Региональная стратегия сохранения и укрепления психологического здоровья участников образовательных отношений

563

Аннотация

Проблема сохранения и укрепления психологического здоровья участников образовательных отношений является актуальной. В статьеопределены подходы к системному анализу факторов, негативно влияющих на психологическое здоровье участников образовательных отношений. Охарактеризованы уровни возникновения данных факторов: это уровень самого обучающегося, его социального окружения (педагоги и родители), образовательной организации, муниципалитета и региона. Сохранение и укрепление психологического здоровья участников образовательных отношений возможно только в том случае, если удастся минимизировать факторы риска на каждом уровне. Нерешенные противоречия более высокого уровня «спускаются» вниз и требуют дополнительных усилий для нейтрализации их действия. В статье вводится понятие «стандарты психологического здоровья» обучающихся, которое включает в себя создание системы социально-психологических, педагогических, управленческих и материально-технических условий для сохранения и укрепления психологического здоровья.

Общая информация

Ключевые слова: психологическое здоровье, стандарты психологического здоровья, участники образовательных отношений, педагогическая система, система образования

Рубрика издания: Психология образования

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu.2017090105

Для цитаты: Мирошниченко А.А., Мерзлякова Д.Р. Региональная стратегия сохранения и укрепления психологического здоровья участников образовательных отношений [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2017. Том 9. № 1. С. 44–53. DOI: 10.17759/psyedu.2017090105

Фрагмент статьи

Термин «психологическое здоровье» был введен в научный лексикон И.В. Дубровиной [12]. Под психологическим здоровьем ею понимаются психологические аспекты психического здоровья, т. е. то, что относится к личности в целом, находится в тесной связи с высшими проявлениями человеческого духа.Концепции психологического здоровья представлены в трудах И.В. Дубровиной, О.В. Хухлаевой, В.И. Слободчикова, А. Маслоу, Э. Эриксона, Г. Олпорта, К. Роджерса, В. Франкла и др. [12; 16].

Литература

  1. Беседина М.В. Образовательная среда как фактор эмоциональной депривации, влияющей на соматическое здоровье подростков: Дис. ... канд. психол. наук. М., 2004. 128 с.
  2. Беспалько В.П. Основы теории педагогических систем. Воронеж: Изд-во ВГУ, 2007. 304 с.
  3. Загрекова, Л.В., Николина В.В. Педагогика: Учеб.пособие. Н. Новгород: НГПУ, 2011. 232 с.
  4. Ильина Т.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. пед. институтов. М., Просвещение, 2008. 572 с.
  5. Колесникова Л.И. Совместное проектирование как фактор развития профессиональной компетентности преподавателей педагогического колледжа:Дис. ... канд. пед. наук. Иркутск: Иркутск. гос. пед. ун-т, 2002. 213 с.
  6. Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М.: Высшая школа, 2000. 119 с.
  7. Кучма В.Р., Сухарева Л.М., Степанова М.И. Гигиенические проблемы школьных инноваций. М.: Научный центр здоровья детей РАМН, 2009. 240 с.
  8. Мирошниченко А.А. Профессионально ориентированные структуры учебных элементов. Глазов: ГГПИ, 1999. 62 с.
  9. Мониторинг экономики образования [Электронный ресурс]//URL: http://education-monitoring.hse.ru (дата обращения: 25.04.2016).
  10. Пахальян В.Э.Психопрофилактика в практической психологии образования. СПб.: Питер, 2013. 208 с.
  11. Регуш Л.А., Орлова А.В. Педагогическая психология. СПб.: Питер, 2010. 416 с.
  12. Руководство практического психолога: психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы /Под ред. И.В. Дубровиной. М.: Издат. центр «Академия», 2005. 170 с.
  13. Симонов В.М. Педагогика и психология высшей школы. Инновационный курс для подготовки магистров. М., Вузовский учебник, 2015. 320 с.
  14. Сластенин В.А. Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издат. центр «Академия», 2002. 576 с.
  15. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 02.03.2016) «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Сайт КонсультантПлюс. 2017. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 13.03.2017).
  16. Хухлаева  О.В. Классификация нарушений психологического здоровья дошкольников и младших школьников [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование PSYEDU.ru. 2013. №5. С.81–90. URL: http://psyedu.ru/journal/2013/5/Huhlaeva.phtml (дата обращения: 25.04.2016).

Информация об авторах

Мирошниченко Алексей Анатольевич, доктор педагогических наук, Профессор, профессор, ФГБОУ ВО «Глазовский государственный педагогический институт им В.Г. Короленко», Глазов, Россия, e-mail: ggpi@mail.ru

Мерзлякова Дина Рафаиловна, кандидат психологических наук, заведующий кафедрой безопасности жизнедеятельности, ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет», Ижевск, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4825-3181, e-mail: dinamerzlyakova26@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 1817
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 13

Скачиваний

Всего: 563
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 1