Всероссийский съезд психологических служб в системе образования Российской Федерации как единое пространство, объединяющее профессионалов

8

Аннотация

Статья освещает ключевые мероприятия и результаты работы Всероссийского съезда психологических служб в системе образования Российской Федерации 8–9 декабря 2023 года. Описывается содержание и направления работы пленарного заседания, панельной дискуссии, рабочих совещаний и экспертных сессий, проводившихся в рамках Съезда. Среди наиболее значимых выделяются вопросы актуализации Концепции развития психологической службы и профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)», роли педагога-психолога в формировании благоприятного социально-психологического климата в учебных коллективах и психологической безопасности образовательной среды, психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, инвалидностью и т. д. По итогам работы Всероссийского съезда принято решение, определяющее перспективы развития Службы и приоритетные направления деятельности. Решения для исполнения направлены Министерством просвещения РФ в субъекты Российской Федерации.

Общая информация

Ключевые слова: психологическая служба, психолого-педагогическое сопровождение, педагог-психолог, участники образовательных отношений

Рубрика издания: События

Тип материала: отчет о событии

DOI: https://doi.org/10.17759/bppe.2024210112

Получена: 15.02.2024

Принята в печать:

Для цитаты: Ульянина О.А., Юрчук О.Л., Тукфеева Ю.В., Никифорова Е.А., Трофимова А.П. Всероссийский съезд психологических служб в системе образования Российской Федерации как единое пространство, объединяющее профессионалов [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2024. Том 21. № 1. С. 148–161. DOI: 10.17759/bppe.2024210112

Полный текст

Введение

Всероссийский съезд психологических служб в системе образования Российской Федерации (далее — Всероссийский съезд, Съезд) проводился в очном формате 8–9 декабря 2023 года в Москве и объединил профессиональное сообщество для проработки вопросов совершенствования психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, развития системы комплексной психолого-педагогической помощи участникам образовательных отношений для обеспечения ее качества и доступности.

Приветствуя участников Съезда, министр просвещения Российской Федерации С.С. Кравцов акцентировал внимание на том, что на протяжении многих лет создавалась психологическая служба, которая отвечает всем требованиям и приоритетам системы образования Российской Федерации. Первый заместитель министра просвещения Российской Федерации А.В. Бугаев подчеркнул значимость обеспечения психологического благополучия обучающихся.

Обращаясь к источникам, описывающим историю становления психологической службы в системе образования, отметим, что в 1981 году начался длительный эксперимент по введению в общеобразовательные организации Москвы должности практического психолога. И.В. Дубровина отмечает, что в 80-е годы психологическая служба вплотную подступила к решению важной задачи — как воспитать целостную личность обучающегося, в каком направлении развивать образовательно-воспитательный процесс. Результаты этой работы освещались во множестве публикаций, а опыт использовался для развития психологической службы в других регионах. В 1988 году ставка школьного психолога была на государственном уровне введена во всех образовательных организациях страны, расширяя сферу практической педагогической психологии от дошкольного возраста до ранней юности. К 1994 году психологическая служба в системе образования получила общественное признание, были определены место и роль, профессиональные функции и средства деятельности педагога-психолога. В дальнейшем развитие психологической службы продолжалось, однако перед ней вставали различные вопросы, вызванные общественными и социокультурными изменениями: как помочь обучающемуся сохранить и развить естественную жажду знаний, как решать задачи развития и воспитания в различных образовательных организациях под влиянием разнообразных факторов социальной среды, сохранения психологического здоровья и многое другое. И.В. Дубровина указывает, что на этом пути педагог-психолог не одинок, важна слаженная работа психологов-ученых, педагогов и методических работников, образовательных организаций, готовящих педагогических работников и сотрудников органов государственного управления в сфере образования [1].

Среди задач деятельности педагога-психолога определяются:

  • личностное развитие ребенка через создание доброжелательной среды для передачи культурного и духовного наследия,
  • развитие нравственной и эмоциональной сфер личности обучающегося,
  • укрепление позиции педагога и др. [2].

Быстро меняющаяся социально-экономическая ситуация открывает новые направления психолого-педагогического сопровождения. Так, в период распространения коронавирусной инфекции подготавливались дополнительные материалы для деятельности педагога-психолога в условиях дистанционного режима обучения [12]. Во время проведения специальной военной операции продолжается не только изучение различных аспектов психологического состояния участников образовательных отношений, но и создание новых методических разработок для деятельности педагога-психолога [6; 8; 9; 16]. Реализуется практика проведения регулярных конкурсов по различным направлениям психолого-педагогической работы в образовательных организациях. Накопленный опыт оценочной работы может рассматриваться как базовая платформа создания современных нормативных требований к деятельности психологов в образовательной сфере [15].

Ю.М. Забродин отмечал необходимость комплексной методологической поддержки педагогов-психологов, которые разрабатывают и реализуют программы психологического сопровождения, а также разработки общей методологии, определяющей требования к процессу их практической работы, определение специфики содержания ее предмета, методов, критериев оценки эффективности процесса и результата практической психологии [3]. Проблеме усовершенствования научной обоснованности реализуемых в социальной сфере и сфере образования практик работы с детством была посвящена XV Международная научно-практическая конференция «Психология образования: лучшие практики работы с детством» [13].

Рассматривая проблемы осуществления психологического сопровождения уязвимых категорий населения, авторы указывают, что педагог-психолог занимает важное место в системе организации образовательного процесса обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. В связи с этим расширяются возможности профессионального обучения выпускников по данному направлению подготовки по овладению гибкими компетенциями (работа в команде, стрессоустойчивость) [11; 14].

Как отмечает А.А. Марголис, современная подготовка педагогических работников определяет следующие перспективы: привлечение в педагогическое образование наиболее мотивированных к педагогической деятельности и академически подготовленных абитуриентов и обучающихся, модернизация содержания системы образования в соответствии с современными требованиями системы образования, а также совершенствование образовательного процесса, облегчающего переход от обучения педагога к практической профессиональной деятельности [5].

Всероссийский съезд психологических служб
в системе образования Российской Федерации

Всероссийский съезд психологических служб в системе образования Российской Федерации проводился во исполнение пункта 6 плана мероприятий на 2022–2025 годы по реализации Концепции развития психологической службы в системе общего образования и среднего профессионального образования в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной министром просвещения Российской Федерации С.С. Кравцовым 20 мая 2022 года [10]. Организатором Съезда выступило Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский государственный психолого-педагогический университет» (далее — ФГБОУ ВО МГППУ). К организации и проведению Съезда привлечено 118 человек, 96 сотрудников ФГБОУ ВО МГППУ и 22 волонтера (Центр волонтерской и социальной активности студентов отдела воспитательной и социальной работы ФГБОУ ВО МГППУ).

По итогам двух дней в Съезде приняли участие 450 человек из 79 субъектов Российской Федерации (рис. 1).


Рис. 1. Соотношение численности участников Всероссийского съезда по федеральным округам

В состав региональных делегаций входили:

  • руководители региональных/муниципальных центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи (далее — ППМС-центры);
  • педагоги-психологи (психологи в сфере образования), принявшие активное участие в конкурсах профессионального мастерства и в развитии психологической службы (далее — педагоги-психологи);
  • студенты образовательных организаций высшего образования психолого-педагогического направления, принимающие активное участие в общественно значимой деятельности социального, культурного, общественно полезного характера и в научно-исследовательской деятельности в сфере психологии (далее — студенты);
  • сотрудники исполнительных органов субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, курирующие деятельность по психолого-педагогическому сопровождению участников образовательных отношений;
  • главные внештатные педагоги-психологи субъектов Российской Федерации;
  • ведущие ученые и практические специалисты, представители ведомств и общественных организаций, заинтересованных в развитии психологической службы в системе образования.

Также в работе Съезда приняли участие представители федеральных органов власти, профессиональных сообществ, иных органов и организаций.

Среди почетных гостей присутствовали представители:

  • Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации;
  • Министерства науки и высшего образования Российской Федерации;
  • Министерства обороны Российской Федерации;
  • Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации;
  • Министерства здравоохранения Российской Федерации;
  • Министерства внутренних дел Российской Федерации;
  • Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;
  • Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации;
  • Федерального государственного бюджетного учреждения «Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии имени В.П. Сербского» Министерства здравоохранения Российской Федерации.

Численный состав региональных делегаций представлен на рис. 2 (в категорию «Иные участники» на рис. 2 были включены: ведущие ученые и практические специалисты, представители общественных организаций, заинтересованных в развитии психологической службы в системе образования).


Рис. 2. Распределение численности участников Всероссийского съезда

Немаловажное значение имеет участие во Всероссийском съезде представителей исполнительных органов субъектов Российской Федерации, осуществляющих управление в сфере образования, главных внештатных педагогов-психологов и руководителей ППМС-центров. Их вовлеченность в обсуждение вопросов совершенствования, развития и функционирования психологических служб в субъектах Российской Федерации указывает на высокую заинтересованность региональных представителей исполнительных органов власти в практическом решении вопросов психолого-педагогического сопровождения и потребность в обозначении векторов развития психологической службы в системе образования на государственном уровне.

Положительная оценка перспектив развития системы психолого-педагогического сопровождения в образовании и обозначение актуальных современных задач такого сопровождения содержались в приветственных адресах заместителя председателя Правительства Российской Федерации Т.А. Голиковой и первого заместителя руководителя Администрации Президента Российской Федерации С.В. Кириенко.

На высокий спрос на психологическое сопровождение и необходимость поддержки педагогов-психологов на государственном уровне в своем выступлении указала заместитель председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации А.Ю. Кузнецова. Она отметила, что необходимы результаты фундаментальных исследований, на которые могут опираться законодатели при утверждении законодательных проектов, для чего Государственная Дума консолидирует силы профессионального сообщества педагогов-психологов. О вкладе Российской академии образования в проведение фундаментальных исследования в области психологии образования, направленных на содействие эффективному психологическому сопровождению образования в конкретной школе с учетом региональной специфики, говорила президент Российской академии образования О.Ю. Васильева.

В первый день Съезда, 8 декабря, состоялось его торжественное открытие и награждение педагогов-психологов, панельная дискуссия «Стратегические направления развития системы психолого-педагогической помощи в сфере общего образования и среднего профессионального образования в Российской Федерации».

Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка М.А. Львова-Белова обратила внимание на необходимость создания условий, современной инфраструктуры, возможностей для повышения квалификации педагогов-психологов.

Председатель Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Л.С. Гумерова отметила, что развитие психологической службы в системе образования осуществляется в соответствии с отечественными традициями, которые направлены на формирование кадрового потенциала, современных методов и технологий исследований, развитие новых научных направлений.

Готовность к обмену опытом и практическими наработками по психолого-педагогическому сопровождению обозначила руководитель департамента психологической работы Министерства обороны Российской Федерации В.В. Барабанщикова.

В рамках открытия Всероссийского съезда большую значимость для профессионального сообщества имело выступление В.В. Рубцова, президента Федерации психологов образования России, доктора психологических наук, профессора, главного внештатного педагога-психолога Министерства просвещения Российской Федерации, президента ФГБОУ ВО МГППУ. В своем докладе он подчеркнул неоценимый вклад педагогов-психологов (психологов в сфере образования) Российской Федерации, экспертных комиссий и членов организации в повышение эффективной работы психологических служб в системе образования Российской Федерации в преддверии празднования 20-летия Федерации психологов образования России [4].

На пленарном заседании выступили:

  • заместитель директора департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Министерства просвещения Российской Федерации Ю.А. Костыряченко с темой «Развитие психологической службы в системе общего и среднего профессионального образования: вчера, сегодня, завтра». В своем докладе Ю.А. Костыряченко осветила результаты деятельности Министерства просвещения Российской Федерации по созданию условий для получения доступной и качественной психологической помощи участниками образовательных отношений в образовательных организациях;
  • главный внештатный психолог Министерства просвещения Российской Федерации, президент общероссийской общественной организации «Федерация психологов образования России» В.В. Рубцов, представивший доклад «Психологическая служба образования сегодня: нерешенные проблемы и основные направления развития», в котором подчеркнул необходимость формирования единого пространства психолого-педагогического, психологического, нормативного, организационного, управленческого, методического сопровождения системы образования на разных уровнях и актуализации Концепции развития психологической службы и профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)»;
  • заместитель директора департамента государственной молодежной политики и воспитательной деятельности Министерства науки и высшего образования Российской Федерации А.А. Брайнес в докладе «Психологическая служба в системе высшего образования» говорила о преемственности системы оказания психолого-педагогической помощи в системе общего образования и среднего профессионального образования и высшего образования;
  • президент Союза специалистов в сфере охраны психического здоровья Н.В. Треушникова выступила с докладом «Профилактика психических расстройств среди детей и подростков», в котором отметила рост количества психических заболеваний, в том числе среди детского населения, в связи с чем необходимо проведение дополнительной профилактической и просветительской работы в образовательных организациях.

В рамках панельной дискуссии «Стратегические вопросы развития системы психолого-педагогической помощи в сфере общего образования и среднего профессионального образования в Российской Федерации» обсуждались актуальные вопросы, являющиеся определяющими в развитии психологической службы на современном этапе развития системы образования:

  • актуализация Концепции развития психологической службы в системе общего образования и среднего профессионального образования в Российской Федерации на период до 2025 года (Концепция развития системы психолого-педагогической помощи на период до 2030 года) и плана мероприятий по ее реализации [10];
  • актуализация профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)»: новые задачи и компетенции [7];
  • субъективное благополучие различных категорий обучающихся: предикторы благополучия и мишени помощи;
  • роль педагога-психолога в формировании благоприятного социально-психологического климата в учебных коллективах, психологической безопасности образовательной среды, обеспечивающих профилактику травли, агрессивного (гетеро- и аутоагрессивного) и иного социально опасного поведения между участниками образовательных отношений;
  • психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, инвалидностью, а также детей, находящихся на длительном лечении в медицинских организациях;
  • экстренная и кризисная психологическая помощь участникам образовательных отношений (в том числе обсуждение вопросов раннего выявления кризисной ситуации и своевременного оказания первой психологической помощи нуждающимся участникам образовательных отношений);
  • роль педагога-психолога (психолога в сфере образования) в осуществлении воспитательного процесса в современной образовательной организации;
  • совершенствование системы профессиональной подготовки педагогов-психологов (психологов в сфере образования) в современных условиях развития системы образования.

На торжественном закрытии первого дня работы Всероссийского съезда профессиональная деятельность педагогов-психологов и ведущих ученых в сфере психологии образования была отмечена благодарностями заместителя председателя Правительства Российской Федерации Т.А. Голиковой, Министерства просвещения Российской Федерации, общероссийской общественной организации «Федерация психологов образования России».

В рамках второго дня Всероссийского съезда 9 декабря 2023 года состоялись:

1) рабочее совещание директора департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Минпросвещения России Л.П. Фальковской с главными внештатными педагогами-психологами субъектов Российской Федерации, руководителями ППМС-центров, ресурсных центров психологического сопровождения в системе образования «Актуальные вопросы и перспективы развития психологической службы в системе общего образования и профессионального образования в субъектах Российской Федерации».

На совещании обсуждались вопросы, связанные с практикой оказания психолого-педагогической помощи участникам образовательных отношений, а также были определены приоритетные направления в развитии психологической службы в системе образования Российской Федерации. В их числе работа с целевыми группами: детьми из семей участников специальной военной операции, детьми с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, детьми из семей мигрантов и вынужденных переселенцев, обучающихся с девиантным типов поведения. Подробно обсуждалось методическое обеспечение работы по профилактике девиантного и дезадаптивного поведения, оказанию экстренной и кризисной психологической помощи участникам образовательных отношений, разработке алгоритмов и протоколов ее оказания. Лариса Павловна Фальковская рассказала о мерах поддержки педагогов-психологов (психологов в сфере образования), организации деятельности ППМС-центров, координации социальной политики в субъектах Российской Федерации, создании специальных ресурсных пространств для педагогических работников;

2) блиц-интервью «Некоммерческая организация как ресурсная база системы оказания психологической помощи несовершеннолетним» с представителями Благотворительного фонда помощи детям с социально значимыми заболеваниями «Дети+», на котором были обсуждены мифы относительно социально значимых заболеваний, возможности для получения психологической поддержки. Также были представлены методические разработки по психологическому просвещению и психологической профилактике социально значимых заболеваний.

Программа второго дня также включала проведение экспертных сессий по 9 направлениям:

  • «Организация и проведение регулярных общероссийских популяционных исследований современных детей в Российской Федерации». В рамках данной экспертной сессии были обсуждены проблемные поля в проведении исследований детей и молодежи и пути их разрешения. Рассматривались вопросы координации направлений проводимых исследований, разрозненность и ненадежность методов исследования, дефицит межведомственных исследований;
  • «Супервизорская поддержка и наставническая помощь педагогам-психологам». Работа секции была организована в формате дискуссионной площадки, на которой членами экспертных групп были разработаны предложения по регламентации оказания супервизорской поддержки, выработки единого алгоритма получения супервизорской и наставнической помощи, увеличению возможностей получения супервизии, обучения и повышения квалификации и т. п.;
  • «Факторы суицидального поведения детей, подростков и молодежи», в рамках которой представлены результаты региональных экспертиз по делам о суицидах несовершеннолетних с учетом современных условий и влияния на детей и подростков интернет-среды;
  • «Особенности профессиональной деятельности педагога-психолога при оказании экстренной и кризисной психологической помощи участникам образовательных отношений в период проведения специальной военной операции». В ходе работы сессии описан системный подход к оказанию экстренной и кризисной психологической помощи участникам образовательных отношений в период проведения специальной военной операции, представлена система отбора специалистов, готовых к оказанию экстренной и кризисной психологической помощи. В целях обеспечения кадрового резерва данных специалистов формируется Федеральный реестр кризисных психологов в системе образования для организации системы психологической помощи на четырех уровнях: локальном, региональном, федеральном (кроме вновь присоединенных территорий), федеральном (включая вновь присоединенные территории);
  • «Научно-методическое обеспечение профессиональной деятельности и профессиональный инструментарий педагога-психолога (психолога в сфере образования)». В рамках данной экспертной сессии обсуждалась актуальность экспертизы и научной верификации психолого-педагогических практик, важность публичного представления и обсуждения результатов исследований;
  • «Профессиональная позиция педагога-психолога в инклюзивной образовательной организации, профессиональная подготовка педагогов-психологов». На экспертной сессии обсуждены вопросы необходимости организации межведомственного взаимодействия в целях реализации инклюзивной образовательной среды, необходимости подготовки профессионального кадрового резерва, построения инклюзивного мышления;
  • «Профессиональная подготовка педагогов-психологов (психологов в сфере образования), создание условий для их непрерывного профессионального роста». В рамках сессии рассмотрены вопросы, связанные с требованиями к подготовке педагога-психолога, ее методы и технологии, профессиональные компетенции педагога-психолога и векторы профессионального развития;
  • «Совершенствование деятельности центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи». Были освещены вопросы нормативного правового регулирования деятельности ППМС-центров, модели деятельности ППМС-центров, особенности организации взаимодействия с образовательными организациями;
  • «Межуровневое и межведомственное взаимодействие при оказании психолого-педагогической помощи участникам образовательных отношений». В рамках экспертной сессии рассмотрены вопросы организации межуровневого взаимодействия между образовательными организациями и ППМС-центрами, представлен успешный региональный опыт в реализации моделей психологической службы, обсуждены алгоритмы организации межведомственного взаимодействия со специалистами Следственного комитета, прокуратуры, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органов управления социальной защиты населения, учреждений социального обслуживания.

Выводы

Участниками Всероссийского съезда отмечено, что в настоящее время в системе общего образования и профессионального образования создана психологическая служба, которая отвечает требованиям и приоритетам системы образования Российской Федерации, однако с учетом социально-экономических, демографических, культуральных изменений, происходящих в обществе, на психологическую службу возлагаются большие ожидания в части обеспечения качественной и доступной психологической помощью детей, их родителей (законных представителей) и педагогических работников.

Мероприятия, проходившие в рамках Всероссийского съезда, были направлены на всестороннюю комплексную проработку вопросов совершенствования системы психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса и развития целостной комплексной системы психолого-педагогической помощи участникам образовательных отношений. По итогам работы Съезда делегатами было принято Решение, в котором сформулированы предложения Министерству просвещения Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования, органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования, образовательным организациям высшего образования, подведомственным Министерству просвещения Российской Федерации, профессиональным ассоциациям и профессиональным организациям, реализующим свою деятельность в сфере психологии образования, Федеральному координационному центру по обеспечению психологической службы в системе образования Российской Федерации ФГБОУ ВО МГППУ.

Литература

  1. Дубровина И.В. Предыстория развития школьной психологической службы (к 110-летнему юбилею Психологического института РАО) [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2022. Том 19. № 1. C. 18–32. doi:10.17759/bppe.2022190102
  2. Дубровина И.В. Психологическая культура и задачи воспитания в современной школе [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2018. Том 15. № 1. С. 6–11. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2018_n1/Dubrovina (дата обращения: 12.02.2024).
  3. Забродин Ю.М., Пахальян В.Э. Проблема качества программ работы практического психолога образования и критериев их оценки [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2019. Том 16. № 4. С. 22–34. doi:10.17759/bppe.2019160402
  4. Леонова О.И. 20 лет Федерации психологов образования России [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2023. Том 20. № 4. С. 119–121. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2023_n4/appendix (дата обращения: 24.01.2024).
  5. Марголис А.А. Модернизация педагогического образования в Российской Федерации. М.: ФГБОУ ВО МГППУ, 2019. 336 с.
  6. Методические рекомендации по организации и проведению мероприятий в образовательных организациях / Под общ. ред. Л.П. Фальковской. М.: МГППУ, 2022. 56 с.
  7. Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации. Приказ от 24 июля 2015 г. № 514н «Об утверждении профессионального стандарта “Педагог-психолог (Психолог в сфере образования)”» [Электронный ресурс] // Портал психологических изданий PsyJournals.ru. URL: https://psyjournals.ru/news/1244?ysclid=lrs6chk3m9721279564 (дата обращения: 24.01.2024).
  8. Одинцова М.А., Лубовский Д.В., Кузьмина Е.И. Психологические ресурсы личности при проживании жизненных ситуаций разной степени неопределенности [Электронный ресурс] // Социальная психология и общество. 2023. Том 14. № 4. С. 156–177. doi:10.17759/sps.2023140410
  9. Пазухина С.В. Психологические основы психолого-педагогической профилактики экстремизма и протестного поведения в молодежной среде [Электронный ресурс] // Психология и право. 2023. Том 13. № 2. С. 206–223. doi:10.17759/psylaw.2023130215
  10. Письмо Минпросвещения России от 30.05.2022 № ДГ-1349/07 «О направлении Концепции и плана» (вместе с «Концепцией развития психологической службы в системе общего образования и среднего профессионального образования в Российской Федерации на период до 2025 года», «Планом мероприятий на 2022-2025 годы по реализации Концепции развития психологической службы в системе общего образования и среднего профессионального образования в Российской Федерации на период до 2025 года») [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_419883/ (дата обращения: 24.01.2024).
  11. Рубцов В.В., Алехина С.В., Вихристюк О.В., Войтас С.А., Забродин Ю.М., Зарецкий В.К., Леонова О.И., Марголис А.А., Саитгалиева Г.Г., Семья Г.В., Холмогорова А.Б., Шариков С.В. О проблемах профессиональной подготовки специалистов социальной сферы для работы с уязвимыми категориями населения [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2020. Том 17. № 2. С. 8–34. doi:10.17759/bppe.2020170201
  12. Рубцов В.В., Забродин Ю.М., Алехина С.В., Леонова О.И., Хаустов А.В. Предложения по психолого-педагогическому сопровождению образовательного процесса в условиях дистанционного режима обучения [Электронный ресурс] // Вызовы пандемии COVID-19: психическое здоровье, дистанционное образование, интернет-безопасность: Сборник материалов. Том 1 / Сост.: В.В. Рубцов [и др.]. М.: Издательство ФГБОУ ВО МГППУ, 2020. С. 474–479. URL: https://psyjournals.ru/nonserialpublications/covid19challenges2020/contents/covid19challenges2020_Rubtsov_Zabrodin_Alyokhina_et_al.pdf (дата обращения: 24.01.2024).
  13. Рубцов В.В., Забродин Ю.М., Леонова О.И. Аналитический обзор по тематике XV Международной научно-практической конференции «Психология образования: лучшие практики работы с детством» [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2019. Том 16. № 4. С. 7–21. doi:10.17759/bppe.2019160401
  14. Рубцов В.В., Забродин Ю.М., Леонова О.И. Апробация и применение профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)»: региональный опыт [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2019. Том 16. № 1. С. 6–14. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2019_n1/Rubtsov_Zabrodin_Leonova (дата обращения: 12.02.2024).
  15. Рубцов В.В., Романова Е.С. Психолого-педагогическая практика в системе образования (итоги Всероссийского конкурса лучших психолого-педагогических программ и технологий в образовательной среде — 2021) [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2022. Том 19. № 1. С. 8–17. doi: 10.17759/bppe.2022190101
  16. Ульянина О.А., Александрова Л.А., Дмитриева С.О. Особенности актуального состояния обучающихся в регионе с высокой степенью вовлеченности в последствия боевых действий [Электронный ресурс] // Социальная психология и общество. doi:10.17759/sps.2024000001

Информация об авторах

Ульянина Ольга Александровна, доктор психологических наук, доцент, Руководитель Федерального координационного центра по обеспечению психологической службы в системе образования Российской Федерации, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), член-корреспондент РАО, главный научный сотрудник Научно-исследовательского центра ФГКОУ ВО «Академия управления МВД России», профессор:Факультет социальных наук Департамента психологии НИУ ВШЭ, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9300-4825, e-mail: ulyaninaoa@mgppu.ru

Юрчук Ольга Леонидовна, кандидат психологических наук, заместитель руководителя, Федеральный координационный центр по обеспечению психологической службы в системе образования Российской Федерации, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0009-0004-3221-2945, e-mail: yurchukol@mgppu.ru

Тукфеева Юлия Владимировна, кандидат педагогических наук, начальник, отдел мониторинга и координации деятельности психологической службы в системе образо-вания, Федеральный координационный центр по обеспечению психологической службы в системе обра-зования Российской Федерации, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7963-3684, e-mail: tukfeevayuv@mgppu.ru

Никифорова Екатерина Александровна, ведущий аналитик отдела научно-методического обеспечения Федерального координационного центра по обеспечению психологической службы в системе образования Российской Федерации, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0488-6497, e-mail: k.Nikiforova.2014@yandex.ru

Трофимова Анастасия Павловна, аналитик, отдел мониторинга и координации деятельности психологической службы в системе образования, Федеральный координационный центр по обеспечению психологической службы в системе образования Российской Федерации, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0009-0001-4259-819X, e-mail: trofimovaap@mgppu.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 34
В прошлом месяце: 16
В текущем месяце: 18

Скачиваний

Всего: 8
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 3