Чему игра Pokemon Go учит подростков и молодежь?

726

Аннотация

В статье сообщается о результатах исследования подростков и юношей – пользователей игры Pokemon Go. Обсуждаются существующие в научной литературе гипотезы о роли игр с виртуальной и дополненной реальностью в современном обществе. Целью описанного исследования была проверка гипотез о связи личностных качеств, особенностей социальной ситуации (в частности, семейного контекста), представлений юношей и девушек о самих себе с фактом вовлеченности в игру Pokemon Go и с их отношением к этой игре. Приводятся результаты анализа структурированного уличного интервью с 44 игроками в Pokemon Go, раскрываются представления игроков о себе, своем социальном окружении и о смысле и субъективной ценности игры. Сделаны выводы о значении интеграции виртуальной, географической и социальной реальностей, влиянии окружения и отношения семьи на вовлеченность в игру, анализируются ее психологические механизмы. Обсуждается трансформация субъективного пространства через игру и смысловое изменение обыденного городского ландшафта, отмечается, что через игру подростки и молодые люди учатся смотреть на реальность, выходя за пределы обыденности.

Общая информация

Ключевые слова: молодежь, подросток, Pokemon Go, виртуальность, дополненная реальность, игра

Рубрика издания: Психология развития

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu.2017090409

Для цитаты: Хломов К.Д., Давыдов Д.Г. Чему игра Pokemon Go учит подростков и молодежь? [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2017. Том 9. № 4. С. 86–98. DOI: 10.17759/psyedu.2017090409

Фрагмент статьи

Согласно прогнозам, в середине нынешнего века мы будем жить в мире, представляющем смешение настоящей и виртуальной реальности. Традиционное разделение на виртуальный и реальный мир становится все менее заметным, и это влияет на повседневную жизнь человека. Именно интеграцией виртуальной, географической и социальной реальностей и обращает на себя внимание игра Pokemon Go.

Литература

  1. Асмолов А.Г., Асмолов Г.А. От Мы-медия к Я-медия: трансформации идентичности в виртуальном мире // Вопросы психологии. 2009. № 3. С. 3–16.
  2. Бойко О.М., Ениколопов С.Н., Казьмина О.Ю., Рябцева В.М., Щелокова О.А. Пилотажное исследование поддерживающего потенциала использования Интернета в социальной адаптации психически больных [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2013. № 3. URL: https://psyjournals.ru/psyclin/2013/n3/64020.shtml (дата обращения: 12.12.2017)
  3. Бочавер А.А., Жилинская А.В., Хломов К.Д. Перспективы современных подростков в контексте жизненной траектории // Современная зарубежная психология. 2016. Т. 5. № 2. С. 31–38. doi:10.17759/jmfp.2016050204.
  4. Каку М. Физика будущего. М.: Альпина нон-фикшн, 2012. 584 с.
  5. Мадатов О.Я. «ПОКЕМОН ГОУ» как угроза военной безопасности РФ // Информационные войны. 2016. № 4(40). С. 80–83.
  6. Никитина Л.Н. POKEMON GO: массовость как результат воздействия эмоционального заражения и подражания, возникающие в связи с этим угрозы правопорядку и общественной безопасности // Научное обозрение. Сер. 2. Гуманитарные науки. 2016. № 4. С. 47–55.
  7. Хломов К.Д., Кондрашкин А.В., Кузин П.А., Калякина С.М., Тюльканова К.И., Медведев Д.П. Подросток в онлайн игре: включенное наблюдение и опыт социальной работы [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование PSYEDU.ru. 2014. Т. 6. № 4. С.118–133. URL: http://psyedu.ru/journal/2014/4/Khlomov_Kondrashkin_Kuzin.phtml (дата обращения: 02.03.2017).
  8. Чеклецов В.В. Блокчейн, покемоны и промышленный Интернет // Философские науки. 2016. № 10. С. 140–147.
  9. Althoff T., White R.W., Horvitz E. Influence of Pokémon Go on physical activity: study and implications [Электронный ресурс] // Journal of Medical Internet Research. 2016. Vol. 18. Iss. 12. Р. 82–95. URL: http://www.jmir.org/2016/12/e315. DOI: 10.2196/jmir.6759 (дата обращения: 03.10.2017).
  10. Curti G.H., Aitken S., Bosco F.J. A doubly articulated cartography of children and media as affective networks-at-play [Электронный ресурс] // Children's Geographies. 2016. Vol. 14. № 2. P. 175-189. URL: https://doi.org/10.1080/14733285.2015.1127325 (дата обращения: 02.03.2017).
  11. Haiven M. Can pikachu save fannie mae? [Электронный ресурс] //Cultural Studies. 2012. Vol 26. № 4. P. 516–541 URL: https://doi.org/10.1080/09502386.2011.630480 (дата обращения: 02.03.2017).
  12. Hein C. Pokemon Go is still going, with new content and big brand partnerships [Электронный ресурс] // ADWEEK. 20.02.2017. URL: http://www.adweek.com/digital/pokemon-go-is-still-going-with-new-content-and-big-brand-partnerships/ (дата обращения: 02.03.2017).
  13. Huh Y.J. Rethinking young children’s digital game play outside of the home as a means of coping with modern life [Электронный ресурс]// Early Child Development and Care. P. 1–13. 30.09.2016. URL: http://www.tandfonline.com/doi/full/10.1080/03004430.2016.1237512#aHR0cDovL3d3dy50YW5kZm9ubGluZS5jb20vZG9pL3BkZi8xMC4xMDgwLzAzMDA0NDMwLjIwMTYuMTIzNzUxMj9uZWVkQWNjZXNzPXRydWVAQEAw (дата обращения: 02.03.2017).
  14. McGimpsey I, Tannock S., Lauder H. Postcapitalism: a guide to our future [Электронный ресурс] // British Journal of Sociology of Education. 2016. Vol. 37. № 7. P. 1077–1090. URL: https://doi.org/10.1080/01425692.2016.1223702 (дата обращения: 02.03.2017).
  15. McWhirter A. Pokémon GO and No Man’s Sky: sandbox gaming’s next level in tech-heavy society // International Journal of Jungian Studies. 2017. Vol. 9. № 1. P. 66–71.
  16. Sarkar S. Pokémon Go hits 650 million downloads [Электронный ресурс] // Polygon. 27.02.2017. URL: http://www.polygon.com/2017/2/27/14753570/pokemon-go-downloads-650-million (дата обращения: 02.03.2017).
  17. Tateno M., Skokauskas N., Kato, T.A., Teo A.R., Guerrero A.P. New game software (Pokemon Go) may help youth with severe social withdrawal, hikikomori // Psychiatry Research. 2016. Vol. 246. P. 848–849.
  18. Yang C.C., Liu D. Motives matter: Motives for playing Pokemon Go and implications for well-being // Cyberpsychology, Behavior and Social Networking. 2016. Vol. 20. Iss.1. P. 52–57.

Информация об авторах

Хломов Кирилл Даниилович, кандидат психологических наук, доцент, начальник психологической службы, старший научный сотрудник, лаборатория когнитивных исследований факультета психологии института общественных наук, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (ФГБОУ ВО РАНХиГС), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1016-6154, e-mail: khlomov-kd@universitas.ru

Давыдов Денис Геннадьевич, кандидат психологических наук, руководитель Лаборатории проблем социализации в подростковом возрасте, Городского психолого-педагогического центра Департамента образования города Москвы, Москва, Россия, e-mail: DavydovDG@edu.mos.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2217
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 22

Скачиваний

Всего: 726
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 5