапно потребовать от учителя «отчета», что способствует, с одной стороны, возникновению у учителя особого комплекса переживаний, связанных со своей профессиональной компетентностью («мне не доверяют, меня постоянно контролируют»), а с другой стороны, требует от него существенных дополнительных временных затрат на подготовку соответствующих «бумаг». И вся эта работа осуществляется либо за счет сокращения времени, отдаваемого ученикам, либо за счет времени, уделяемого профессиональной подготовке, либо, наконец, за счет свободного времени учителя
Н . Яковлева указывает на «унизительный характер» процедур лицензирования, планирования, функционирования, отчетности, аттестации и переаттестации [Яковлева] . По ее словам, все эти нововведения оказывают негативное влияние на статус учителя, на его самоощущение и отношение к нему окружающих
Выводы
Несмотря на то, что российские учителя определяют статус своей профессии как непрестижный, нельзя утверждать, что они определенно воспринимают себя как низкостатусную профессиональную группу
С одной стороны, несмотря на то, что российские учителя оценивают уровень своей заработной платы как низкий и большая часть из них считают оплату своего труда неконкурентоспособной «по сравнению со средней зарплатой в регионе», оплата труда не является для современного педагога ведущим мотивом выбора профессии В нынешних кризисных условиях важным фактором становится гарантированное и стабильное получение зарплаты, около половины респондентов выделили его в качестве одного из главных С другой стороны, при сравнении степеней престижности разных профессий респонденты указали, что они не считают педагогическую деятельность однозначно менее престижной, чем деятельность экономиста, государственного служащего, полицейского, врача и менеджера по продажам В современном учительском сообществе, примерно в равных пропорциях, существуют две позиции . Согласно одной, профессия педагога обладает низкой степенью престижности, согласно другой, она обладает средней и даже высокой престижностью
Практически все опрошенные педагоги «удовлетворены» текущим местом работы (91%) . И только одна десятая часть (10%) педагогов «хотели бы сменить профессию / уйти в другую сферу» В основном это молодые педагоги со стажем работы до 5 лет Несмотря на то, что молодые педагоги оценивают статус профессии учителя как более высокий, чем опытные, среди них чаще встречаются те, кто хотел бы сменить ее и заняться чем-то другим
Таким образом, главные причины, определяющие самоощущение низкого статуса - это нехватка «свободного времени», недостаточно «высокая заработная плата» и отсутствие «социального признания профессии учителя в обществе в целом» Положительное влияние оказывают факторы, связанные с личностным выбором педагогической деятельности в целом: «удовлетворенность выбором профессии», «удовлетворенность результатами своего труда» и «творческая самореализация, креативность, свобода от шаблонов в работе».